Не техномагия.
В любой выдуманной вселенной, где объединяют магические начала и сколько-нибудь эффективную технику, сразу возникает несколько проблем:
— магия это что? Просто умение, вроде таланта к музыке, или еще не познанные силы природы, которые можно приручить, как молнию, или люди коллективной воле действительно меняют мир?
— степень соотношения мирского и трансцендентного, иными словами, если магия реальна, то насколько она воздействует на повседневные мотивы людей?
— насколько человек сохраняет уникальный, монопольный статус посредника между трансцендентным и мирским — нельзя ли вместо него приспособить фикус, мобильник или статую пожарника?
Когда авторы пытаются отвечать на эти вопрос — «Дочь железного дракона», «Кесаревна Отрада», сериал «Волшебники» — получается не самая плохая техномагия, а уж хорошей или посредственной её называть, каждый решает сам.
Там, где волшебство лепят на привычный мир, как политическую рекламу на станционный сортир — получается дурнопахнущая аляповатая гадость.
Вроде фильма «Яркость».
Это что — мир, в котором есть волшебство?
Нет. Где уличная магия? Двусмысленность этой фразы должны была быть отыграна на 146% — обычное жульничество, похожее на магию, украденные у эльфов и людей магические амулеты, просто опустившиеся полу-маги. Короче, Роберт Асприн — «МИФический» цикл.
Где магия серьезная, которая не привязана к одной единственной палочке, как к вундервафле, а распределена между центрами силы этого мира? В стиле жалких свинцовых божков или холодных оловянных слёз?
Что мы должны были увидеть?
«Слева от кресла стояла статуя царствующего государя с головой мангусты. Эта статуя обладала удивительным свойством: в присутствии статуи даже самые закоренелые преступники говорили только правду. Самому Шавашу трижды приходилось при ней лгать, но это только потому, что у него был с собой талисман «идака», специально чтобы лгать на суде.» /«Дело о лазоревом письме»/
А тут полицейские едут на патрулирование без казенных амулетов? И еще без парочки запрещенных, но сравнительно надежных штуковин?
Вообще не чувствуется разнообразия волшебства.
Где серьезные магические структуры — разных уровней — в которые входят люди (ведь какое-то количество «ярких» есть и среди людей)?
Да, показано чудо воскрешения, но на каком-то гнилом пророчестве далеко не уедешь.
Получается «типо современная Америка» — и волшебная палочка. Обычный боевик, накаченный спецэффектами, как силиконом.
Вместо палочки вполне могла быть сумка с долларами. А сцена с убийством орка легко переделывалась под некую форму помилования-благодарности за то, что тот отпустил сына главаря банды. Как к боевику — претензий куда меньше (хотя «темная эльфийка», которая уложила черт знает сколько народу, включая спецназ, вдруг проигрывающая двум таким «парням ограниченной боеспособности» — это признак плохого боевика). Стреляют, убивают, взрываются, выходят на продолжение — стандарт.
Да, есть любители и такого, непосредственного объединения магического и обыденного. Кому-то фильм понравится, свою аудиторию найдет. Но по мне — ни богу свечка, ни черту кочерга.
Из идеологии пытаются оседлать пафос мультикультурализма — но делается это в таких штампованных сюжетных ходах, что прямо тошно.
Работа актёров. Про негра, который играл белого/культурного негра, я вообще ничего не могу сказать (он просто входил в кадр и выходил из кадра), а тот, чья кожа была спрятана под гримом орка — неплохо изобразил туповатого старательного новичка, который всегда будет чужим среди своих, но вот случилось «никогда», и хотя бы для одного человека он теперь точно свой.
Единственное, имхо, что хорошо выглядит, это работа стилистов с эльфами и часть мистического ритуала орков. Хотя на фоне какого-то вельможи «старого режима» эти эльфы не выглядят такими уж круто-изысканными. 6 из 10 На любителя.