Новый год


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kons» > Новый год...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новый год...

Статья написана 6 февраля 2018 г. 23:27

Ну а мы продолжаем читать то, что остаётся за пределами внимания большинства.

1.

Собственно тут говорить не о чем. Уж не знаю, что там делали 3 (!) переводчика, которые указаны в издании, ибо всего текста там дай бог на пол-листа. Да и текст, довольно-таки простой. Однако, в данной книги важнее авторские иллюстрации. Они оригинальны, автор использует различные техники. Но если первая переведённая вещь — «Прибытие», имела взаимосвязь текста и изобразительного ряда, то в данном случае эта книга напоминает игру «Диксит» — мол угадай как можно ближе, что задумал автор.

Не скажу, что сильно расстроился, но для меня после «Прибытия» это скорее шаг назад и упрощение.

Всего 6 баллов.

2.

А у нас очередное погружение в истории на 100 лет. Данную антологию, как нетрудно догадаться, составили произведения о далеком палеонтологическом прошлом или реликтах той эпохи, которые дотянули до наших дней.

Условно антологию можно разделить на две подчасти — первая, увы более простая и скучная, истории из далёкого прошлого и вторая, в которой фигурируют выжившие реликты прошлого, а вот эта подборка получилась гораздо интереснее. Что примечательно в антологию включены как отечественные, так и зарубежные рассказы.

Из первой части наиболее выделяется рассказ «Слоновий дедушка» Алексея Романовского. На сайте всей информации о нём сейчас, что он был учителем русского языка. И в рассказе это чувствуется. Замечательный слог и легкость в прочтении замечательно дополняются колоритной историей с украинским колоритом. И даже получается как-то, что тот самый мамонт из заглавия рассказа только фон для истории о людях того времени.

А вот все остальные произведения довольно банальные и неинтересные и это существенный недостаток, ибо не в каждом хватит сил и желания добраться до второй части, которая и посильнее и поинтереснее.

Конечно же стоит отметить произведение Мориса Ренара, могу ошибаться, но это если не первое, то одно из первых произведение в жанре «рассказов о динозаврах» (Конан Дойля опередили аж на 5 лет). Однако история это одно, а чтение это другое. Как справедливо заметили другие лаборанты, произведение затянуто и в нём хватает научных неточностей (ну что поделать за более чем 100 лет палеонтология далеко шагнула). Поэтому сейчас интерес скорее в историческом аспекте, нежели литературном. Второй рассказ иностранного автора весьма прост — морская история о чем-то непонятном и неизвестном.

А вот русские авторы порадовали — интересная приключенческая повесть Афанасьева и наверное лучшее произведение — «Катастрофа пространства» замечательная история, в которой научная фантастика с многомерностью оборачивается юмористическим рассказом о нравах.

В целом есть как тематическая антология очень и очень неплохо. В литературном плане — послабее. Но всё-таки рискну предложить ознакомится, когда устанете от современных авторов.


3.

В этом месяце были две детские книги Нила Геймана с иллюстрациями Криса Риделла. Эта попалась первой.

Сказочная история о том, как скандинавские боги, из-за проделок Локи, вынуждены были отдать Асгард ледяным великанам. Всем кто знаком с скандинавской мифологией известно, что предрекает битва за этот город. Однако, Гейман смог вывернуть этот апокалиптический сюжет и сделать из него подростковую сказку о взрослении, в духе «не боги горшки обжигают». Увечному подростку Одд настолько все надоело, что он решается сбежать из дома отчима. По пути он натыкается на странных зверей, которые потом оказываются скандинавскими богами, заключенными в тела животных. По ходу истории выясняется, что изменения в мире Одда и появление богов в нашем мире взаимосвязаны и в результате Одд собирается помочь богам вернуться в свой верхний мир. Подростковая книга, которая помимо просветительской функции (скандинавская мифология в новой оболочке), несёт в себе правильные жизненные установки — бороться за своё, помогать близким и др. А ещё все это сдобрено юмором, не чёрным, который Гейман приберегает для читателей постарше, а таким жизненным, ироническим. Одна идея о том, что не очень-то ледяным великанам и нужен Асагрд, ибо там жарко и далеко от родины, заставляет взглянуть на всю эту мифологию под другим углом зрения. К сожалению, иллюстраций не так много, как во второй книге. Но уже тот факт, что современная фэнтези для подростков с оригинальными иллюстрациями выходит у нас, не может не радовать. Так что родители вперёд на поиски — однозначно рекомендую для чтения подросткам, как и вторую книгу о которой ниже.


4.

Ещё одна электронная книга, которая собственно собрало все фантастические произведения Бориса Лавренко (всего-то повесть и рассказ). И честно говоря я затруднюсь по такому количеству произведений оценить творчество автора.

Начну с рассказа «Загадки пучины», так получилось, что тематика рассказа сильно перикликалась с произведениями из упомянутого сборника «Пещера чудовищ». И, к сожалению, рассказ не выдерживает сравнения даже с не лучшими произведениями той книги. Скучно, уныло и банально, а все-таки это 1965 год.

Более живой оказалась научно-фантастическая повесть, давшая название книге. Здесь более интересный сюжет, за которым следишь, и довольно неплохая история о тяжёлом возвращении звездолета. Немного примитивно уже для того времени, но всё равно неплохое произведение. Не скажу, что помню хорошо, но навскидку не могу вспомнить произведения того времени, когда описывались столь масштабные изменения на Земле, чтобы собрать энергию для захвата неуправляемого корабля.

Вот такой вот расклад: повесть неплохая, рассказ никакой. Есть возможность поищите повесть.

5.

Увидев эту книгу не смог пройти мимо и что самое приятное, прочитав запоем, не был разочарован. В книге собраны статьи последних лет нашего лаборанта Вертера де Гетё. Книга удалась, ибо с выполненной целью —

показать наличие не англоязычного хоррора — справилась. Я помню как на одной из фантлабовских встреч мы с автором беседовали о творчестве Яна Шванкмайера, и, читая стать о чешском таланте, я с теплом вспоминал о той беседе. В книге четко прослеживаются две страсти автора — литература и кино. Не скажу, что книга была полна откровений для меня, но кое-что интересное я оттуда вычитал. Но возможно, что кому-то эта книга может открыть дверь в мир другой, неаглоязычной фантастики. К сожалению, формат издания не позволил в полной мере насладиться визуальным рядом, который присутствует в онлайновых версиях.

Единственное, что хотелось бы добавить — Вертер, пиши ещё!

6.

Ох уж эти поэты, которые все что-то выискивают — новые способы, да свежие рифмы. Вот один из таких примеров. Большинство стихов мусор, который дорог только автору и причастным. Жаль, что неплохой критик, оказался плохим поэтом.

7.

И ещё одна электронная книга, которая дожидалась своего времени на читалке. Сильно позабытый автор, который стоял у истоков разнообразных жанров. И скорее всего бы о нём окончательно забыли, если бы не его тяжба с Уэллсом по поводу плагиата.

Собственно произведение довольно унылое. Вкратце, гениальный исследователь делает открытие, которое позволяет справляться с силой гравитации. При помощи компаньонов в глухомани Аляски они строят небесный корабль, на котором отправляются в полёт на Марс. Здесь они находят утопическое общество, которое давно изобрело всё что можно изобрести и находится в этакой утопической стагнации. И вот это «сонное царство» наши путешественники пытаются понять и изменить. Но в результате должны вернуться на Земля, так и ничего не изменив у марсиан.

Если по началу, когда идёт процесс подготовки к полёту на Марс, описание стройки, стачки и прочего, позволяет читать произведение как приключенческое, то после прибытия на Марс начинается нудная тягомотина в виде романа-нравов. На этом фоне даже недурственные фантастические идеи о мире будущего, увы, блекнут. Ну а финальная сцена бушующих чувств вышла чересчур мелодраматичной. Начавшись как добротное фантастическое произведение, роман скатился в любовную прозу не самого высокого уровня. За сим рекомендую большинству оставить это произведение там, где оно и находилось — в небытие.

Что приятно порадовало, так это то, что в своё время роман был довольно оперативно переведён. Чтобы новейший роман англичанина увидел свет на русском потребовалось чуть менее 2 лет.

8.

Имя Гудрун Паузеванг скорее всего ничего не скажет отечественному любителю фантастики. Непрофильная серия, непрофильное издательство — вот факторы, «благодаря» которым эта книга пролетела незамеченной для широкого читателя. А между тем перед нами лучший немецкий роман 1987 года (дубль из двух главных немецкоязычных премий).

Перед нами история подростка Янны-Берты, которая волей судеб оказалась рядом с эпицентром взрыва на атомной электростанции в Германии (вот этим фантдопущением и ограничивается фантастичность книги, что отнюдь не мешает ей быть прекрасным произведением). Радиоактивное облако будет в её городе через пару-тройку часов. Янна-Берта с младшим братом Ули бросаются к велосипедам и мчатся прочь из города — как и сотни других семей. Пройдя через суету и панику, через трагичные случайности и ситуации личного выбора, через больницы и чужие дома, Янна-Берта вернётся на родину совсем другим человеком — повзрослевшим и готовым отстаивать своё право на жизнь. Книга неудобная — много острых психологических проблем и вопросов, на которые автор пытается найти ответы. Можем ли мы отказаться от удобной атомной энергии? Каков быть чужим среди своих? Даже такой вопрос, который стал очень актуальным, каково быть беженцем? И многие другие

Книга увидела свет практически сразу после чернобыльской катастрофы, но не потеряла своей актуальности и поныне в свете событий на Фукусиме. Обязательно найди книгу и прочитайте, немецкая фантастика нечастый гость в наших пенатах, а хорошо написанная фантастика, ещё более редкий гость. А ёще есть экранизация — надо взглянуть что там получилось...

9.

При прочтении этого произведения возникает прямая аналогия — произведение Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Видимо существуют некоторые популярные тематики для каждого временного периода. В двадцатые годы это было увлечение микромиром, который позволила рассмотреть современная томе времени наука (потом спираль времени уже на новом витке снова сделает эту тему популярной). Итак, перед нами история о том, как некий доктор Скальпель и его воспитанник Николка странным образом смогли уменьшится и попасть в мир микробов. И если нас сейчас пугают из мира микроорганизмов вирусами, то тогда это были недавно открытые микробы. И это книга скорее даже не пугает, а так попугивает. При достаточно неплохой научной базе, которую обеспечивает Скальпель, приключенческая составляющая от Николки отдаёт примитивом — «вот как дам сейчас дубиной...» и тому подобное. К сожалению, в книге автор не смог полноценно связать этих героев и их образ поведения, поэтому где-то их встреча с микроорганизмами проходит гладко — с научной точкой и с просветительской (понимание чем вредны или полезны те или иные микроорганизмы), а иногда просто глупость какая-то несуразная, что значительно портит впечатление от книги. Но, надеюсь, что свою просветительскую роль в 20-е годы она-таки сыграла. Не скажу, что стоит прочитать, книга Ларри более интересна. Для заинтересованных в истории жанра.

10.

А вот и вторая книга Геймана. Эта книга более странная, более фантастичная... Если в первой книге обзора у нас шла речь о богах, то здесь у нас чистейшей воды научная фантастика с путешествиями во времени, динозаврами, которые оставили Землю, а сами полетели осваивать космос, инопланетянами-слизнями — и вообще этакий подростковый вариант Дугласа Адамса. И всё это история одного похода за молоком. Да, здесь будут вампиры и радужные пони, но это скорее необходимость рассказа, нежели сюжетообразующая основа.

Эту книгу в большей степени выручают иллюстрации Криса Риделла — без них это было бы совсем кислотное варево для мозга. А так это безудержная фантазия с прекрасными картинками.

Вместе с предыдущей книгой — они составляют замечательный тандем, чтобы подросток начал знакомство с творчеством интересного современного автора.


11.

Этот комикс как-то уже попадал в поле моего зрения, но вот сейчас так совпало, что у меня появилась возможность его прочитать.

Что же — надо отметить, что комикс вышел в 2015 году. Тогда национальный комикс только начинал выходить из «подземелий», где он обитал и был только для своих. На этом фоне не тонкая тетрадка, а солидная книжка отечественного автора, выглядела безумием. Каковым безумием, хоть и весьма забавным оказалась внутри. Итак, перед нами история некоего корабля «Аврора», который существует в некоем параллельном мире, где не было революции, а развитие технологий пошло по стимпанковскому пути. Перед нами, на первый взгляд, парафраз истории капитана Немо и его Наутилуса, спустя какое-то время (не зря в книге мы можем найти иллюстрации Наутилуса). Однако, в этой истории переплелись, волей авторов, судьбы гениального Теслы и Распутина, странных изобретений и морских легенд, современных технологий с переделкой под паровые технологии и пр. И получился взрывной коктейль, который ещё приправлен полуанимешной рисовкой.

Читать и смотреть это мне было интересно, однако очень многое останется непонятным и надо искать продолжение (которого пришлось ждать более двух лет). Уж не знаю куда выведет сюжетная тропа авторов, но сейчас мне очень интересно остановимся ли мы на втором томе или на всех парах понесемся дальше.

В целом месяц можно считать удачным — интересного было больше.

Победителей двое :

Проза — Гудрун Паузеванг «Облако»

Нон-фикшн — Алексей Грибанов «Страшное обаяние неанглоязычного хоррора «





249
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2018 г. 23:49
При прочтении этого произведения возникает прямая аналогия — произведение Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Видимо существуют некоторые популярные тематики для каждого временного периода. В двадцатые годы это было увлечение микромиром, который позволила рассмотреть современная томе времени наука (потом спираль времени уже на новом витке снова сделает эту тему популярной). Итак, перед нами история о том, как некий доктор Скальпель и его воспитанник Николка странным образом смогли уменьшится и попасть в мир микробов. И если нас сейчас пугают из мира микроорганизмов вирусами, то тогда это были недавно открытые микробы. И это книга скорее даже не пугает, а так попугивает. При достаточно неплохой научной базе, которую обеспечивает Скальпель, приключенческая составляющая от Николки отдаёт примитивом — «вот как дам сейчас дубиной...» и тому подобное. К сожалению, в книге автор не смог полноценно связать этих героев и их образ поведения, поэтому где-то их встреча с микроорганизмами проходит гладко — с научной точкой и с просветительской (понимание чем вредны или полезны те или иные микроорганизмы), а иногда просто глупость какая-то несуразная, что значительно портит впечатление от книги. Но, надеюсь, что свою просветительскую роль в 20-е годы она-таки сыграла. Не скажу, что стоит прочитать, книга Ларри более интересна. Для заинтересованных в истории жанра. :beer:


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 12:42
Нехило почитал. Я ни одной за месяц(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 15:21
Машина была в ремонте — ездил на работу общественном транспорте :-)))


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 21:46
Отличный подбор. :beer:


⇑ Наверх