Декабрь и итоги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > Декабрь и итоги года
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Декабрь и итоги года

Статья написана 2 января 2018 г. 16:58

Стивен Кинг. Противостояние

Перво-наперво хочется предупредить будущих читателей этого романа ― ищите полную версию. Существует два (даже два с половиной) варианта издания. Полная ― либо двухтомник, либо кирпич в полторы тысячи страниц, и урезанная ― вдвое меньше и в разных видах. Причем и происходило это тоже на двух уровнях: в 1978 году была издана сокращенная самим Кингом версия и большая часть переводов сделана именно с нее, вдобавок и этот томик был порезан нашими издателями из-за всё равно большого объёма. В середине девяностых Кинг перерабатывает и снова издаёт этот роман уже в полном виде. Вот перевод этого издания и нужно искать, либо Ф.Сарнова, либо В.Вебера.

В замечательном предисловии к роману Кинг обстоятельно рассказывает историю всех этих перипетий с сокращениями и повторными изданиями и, на примере пересказа сказки про Ганса и Гретель объясняет, почему, по его мнению, стоит читать именно полную версию. Что ж, я прислушался к его совету, и предлагаю сделать то же и вам.

Итак, июнь 1990-го года (для времени написания книги ― недалекое будущее). В сверхсекретной военной лаборатории создают вирус супергриппа с почти стопроцентной вероятностью заражения и последующего летального исхода в течении максимум недели. Из-за идиотской случайности вирус вырывается на свободу. И всё. За несколько недель весь мир умер. Почти весь ― у весьма незначительного процента населения имеется врождённый иммунитет. И выжившие начинают строить новый мир.

Вот наконец нормальный королевский размерчик! Кинг мастерски прописывает характеры персонажей, если ему хватает объёма произведения. И уж на полутора тысячах страниц он разгулялся от души! Десяток заглавных героев, пара десятков просто главных, и, пожалуй, сотня второстепенных. И о каждом мы успеваем узнать достаточно много, а с некоторыми и вообще близко познакомиться.

На тему вымирания человечества от эпидемии создано столько книг и фильмов, что это уже не воспринимается как фантастика ― чуть ли не реальная история, в которой разбираешься, как специалист. Вот и в «Противостоянии» сразу же бросается в глаза серьезное противоречие: как так ― всем заражённым удаётся прожить хотя бы несколько дней, кое-кому и неделю, а весь персонал лаборатории погиб мгновенно? Ладно, простим автору это упущение, оно явно понадобилось ему, чтобы ярче показать душевные терзания Старки, военного, пытающегося остановить зарождающуюся эпидемию и взявшего привычку медитировать перед мониторами, транслирующими трупы в той самой лаборатории. Но Кингу показалось недостаточно одной только «реальной» истории гибели человечества ― великолепно описанной, надо сказать! — он вплёл сюда и своё любимое «сияние», экстрасенсорные способности некоторых людей. И спустя всего несколько дней после того, как умер последний инфицированный начинается извечная борьба Тьмы со Светом, Добра и Зла.

Конечно, кому-то может показаться, что роман чересчур затянут, слишком велик. Возможно, особенно учитывая, что непосредственно противостояние, вынесенное в название заняло всего ничего, несколько коротеньких главок в конце. Наверное, автор, взявшись за последние главы, вдруг оглянулся на огромную кипу исписанных листов, испугался и торопливо оборвал повествование, чтоб не расписаться еще на тысячу страниц. Ну а я с огромным удовольствием следил за невзгодами, выпадающими на долю выживших в чудовищной катастрофе. Как некоторые ломаются, окончательно осознав, что не только все его родные умерли, но умер весь город, погибла вся страна, всё человечество стоит на самом краю и конкретно от него одного зависит очень многое, по той простой причине, что очень мало их, людей, осталось, и практически от каждого может зависеть дальнейшая судьба всего мира. А некоторые, вроде бы уже и сломавшись, всё же находят силы жить дальше и действительно принимают участие в решающей битве. А есть и такие, кто принял произошедшее как должное, даже ожидаемое, и с радостью кинулся в водоворот событий.

Так что, не без минусов, но роман отличный. На мой взгляд, один из лучших у Кинга.

Стивен Кинг. Люди, места и вещи

Сборник микрорассказов — каждый всего в несколько абзацев. Читается за десять минут, недоумевается столько же. Что это было?

Вячеслав Рыбаков, Константин Лопушанский, Борис Стругацкий. На исходе ночи

Думаю, не страшно в отзыве к киносценарию больше говорить о фильме, который был снят, чем о книге.

Это вариант сценария фильма «Письма мёртвого человека». Очень хорошо, что этот вариант практически не использовали ― фильм намного жестче и страшнее.

Сюжет фильма прост. Некий скорее всего американский город в первые дни после ядерной бомбардировки. В убежище под развалинами музея скрываются бывшие сотрудники. Туда же приходит из центрального бункера муж одной из работниц ― нобелевский лауреат Ларсен в великолепном исполнении Ролана Быкова. Ларсен сошел с ума, как, впрочем, и все остальные. Он уверен, что это не всеобщая война, а лишь локальный взрыв на военной базе под городом и неустанно ищет этому доказательства. С этой надеждой, что погиб не весь мир, а только их город, он и умирает, но передаёт её приютским детям, которых не взяли в бункер, а бросили умирать на поверхности.

«На исходе ночи» гораздо более позитивна. Там дело происходит на острове с военной базой. Ларсен ― всего лишь программист с базы. И там, действительно, взрыв происходит на самой базе, но некие «злые силы» хотят раздуть из этого случая уже всеобщую войну. Ларсен, объединившись с таинственными спецслужбами, добывает доказательства случайности уничтожения города на острове и отправляет их на «большую землю». Дети, в фильме уходящие во мглу, в книге выходят на берег, где их встречают кареты «скорой помощи» Красного креста, а Ларсена вывозят на вертолёте и он наконец видит голубое небо.

Нет, фильм по такому сценарию был бы пустышкой, хорошо, что его почти полностью отвергли. «Письма мёртвого человека» показывает весь ужас безнадёжности, когда видишь и знаешь, что это конец, что человечество погибло и сходишь с ума, пытаясь уверить себя и других, что нет, не всё потеряно, что есть ещё какая-то надежда, что пусть здесь всё погибло, но где-то там, за горизонтом, всё по-прежнему. Вот она ― настоящая постапокалиптика, а не причёсанные картинки множества «а-ля-фаллаут» фильмов. Именно такая она, ядерная зимушка-зима, а не героика «Терминатора», не гонки «Безумного Макса» — грязно-жёлтая картинка, измождённые грязные люди, давящий свист вечной метели, кошмарные изломанные пейзажи.

Что ж, год прошёл, прочитано всё же немало. Отчёты в колонке я начал только в мае, поэтому туда не вошло то, что читал в первые четыре месяца ― а это были Курт Воннегут и Павел Крусанов. Воннегута я перечитывал с конца прошлого (уже позапрошлого, 2016 года) и новыми для меня там были только пара сборников рассказов и несколько автобиографических (хотя у Воннегута все книги автобиографические) произведений. Вообще, Воннегут у меня один из любимейших авторов и, по мне, лучший писатель Америки ХХ века. Крусанов ― неожиданное удовольствие. Очень своеобразный язык. Прочёл, конечно, не всё, но большинство основных крупных романов — «Ночь внутри», «Американская дырка», «Бом-бом», «Мёртвый язык».

Всё лето терзал «Марсианскую трилогию» Кима Стэнли Робинсона, а осенью взялся за Стивена Кинга.

Ну, Воннегут вне конкурса, поскольку этой любви уже много лет, даже десятилетий, некоторые вещи перечитываю уже по пятому-шестому разу.

Открытие года ― Крусанов. Так-то Кинг, конечно, но как-то язык не поворачивается назвать его «открытием», хотя для меня именно так и получилось. Значит, Павел Крусанов, хотя и он не «с нуля» — видел и читал с ним интервью и слышал про его книги довольно давно. Да, и сборник «Зеркало для героев» — Майк Гелприн и Ольга Рэйн, думаю продолжать знакомство с ними.

Разочарование года ― ну, получается, всё таки «Марс» Робинсона, хотя и очень понравилось, от первой части был вообще в восторге, но потом... Непонятно, вроде и не скучно, и не затянуто (хотя три толстенных тома ― но и описана почти двухсотлетняя история), а так долго и с таким трудом я давно ничего не читал. Всё время находил какие-то другие дела, вместо того, чтоб взять в руки книгу. В итоге с огромным облегчением закончил и крайне маловероятно, что когда-либо буду перечитывать, хотя и продолжаю рекомендовать эту трилогию (и автора) к прочтению. Вообще, настоящие разочарования в книгах мне несвойственны, так как я очень требовательно подхожу к выбору «что бы почитать», опираясь и на мнения уважаемых мной людей (в их числе много «лаборантов») и на свои какие-то внутренние предпочтения ― так что, если я и берусь иногда за заведомо не очень хорошего автора (исключительно в моем собственном рейтинге), то заранее знаю, что ожидать особо нечего ― и не разочаровываюсь!

Книга, попавшая на «особую полку», которую буду перечитывать еще не раз — Цветы для Элджернона Дэниела Киза.

Ну, вот, пожалуй, и всё. Много хороших книг в следующем, уже наступившем году, всем лаборантам!

С Новым годом!





197
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх