Хромая судьба СПб


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «silent-gluk» > "Хромая судьба", СПб., 2005
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Хромая судьба», СПб., 2005

Статья написана 25 декабря 2017 г. 00:09
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке silent-gluk

И сегодня с нами снова сборник.

Это обложка.

Авантитул.

Титульный лист.

Оборот титульного листа.

Содержание.

Страница 6.

Страница 7, начало предисловия.

Страницы 8-9 и 10-11, предисловие.

Страница 12, окончание предисловия.

Страницы 70-71, собственно, чем нам этот сборник и интересен...

Страницы 72-73 и 74-75, пример оформления.

Страницы 708-709, кусочек комментариев.

Выходные данные.

Итак, с нами:

Стругацкий А. Хромая судьба / Стругацкий А., Стругацкий Б. // Рукописи не горят: Рассказы. Повести. Воспоминания / Оформление С.А.Булачевой; Макет М.А.Райциной. — СПб.: Изд-во "Журнал "Нева"", 2005. — С.70-193. — ISBN 5-87516-076-4. — 1000 экз. — Подп. в печ. 25.07.2005. — Заказ 1286.

Что можно сказать об издании? Текст именно _повести_ (напоминаю различие: роман — это то, которое с "Гадкими лебедями, причем целиком, повесть — то, которое с "Градом обреченным", причем не целиком; наверное, то, которое с "Гадкими лебедями", но не целиком, — тоже повесть), как он когда-то публиковался в "Неве", с кусочками "Града обреченного" в качестве Синей Папки.

Сам же сборник посвящен 50-летию журнала "Нева". "В книгу вошли те произведения, чей путь на страницы "Невы" был сложен, труден, был отмечен неожиданными поворотами литературной судьбы. [...] Помимо самих текстов в книгу включены краткие комментарии, рассказывающие о тех непростых обстоятельствах, которые сопутствовали публикации в "Неве" представленных произведений и о том, как складывались отношения авторов с журналом".

Правда, в интересующем нас случае про историю публикации говорится совсем мало:

"Роман "Хромая судьба" был опубликован в журнальном варианте в 1986 году ("Нева". №№ 8-9. 1986).

Первая публикация братьев Стругацких на страницах "Невы" состоялась в 1969 году: роман "Обитаемый остров" ("Нева". №№ 3-4, 1969).

Вот что писал Борис Стругацкий в дни сорокалетия "Невы", отвечая на вопрос о том, какую роль сыграл журнал в литературной судьбе братьев Стругацких:

"Я бы сказал: значительную. В "Неву" мы понесли первые наши опусы в самом конце пятидесятых. "Нева" (ценой нечеловеческих усилий Самуила Лурье и тогдашнего завпрозой Владимира Кривцова) опубликовала в конце 60-х (впервые в СССР!) наш роман "Обитаемый остров", — по поводу чего немедленно поимела крупные неприятности с горкомом КПСС. В новейшие уже времена именно в "Неве" появились наши роман "Град обреченный" (написанный еще в середине 70-х и пролежавший в столе без всякого движения более двадцати лет) и совсем свеженький, только что законченный роман "Хромая судьба", напечатать который мы даже и не мечтали при своей жизни. Так что с "Невой" связаны у мен самые приятные и самые добрые воспоминания. Спасибо Вам, Самуил Аронович, Спасибо Вам, Борис Николаевич, вы помогали нам тогда, когда помощи было ждать неоткуда и не от кого!"

Начиная с 1986 года, произведения Аркадия и Бориса Стругацких постоянно публикуются на страницах "Невы" (роман "Град обреченный", книга первая — "Нева". №№ 9010. 1988, книга вторая — "Нева". №№ 2-3. 1989; комедия "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах" — "Нева". № 9. 1990)

Стоит также отметить, что именно в "Неве" активно публикуются участники уникального литературного объединения: семинара писателей-фантастов под руководством Бориса Натановича Стругацкого: Вячеслав Рыбаков, Наталья Галкина, Андрей Столяров, Наталия Никитайская, Андрей Измайлов."

Бонусом — содержание сборника.

"Нева между прошлым и будущим / Б.Никольский. С.7-12.

Вокруг да около: Очерк / Ф.Абрамов. С.13-58.

Невезучий Альфонс: Рассказ / В.Конецкий. С.59-69.

Хромая судьба / А.Стругацкий, Б.Стругацкий. С.70-193.

Софья Петровна: Повесть / Л.Чуковская. С.194-267.

Записки народного судьи Семена Бузыкина: Повесть / В.Курочкин. С.268-384.

Эпилог: Глава из воспоминаний / В.Каверин. С.385-423.

Как мы остались живы: Воспоминания / Д.Лихачев. С.424-472.

Одна абсолютно счастливая деревня: Повесть / Б.Вахтин. С.473-533.

Страх: Эссе / Д.Гранин. С.534-616.

Между двумя романами: Главы из книги / В.Дудинцев. С.617-686.

Некролог: Рассказ / М.Чулаки. С.687-704.

Комментарии. С.705-718.

Всего в сборнике 720 с.

P.S. Этого издания на сайте нет, ура!..





484
просмотры





  Комментарии
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 01:14 цитировать
Не уловил из контекста, кто такой «Борис Николаевич» ...
свернуть ветку
 
razrub 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 01:24 цитировать
Б. Н. Никольский, главред «Невы», автор предисловия к данному сборнику.
 
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 01:34 цитировать
Понятно, но странно, что он благодарит Лурье и Бориса Николаевича, но не «тогдашнего завпрозой Владимира Кривцова», которого выше в одной связке с Лурье упомянул.

Кстати, состав сборника не кажется очень сильным для такого юбилея. Все, конечно, относительно. Возможно, в свое время авторы воспринимались по-другому.
 
razrub 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 01:51 цитировать
Кривцов умер в 1979, текст БНС — это 1995, вероятно. «Спасибо Вам», адресованное умершему человеку, с перечислением в ряду живущих — в этом тексте выглядело бы странно, ИМХО.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 17:31 цитировать
Да, наверное...
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 17:31 цитировать
Да, я вот тоже думаю, почему «Хромую судьбу» взяли, а не «Обитаемый остров», у которого история публикации, похоже, была сложнее...
 
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 20:18 цитировать
Я не о Стругацких, это Вам виднее. Просто подумал, что из «бонусного» списка еще имеет какой-то резонанс сейчас. Возможно, только Каверин? Его мемуары читаются хорошо, но многие персонажи практически забыты.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 21:09 цитировать

цитата Victor31

что из «бонусного» списка еще имеет какой-то резонанс сейчас

Вот, например,

цитата silent-gluk

Невезучий Альфонс: Рассказ / В.Конецкий. С.59-69.

Хотя и непонятно про:

цитата silent-gluk

произведения, чей путь на страницы «Невы» был сложен, труден, был отмечен неожиданными поворотами литературной судьбы.
— я его читал ещё в советских изданиях задолго до Перестройки.
 
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:25 цитировать
«Альфонса» я как раз только что прочитал.

https://fantlab.ru/wor...

Первая публикация там: ЛГ, 1965 ???

Могу себе представить, что юмор Конецкого средний советский редактор не ценил, но на «неожиданный поворот литературной судьбы» его публикация тоже не похожа.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:42 цитировать
Да, странно...
 
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:54 цитировать
Погуглил немного историю публикаций и нашел:

цитата

Моя литературная судьба счастливая: печататься начал рано, регулярно выходят книги, писал и печатал только то, что печатать считал нужным. В столе ни одной рукописи не лежит. Конечно, бит бывал крепко и урон по текстам нес большой, но, будучи по натуре сутягой и занудой, один раз даже до Городского суда дошел и выиграл процесс против журнала „Нева“, когда был обвинен в идейной порочности. И не буду здесь врать: приятно вспомнить!


цитата

Слово и дело! 15 июля в 10 часов состоится суд между мной и журналом „Нева“. Из-за „Соленого льда“. Они мне его завернули, я напечатал в „Знамени“. Они попросили какую-нибудь рукопись вместо этой. Я не дал. Они попросили назад аванс. Я не отдал. Теперь будет интересный суд, которому я хочу дать возможно большую огласку, если, конечно, это удастся.

Рубка будет идти на самой принципиальной основе — о произволе Редакций, об Авторском праве и т. д.


цитата

Суд состоялся в здании Городского суда на Фонтанке. Журнал представлял зам. главного редактора Кривцов.


Странно, тот самый Кривцов, который помогал Стругацким пробивать рукописи? %-\


цитата

После публикации рукописи в „Знамени“ я узнал, что она переведена в Москве на французский язык и вышла огромным тиражом. А наиболее спорная глава „Невезучий Альфонс“ опубликована в США в журнале „Советский Союз“, издателем которого является советское правительство.
...
Суд В. Конецкий выиграл. Отдельным изданием книга „Соленый лед“ вышла четыре года спустя. Журнал „Советский Союз“ из Америки привез Андрей Вознесенский.



Роль журнала «Нева» вдруг предстает в совсем другом свете ... %-\
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 23:44 цитировать

цитата Victor31

Странно, тот самый Кривцов, который помогал Стругацким пробивать рукописи?

Ну может он такую личную неприязнь испытывал к Конецкому...
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение6 января 12:04 цитировать
Или что Наверху говорили...
 
razrub 


Ссылка на сообщение6 января 13:10 цитировать
Во-во... Банальный конфликт интересов между журналом и автором. Вот, если взглянуть, исходя из имеющейся информации... Аванс автору выплачен, но ВНЕЗАПНО выясняется, что опубликовать это в Ленинграде невозможно. Наверно, нашлось более высокое начальство, которое предыдущие одобрения отменило (не исключаю, что кто-то из «друзей»-колл ег Конецкого ту рукопись любезно начальству и подложил, да ещё и нужные места выделил). А у «Невы» финотчетность, бухгалтерия и своё начальство. И за выплату аванса за неопубликованное произведение их не похвалят (премии лишат, как минимум, а то и более крупные неприятности). Журнал предлагает автору опубликовать что-то другое. Автор принципиально отказывается. Ну и т.д...
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение6 января 15:58 цитировать

цитата razrub

Аванс автору выплачен, но ВНЕЗАПНО выясняется, что опубликовать это в Ленинграде невозможно.

цитата razrub

И за выплату аванса за неопубликованное произведение их не похвалят (премии лишат, как минимум, а то и более крупные неприятности).

Мне неоднократно встречался другой вариант. Правда, относилося это к диссидентам. Не публикуют или не снимают фильм по заказанному сценарию — а аванс оставляют.
 
razrub 


Ссылка на сообщение6 января 16:57 цитировать
Ну, тут вроде всё-же другой случай.

цитата

Они попросили какую-нибудь рукопись вместо этой. Я не дал. Они попросили назад аванс. Я не отдал. Теперь будет интересный суд


Кстати, в переписке АБС много всяких упоминаний по финансовым отношениям между авторами и редакциями в те годы.
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение6 января 17:14 цитировать

цитата razrub

Они попросили какую-нибудь рукопись вместо этой. Я не дал. Они попросили назад аванс. Я не отдал.

А может просто не было ни того, ни другого...
Как раз именно в Солёном льде — ежли я не путаю — он пишет, почему и как вернулся во флот из профессиональных писателей — и творческий кризис — не пишется ничего и деньги закончились — и тут письмо от знакомого капитана-писателя с предложением снова плавать.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение6 января 12:04 цитировать
Интересно, в чем там была проблема?.. Почему не хотели публиковать?..
 
Victor31 


Ссылка на сообщение6 января 22:58 цитировать
Новогодняя публикация в «ЛГ» вызвала поток негативных отзывов. Конецкий полагал, что в «Неве» решили перестраховаться, но для суда причины были сформулированы так:

цитата

В иске к автору редакция заявила, что предоставленная к публикации рукопись меньшего объема, чем предусматривал договор, и сдана она была с опозданием.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:42 цитировать
Я его тоже читала, но вот в каких изданиях??? Не помню.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:41 цитировать
Ну, когда-то я Конецкого любила... Чулаки, опять же. Гранин, Лихачев...
 
Victor31 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:57 цитировать
Чулаки не знаю; надо будет посмотреть.

Возможно, я упрощаю, но Гранин и Лихачев для меня всегда были частью истеблишмента. Как-то не ассоциируются они для меня с пробиванием своих публикаций.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение6 января 12:04 цитировать
Так, может, смотря какие публикации...
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 17:30 цитировать
Спасибо!..
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 17:30 цитировать
Никольский, главный редактор «Невы»...
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 21:13 цитировать

цитата silent-gluk

В новейшие уже времена именно в «Неве» появились наши роман «Град обреченный» (написанный еще в середине 70-х и пролежавший в столе без всякого движения более двадцати лет)

Ежли б он лежал действительно

цитата silent-gluk

более двадцати лет)
— то был бы напечатан только в середине, а то и конце 90-х...
свернуть ветку
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 22:43 цитировать
В принципе, он в томе ПСС за 1972 год...
 
ЯэтоЯ 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 23:39 цитировать
Ну а напечатан в 89-м — т.е. менее 20 лет.
 
silent-gluk 


Ссылка на сообщение6 января 12:05 цитировать
Ну не помнил человек дат точно. Или считал по «первой редакции», что тоже возможно...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх