Сумма творческих приемов, которую можно назвать «Игра престолов головного мозга» — расползается по умам.
И это вполне объяснимо — если у вас есть архипопулярный сериал, то народ будет заимствовать ходы и детали.
Исторический материал «Британии» для современной пост-империи — сложный.
Он противоречит практически всем «образам нацбилдинга», лекалам строительства нации, которые выработали за последние столетия:
— состоялось успешное завоевание Острова. Брутальное, с массовым порабощением, стравливанием племенных вождей, уничтожением старых культов;
— завоеватель не варвар. Он цивилизованнее местного населения. Однако же он — чужак. Это при Гастинге дрались отчасти с родичами, и уж точно с соседями, а тут пришли какие-то латиняне с гоп-компанией...
— если монголо-татарское иго было снято после нескольких впечатляющих побед, которые открыли путь новому государству, но римское завоевание кончилось самостоятельным уходом римлян, после которого все стало только хуже. Свою традицию кельтские племена восстановить не смогли, а преемниками цивилизации стать не очень-то получилось. Король Артур боролся не с римлянами, при том, что в узко-этническом смысле дело короля Артура — тоже проигранное.
Линии государственной, этнической и религиозной преемственности — в принципе невозможно использовать.
Как быть?
Наипростейший способ — вспомнить героя сопротивления, у которого что-то получалось или могло получиться. Тут, понятно, двигают Боудику, и сняли про неё уже не один фильм.
Но Боудика раздухарилась сильно позднее завоевания — это скорее «национально-освободительная борьба».
Снимать свою версию «Даков» (круто мы дрались с захватчиками и могли бы победить, ка бы не...) — тоже плохой вариант, просто потому, что будет это стандартный пеплум, разве что с большим количеством предательств.
И тут приходит негр берутся за мистику.
Моральное превосходство обосновывается тем, что предводитель римлян —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
И война идет наполовину «в астрале», в загробном мире, на тонком плане, да где угодно — кроме реальности.
Римляне берут крепости, вырубают деревни, ставят марионеточных вождей — но основная схватка будет между
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тут главное не выйти на размах мистического противостояния, который потянет немного другой сюжет, использованный в провинции Иудея :)
Что хорошо:
— отлично получились четыре уровня «не физического» воздействия. Гипноз, самообман, наркотики и, собственно, магия. Развитой шаманизм кельтов держится на них, как на четырех опорах. Фэнтези в мистическо-плутовском смысле работает как часы: зритель постоянно разгадывает, где воздействие наркотика, где гипноз, а где персонажи уже «за гранью»;
— наркоманская атмосфера сериала отлично перекликается с заставкой :)
— отчасти получилось показать мистическое мышление обычных людей: мастер-класс язычества. Да и когда демон гадает на человеческом сердце (на чьём!) — это хорошо ложится на допущение реальности волшебства;
— образ хитреца, изгнанного друида, который неплохо владеет всеми способами заморочить голову, причем в магию сам верит и шастает в мир духов. Мини-история с маленьким черным камешком, который в процедуре гипнотизирования можно ведь заменить любой штуковиной, но изгнанник сам верит, что камень волшебный — один из характернейших моментов. Отчасти сумасшедший, отчасти бродяга — лучший образ сериала;
— хорошо получилась часть декораций, особенно на «варварской» стороне баррикады. Твердыня кантиев — да, это неплохо. И вообще — атмосферно сделано;
— игра актеров — на твердые 4+;
— постепенное раскрытие мистической составляющей сюжета — скорее удачно, чем нет. События, которые несколько раз меняют своё качество по мере раскрытия сюжета и выявления общей картины (это правильно стреляли из лука, нет, неправильно, нет правильно...), смерть одного из ключевых персонажей в конце первого сезона и т.п. — фирменные приемы «Игры престолов»;
Но есть и откровенно слабые моменты:
— вот ни разу не верю, что римляне шли на остров, как в неизвестность. В реальности карту имели, знали расклады межплеменного соперничества, еще при Калигуле приняли в Риме кого-то из беглых корольков — словом, предприятие было хорошо подготовлено;
— управление легионом и поведение командующего — «не верю» от слова «совсем»;
— фактическое самоубийство одного из вождей-королей по приказу друида... В подачу материала опять-таки не верится;
— о вторжении догадывались и сами варвары, готовились: как драться с римлянами, так и драться вместе с римлянами против соседей (вообще образ «я в Галлии был, там теперь такие дороги, а хуже, чем при Тогодамнусе, точно не будет» — остался за кадром. Зря.);
— разрыв во времени: события перескакивают на несколько месяцев — когда вроде как шла осада твердыни кантиев. Сам по себе прием неплох, но под него довольно коряво передвинуты арки персонажей. Особенно тупо выглядят два легионера, которые в лесной хижине за несколько месяцев так и не пришли себя после друидского гипноза;
— выпрашивание следующего сезона. Увы, настоящий пик противостояния — идёт в предпоследней серии, и должен выводить на схватку в загробном мире. Но половина последней серии — это попытка уехать в следующий сезон.
Итого: Пример продукции из первой лиги с претензией на высшую. 7-8 из 10. Посмотреть стоит.
Очень бы хотелось, чтобы «Сердце пармы» сняли хотя бы на этом уровне.