газета "Юный пионер", Киев, 1940 г., с. 4.
а) 1. Скользкий мир 29.2 №16/157
б) 2. На волнах звука 4.3 №17/158
в) Скользкий мир/ответ 9.3 №18/159
г) 3. Кувырком 12.3 №19/160
д) На волнах звука/ответ 15.3 №20/161
е) 4. Уйди — идйУ 18.3 №21/162
ж) Кувырком/ответ 21.3 №22/163
з) 5. Однажды вечером 30.3 №24/165
и) Уйди-идйУ/ответ 5.4 №25/166
й)6. Сорванный концерт 8.4 №26/167
к) Однажды вечером/ответ 15.4 №28/169
л) 7. Случай в трамвае 26.4 №31/172
м) Сорванный концерт. Случай в трамвае/ответы 8.5 №34/175
"ФИЗИКА В РАССКАЗАХ"
К- А. БЕЛЯЕВ — ,
^СОРВАННЫЙ КОНЦЕРТ'. „СЛУЧАЙ В ТРАМВАЕ«
Отвечаем на последние два рассказа А. Беляева «Сорван* ный концерт» я «Случай в трамвае», напечатанные в нашей газете за 8 й 26 апреля.
«Сорванный концерт» понятен для тех, кто уже изучал акустику. Случай, описанный в рассказе, мог произойти, если учесть, что при сложении двух звуковых волн они либо усиливают, либо ослабляют (или даже совсем уничтожают) друг друга. Это зависит от соотношения колебательных состояний, с которыми приходит в данную точку каждая из волн, («интерференция» волн). Взаимное уничтожение воля, например, наблюдается, когда волны имеют одинаковую 4 амплитуду (размах колебаний) и накладываются одна на' другую так, что вершина одной волны совпадает с углублением (долиной) другой.
Наоборот, когда вершины волн совпадают, „ происходит усиление волны, в данное! случае — звуковой. Бели крик, нуть в открытый рояль, то «отвечают» — начинают звучать только те струны, которые издают тон той же высоты, что н голос. Это явление, называется резонансом.
Очевидно, те, кто сорвал концерт, пользовались этими законами. Надо только полагать, что рассказчик знал заранее, какая будет исполняться музыка, и заранее подобрал соответствующие звуки, чтобы одними ее глушить, другими — усиливать. Иначе звуки этого аппарата были бы все же слышны наряду с исполняемой концертной музыкой.
Рассказ «Случай в трамвае» кажется наиболее простым: «от тепла тела расширяются, от холода — сжимаются». Однако именно в этом рассказе Небывало® больше всего перемешал быль с небылицей. Разберем подробно.
Относительное температурное расширение тела зависит не от наружной температуры, а от свойств самих тол и оп-
рбДбЛЯбФСЯ Т8ЛС НЯЗ&1ОДОД
I коэфициеитом об’ешюго рас® рения. Кроме того, расширь зависит не от темпера^ среды, в которую помещц тело, но от той температур которую имеет само тело. I этому, например, не вспып вают температурного ' сад на морозе люди, так как, I смотря на то, что ошгнаэдп ся в среде с низкой тешод турой, в их теле поддер» вается постоянная темпера^
Следовательно, чтобы щм эошли все описанные в да сказе явления, необхо^ предположить: . '.•/ -
1. Что человеческие телая телей указанной в -расою планеты не имеют собствен» температуры, а пряники температуру среды, в которв находятся.
2. Что коэфицнент раепци ния их тел очень велик я од наков для различных элем тов, из которых они сом (иначе были бы разрывы ж ней и пр.).
3. Что коэфициент растр) ния неживых тел (яапряие! материала трамвая), мм тельно меньше, чем
т. к. в противном случае, ми сте со сжатием людей, Ш
мался бы в трамвай, и вДО
ды от этого никакой ее чилось бы.
4. Рассказчик-житель никак «в мог бы еявш»» ся от холода, так как в его 1* ле поддерживается постояв температура. * > Л
5. Люди входили в
в тех размерах, которые * имели на наружном м*®* поэтому тот же* надо»”' воздух, входя в трамвай ш разбитое окно, не мог «и** их меньше, чем они бы»- ]
В ближайшее врем! Р®* ция опубликует список ^ роеавпных читателей, * славших лучшие ответ^З
Физика в рассказах
А. БЕЛЯЕВ
2 НА ВОЛНАХ ЗВУКА
Ф ■ '.г У ■ ..
Я сидел в цирке. На. арене ■играл музыкальный клоун. * К •кегле, через надутый бычачий йузыръ, ’&р-ивяза'На олна струня.
— Вот и весь инструмент.
— Артист -играл на нем ^смычком,'- как на вио-. ленч ели, старинный ро-: иса<нс Алябьева «Садо * вей». Публика аплози-
/:0овала. Это меня вез*
• Смутило.
— Напрасно аплоди .’*хуют. Ничего особенно-.14),'.— сказал я соседу.
Вы, конечно, слыха-Тйи о знаменитом скрипаче Пага-шищ? Говорят, у него во время одного" концерта порвались все струны скрипки, кроме баска. И он на одном баске окончил труднейшую вещь.
| ’ — Но это был великий Нага Ьини, — возразил сосед.
т— Однако, и Паганини не ждалось бы исполнить даже «Чи-аоижа*» если бы в ото распоря жеиивг был только звук одной то* вальностн, как в фабричном гудке, — наставительно заметил я.
Вы смеетесь? А между тем, я ✓ ■берусь сыграть вам на одном авуке любую мелодию. Не вери* чре? Идемте со мной, я. докажу ' вам.
Мы вышли из цирка. Такси
доставил нас на окраину города.. В саду у одинокого домяшг стоял небольшой ангар. Я выкатил из него маленький самолет.,
— Вы никогда такой самолет не видели и не увидите. Он может подниматься .и опускаться вертикально, стоять не-подвижно в воздухе, летать быстрее звука, да* вать задний ход.
Через мн-нуту мы ле те ли выше туч с невероятной быстротой, и спустились на высоко*
1 горном плато у одинокого серого I здания моей лаборатории. Я привел в действие аппарат, усиливающий направленный звук в миллионы раз.
Затем я поспешно вышел из лаборатории, сел в самолет, и пригласил ’ моего спут* ника.
Мы поднялись в вое дух и полетели. Под нами лежали торы, покрытые льдом и снегом. Гу док звучал непрерывно, потом вдруг умолк.
’*г- Мы перестали слышать гудок потому, ЧТО летим сейчас со скоро '■ стью звуковой волны,—-обясиил я. — Можете в этом убедиться. Я затормозил. Необычайный самолет остановился не* подвижно в воздухе, и мы вновь услышали ровный звук гудка. > -■*— А теперь можно начата и :
(концерт, —сказал я, и дал сами лету задний ход. Теперь" мы'пол< теля навстречу звуковой воля со все' усиливающейся скс ростъю, и звук, начал повыпит ‘ ся, как у сирены, пока не пес
■ пился ю ноты фа. Я уменьши [ скорость полета, звук понт — эился на полтона. Двинул самс ’ лет в направлении звуковой вол ’ ны, и звук гудка понизился н
ТОН. — V
Так, двигая с различной око
■ рос^ью самолет то по звуково] волне» то против нее, я достигав повышения и понижения звука И мне таки удалось сыпрат] «Соловья», хотя и с большим! «лод’ездами», как говорят скрипачи» когда переходят от тона ц тону, скользя пальцем по струне.
Моему спутнику без привычки не легко было переносить ускорения и замедления скорости полета. Бели бы не специальные амортизаторы, он не выдержал бы такой «музыки». Он говорил, что его поло жение хуже, чем мухи» прикрепленной ножками к смычку виртуоза# и уже начал просить меня прекратить снования взад и вперед,
Я сжалился над ним и прекратил концерт. <
Ребята, подумайте над этиу рассказом и пришлите нам ответ*
ФИЗИКА В РАССКАЗАХ
.скользкий^ МИР•
СМ. «ЮНЫЙ ПИОНЕР 6т 29 ФЕВРАЛИ
••VI •' *■>» . .
Редакция получила от ребят много писем, объясняющих явления, описанные в рассказе А. Беляева «Скользкий мир». Большинство ребят правильно поняли рассказ. '
Все описанные явления прс» исходили бы, если бы в мире исчезло или уменьшилось в чрезвычайной степени трение.
> В рассказе есть много .невероятностей. Если допустить, что в мире абсолютно отсутствует трение, тогда книга ив только бы падала, а распалась1 на листочки, мебель — на от* дельные части и т. д.
Можно заключить, что если бы отсутствовало трение, мир не мог бы существовать. .Однако, во многих случаях
излишнее трение мешай боте отдельных механиэю машиич Применяя смазгу, рикоподшипники и пр. р шают трение. г Лучшие ответы прям Яша Ганице (Малин. & мирская область), Коля Ы (г. Харьков), Виктор 1ш (Киев), Сергей Козик (г. 9) тонсхша, Полтавская оЦ Виля Шнайдерман (Киев),
ФизикаврассказаХ"
ШШУ ВЫпК ОМ'
Щ дянадщд в своих космичесшх мы тшаля в такую пе
Шежу, из которой едва выбра ь оо-добру, ас«здоро®у. — ЩШ А,- йршетоди мы- с Клюевым га ^ .Ляву ъншаотчрую' планету, "кет сгорая очень напоминала нам Панову Землю. И люди там похожие ‘ ва ваших. Но планета постарее — *8емаи> — Ну, и тука таш кюнеч-ЩтШрщ0Ь -Биереа[._: Всякие, необы-Цтйные двигателя атомной энер'-йрйи и прочее. ^Ога.рупша планета Шаге довольно? медленно враща* 1|йаев.ося и:#® Д»я-Щ§§§||1 вф ^Йа^длхлос^ сутки гетановялий»
§ж_г*м это но вдавилось.
1 й вот, щжиг -уа^опщяй уче-: яый, ^ве^ьяШГ дО безумия, ре-щш при помощи атомной энер-.>**?да, ускорить вращение плане-Щрр>Я ускорял. Но ' жйварно во , ^асееянноети дояустая ва&у» те |, ошибку _р вычислениях: планета •жачада '. вращаться чем дальше, | Я«м быстрее» и ученый ужо ни-йего но мог поделать еэтам. 8у» Щ *. завадгал кантуй ' :
|{ .:'&у?кя начали,"' все ' 1киьшо >.»ивв|ьшзт*ся тяжесть тел тоже . 1стала. уменьшаться; ’ чем бдяже. я Лмоватсруг тем всетела становились легче- А за' короткий день1 венного и сделаешь. Срывалась #се планы работ.
Щ. 'Уменьшение" тяжестя* «начале ,-Цаже яоавялось людям.’ Приятно ^мвдн®^г; цалыюм приподнять ко-нести подмышкой вйЧГ | клыешых быков. !^еб#тШ«я /поямо были в восторге, прыгали .через трамвая, улицы, дева. Особенно это хорошо' выходиле у акваторнальных ребят.
Щ Но скоро все заметим» что в. 4ину сторону щнага/гь легче» в
--'ТГ • Щ : . . . Я I
Ж * тше9» от 29
февраля. . |||| — -1
: адютивоположаую же очень труд-! но. Дри иных прыжках ребят все. больше относило в сторону.1 | Поездам автомобиля с необычайной летостью двигались на ЮГ) I и, с неверениными усилиями — на севе®. Все подвешеиные . к.; .!- нютолжу лампочки все более от-’ клонились к Югу. Рекя наметит-1 [ли свое течение. Волны подш-} ; мались- .все ** выше* моря насту-| паля на тот берега^Шд ^"
I ПК
I Г
Когда , сурки сократились, до одного часа, тая, что люди не успевал® велеть ночного неба, на экваторе стали происходить ужасные явления. Сначала унал в небо один летчик, потом начали падать вверх .люди, -Л жявоя! ные, камня я всё, что не -&аё достаточно" пйо^-врыто в зем-
»■ Пытаясь спастись от падения в небо, люди привязывали к но-1 гам утюги, кажи, мешки с песком. Во напрасно; зтя предметы : также потеряли вес я стремились В небо. ШШЩЩШЖ ъ&Шмё '■ . Люди я животные, камня я • деревья поднимались в воздух, сталкивались ’:да? е другом, все1 ]
I- более отделяясь от земли- Те из р ш> которые случайными толя .1 вами относаяивь на неедолько -| сот- километров ъ/ северу щя р! югу, снова падали да зшяш^Шй ■| Е вадве юовнык и сеаещых г., широтах лэойя не падали .в не-"! бо, но ■ на горизонтальной ®ь "| вевиноста стоять не могли. Они *{как бы теряли опору под своими ногами, падали на землю ж не вкеля возможности подняться.
„ Да гладком, ровном месте они сввиьаяля по направлешю к аЩ 'ватооу. Щ Щ Заяр задержанные, .кирмгяя-будь. прештст»иж№н -~ здания-мн, неровиостими почвы ~ они довольно свободно, Н^С^ОЛЬЕО на-. клоняясь вперед, ходили по вер-1 тикальнш стенам я особенно хо-' рошо ,чу*ство®али сеДя на крутых ситах врыщ я скатах тор, вбоащешых в противоположную от экватора сторону. Прейриим-1 чивью люди даже начала немедленно, сооружав себе жалища на этак «ионах. А стоявшие на * ровном месте здания, не_вьиера живая, боковой нагрузки, начали разрешаться. 1;-, ^
Планета теряла свою атмосферу. Океаны да экваторе начали ~ выдаваться в небо, с Сг^ ^лнако мж 'фщ Щщ&щ #к*хг, сказал я Клюеву. г% ^ * Мы вопия в ракету и своро * не фх&щ ытт I атОма анфгяг* " Щ |
Когда мы бшя уже далеко, нам привелось видеть как рея ■ планета разорвалась ' на чаеш. Один осяолок, говорит» унал ка > Землю я был обнаружен уче- 1 ным Кулаком в еябирежов тайге* Так погабла свашатичная планета со веем населением, растительным я животным миром. ЩЩ 7 Вот я чему приводит шос^а профессо1рская рассеянность!-1 ^
ФИЗИКА В РАССКАЗА#
„НА ВОЛНАХ ЗВУКАи
* Отвечаем на второй рассказ I. Белдоза «На волнах звука»* на-печаталный в нашей газете за 4 *пт.- Щ — % — ' Высота тона зависит от количества колебаний звучащего те-ла в секунду. Звуковые же колебания воспринимаются нашим ухом. Если, увеличить число колебаний, например, прижав струну нальнем к грифу, ухо заметит повышение тона. Но того" же мы достигнем, если сами будем двигаться навстречу звуковой волне, так как в этом случае наше ухо за секунду времени вое» примет большее количестве звуковых колебаний. \ч * Всем известно,, что когда мы едем в поезде и паровоз вефдог нюго поезда дает гудок, то тон гудка заметно повышается, пока поезда не встретились, а потом этот тон быстро понижается. Почему? Когда мы двигались на» встречу звуковой волне* наше ухо в секунду времени воспринимало большее количество звуковых колебаний, когда же гудок паровоза стах удаляться, то меньшее. * • \
Фантастический аэрошмиад штгаться со скоростью зву«| (примерно 346 м. в секунду) 1 яаже быстрее, мог быстро мши и направление, — то навет,и звуковой волне, то обратно. Эч и давало возможность сьщмп мелодию «на одном звуке». Ф» газией здесь является тольм способность аэроплана 7и п» сажгаров) менять быстро наир» ление и стоять неподвижно к воздух#. 1 Скорость же вешори ааоопланов уже в настоящее в» мя близка к скорости иуи Уйти от. звуковой волвы или и повысить ее тон* летя наесть чуего уже не фантавм, Лучший ответы < тгрнмш! К. Степченко ГКяевЦ, Яша Га» зе Малин, Киевской еблаш Виштор Гончаренко Шиемоос*» Александр Пейнеко ГОрдямитомй' зе), Володя Дьяченко (с. Яжуряь Шаргооодский район. Виянипр области), Алексей ЖелдаК № Убежичи. Репнинский раЛ<* Черниговской области^ I «в»
ДРУГИХ. г'
Физика в рассказал;
А. БЕЛЯЕВ
4. „УЙДИ-ИДЙ У“*
Вот какую историю рассказал иве Клюев.
— Мы гуляли в парсе целой компанией, — Начал он. — Я шел с Маней я оживленно беседовал. Призваться, у вас была не бе-седа, а ||аленькая ссора. г
— Ушри! Я ва тебя сердит. Уйди, уйди!—* воскликнула Маня.
Мы остановились и посмотрели друг на дру* га. Я рассердился и молча зашагал от Маня. Не успел прейти несколько шагов, как услышал ее голос. Но она говорила ва каком-то у йетюнятаом язык»: ,
Идйуидйуатидресябегпаняидйу.
Что за тарабарщина? Пройдя еще шага два йперед, я остановился, услышав ее слова:
— Уйди! Я на тебя сердита. Уйди, уйди!
Но это было сказано уже тише.
— И ушку! —- подумал я. — Нечего повторять. — 8 снова зашагал« цЦред. Вдруг с. «пять услышал, ■ — типе, грабарски# % [«идйунйу»^ * * ,
• I — Вот чутка, — подумал я, и невольно Оглянулся. Маня стояла в нескольких десятках Магов от меня. Лицо у нее было смущайте. Она призывно махала мне рукой я что-то кря-»ала так громко, что даже л и по у лее оокрас-шея». Во голоса ее я ае слышал. Обеспокоен» Вый. пошел к вей. Сделал несколько шагов ж неожиданно услышал:
; . Вернись!
Это меня поразило — ведь вот Маяя в «тот момент был7 уже закрыт.
Топа у пеня мелькнула одна мысль. Я снова сделал несколько шагов от Маяя. ж услышал:
—■ «Сьинрев!» —^ Прошел дальше, остановился я услышал заглушенное свернись». Тая повторялось несколько ш. Удивительная история. Зябш 4 ссоре, я побежал к Мане я остановился в одном ; шаге от вое.
* — Что случилось? — сяросил Я. Но,' * удивлению, яе услышал своего голоса. Только Через некоторое время звук моего голоса доле-
I * См. «Юный пионер» о» 20 февраля.
тел до моих ушей. А' Майя, видимо, еще не слышала ж напряжена» смотрела ц& меня. Наг
конец, услышала и она, и «ни» ответила. И только после долгой паузы я услышал ее ответ. ' -щ;Л' ~ ; -
— Не знаю.
Наши спутники волновались не меньше нас. Мы словно попали в иной, чрезвычайно неудобный я опасный мир. В городе, куда вы вернулись, мы нё слышали гудков приближающихся автомобилей, звук доходил до* вас, когда автомашины да®но уже скрывались вдали. Мы видели беззвучно шевеливших губами людей и слышали, разго воры и восклицания, когда ,^ кругом никого не былв, Шюс&оиЕВшие оставляли за собой звуковой след, как лодка мл воде.
Вечерок мы зашли с Майей в звуковое кино Я заняли место в заднем ряду. Увы! Вся первая часть звукового кинофильма прошла для вас, как немая: мы видели картину, во ничего ве слышали вз того, что говорили киноартисты. И только, когда началась вторая часть, до нас долетели звуки начала картины.
Хуже всего го, что звуки все больше замедляли себе движение в пространстве. Студенты слушали голос лектора, который давио уже читал лекцию в другом, еще пустой зале.
Во был» в атак я хорошая сторона: люди почтя перестали браниться. Они успевали успокаиваться в одумываться, прежде чем обидные слова долетали де слуха ссорящихся.
Слова переставали бить средством общения людей. Все больше приходилось прибегать в мимике я жестам, ш языку немых.
Однажды ночью я услышал голое щта, который, вероятно, накануне приходил ко иве.
—- Я не застал тебя, но ты услышишь меня, когда вернешься домой. Завтра утром весь этот звуковой беспорядок кончится.
Я он во обманул меня. Проснувшись на 'другой день, я был страшно обрадован, тотчас услышав собственные полое.»
Вот какую историю рассказал иве Клюев. И Я ручаюсь за ее достоверность. Мой друг всегда говорит правду, как я я сам.
ФИЗИКА ? В РАССКАЗАХ
„КУВЫРКОМ"
Рассказ А. Беляева с&увьцг
* кои#, напечатанный И вашей газете м 12 «ирга* сложнее для
* разбора. «чех щ>елылущие рассказы, Дави поэтому шмро^ЕЫЙ ответ.
Копа иоглв бы произойти 1 оиисадаые * рассказе явления?
* Еслж бы ««вам деле удались I ускорить вращение Земля вокоуг
своей вся» тома бы увеличилась я центробежная сила, вследствие чего увеныпиласъ * бы тяжесть
ПЛ. '*'& ■
в том случае, мги скорость вращения Земля увеличввав-тея щжмерно в 17 раз, ва Эквадоре тела почти совсем теряют вес. Оутки сокращаются во **!„1 или 1,4 час*, г. ё. 85 живуч.
«Падать: в небо» тела будут только ва экваторе и на очень низких широтах. Если бы неко тов>ым телам ухалось, оттолкнув* пгнсь от других тел или поя влиянием воздушных течешгй, от-клонитьед ври «падении» ва се-,ш> илв ва юг. они свои» могар бы опуститься ва Землю. В йвочих же цшротаи эта явления 4Игут протекать иначе. Направление центробежной силы в этНх широтах составляет угол с отвесной яшиН1, тай ка* ‘на правление центробежной ежлы пер. пенднкулярно земной оси, а ва-правление силы тяжести. — ца-хнально.
Центробежная ' сила, складываясь с весом по правилу п&рал-лелограма. хает равводействую-пгую, напралленнуго не к центру
[Земля, в несколько отклоняет*».
] Нормально втв откловип» во. ^эвачвтельно» пс как веетр«б№ (ва* сила «ада «в сраввеяяв е 1 весом.. Щмк увеличении же сирости крашения _ Земли, в ыень вательно. и центрооежной сод отклонение будет возрвггап, ( нов определенной скюоеп им* пеняв эта вввноде&стеумш примет направление касат&цво} в зежной вовефуиоотв..
На широте 45* это проиайм тит скорости ввашевв* Злш. щммерно. « 14 раза банм ноаммяьной, ». е.: когда им<№ рот («сутки») будет совершаться за один час. Неитробеод сила будет равняться М тъ в варвводействудаиая их Фря равна весу и направлена в» «• сательной в сторону эвдоюра. Р этом случае тела будут «падать»^ по касательной к? радиусу Ъ ли, г: в. иерпензикуляцшку» тгоавлшть или ив пдоэовш Если в таком положения № ве* упрете^ нотами ввергши ную чш$* <я сможет леш и дить т вей. находясь в го» зонталы*р* Иолояювии. г 1да®4 ■е мсечнтаниш на вахув Ы* «У Р*^
вт М _ Л ^ '
1гчшир <■ отпеты ямсмй Яш| Ганизе V ГМалии. Жигой «ко! об**стн>. Николай СытШ (Кввв! Е Медведчув (|М& . Жвтлявюской облЛ Сорт# Км* I (г. Эодотчтота, Иолтввсм! &' И КВ9С* сЦ
ФИЗИКА . * В РАССКАЗАХ
А. БЕЛЯЕВ
5, Однажды вечером*
Паша ракета опустилась без толчка на одной планете в млеком от Земля уголке Вселенной. Была ночь. Я в мой друг Клюев погасили огни в улеглись спать, не раздеваясь — так. мы устали.
Когда я проснулся, было еше совсем тем но. Ощутгыо я нашел спичечную коробку и ' зажёг' спичку. Я слышал., как она чиркнула
* о коробок и зашипела. по Згня не увидел, пока не чувствовал ожог пальцев, и бро-
Р сил спичку. Сомнения больше не было: спичка сгорела, но я так
■ не увидел пламени. Приложил! обожженные палыш к губам. И,
'- вдруг увидел. как возле меня
— вспыхнула спичка. 'Потом увидал
■ свои пзльпы. державшие спич
* ку, руку, осветленную колеблющимся Пламенем, хотя пальцы в этот момент были прижаты к гу
_бам. Признаюсь.* меня прошиб холодный пог. Непонятное может |
* испугать самого храброго чел> аж, ** — ->г • . — ***?«■■ --з
^ Я вскочил с подвесной койки.» г Впотьмах добрался до стеиы канИ ты, ощупью нашел, вы- , хлючатель и повернул ,и* его. Но лампочка не ”* вагорелась. Я застыл у Щ «стены. И среди тыш Н *я еше раз увидел, как вспыхнула спичка воз*
, ло койки, увидел свою :-л 1>уку, потом испуганное лило. Йогом мой двойник исчез в тем* •«Оте.^
; >. Ве смогу сказать, сколько ми-нут я простоял , в столбняке. Но ’вот я увидел.' что лампочка освежилась. За. лампочка горела* но вокруг нее была пол пая темно*"*. Лотом я увидел угол койки вблв ш Лампочки. Постепенно в каю-
* См. «Юный пионер» от 29 'февраля. • г
те начали освещаться разные предметы, словно вершины гор на Луне при восходе солнца. Предметы освещались не сразу* & постепенно у» тначала те, кото рые ближе к лампе, потом более отдаленные. Свет медленно полз, постепенно вырывая из тьмы очертания предметов. Наконец, вся . коюзта ос.ветйлась цх себя,
стоящего *У стеньг в?шальнем уг* к? каюты. Я быстро- прошел в вру рой «онЙГ-каютЕ# и бросился в кресло* Неужели я сошел с У*а?.. 8 вдруг я увидел, как от 1еня«т дел ил г ямо й двойник, под* вялся.- ппошел каюту задом на-веоед'^ал к стене возле вы-
я; чув
яг как на ^оей голове воло ея поднимаются дыбом.
Я слышал: дверь соседней 1Са»г»г^отарылась. сльттал приближающиеся шаги Клюева, яо его ие видел.
Н вдруг он возник передо мной, причем в тот же момент от неге отделился его двойник, — как бы вышел из его спины, задом наперед прошел за нею. 4 Клюев, который .стоял передо мной, сказал дро-жаптим голосом: '
— Я, кажется, сошел
. 5Ц ? ума’.*л
— Я тоже, — ответил яг.
В мы смотрели друг на друга глазами* полными ужаса.
Зато мы хохотали» действительно как сумасшедшие, когда понялв простую причину этого необычайного явления. Я говорю
— «мы понята» — толыво п скромности. Догадался, конечно, я. А вы догадались?
: физика
В РАССКАЗАХ
„УИДИ— ИДИ У"
Отвечали на четвертый рассказ А.’Беляе»а «Уйди— Идйу», по* мешенный в вайей газете за 18 маета. г-' ч_. •• ",;Г.... '? _ •
Как в иреаылущие рассказы, •он фашаствчев. — Явления, о писанные в нем, могли бы произойти. если бы звук стад рас-прострашггься в -воздухе очень медленно, наяшимер, се -скоро-стью 1 ветра в вивуту. Идя, вы бы тоща обгоняя* эвужову» волну в слышали бы звуки в обратном порядке. '
Если вы ймн>: «а!»# то сначала в ван юхед» вот «г мука «а»# ммм за вей ег звука ей» Веян две вы будем
итта, нагоняя звуки, то. ни но. услышав сначала «в»,» том «а», т. е. «йа».
Из-за того, что звук рм странялся крайне медленно, пт ленты и могли слышать гМ профессора, давно ушедшего! аудитории. И остальное М* ные явлении, описанные И сказе, происходили ^пе» тм * причине.
Лучшие ответы прислан:
Сергей " Козин (Золотые Полтавской области). Кип Сю ЧОИМО (Черкассы. Каеесмй 4 ласти). Григорий Сегеда (<• № дня. Винницкой облаете).
ФИЗИКА „ В РАССКАЗАХ
А. БЕЛЯЕВ:
6. Сорванный концерт*
Однажды я был в Америке, в вот что там случилось.
У знаменитого невода Смитта был сопеювик®,—певец Пэк. Лов-ииий Пэк » гастрольных поездках всегда опережал Смитта- и снижал сливши сбора. Смеют бесился и мечтал о мести. 1
Я прихожу к Смитту М говорю:
—■. Мистер Смитт, я могу сорвать концерт Лэка. .
}— Его освищут подкупленные $ами люди? — спросил Смитт.
Хуже. Как сделаю — это моя тайна. Но -концерт не состоятся* 1й Пэку придется возвра-,эиить публике деньги.,
V Омитг ©огласился.
**
I _ * •
Пак вышел на эстраду и рас-кланялся с публикой, приветствовавшей его аплодисментами. Ког-^[а шум утих. .Пэк приготовился петь. Аккомпаниатор начал всту-Лиеиие. Но вместо знакомой музыки Пэк Услышал нечто невероятное. Одни ноты аккорда взры-,вались оглушительным громом, 4да>угих совсем ве бы по слыншо. Знакомого аккорда яе получалось.
Мелодия рвалась, прерывалась мертвыми паузами. Сила звука —г «гг пианиссимо до фортиссимо.—менялась без всякого смысла. *
• Можете себе представить, что почувствовал Пэк Он потом сам '№й&казывал об этой своим дву* Ьыт. Щ Неужели аккомпаниатор
: * См. «Юный пионер» от 29
Йпа&гъатга
пьян? Но эт^ твудаМ^и» *«• {пустить, принимая во внимание, что агокомпаииагпо'вом' у мистера Цэка была миссис Огронг. Значит, Огронг сошла с ума. Не что же делаггь? Мистер Нэк решил качать пеггь, Ш может эфо образумит ее.
И оя взял высокую ноту, которая у него всегда звучала великолепно. Но сам же ничего не услышал. ' *в
* Неужели я оглох? — с ужасом подумал Пэк ш повторил ноту еще громче. Он чувствовал привычное напряжение голосовых связок, во попрежнему ничего не услышал. Попробовал одень тихо. Но звук неожиданно проревел с силой пароходного гудка. Нервные дамы в первых рядах упали в обморок.
В отчаянии Пэк продолжал петь. Ужасное это было пение. Он. или беззвучно шевелил губами или оглушал слушателей сверхестественной силой звука.
Публика вскочила с мест. Послышался чей-то свист, от которого задрожали стекла окон и хрустальные подвески люстр, — потом рев обезумевшей толпы. И в этом реве отдельные звуки грохотали так. словно взрывались фугасом. Какой-то молодой человек видимо кричал, покраснев от натуги и раскрыв рот, во его крик был не громче звука зевающей рыбы, выброшенной ва берег»
Началась паника. Люди выбегали из концертного зала, роняя стулья, словно во время пожара. „ Концерт был сорван. .
ФИЗИКА -В РАССКАЗАХ
„ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ"
I Отвечаем на пятый рассказ А. '.Беляева й «Однажды вече- • ром», напечатанный в, нашей | газете за 30 марта. 1
| Человеку кажется, что свет распространяется мгновенно* Тая, когда зажигаем лампу, вся комната освещается сразу. Это потому, что свет, проходит. с огромной скоростью—поч ти 300 тысяч километров в секунду. При такой скорости он за одну секунду ; может облететь вокруг земного шара семь—восемь раз или дойти от Луны до Земли. Но уже рас-I стояние от Солнца до Земли | (в среднем 149. миллионов км.), свет проходит в восемь минут,] а от планеты | Плутона до ‘ Солнца и обратно —. в 10 часов, рт ближайшей звезды (Альфа Центавра) — в 04 года, от более отдаленных звезд — десятки* сотни, тысячи лет. , . Что стало бы, если -бы свет, начал двигаться гораздо мед-1 леннее, например, сю скоро-
стью одного метра в мянуч! Тогда бы и произошли ва ; описанные в рассказе яшвю мы увидали бы свет загсе» $ ной лампы и окружающие вас предметы не сразу, а пост» пенно, по мере того, щ ад света доходил бы до юг^ | от них, — отраженны^!1, * нашего глаза. Явления усш нились бы, если бы мы дав» лись по направлений» нику света* или отне^Вй этом, в последнем слуш мы обгоняли бы луч свёт^Щя» дый из нас мог бы Щщвь своего двойника, щвигаю^я-^ в обратном нанкав^р!^ 1 Лучшие" 'отеет«^гхВ#^*'; Костя Степченко Киевской . области).! ,Мимл/ Корсунекий ((г. . Кяройоград). Александр Деймеие. <(г., никидзе, Сталинской* облйрЦ; Григорий Герасимов (е~ЧШ\ Черниговской ^области), ВвлвМ
Дьяченко (м. Джурин, В»
ПШТ1ГЛЙ л/чп<|||><м|\ ■
X
(О
ФИЗИКА
РАССКАЗАХ
А. БЕЛЯЕВ
7. Случай в трамвае
р « Откуда у меня эта медаль? -г- За спасение погибающих. Вот как было дело.
Залетел я однажды на планету Чрсты, — как называют /©в туземцы на своем звучном йзыке.Решил осмотреть столицу. Сажусь в трамвай. А трамваи у них маленькие, тесные. Уселся. Вагон уже полный, а люди все входят и входят.
Тут кондуктор повернул рычажок возле двери, что-то зашипело и сразу холодно стало. Смотрю я — и глазам не верю: все люди стали худеть, да так, что платье на них. как на вешалке повис* ло. И я тоже похудел.
6 вагоне стало сразу просторнее. А публика все входит и всё сразу худы* мич становятся. В моем Кресле вместе со мной еще двое уселись. Наконец, когда и худым места не стало, дверь
*) См. «Юный пионер» за 29 'февраля.|Ш1 ■ ... V ; |.'!
плотно закрыли. Ваган тронулся. Поехали... • | И вдруг вижу, какой-то юноша-тузомеп задел плечом рычаг. Снова что-то зашипело Стало тепло, а потом, и жар. ко. И люди на глазах начали полнеть, пухнуть. И даже до того, что у некоторых костюмы полопались. Можете себе представить, какая тут поднялась давка, шум, крики. Мои соседи тале сжали меня, что я елэ дышал. Другим было не лучше. Многие уже синеть начали. Кондуктор дергает рычаг,; а тот ни с места. Наверно, от теплоты механизм расширился и | перестал действовать.'
Что тут делать? Не I пропадать же таким глупым образом. Пусть, думаю, штрафуют, а окно я разобью. Н разбил. Зимний холодный воздух вошел- в вагон, и все сразу похудели. Г Меня но оштрафовали, а ш*. благодарили я даже медаль за спасение погибающих дали.
I А. БЕЛЯЕВ
„СОРВАННЫЙ ЖОНЦЕР$ СЛУЧАЙ В ТРАМВАЫщ
Отвечаем на последние двг рассказа А. Беляева «Сорванный концерт» и «Случай I трамвае», напечатанные В нашей газете за 8 & 26 апреля
«Сорваганый концерт» понятен для тех, кто уже изучал акустику. Случай, описанный в рассказе, мог произойти, если учесть, что при сложении двух звуковых волн они либс усиливают, либо ослабляю! (или даже совсем уничтожают] друг друга. Это зависит т соотношения колебательных состояний, с которыми приходит в данную точку каждая из волн, («интерференция» волн) Взаимное уничтожение волн, например, наблюдается, когда волны имеют одинаковую 4 амплитуду (размах колебаний) я накладываются одна на' другую так, что вершина одной волны совпадает с углублен®, ем (долиной) другой.
Наоборот, когда вершины волн совпадают, 1 происходит усиление войны, в данном случае — звуковой. — Вели крикнуть в открытый рояль, ТО СОТ-вечают» -Ж начинают звучать только те струны, которые издают тон той же высоты, что и голос. Это явление называется резонансом.
Очевидно, те, кто сорвал концерт, пользовались этими законами. „Надо только полагать, что рассказчик знал заранее, какая будет исполняться музыка, я заранее подобрал соответствующие звуки, чтобы одними ее глушить, другими — усиливать. Иначе звуки этого аппарата был» бы все же слышны наряду с исполняемой концертной музыкой.
Рассказ «Случай в трамвае» кажется наиболее простым: «от тепла тела расширяются, от холода — сжимаются». Однако именно в этом рассказе Небывалое больше всего перемешал быль е небылицей. Разберем подробно.
Относительное температурное расширение тела зависит не от наружной температуры, а от свойств самих тел я оп-
ределяется так назови, | коэфициантом об’ешюго 2 рения. Кроме того, расширь! зависит не от 'темпера^ с-реды, в которую- помещу тел», но от той темперам которую имеет само. тело. I этому, например, не дещц вают температурного ^ сжатй на морозе люди, так как, $ смотря та то, что оштнаходц ся & среде о нязкойш/п^ турой, в их теле поддеру вается постоянная темпаращ
Следовательно, чтобы ш зошли все описанные в щ сказе явления, | необходв| предположить; -
1. Что Человеческие А и телей указанной в расош планеты не имеют собствеш! температуры, а принимаю температуру среды, в шро1 находятся.
2. Что коэфициент — расширь ния их тел очень веша и ода наков для различных элемм. тов, из которых они состой (иначе были бы разрывы го ней и пр.).
3. Что коэфициент расшир* ния неживых тел (нащдо# материала трамвая), тельио меньше, чем ^*и»ю т. к. в противном случае, ви сте ©о сжатие» людей, Щ мался бы и трамвай, и мги
ды от этого никакой 1е ш чилось бы.
4. Расс*шчйК-Ж1И'Щ^ никак «в мог 4ы вяяй* ся от холод», так кат® ДО * лв поддерживается пост»1*1 температура. |Ц
5. Люда вхойййя I Я*4®" в тех размерах, которые Щ имещ на наружном поэтому, «И?
воздух, входя в. трамэ^ «Я разбитое окно, Яв ФЩ их меньше^ чем ояя $$&$■ — #
' * „Дд.
В ближайшее ция опубликует е^ясо* ЯЩ роеаниых читателей, * приславших лучшие ответы.