В конце января — начале февраля в серии «Мир фантастики» издательства «Азбука» выйдет том лучших рассказов и повестей двух замечательных советских писателей-фантастов Ильи Варшавского и Севера Гансовского. Эта книжка будет издана в виде «перевертыша», довольно редкого вида художественного оформления книг, но для фантастики такая форма подачи произведений является чуть ли не канонической: именно так была оформлена публикация в 1968 году в издательстве «Молодая гвардия» повестей А. и Б. Стругацких «Стажеры» и «Второе нашествие марсиан».
Судьбы этих двух писателей схожи: оба родились в начале XX века (Гансовский на 10 лет моложе, но не особо это существенно) в одном и том же городе (Киеве), оба учились в Ленинграде, оба пришли в фантастику уже в зрелом возрасте, имея за плечами многолетний разнообразный жизненный опыт, оба предпочитали писать малые литературные формы (повести и рассказы). Они и дебютировали в фантастике практически одновременно, в 1960 и 1962 годах. Да, судьба развела их по разным городам: Варшавский после учебы остался в Ленинграде, а Гансовский жил и творил в Москве, но оба, несомненно, являются выдающимися советскими писателями-фантастами.
Я не хочу в очередной раз петь дифирамбы этим двум мастерам, в интернете, да и здесь, на фантлабе, полно хвалебных статей о них. Я лучше приведу слова тех, чье мнение весомо и неоспоримо, чем нельзя никак пренебречь, ибо это Аркадий и Борис Стругацкие. Так сложилось, что они познакомились и с Гансовским, и с Варшавским в одном и том же году, в 1962-ом.
Сначала Аркадий знакомится с Севером Гансовским в Москве и пишет брату: «...Гансовский печет рассказы очень интересные. Отличный парень и писатель»; «...Между прочим, я очень сошелся с Севером, отличный парень, много повидавший, интеллигентный и умница. Есть в нем такой светлый, мягкий, нерешительный юмор. Понимаешь? И нас он очень любит. И писать стал необычайно интересные вещи. Просто приятно читать.». Чуть позже с Севером знакомится и Борис, и теперь уже он пишет Аркадию: «...Север Гансовский произвел на меня громадное впечатление, и я его полюбил, наверное, на всю жизнь — милейший, скромнейший человек, удивительно культурный, ласковый и хороший.»
С Ильей Варшавским сначала, естественно, знакомится Борис, первое его впечатление хорошее, но и с изрядной долей критики: «...Появился тут еще один — новый. Варшавский Илья Иосифович — старый инженер, пенсионер, который вдруг ударился в фантастику. Принес в редакцию 25 рассказов, и его объявили чуть ли не новым Уэллсом. Я прочел у него рассказов 10. Это человек несомненно способный, умный и многознающий. Рассказы его написаны грамотно, вполне профессионально, но, к сожалению, все до единого «списаны». То сюжет Хайнлайна, то стиль Стругацких, то идея Днепрова. Ни одного самостоятельного рассказа. Но из всех, кто тут у нас есть, — это единственный способный по-настоящему человек.» Но уже буквально через пару месяцев: «...Постараюсь раздобыть для тебя рукописи Варшавского. Действительно странно, что ты его до сих пор не прочел. Это, фактически, идет смена Днепрову, причем на более высоком уровне, а может быть, в дальнейшем и еще что-то — новое направление, что ли.». В том же году с Ильей Варшавским знакомится и Аркадий Стругацкий, вот его запись в дневнике: «...Илья Иосифович Варшавский, отличный и умнейший старик.»
Вот аннотация к книге:
цитата Аннотация
В истории отечественной фантастики немало звездных имен. Но среди них есть несколько, сияющих особенно ярко. Илья Варшавский и Север Гансовский несомненно из их числа. Они оба пришли в фантастику в начале 1960-х, в пору ее расцвета и особого интереса читателей к этому литературному направлению. Мудрость рассказов Ильи Варшавского, мастерство, отточенность, юмор, присущие его литературному голосу, мгновенно покорили читателей и выделили писателя из круга братьев по цеху. Все сказанное о Варшавском в полной мере присуще и фантастике Севера Гансовского, ну разве он чуть пожестче и стиль у него иной. Но писатели и должны быть разными, только за счет творческой индивидуальности, самобытности можно достичь успехов в литературе.
А это содержание сборников:
Хочу еще обратить ваше внимание на одну деталь: хоть книга и исполнена как «перевертыш», но корешок у нее оформлен классически, поэтому в ряду других томов эта книга не будет выделяться:
Иллюстрации на обложке и оформление книги Владимира Гусакова. Составитель книги Александр Жикаренцев. 992 страницы. Тираж 3000 экз.