Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kons» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 марта 2018 г. 11:10

1.

На данную книгу я наткнулся абсолютно случайно, когда искал новую книгу с изданием гоголевской "Ночи перед Рождеством". Суть этого сборника хорошо изложена Николаем Лесковым — "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе". Собственно по такому лекалу и старались строить свои произведения авторы сборника. Сборник соблюдает временную направленность от наиболее ранних к современным произведениям.

По прочтению книги у меня сформировалась ощущение, что написать святочный рассказ мог человек, для которого святки это неотъемлемая часть жизни, а не нечто абстрактное. Именно ранние рассказы наиболее сочные и интересные, а чем дальше мы двигаемся по временной линии, тем всё более вымученными кажутся истории, которые предлагают нам авторы. И ведь порой рассказы написаны церковными лицами, но то ли идеи поданы в лоб, то ли простого литературного таланта не хватает, но увы, многие современные рассказы банальны и слабы.

Из 13 рассказов отметить можно только три. Больше всего мне понравился рассказ Бориса Екимова "За теплым хлебом", но вот ведь пародокс он практически и не святочный. Просто замечательная история из жизни. Схожая история и с другим рассказом — "Юркино Рождество". Только-только, самым краем притянут к святочной тематике. И вот что ведь получается, что когда сама тема уходит из общественной жизни, то хорошая и качественная литература, все равно выигрывает. К сожалению, остальные произведения являются попыткам оживить умершего.

В целом, получилась интересная антология, посвященная ушедшему литературному жанру, что позволяет неплохо оценить подборка произведений.

2.

Завершаю знакомство с совместными проектами Нила Геймана и Криса Ридделла. А ещё это тот случай, когда с экранизацией я познакомился задолго до прочтения книги.

Книга весьма необычная, но в случае с Нилом Гейманом это ожидаемо. И наверное это самая мрачная книга из проиллюстрированных Ридделлом. И скажу честно именно такая версия с авторскими рисунками мне оказалась ближе, чем то, что получилось в экранизации.

История о девочке, попавшей в некий параллельный мир, который создала ведьма, чтобы навсегда захватить девочку и её семью.

Даже не знаю в каком возрасте следует подсунуть эту книгу подростку. Как найти ту грань, когда воспитательный момент книги перевесит пугающую странность книги.

3.

Забавная такая брошюрка, изданная в эмигрантском издательстве. В ней описывается встреча двух друзей в изгнании, которые размышляют о будущем России. Один из них мечтатель, а другой скептик. Именно "фантазиями" мечтателя и интересна эта книга. Начав разговор об удобстве дорог и всеобщей мобилизации, они постепенно переходят к рассуждениям об ядерной энергии (ещё не частый гость на страницах фантастических произведений) и беспроводной её передачи, а также о её значении для геополитических решений. А закончилось всё необходимостью создание высокодуховного человека, на стыке соединения культур Запада и Востока. Или даже не закончилось, а просто оборвалось. Именно такая идея и сформировалась у автора, о чём свидетельствует название очерка. В принципе в небольшой книжке автор сделал обзор основных фантастических идей, которые будоражили умы в то время. И в принципе всё это читается довольно интересно.

А тем временем за обычной фамилией на обложке, скрывается очередной человек необычной судьбы — Василий Витальевич Шульгин. На минуточку, один лишь факт — во время Февральской революции принявший отречение из рук Николая II. О как! Один из организаторов Белой армии, лидер дореволюционной Государственной Думы, известный борец с большевизмом. Перед ним прошли события Первой Мировой войны, Февральской революции, Белого движения, русской эмиграции, Второй Мировой войны. Многое было в его жизни.

Резюме: Было небезынтересно ознакомиться с творчеством многогранной личности.

4.

Продолжая копаться в том, что иногда фантастического всплывает в сети, ознакомился с книгой 18 века. Что у нас тут присутствует — был некий муж истовым старообрядцем, знал книги многие и соблюдал все установления веры своей. Один из учеников его расстроил его так, что послужило это причиной смерти старца. Душа же его попала в языческий посмертный мир, где сопровождали её Меркурий и Харон.

Стоит ли рассматривать данную книгу как фантастическую? Вряд ли. Это памфлет, сатира, с той же степенью фантастичности, что и в произведениях Салтыкова-Щедрина. Рассказ разделён на 2 части — досмертная и посмертная. Первая часть посвящена описанию "святости" владельца души в нашем мире. Здесь весьма сильна сатирическая составляющая, высмеивающая старообрядцев. Вторая рассказывает о приключении души этого "святого" в мире ином, где он попадает в посмертный мир древней античности. Эта часть вообще выглядит фарсом. Во-первых, здесь смешаны в гремучую смесь античная мифология и христианская религия (вообще непонятно почему душа старообрядца попала в загробный мир древних. ну не такие уж старообрядцы еретики). Во-вторых, здесь вместо благочестивого старца перед нами предстаёт Улыбающаяся душа, которая постоянно лебезит и способная заумно заговорить любого. На мой взгляд эти две части не составляют единого целого, а так и остаются отдельными фрагментами, которые высмеивают в одной части одно, а в другой- другое.

Вообще старинные книги это отдельная тема. Это и другой стиль изложения и другое построение языка. В архив истории, однозначно, и не доставать.

5.

Абсолютно детское чтиво для детей 5-6 лет. Не стоит потраченного на них времени. Ничего нового в творчестве Ле Гуин эти книги вам не откроют

6.

Ещё одна детская книжка. Единственная сказка в творчестве Андре Моруа, если не вообще единственное фантастическое произведение. Мне досталось первое издание этой книги, выпущенное издательством ОГИ. Это один из немногих случаев, когда претенциозное оформление, напрочь убило впечатление от книги. Задумка проиллюстрировать книгу рисунками "под ребёнка" просто ужасная находка. Лично я бы запихнул детскую книгу с такими иллюстрациями в самое дальнее место. Ну на фига делать подписи к рисункам, которые даже не всегда можно прочитать >:-|.

Сам текст довольно простой для сказки. В меру нравоучителен и понятен.

Из нашего мира в подземный, где обитают толстопузы и долговязы, проваливаются два мальчика, схожей комплекции. Как не трудно догадаться один из них попадает к одной стороне, а другой к противоположной. И происходит все это на фоне переговоров, которые приводят в войне. И нашим героям поневоле приходится поучаствовать во всей этой бурной активности. Как это ни странно война, выигранная одной из сторон, имеет весьма необычные последствия.

Такой вот очевидный антивоенный посыл, который автор и не сильно скрывает. Произведение интересное, но все-таки оно в большей степени для детей и подростков.

7.

Специальный номер журнала посвященный столетию со дня рождения Энтони Бёрджесса. Огромный поклон составителям этого номера. Если вы не знаете что это за автор, то милости просим. Скорее всего большинство знает как автора романа "Заводной апельсин", на что весьма прозрачно намекает обложка этого номера журнала, весьма своеобразного фантастического романа. Но это абсолютно не так и, как у любого автора, творчество его гораздо разнообразнее. Именно это и старались показать составители.

В номере собраны весьма различные произведения — один роман, один рассказ (которых у него меньше чем романов), фрагмент автобиографии, немного статей, интервью, рецензии на книги и рецензии других авторов на его книги. Таким образом, этот номер уникальная возможность оценить творчество автора с различных позиций.

И если художественное творчество оставило менее довольно равнодушным, то другие работы заставили абсолютно по другому взглянуть на автора, особенно автобиографии автора.

Не знаю насколько достоверна автобиография автора, но она позволяет совсем по другому взглянуть на творчество автора и даёт определенные пояснения к творчеству. В копилку сведений идёт информация о причинах творчества, о музыкальной деятельности, об огромной работе, которую проделал автор как литературный критик и многое другое. Эта информация далее подтверждается работами, представленными в журнале. Разве не интересна писательская кухня? Почему и как задумывался тот или иной рассказ? Как возник арго в романе "Заводной апельсин"? Ответы можно найти на страницах журнала.

Не менее интересная грань творчества представлена литературоведческой деятельностью. Здесь наверное надо выделить два литературных "столпа", которые интересуют автора Джойс и Шекспир. И так как авторы не обделены переводами на русский, то у нас есть возможность оценить то, о чём пишет автор.

Если вы хотите познакомиться с творчеством Бёрджесса с нуля или поближе, то лучшего варианта Вам просто не найти.

8.

Редкий случай, когда реклама не обманывает — "Даже если бы сюжет не был столь захватывающим и хорошо написанным, эту книгу стоило бы купить только ради её визуальной составляющей".

Альтернативная викторианская Англия в стимпанковской оболочке — просто конфетка для различных изобразительных находок. Главная героиня, Механика, утратившая воспоминания о прошлой жизни, пытается существовать после эксперимента сумасшедшего ученого, наградившего её механическими протезами. Она работает частным детективом, расследующим различные необычные дела, а заодно распутывает своё прошлое.

Не сказать, чтобы сюжет блещет оригинальностью, подобное построение комикса встречалось неоднократно. Комикс в большей степени выигрывает за счет иллюстративного ряда, героинь в обтянутых костюмах и выступающими бюстами. Чистое пиршество сексизма и огромный задел для косплееров. Но мне нравится и потому буду ждать продолжения.

И, кстати, возникает любопытное пересечение с графическим романом "Аврора", прочитанным в прошлом месяце.

9.

Главное разочарование месяца. Решил почитать что же за новые авторы, которым дают Нобелевскую премию. Последний мой опыт был необычен — это были романы Орхана Памука. И хотя не скажу, что особенно понравилось, но что-то в этом было. Поэтому осознанно брал книгу Патрика Модиано с такой задачей.

Честно я вообще не понял что это. Небольшой роман (а скорее повесть) в котором нет осмысленного сюжета. Нам представлен некий фрагмент жизни героини, который возникает из ниоткуда и уходит в никуда. Прошлое, основное, чем озабочена героиня. Ты читаешь, читаешь, ждешь чего-то исходящего из описания, но сюжетные линии обрываются в никуда, а финал ставит вполне разумный вопрос "А на фига вообще всё это надо было?". 150 страниц ни о чём. Можно сколько угодно пытаться написать умных мыслей, что задумал автор и что это могло бы означать. Пусть этим занимаются критики. Из данного текста абсолютно не понятно за что автору дали указанную премию. В ближайшее время я попробую почитать ещё одного нобелевского лауреата, и это точно будет не Модиано.

За отчетный период наверное две книги стоит выделить из прочитанного. "Святочные рассказы" и февральский номер "Иностранной литературы" за 2017 год, посвященный Бёрджессу. В итоге отдам предпочтение журналу.


Статья написана 6 февраля 2018 г. 23:27

Ну а мы продолжаем читать то, что остаётся за пределами внимания большинства.

1.

Собственно тут говорить не о чем. Уж не знаю, что там делали 3 (!) переводчика, которые указаны в издании, ибо всего текста там дай бог на пол-листа. Да и текст, довольно-таки простой. Однако, в данной книги важнее авторские иллюстрации. Они оригинальны, автор использует различные техники. Но если первая переведённая вещь — "Прибытие", имела взаимосвязь текста и изобразительного ряда, то в данном случае эта книга напоминает игру "Диксит" — мол угадай как можно ближе, что задумал автор.

Не скажу, что сильно расстроился, но для меня после "Прибытия" это скорее шаг назад и упрощение.

Всего 6 баллов.

2.

А у нас очередное погружение в истории на 100 лет. Данную антологию, как нетрудно догадаться, составили произведения о далеком палеонтологическом прошлом или реликтах той эпохи, которые дотянули до наших дней.

Условно антологию можно разделить на две подчасти — первая, увы более простая и скучная, истории из далёкого прошлого и вторая, в которой фигурируют выжившие реликты прошлого, а вот эта подборка получилась гораздо интереснее. Что примечательно в антологию включены как отечественные, так и зарубежные рассказы.

Из первой части наиболее выделяется рассказ "Слоновий дедушка" Алексея Романовского. На сайте всей информации о нём сейчас, что он был учителем русского языка. И в рассказе это чувствуется. Замечательный слог и легкость в прочтении замечательно дополняются колоритной историей с украинским колоритом. И даже получается как-то, что тот самый мамонт из заглавия рассказа только фон для истории о людях того времени.

А вот все остальные произведения довольно банальные и неинтересные и это существенный недостаток, ибо не в каждом хватит сил и желания добраться до второй части, которая и посильнее и поинтереснее.

Конечно же стоит отметить произведение Мориса Ренара, могу ошибаться, но это если не первое, то одно из первых произведение в жанре "рассказов о динозаврах" (Конан Дойля опередили аж на 5 лет). Однако история это одно, а чтение это другое. Как справедливо заметили другие лаборанты, произведение затянуто и в нём хватает научных неточностей (ну что поделать за более чем 100 лет палеонтология далеко шагнула). Поэтому сейчас интерес скорее в историческом аспекте, нежели литературном. Второй рассказ иностранного автора весьма прост — морская история о чем-то непонятном и неизвестном.

А вот русские авторы порадовали — интересная приключенческая повесть Афанасьева и наверное лучшее произведение — "Катастрофа пространства" замечательная история, в которой научная фантастика с многомерностью оборачивается юмористическим рассказом о нравах.

В целом есть как тематическая антология очень и очень неплохо. В литературном плане — послабее. Но всё-таки рискну предложить ознакомится, когда устанете от современных авторов.


3.

В этом месяце были две детские книги Нила Геймана с иллюстрациями Криса Риделла. Эта попалась первой.

Сказочная история о том, как скандинавские боги, из-за проделок Локи, вынуждены были отдать Асгард ледяным великанам. Всем кто знаком с скандинавской мифологией известно, что предрекает битва за этот город. Однако, Гейман смог вывернуть этот апокалиптический сюжет и сделать из него подростковую сказку о взрослении, в духе "не боги горшки обжигают". Увечному подростку Одд настолько все надоело, что он решается сбежать из дома отчима. По пути он натыкается на странных зверей, которые потом оказываются скандинавскими богами, заключенными в тела животных. По ходу истории выясняется, что изменения в мире Одда и появление богов в нашем мире взаимосвязаны и в результате Одд собирается помочь богам вернуться в свой верхний мир. Подростковая книга, которая помимо просветительской функции (скандинавская мифология в новой оболочке), несёт в себе правильные жизненные установки — бороться за своё, помогать близким и др. А ещё все это сдобрено юмором, не чёрным, который Гейман приберегает для читателей постарше, а таким жизненным, ироническим. Одна идея о том, что не очень-то ледяным великанам и нужен Асагрд, ибо там жарко и далеко от родины, заставляет взглянуть на всю эту мифологию под другим углом зрения. К сожалению, иллюстраций не так много, как во второй книге. Но уже тот факт, что современная фэнтези для подростков с оригинальными иллюстрациями выходит у нас, не может не радовать. Так что родители вперёд на поиски — однозначно рекомендую для чтения подросткам, как и вторую книгу о которой ниже.


4.

Ещё одна электронная книга, которая собственно собрало все фантастические произведения Бориса Лавренко (всего-то повесть и рассказ). И честно говоря я затруднюсь по такому количеству произведений оценить творчество автора.

Начну с рассказа "Загадки пучины", так получилось, что тематика рассказа сильно перикликалась с произведениями из упомянутого сборника "Пещера чудовищ". И, к сожалению, рассказ не выдерживает сравнения даже с не лучшими произведениями той книги. Скучно, уныло и банально, а все-таки это 1965 год.

Более живой оказалась научно-фантастическая повесть, давшая название книге. Здесь более интересный сюжет, за которым следишь, и довольно неплохая история о тяжёлом возвращении звездолета. Немного примитивно уже для того времени, но всё равно неплохое произведение. Не скажу, что помню хорошо, но навскидку не могу вспомнить произведения того времени, когда описывались столь масштабные изменения на Земле, чтобы собрать энергию для захвата неуправляемого корабля.

Вот такой вот расклад: повесть неплохая, рассказ никакой. Есть возможность поищите повесть.

5.

Увидев эту книгу не смог пройти мимо и что самое приятное, прочитав запоем, не был разочарован. В книге собраны статьи последних лет нашего лаборанта Вертера де Гетё. Книга удалась, ибо с выполненной целью -

показать наличие не англоязычного хоррора — справилась. Я помню как на одной из фантлабовских встреч мы с автором беседовали о творчестве Яна Шванкмайера, и, читая стать о чешском таланте, я с теплом вспоминал о той беседе. В книге четко прослеживаются две страсти автора — литература и кино. Не скажу, что книга была полна откровений для меня, но кое-что интересное я оттуда вычитал. Но возможно, что кому-то эта книга может открыть дверь в мир другой, неаглоязычной фантастики. К сожалению, формат издания не позволил в полной мере насладиться визуальным рядом, который присутствует в онлайновых версиях.

Единственное, что хотелось бы добавить — Вертер, пиши ещё!

6.

Ох уж эти поэты, которые все что-то выискивают — новые способы, да свежие рифмы. Вот один из таких примеров. Большинство стихов мусор, который дорог только автору и причастным. Жаль, что неплохой критик, оказался плохим поэтом.

7.

И ещё одна электронная книга, которая дожидалась своего времени на читалке. Сильно позабытый автор, который стоял у истоков разнообразных жанров. И скорее всего бы о нём окончательно забыли, если бы не его тяжба с Уэллсом по поводу плагиата.

Собственно произведение довольно унылое. Вкратце, гениальный исследователь делает открытие, которое позволяет справляться с силой гравитации. При помощи компаньонов в глухомани Аляски они строят небесный корабль, на котором отправляются в полёт на Марс. Здесь они находят утопическое общество, которое давно изобрело всё что можно изобрести и находится в этакой утопической стагнации. И вот это "сонное царство" наши путешественники пытаются понять и изменить. Но в результате должны вернуться на Земля, так и ничего не изменив у марсиан.

Если по началу, когда идёт процесс подготовки к полёту на Марс, описание стройки, стачки и прочего, позволяет читать произведение как приключенческое, то после прибытия на Марс начинается нудная тягомотина в виде романа-нравов. На этом фоне даже недурственные фантастические идеи о мире будущего, увы, блекнут. Ну а финальная сцена бушующих чувств вышла чересчур мелодраматичной. Начавшись как добротное фантастическое произведение, роман скатился в любовную прозу не самого высокого уровня. За сим рекомендую большинству оставить это произведение там, где оно и находилось — в небытие.

Что приятно порадовало, так это то, что в своё время роман был довольно оперативно переведён. Чтобы новейший роман англичанина увидел свет на русском потребовалось чуть менее 2 лет.

8.

Имя Гудрун Паузеванг скорее всего ничего не скажет отечественному любителю фантастики. Непрофильная серия, непрофильное издательство — вот факторы, "благодаря" которым эта книга пролетела незамеченной для широкого читателя. А между тем перед нами лучший немецкий роман 1987 года (дубль из двух главных немецкоязычных премий).

Перед нами история подростка Янны-Берты, которая волей судеб оказалась рядом с эпицентром взрыва на атомной электростанции в Германии (вот этим фантдопущением и ограничивается фантастичность книги, что отнюдь не мешает ей быть прекрасным произведением). Радиоактивное облако будет в её городе через пару-тройку часов. Янна-Берта с младшим братом Ули бросаются к велосипедам и мчатся прочь из города — как и сотни других семей. Пройдя через суету и панику, через трагичные случайности и ситуации личного выбора, через больницы и чужие дома, Янна-Берта вернётся на родину совсем другим человеком — повзрослевшим и готовым отстаивать своё право на жизнь. Книга неудобная — много острых психологических проблем и вопросов, на которые автор пытается найти ответы. Можем ли мы отказаться от удобной атомной энергии? Каков быть чужим среди своих? Даже такой вопрос, который стал очень актуальным, каково быть беженцем? И многие другие

Книга увидела свет практически сразу после чернобыльской катастрофы, но не потеряла своей актуальности и поныне в свете событий на Фукусиме. Обязательно найди книгу и прочитайте, немецкая фантастика нечастый гость в наших пенатах, а хорошо написанная фантастика, ещё более редкий гость. А ёще есть экранизация — надо взглянуть что там получилось...

9.

При прочтении этого произведения возникает прямая аналогия — произведение Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Видимо существуют некоторые популярные тематики для каждого временного периода. В двадцатые годы это было увлечение микромиром, который позволила рассмотреть современная томе времени наука (потом спираль времени уже на новом витке снова сделает эту тему популярной). Итак, перед нами история о том, как некий доктор Скальпель и его воспитанник Николка странным образом смогли уменьшится и попасть в мир микробов. И если нас сейчас пугают из мира микроорганизмов вирусами, то тогда это были недавно открытые микробы. И это книга скорее даже не пугает, а так попугивает. При достаточно неплохой научной базе, которую обеспечивает Скальпель, приключенческая составляющая от Николки отдаёт примитивом — "вот как дам сейчас дубиной..." и тому подобное. К сожалению, в книге автор не смог полноценно связать этих героев и их образ поведения, поэтому где-то их встреча с микроорганизмами проходит гладко — с научной точкой и с просветительской (понимание чем вредны или полезны те или иные микроорганизмы), а иногда просто глупость какая-то несуразная, что значительно портит впечатление от книги. Но, надеюсь, что свою просветительскую роль в 20-е годы она-таки сыграла. Не скажу, что стоит прочитать, книга Ларри более интересна. Для заинтересованных в истории жанра.

10.

А вот и вторая книга Геймана. Эта книга более странная, более фантастичная... Если в первой книге обзора у нас шла речь о богах, то здесь у нас чистейшей воды научная фантастика с путешествиями во времени, динозаврами, которые оставили Землю, а сами полетели осваивать космос, инопланетянами-слизнями — и вообще этакий подростковый вариант Дугласа Адамса. И всё это история одного похода за молоком. Да, здесь будут вампиры и радужные пони, но это скорее необходимость рассказа, нежели сюжетообразующая основа.

Эту книгу в большей степени выручают иллюстрации Криса Риделла — без них это было бы совсем кислотное варево для мозга. А так это безудержная фантазия с прекрасными картинками.

Вместе с предыдущей книгой — они составляют замечательный тандем, чтобы подросток начал знакомство с творчеством интересного современного автора.


11.

Этот комикс как-то уже попадал в поле моего зрения, но вот сейчас так совпало, что у меня появилась возможность его прочитать.

Что же — надо отметить, что комикс вышел в 2015 году. Тогда национальный комикс только начинал выходить из "подземелий", где он обитал и был только для своих. На этом фоне не тонкая тетрадка, а солидная книжка отечественного автора, выглядела безумием. Каковым безумием, хоть и весьма забавным оказалась внутри. Итак, перед нами история некоего корабля "Аврора", который существует в некоем параллельном мире, где не было революции, а развитие технологий пошло по стимпанковскому пути. Перед нами, на первый взгляд, парафраз истории капитана Немо и его Наутилуса, спустя какое-то время (не зря в книге мы можем найти иллюстрации Наутилуса). Однако, в этой истории переплелись, волей авторов, судьбы гениального Теслы и Распутина, странных изобретений и морских легенд, современных технологий с переделкой под паровые технологии и пр. И получился взрывной коктейль, который ещё приправлен полуанимешной рисовкой.

Читать и смотреть это мне было интересно, однако очень многое останется непонятным и надо искать продолжение (которого пришлось ждать более двух лет). Уж не знаю куда выведет сюжетная тропа авторов, но сейчас мне очень интересно остановимся ли мы на втором томе или на всех парах понесемся дальше.

В целом месяц можно считать удачным — интересного было больше.

Победителей двое :

Проза — Гудрун Паузеванг "Облако"

Нон-фикшн — Алексей Грибанов "Страшное обаяние неанглоязычного хоррора "


Статья написана 8 января 2018 г. 00:04

Увидел свет новый номер альманаха "Порог-АК" (Выпуск 26)

Содержание номера:

Нереал:

Наталья Павлова. Зеркало Близнецов

Анастасия Шацкая. Призрачный мир

Игорь Мосунов. Дьявол и Достоевский

Владимир Булат. Антиутопия

Д. В. Амурский:

Ку цзин гань лай

Кавайонские дыни

На острие иглы

Карьера под чужим небом

Виктор Банев. Сватовство Нидуса Пеннета

Стефан Брег. Демон

Екатерина Алексенцева. Кошмар

Станислав Никишкин. Письмо из будущего

Вадим Чеботарев. Системный трепет

Екатерина Филиппова. Укротители драконов

Владимир Торин. Лемони

Александра Ковалевская:

Звездовоз, который всегда опаздывает

О политике с чистыми руками

Ангелы играют за «Всевидящее око»

Поэзия:

Николай Проценко. Охота на человека. (Полночь. Шорох.)

Юлий Шанс. Три стихотворения. (Черемуха. Гудбай. Кармен.)

* * *

Авторы о себе

В приложении ссылка для знакомства с произведениями


Файлы: ПОРОГ_26.pdf (496 Кб)
Статья написана 21 декабря 2017 г. 14:35

За эти два месяца поднакопилось прочтенного. Немного заранее, а то боюсь, что Новый год отнимет все силы и писать осмысленные вещи вряд ли получиться...

1.

Блэксэд. Откладывал знакомство, но тут запоем прочитал весь цикл (по крайней мере, что сейчас издано. И да, третий том это любительский перевод и не ищите эту книжку:-)).

Перед нами практически беспроигрышный вариант — смесь нуара и комикса. И если в случае с "Городом греха" мы имеем чуть ли не классический вариант — черно-белый нуар с периодическим вкраплением цветов, этакий нуар ради нуара (без привязки к какому-либо времени), то в случае в "Бдэксэдом" у нас полноцветный нуар с привязкой к американскому прошлому. Единственное но... действующие персонажи животные, пусть и с большой долей антропоморфности. Цикл включает пять история кота-детектива. Оговорюсь сразу к рисовке вопросов вообще никаких — добротная, как мне нравится.

Первый том более удачен в плане стилистики нуара — темно, мрачно и безысходно. Блэксэд расследует гибель своей подруги-киноактрисы, а на его пути постоянно возникают различные препятствия. Ну прям бери и экранизируй...Вторая история первого тома что-то переходное от первой истории к последующим. Здесь вроде ещё остаётся немного нуара, но на первый план выходит политическая подоплёка. Но финал всё ещё в духе нуара... Во втором томе нуара становится минимум, а сюжет начинает обретать сюрреалистические нотки. Третья часть повествует об американском атомном проекте. Прекрасные "барышни", антикоммуистическая истерия и ученные, ответственные перед миром за свои открытия. Ничего оригинального — наверное самая слабая история в цикле, которую спасает прекрасная прорисовка. И вот апогей цикла — наш герой попадает в Новый Орлеан, ну и уж тут без мистики не обойтись. Тут вам и вуду, и мистические видения и прочее... И если, как я уже говорил, первая история была мрачноватой, то в этом случае перед нами буйство красок Нового Орлеана. Чумовое сочетание сюжета и изобразительного ряда. Ну и наконец последняя история — это уже скорее привет из 60-х — перед нами история битников, в которую по странной случайности вляпался Блэксэд. Что ещё примечательнее он в этой части даже не заглавный герой, хотя и не из последних персонажей. Нуара больше нет, а жаль (вообще обложки весьма хорошо отображают "нуарную мрачность" в развитии цикла), сюжет простоват... Так что остаётся ждать, чтобы узнать, как же попробуют выкрутиться авторы дальше.

2.

Как это ни странно, но и эту книгу из серии приключений Тантана можно отнести к условно-фантастическим ибо одним из персонажей становится йети, кооторые обитает в горах Тибета. Весьма простая история, в которой из основного пула персонажей задействованы всего трое — Тантан, Мелок и капитан Хэддок.

Здесь у них нет никаких противников, только природные условия. Начинается история, кстати, также с мистического явления — Тантан видит сон, о том, что его китайский друг попал в беду и, как выясняется позже, сон этот был вещий. Произошла катастрофа – самолёт, летевший в Катманду, потерпел крушение где-то в районе горного массива. Чана наверное погиб, но Тантан хочет лично во всем удостовериться и проверить... Ну а дальше обычные приключения, в которых поучаствует йети, сильно доставая капитана.

Что интересно, гораздо позже, Далай-лама вручит награду "Правда света" представителям Фонда Эрже. Эта награда присуждается лицам и организациям, которые внесли значительный вклад в распространение информации о ситуации на Тибете.

3.

Вот вам аннотация от "Мира фантастики" — Владетель Хум Жакин и кидберг-меланхолик Боаз идут в Больцедуру за смыкателем. Тайную базу майора Груберта раскрыли бакалиты, и он с помощью пушпул-волны отправляет туда шпиона, запаянного в робота «Старбильярд». Сам майор переходит на второй уровень, чтобы бороться с Джерри Корнелиусом — героем книг Майкла Муркока. А у инженера Барнье сгорел трассировщик, и он окончательно спятил.

Ну как, многое стало понятно? В случае данного комикса это и не обязательно. Надо просто сесть за книгу и наслаждаться. И в первую очередь графикой Мёбиуса.

В принципе почему произошло именно так более-менее понятно. Заглавный комикс создавался на протяжении 3 лет, выходя отдельными частями. И зачастую автор мог держать в голове основную идею, а побочные линии могли забываться и поэтому сюжет весьма хаотичен. Впрочем, Мёбиус был прежде всего художником, и главное в его работах не сюжет, а рисунок. А рисунки здесь разнообразны — то достаточно примитивные, то легкие наброски, то прорисовка до мельчайших деталей, практически фотографическая точность. И при этом буйная фантазия, которая проявляется не только в сценарии, но и в придумывании персонажей, новых слов, игре со словами в оформлении (например, название комикса не повторяется — оно всегда оформлено по-разному, а порой и написано различными способами).

Просто садитесь, отключайте голову и погрузившись в поток сознания автора, наслаждайтесь. Настоятельно рекомендую.

4.

Честно я так и не понял до конца этой книжки, ибо наверное уже старый и мне было лень лезть за телефоном и сканить баркоды на страницах. По сути это сборник небольших стрипов о случаях из жизни роботов где-то в космосе (иногда в антураже можно угадать Луну). Большинство историй не лишены оригинальности — в коротком стрипе уложена и завязка, и необычное разрешение ситуации и всё это в фантастическом антураже. В изобразительном плане — черно-белые стрипы в небольшом формате смотрятся весьма неплохо. Но все это забава ради забавы, скоротать несколько минут или заполнить полосу в каком-нибудь издании. Никаких принципиальных отличий от, например, кота Саймон я найти не могу.

5.

Слушайте ну как же нам хорошо, пока. У нас есть возможность знакомиться с добротными работами, а не мониторить весь рынок комиксов в поисках жемучжин. Главным персонажем комикса является агент Федеральной Службы Контроля Продуктов – сильнейшей в мире правоохранительной организации, Тони Чжуй, обладающий необычной способностью — он может видеть прошлое тех вещей, которые ест. Действие комикса происходит в мире, где курица официально запрещена из-за эпидемии птичьего гриппа. Тони, использую свои способности, расследует весьма странные и запутанные дела. В других ролях: наставник Чжуя, еще один цибопат Мейсон Савой, мерзкий начальник Эпплби, который заставляет героя есть всякую гадость, чтобы раскрывать преступления, возлюбленная — ресторанный критик Амелия, которая тоже обладает пищевым даром, брат-идиот Чоу, бывший напарник Колби, безумно активная сестра Антонелла, работающая в НАСА и многие другие. Герои легко прыгают по различным локациям — тропический остров, арктическая база, правительственная зона 51 и прочее. Враги тоже весьма колоритны. И хотя автор утверждает, что всё ему известно до конца, многое ещё пока в тумане и многие крючочки висят как наживка для будущих серий.

Суперический комикс — в меру черный, в меру кровавый, весьма юморной и с узнаваемой рисовкой (кстати наше издание с дополнениями о внутренней кухне создания комикса, что весьма интересно). Жуй — это адская смесь из: черного юмора,дикого абсурда, мистики, фантастика,и детектива. И к тому же весьма фантастический комикс — тут вам и суперспособности, и киборгизация человека, и инопланетяне.

Каждая книга представляет собой некое дело, которое вносит понимание в некую глобальную картину мира Чжуя. Кроме того, в книге много всяких пасхалок — начиная от кулинарных, заканчивая кинематографическими.

Жаль, что пока переведены только 4 части, да и вообще комикс ещё не закончился и продолжает издаваться, так что немного приятных часов ещё впереди.

Настоятельно рекомендую ознакомиться.

6.

Расставившись в прошлом месяце со сборником рассказов К.А. Териной мне захотелось прочитать самое крупное произведение автора на данный момент — повесть "Ыттыгыргын". Ну что же я остался доволен. Чего только здесь не намешано. Какой-то из вариантов "-панка", альтернативная история, странная народность и все это сдобрено космическими путешествиями. История о том, как на британском корабле пытаются вывезти маленькую иноземку с сильными магическими способностями. И у каждого есть свои цели и задачи. Кому-то подавай власть, кому-то надо спасти девочку, кому-то вернуть свой мир в равновесие. И конечно автору удумалось всё это переплести в тугой клубок, который она раскручивает ниточку за ниточкой.

Получился иной вариант колониального рассказа. Есть британцы, есть покорившаяся нация, есть свой "опиум", есть некая структура общества, отдаленно напоминающая кастовое... Постмодернистское прочтение Киплинга. Это необычно, это красиво, но сдается мне, что это может быть частью чего-то большего ибо чувствуется незавершенность.

Настоятельно рекомендую ознакомиться.

7.

И ещё один комикс. С первыми главами мне довелось ознакомиться в оригинальной версии и тогда я подумал, что в России такое вряд ли издадут (откровенно о сексе, мат и прочее), ан нет, у нас, несмотря ни на что, его перевели оперативно и адекватно. О чем комикс — ну представьте главную завязку — у героев комикса, как у любого героя комикса, есть суперспособность. В нашем случае эта суперспособность — остановка времени. Вот только загвоздка заключается в том, что возникает эта способность только при достижении оргазма — не важно с партнёром или нет (делаем выводы). По началу нас знакомят только с двумя персонажами, которые при помощи своих способностей грабят банки. Ну а далее, на них выходит некая "полиция" и начинает на них охоту...

Собственно уже со второй книги название цикла теряет свою актуальность. Герои решают завязать с грабежами, а главной целью ставят розыск таких же как они и борьбу с пресловутой "полицией". Таким образом, перед нами практически классический комиксный сюжет — найди такого же и разберись с тем, кто тебе почему-либо мешает (ну например, Х-люди). Единственным отличием является лишь опора на сексуальность, как основу суперспособностей, и довольно много нецензурной лексики, что конечно ближе к жизни (ну действительно не будешь же ты говорить высоким стилем увидев аниме-персонажа с тентаклями и желанием тебя убить), но порой избыточно.

Местами интересно, местами занудно. Комикс неровный и где-то действие летит, а где-то замирает на какой-то истории персонажа. Почитать можно (Darkseed, тебе должно понравиться!), но не обязательно.

8.

Я довольно мало читал биографических произведений, поэтому к этой книге у меня было настороженное отношение. Что же, в данном случае, всё обошлось.

Во-первых, это прекрасно написанная книга. Несмотря на большой объём, книга написано хорошим литературным языком и поэтому читается как добротный исторический роман. Чувствуется, что это тема, которая близка автору и он может интересно рассказывать об этом очень долго. Во-вторых, вы получается не одну биографию, а сложный клубок переплетений двух биографий обоих братьев. И это тоже весьма необычно и интересно. До начала чтения книги я честно знал только одного Чапека, теперь же знаю двоих, близких, но тем не менее разных авторов. Кроме этого, вы получите замечательный экскурс в культурную жизнь Чехии начала прошлого века, что включает в себя не только литературу, но и живопись, театр и даже немного политики.

Как это не странно, но первая половина, в большей степени, посвящена старшему брату Йозефу Чапеку и живописи, и только во второй половине старший брать отходит в тень и уступает место младшему.

Книга дополнена прекрасной подборкой фотографий, а в конце можно найти цветную вкладку с репродукциями картин Йозефа Чапека.

9.

Одна из немногих вещей, которые довелось прочитать в электронке. Небольшая электронная книга (100 стр.) содержит два произведения Александра Старчакова. Пьеса, написанная в соавторстве с классиком, и небольшой рассказ. Пьеса скучна, проста и предсказуема, а герои весьма ходульны. Угнетаемый и способный инженер из Германии попадает в Советскую Россию, где понимает, что может работать на благо народа. А уж финал пьесы, так вообще слезовыжимание — герой получает пулю в живот от бывшей возлюбленной на глазах новой любви, но готов идти к новому миру. Диагноз — погрузить во тьму веков, забыть и не доставать.

Второй рассказ ближе к фантастике и чуть поинтереснее, но это всего лишь чуть-чуть. Всё что написал в аннотации к рассказу и ничего больше и не скажешь.

В очередной раз примечания и дополнения оказались интереснее основных литературных произведений. А в примечании вы можете найти историю о том, как рассказ, послужил основой для либретто ненаписанной оперы самого Шостаковича. Вот такие вот интересные выверты истории.

Смело проходите мимо этой книги, если только вы не любитель истории или вам совсем нечего читать.


10.

Этакая простенькая сказка для детей, что не надо делать никому ничего плохого, с большим количеством иллюстраций. Собственно ни сама сказка, ни иллюстрации не впечатлили. А больше и сказать мне в данном случае нечего.

11.

Эта история о семье, в которой родители не заботятся о своих детях, у детей проблемы в школе, а у общества свои проблемы со школьниками. Унылый и депрессивный мир, который нам любят показывать скандинавы, внезапно переворачивает с ног на голову то, что не вписывается в его рамки — водяной. Никто не готов принять изменений в привычной картине мира. Кто-то прячется за агрессией, а кто-то открывает для себя дверь в нечто новое. Такой вот специфический нордический магреализм.

Как мне показалось роман то ли сырой, то ли не доведенный до ума автором. Главная героиня романа, Нелла, несмотря на описанную активность, по сути всё равно остаётся персонажем, который ждёт когда за неё что-то решат другие. У неё возникают проблемы, а она уповает, что они разрешатся сами. Своеобразное непротивление злу...

На саму героиню завязаны ещё две основные линии — воплощение "человеческого" зла, в лице одноклассника Герарда, и "нечеловечесой" доброты в образе водяного. Но вот именного эти линии и их столкновение даны очень сумбурно. Непонятен генез Герарда в такой образ абсолютного зла, про водяного вообще мазками то там, то тут. Что делает его этакой эманацией добра? Именно вокруг героини происходит финальная схватка этих сил. Но что даёт это героини? Некую светлую мысль и не более — с братом её разделили по разным семьям, родителей не вернулось и только нечто приятное, где-то в глубине. Занавес. Для чего всё надо было это городить? Да книга вскрывает подростковые проблемы, но не дает каких-либо способов их решения. Семья, погрязшая в проблемах и всё более утопающая в них — опять же констатация фактов, но никаких решений. Сатира на общество? Опять же без выводов. Этакий мягкий и гладкий роман, чтобы никого, кроме читателя не задеть (его-то мы как обухом по голове сценами жестокости). Вопросы, вопросы... но в книге на них найти ответ

Даже и не знаю, кому посоветовать книгу. Для любителей фантастики — вряд ли, слишком слабый фантастический элемент, да и знания автора о водяных (русалах), весьма поверхностны. Любителям скандинавских детективов книга покажется весьма примитивной. Для любителей психологических произведений избыточно брутальна. Ну только если тем, кому нравятся произведения о подростковых проблемах.

Скромные 5 баллов.

Итог: наверное опять по двум номинациям

1. Фикшн: Всё-таки "Жуй"

2. Нон-фикшн: "Братья Чапек"

Всех с грядущими праздниками.:beer:


Статья написана 23 ноября 2017 г. 11:16

Евгений Харитонов , автор справочника Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг пишет, что на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи сейчас, под его кураторством, создается фонд литературного самиздата (на базе его собственной коллекции фэнзинов). Наряду с его подборкой, свои подборки фэнзинов в коллекцию уже отдали Дмитрий Байкалов и Алексей Безуглый. Все это дело оцифровывается, каталогизируется, структурируется, а в зале худлита готовятся специальные застекленные шкафы под это дело. Предполагаемая дата начала работы — весна следующего года.

P.S. Наконец-то и у нас что-то сдвинулось с мёртвой точки.





  Подписка

Количество подписчиков: 116

⇑ Наверх