Жан Лабодье Электричество в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Жан Лабодье. Электричество в 2000 году (пер. из франц. журнала "Наука и Жизнь") 1927
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жан Лабодье. Электричество в 2000 году (пер. из франц. журнала «Наука и Жизнь») 1927

Статья написана 29 января 2018 г. 21:20

Харьковский пролетарий, №37 (850), 15.02.1927, с. 3, переводчик не указан

Jean Labadié, «L'électricité en l'an 2000», La Science et la vie, mai 1926 Ля сьянс э ля Ви, май 1926, №107

Ainsi la Science et la Vie de mai 1926 (n° 107) présente-t-elle un article visionnaire de Jean Labadié intitulé « L'électricité en l'an 2000 »

иллюстративное фото

***

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФЕЛЬЕТОН.

Электричество в 2000 году

Принято говорить, что мы живем <в веке елоктричеогва. Это л» вполне точно, он только начинается. Мы не можем; даже представить себе того пропрссс* електротеодгики, который ожидает иве аоотя бы л шшце XX века. 'Ракже, юак севремешгщш не могли (представить ообе в 1608 г. развития пергой моторной лодки др. Ньепс, в 118ЗО г.—желеэньях дорог, в 1-869 г. —первой динамо Грамма.

К тому времен к электтропфомьипл еиность будет иметь тот во^рюст, который теперь имеет ив/р. <В 1в30 г. быт триумфом цдкра. Паровозы

о 4 вагонами продвигались с невиданной до тех пор скоростью 26 верст в час. Одйако, кто енот тоцда 1ррадктвлть себе машины гигантских пароходов в 50.000 тайн, которые в в дней нюреаеквлот о коал от Европы до Нью-Йорка, или колоссальны*; паровозы в 3.000 лош. сил, кюФсхрыо вытягивают самые тяжелые поезда черео 3000. метровые перевалы амери-келсктх Кхдоснльер. Никто, кроме поэта Ламартина.

А кто шг предвидеть такое развитие мотора? Конца в 1Э16 г. Лазарь Карно в Парижской академии дегаал доклад о нерюъпх уд<агс-нъяг опытах бр. НьепС с моторной лодкой, мог дн кто мз присутствующих представить себе современные автомобили в аэропланы?

Когда первая динамо-машина вышла в 18&9 г. -‘из рук столяра ЗиЛ овил Прамма, кто мог думать, что через 60 лет будут работать альтернаторы в 50 тыс. лош. садг?

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ И РАДИЙ.

Н «Путешествии на лупу» Жюль (Веря отправляет своих путешественников в снаряде, ■выбрасываемом гигаяпхясой пушкой. 'Не говоря уэке об опасности момента выстрела {люди бы-ши бы неизбежно {расплющены от страшного голчка), вычисления показывают, что никакая термическая мшшиа не могла бы сообшщгь снаряду начальной спорости ® 12 итм*. в секунду—‘минимум, необхздимъвй для преодоления притяжения земля*.

Таким образом сшюсоб Ж. Верна, швыпол-вим. Йо вое же ей) проект теоретически возможен, если © основу его положить принцип (ракеты, а как -взрывчатое вещество—ириме-Ш «радий. Такой снаряд, весом1 в 1000 толятр., но в^иолениям: Эсию-Цельтври мог бы достичь яглы л возвратиться на землю в 48 часов. Для ©того Лию бы лкюбещцнмо... всего 2 де-щигремьЧ’а ■'ряда*.

Боли бы мы умели пользоваться радием так же как обыкновенным горючим, т.-е. извлекать из него внутреннюю энергию и превращать ее в роботу, дйух дециграммов радия было бы, (действительно,’ достаточно, чтобы

0 течение получаса получать взрывчатую силу в 400.000 лонг. сшг. На вылет из сферы притяжений землп и луны понадобилось бы 24 мин.

9 оек. туш п 3 мни. 40 сек. обратно. В пространстве вне притяжений «земли и луны ракета неслась бы силой инерции. Но мы пока не <в силах влиять не темп разложения радая, не в сшгйяс пока производить по своему желанию взрыва родил. Мы осуждены быть лишь бессильными свидетелями, как радий излучает свою энергию © течение тысячелетий.

МОТОР, РАБОТАЮЩИЙ РАДИЕМ.

■Радий, к которому привело нас рассмотрение «романа Ж. Верна, по новейшим теориям, представляет собой чистое влектричество, материализованное, плененное -в твердой оболочке, излучающееся в трех вщдах—положительном, отрицательном и в виде света. Достаточно овладеть этими излучениями, чтобы иметь мотор, почти вечный.

Пьер Кюри построил модель такого мотора.

И это быш; электрический мотор.

Но может ли он развернуться в машину, I которая имела бы значение не только лабораторное? Может ли она впоследствии сделаться чемкяибо большим, как в свое время маленький «Эолиппл», изобретенный во П веке Ге-1 роном из Александрии, который теперь превратился в мощную турбину двигающую океанские суда?

Кюри имел под р(уками всею 3 сантиграмма* радия, дли добычи (которых понадобилось 3 го-1 да усиленного труда/ Повторив опыт Кюри с]

1 граммом радия, можно флао бы иметь мотор) _ большой мощности1, который бы беспрерывно I з работал в течение 17(50 лет. Однако, помимо дороговизны С1 гр. радия стоит 200 тызс. франк.) он не был: бы мотором максимальной энергии,! хотя его теоретическая (работа к концу этого срока далеко не могла бы читаться малой— он поднял бы на: ®ьюо% <5*адггни 3|йфеля груз

в <б милл. тонн.

Но но огёщее количество -работы, которую может произвести м®пшиа, считается главным достоинством ее. Самое щенное ее свойство— ее мощность, т.-е. способность производить максимальную щЩйЩ в матиматьпый срок.

Электричество в 2<

Приняло говорить, что мы живем в веке ел’вктригчесггва'. Это не вполне точно, он только

н«лкнйетоя. Мы не можем даже представить себе того лропрвсса электротеташки, который ожидает нас стотя “бал л ионще XX дака. Также, яак кхдаремтии^и не могли представить «обе в 1608 г. 'развития первой моторной лодки «р. Ньепо, в 1630 г.—железный; дорог, в 1669 г. лериой динамо Прамма.

К ©тому времени элек'врошром'ышлениость будет иметь тот воарают, который тепегрь имеет шар. (В 1в30 г. был триумфом (юра. Паровозы с 4 вагонами (продвигались с невиданной до тех пор скоростью 26 верст в час. Однако, кто мог тогда представить себе машины гигантских пароходов в 50.000 тонн, которые в 6 дней пересекают океан от Европы до Нью-Йорка, ниш иолосоалънъве паровозы а 3.000 лют. сил, которые вытягивают самые тяжелые поезда через 3000 _ метровые перевалы американских Кофдильер. Никто, кроме поэта Ла мшртиш.

А кто мог предвидеть такое развитие мотора? Коада в 1818 г. Лааарь Карно в Парижской академии делал доклад о первых удачных опытах бр. Ньеис с мюториой людаой, мог да кто из присутствующих представать се^е современные автомобили и ааропланы?Щ Когда первая дгонамо-мятша выпила в 1809 г,

' Ш рук столяра Зиновия Прайма, кто мог думать, чпю через ©О дет будут работать альте^ наторы в 50 тыю. люш. ср?

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ И РАДИЙ .

В «Путешествии на Луну» Жюль Верн отправляет своих путешествентгк'ов в снаряде] выбрасываемом гигантской пушкой. Не говоря уже об опасности момента' выстрела (люди были бы неизбежно расплющены от страшного толчка), вычисления нокавьгаают, что никакая юрмичеокая машина не могла бы сообщить снаряду начальной скорости в 12 илм. в секунду—минимум, необходимы® для преодоления притяжения земли.

Таким образом способ Ж. 'Верна невыполним. Но вое же ею проект теоретически воз-1 можда, если в основу ело положить гариндил (ракеты, а как взрышатое вещество—лриме-«ить |ращий. Такой снаряд, весом в 1000 кшитр., до вШчиолеииям Эсио-Йелыгери- мог бы достичь даны и возвратиться на землю в 48 часов. Для ©того бы необходимо... всего 2 де-

игагремАга (рйдая.

Вели бы мяы так же ка/к. об ваеяинь Из нет вращать ее в * было бы, щейс в течение полу в 400.000 лшг. жений ■г&шиц и | оек. туда | страпства вне < кета нес-дась & ее в силах вли не в силах га» нию взрыва ра бессильными 01 свою энергию ш МОТОР, I Радий, к ко нию ^романа Ж.| представляет с териадиэоваиж ке, излучающе ном, отрицатеа овладеть этёмз-тор, почти веч Пьер Кюри I И это был эле Но может л которая имела торное? Может! чемчлибо болы кий «Эолшшл роном из Ада вратился в »о анские суда?

Кюрп имел .рада», дли щ да усилеиногс 1 граммом раз бОЛЫПОЙ МОЩ работал о теч дороговизны С он не был бы хотя его теср срока далеко он поднял бь в (5 милл. *и Но не дав может ирюизЕ достоинством ее мощвосп максим алшгп

ество

живем в веке чно, он только е гаредаяавить сики, который [ века. 'Так же уставить ообе тарной лодки рраг, в Ш9 г.

ииишлениость ! теперь имеет ир». Паровозы евидоннюй до | Одйако, жто шины гитант-юоторые ® 6 ИШ до Нвю-эоэы в 3.000 мъге тяжелые ивады амери-№ по эта Ла


отать одм^р-

1 РАДИЙ.

«ль (Шрн от-в в «наряде, й. Не говори ма {люди бы-!Т страшною ■что никакая л сообщить швм. в сеиун-преюдоления

1а иеиыпол-гижски воз-йъ принцип ггво—приме-з 1000 тавпр.,

’ бы достичь в 48 часов, веете 2 де-

Воли бы мы умели пользоваться радиШ так же как. обыкновенным горючим, т.-е. из-ажежать из него внутреннюю энергию и превращать ее в работу, дйух дециграммов радия йышю бы, действительно, • достаточно, чтобы в течение получаса получать взрывчатую силу в 400.000 лхжг. сшг. На вылет из сферы притяжений дашап и луны понадобилось бы 24 мин. 9 оек. туда и 3 май. 40 сек. обратно. В пространства вне 'притяжений земли и луны ракета неслась бы силой инерции. Но мы пока не в силах влиять я« темп разложения радия, не в силах пока производить да своему желанию взрыва радия. Мы осуждены быть лишь беосЙльньтми свяцетеждми, как радий излучает /зваю анергию в течение тысячелетий.

МОТОР, РАБОТАЮЩИЙ РАДИЕМ.

Радий, к которому привело нас рассмотрение 'романа Ж. Верна, по новейшим теориям, представляет собой чистое электричество, материализованное, плененное в твердой оболочке, излучающееся в трет видах—положительном, отрицательно* и в виде света. Достаточно овладеть этими излучениями, чтобы иметь мотор, почггн вечный.

ГГъер Кюри (построил модель такого мотора. И это был электрический мотор.

Но может ли он раввернуться в машину, которая имела бы значение не только лабораторное? Может ли она впоследствии сделаться чем-либо большим, скак, в 0вое время маленький «Эолипил», изобретенный во П веке Ге-роном из Александрии, который теперь превратился в мощную турбину двигающую океанские суда?

■Кюри имел под ро«ками всего 3 сантиграмма, радия, длй добычи которых понадобилось 3 го-' да усиленного труда. Повторив опыт Кюри с граммом радия, можно бъшго бы иметь мотор большой 'Мощности, который бы «5ес1грврьгвно I работал в течение 1760 лет. Однако, помимо дороговизны || гр. радия стоит 200 тыс. франк.) он не был бы мотором максимальной энергии, хотя его теоретическая! (работа к концу этого срока далеко не могла бы считаться малой— он шдяял бы на выюо% б&шпн Эйфеля груз в <5 МИЛЕЛ. тонн.

Но не общее количество работы, которую может произвести машина, считается главным достоинством ее. Оамое ценное ее свойство— ее мощность, т.-е. способность производить максимальную работу в мотгимальньтй срок.

сгорание, свест

ГО К II ОСКОЛ ьш

Но, увы, тем' ообЬю ейзшй . хронометр, юот< Кюри видел вс лютое | вращение земл

СОВРЕ Все же орсот си такие, кого удалось ©озбуд в 4—’5 мил, вол активность ней ние их атомов материю, челог по своему жел: таких шределоБ щифры (радист.

Действительн вращается в св в себе еще ; эяе штейна—нроив! роста света, т.-чем радий шщ тельного разлог С таким исто век владел бы НЬ это мопуш тезе—ка возмо. активные феши тельную эволют материи.

ЭКСТРА-/ Теперь рассад представляется то»—в электроа Если М:Ы1ГрС в 9 прамм, то I кислород. На о электричества, < Кулон—одна и; но надо смешив том. В данном < Оделав эти зг расчет Корню, результату, пои ..Если спустит! в | только едло близить два та) наковыми зншга лись бы с сил Два шарика на в течение 1 сек силу свыше -1 5

активно участлугот.

|1»ав»чял йэ та.ЧЕ’икяииашима.мигл

году«

ьзоваться радием горючим, т.-е. из->ю энергию и пре-децнпйммов радия достаточно, чтобы ь взрывчатую силу

II из сферы лритяг кййвкь йы 24 мин. к. обратно. В про-земли и луны распни. Но мы пока разложения радвя, :ь ,по своему жела-ждены -быть лишь йк радий излучает ячелетий.

1Й РАДИЕМ, иго нас раоомотре-говейшим теориям, электричество, ма-в твердой оболоч-иди—лояожигель-з света. Достаточно 1, чтобы иметь Щ|

ель такого (мотора, отор.

гуться в машину, не только лабора-кдетвьш оделяться вое время мелены-Йй во ГГ веке Ге-орый; теперь пре-у двигающую оке-

ето 3 сантиграмма, понадобилось Зго-1 рав опыт Кюри 'с ю бы иметь мотор ^ бы «Эос пр«рынно| . . Однажо, помимо гг 2-00 тыс, франк.) ймйльяюй энергии, та к концу этого (читаться малой— птни Эйфеля груз

работы, которую читается главным тое ев свойство— 1сть производить ннматьньгй срок.

Поэтому для овладения радием «адо было бы овладеть способом ускорять его электрическое сгораиПе, свести его тысячелетнюю работу всего к нескольким дням.

0о, увы, темп стояния радия .представляет оовою самый надежный, самый устойчивый хронометр, который был изобретен до сих тор. Кгоря видел во всякой радиоактивности абсолютное измерение времени , более верное, чем вращение земли вокруг оси.

СОВРЕМЕННЫЕ АЛХИМИКИ.

Все же ородп современных ученых наяодят-ся такие, которые утверждают, та» если бы удалось возбудить ток высокого на,пряжения, в 4—'5 мил. вольт, то он мог бы вызвать радиоактивность некоторых металлов, т.-е. распадение их атомов. Овладев способами разлагать материю, человек, конечно, управлял бы ею по своему желанию, и пользовался бы ею до таки* пределов, которые далеко превосходят цифры ради®.

Действительно, радий, как известно, превращается в свинец. Но этот свинец содержит в себе еще энергию, равную—по теории Эйнштейна—гароизведению массы на квадрат скорости света, т.-е. в 5.000 раз больше энергии, чем радий иолу част за время своего самостоятельного разложения.

С таким источником энергии в руках человек владел бы неограниченным могуществом.

Но это могущество мгы построили на гипотезе—на возможности вторгнуться ш радиоактивные феномены, в природную соэидатель-тельную эволюцию материи, в самосозидание материи.

ЭКСТРА-ЛЕГНИЙ АККУМУЛЯТОР.

Теперь рассмотрим электричество, как оно представляется в одном из обыкновенных опытов—в электролизе.

Если мы пропустим ток через массу воды в 9 драмм, то вода разложится на водород и кислород. На это будет истрачено количество электричества, определяемое .в 96.&00 кулюпов. Кулон—под на из единиц измерения*, которых не надо смешивать с самым измеряемым об’ек-том. В данном случае об’ект—электричество.

Сделав эти заметания, приведем известный расчет Корыо, расчет, который приводит к результату, иоистино грозному.

.Бели сгустить эаряд электричества силой в 1 то шло едлш в свиащовом шарике и (Приблизить два таких пгарика, запряженных одинаковыми знаками, то они взаимно оттолкнулись бы с силой, поистине фантастической. Два шарика на расстоянии одного дециметра в течение 1 сек возбудили бы отталкивающую силу свыше 1 миллиарда лош. сил. Такой ме-

ханизм чрезвымаи невероятной взры Кфию своим настоящее время

I приводим в дви: ства эливтрячесп мамх незначитель тов. Мы умеем п яе умеем вадерж 'литься.

Надо яе только з верой, чгго настали ставить предел накоплять его в дочках.

Сама природа а в очень, правда, ной молнии. Опт ся в воздухе на роватюя, и плава-пузырь. Но взры' семь раз болнпву! чесгва мелинита.

Это явление го далеки от умжаш статическом ф& средних размере] метр, тГч?. &нерги1 чтобы поднять сс Этого слишком я| Итак, задача в найти оооуд, кот! в себе электричек В каком бы н| ставился бы ш аккумуляторам <5 свшгцовый, на I ватьо» жалобы с< своем весе', ®ое I регулярного дей! аккумулятор при] бы в .100 раз зияя бы достаточво, ч| изошел самый I видел мир.

ЭКСПЛОАТАЦИЯ

Итак, нредиоло распоряжении бу| муляпор.

Специально об! оалъиы© суда-ц! промышленные I таких электри'ЧеЛ щий, рекяишхжеин Могучие тедаш ,и Эамбези в Афд Америке, сейчас!

‘Г»» •'

рабочих (в нлубе Кою интерна).

нем шло было бы его электрическое ютнюю работу все-

адия представляет амьад устойчивый бретел до сих 1гар. гоамтиввоств абоо-более верной, чем

IX ИМИ К И. х ученых мдодят-ают, то если бы жого напряжения, бы вызвать радио-гаов, т.-е. рас.пйде-особамп 'разлагать у правому бы ею гЭовалоя бы ею до мгеко превосходят

хк известно, пре-г свинец содержит з—йо теория Эйл-ы на квадрат ско-з больше энергии, я своего сам-остоя-

гвя в (руках тало-[ым могуществом, остро или на пгао гнуться в раано| одяую созидатель^ , о с амосоз идание

СУМУЛЯТОР. ркчество, как оно бышпговенных опы-

через массу воды [•роя на водород н рачено количество ■в 96.500 кулонов, «бреннда, которых измеряемым об’ек-■—©лектричеотво. газведем известный орый приводят к ГМУ-

жгричесгва силой ои аиартае н отрв-ааржжешш?х одн-ззаимио. огголлену-е фантастической, одного дециметра 5ы отталкивающую ии, сил. Такой ме-

ханизм чрезвычайно -.малого об’ема обладал бы неверояггяюй варыютаяюп силой.

Корню своим расчетом «оказывает, что в настотщес время мы, сами того не подозревая, приводим в движение кодооеальпые 'количества электричества дая достижения; лишь самых незначительных практических .результатов. Мы умеем прубо пользоваться то1сом, но не умеем задерживать его, заставлять накопляться.

Надо не только надеяться, но верить о полной верой, что настанет день, когда мы сумеем по-| ставить предел истечешпо электричества и накоплять его в самых незначительных оболочках.

Сама природа тсдааэыкает, что его возможно, в очень, нрава.», -редком явивкии—лваравид-ной молнии. Огашный шЭар медленно движется в воздухе на том 1меоте, где ои коиденси-ровпаиж, и плавает, как безобидный мыльный пузырь. (Во взрываясь он производит силу в семь раз большую такого же шю об’ему.количества мелинита.

Это явление покапывает, что мы еще очень далеки от умепшя «обгорать' электричество в статической форме. Лейденокая банка — средних размеров содержит всего I кидогр.-метр, тГ-е. внергню, едва достаточную для того, чтобы полаять один фупт на высоту 1 метра.! Этого слишком недооготочио.

Итак, задача шиш, сводится к тому, чтобы! найти сосуд, который мог бы кшденоиравать ,в себе электричество с плотностью молнии.

В лаком бы несовершенном виде ки представился бы нам такой оосуд, все же он будет аккумулятором бесконечно более легким, чем свинцовый, на который не перестают раздаваться жалобы оо всех сторон и, который, при своем весе', ®се же яе представляет гарантии регулярного действия. Допустим, что новый аккумулятор при равной мощности весит хотя бы в 100 раз мшьта© современного. Этого было бы достаточно, чтобы в иром ьишюнпости' иро-».эошел самый большой шнревороу, который видел мир.

ЭКСПЛОАТАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ЭНЕРГИИ.

Итак, предположим, чгго в 2000 году в нашем распоряжении будет такой втатпра-легккй аккумулятор.

Специально оборудованные вагоны и колоссальны» одда-цйстйрюы будут перевозить в лромьшлопныю центры огромные количества такта элеютричоакягх сосудов о электростанций, рвиншчмкеяюыж за согни н тысячи верст.

Могучие течеиия и водопады Нигера, К$нго и Эамбези в Африке, Погаро и Амазонки в Ю. Америке, сейчао оотагошреся вследствие огда

леиностн ют иром1! пользования, оо с Присылать в Амер Ч9ОТВ0 в таквя; та Полезной добыча 5 будет иогрейлипгье там, где опи смог} электричеством.

В настоящее ®р тающих о ностро? Колорадо, останГав.1 которое они долж А тогда из отроек» исчезнет. Эюсплоа-беподеютя за лроч счастаых случаев аварий -на стандч яе будут стралшш Все эти- отрицая энергии но прово легким аккумулш

прсмыш;

А-втомобияь И Е ньвм способом тр сипед. Люди буду соту, совершенно компрессии мотор кабинам, им не атмосфера больш 1.000 кдагамеиров пробыть -в воздуз

Всякий желаю геликоптере па * Эверест (0-.000 ме люсы- будут при в легкую одежду рами, которые бу лоту.

Паровозы на а будут передвиш] нгшгаота на бор] ре движения уже ках Рура. В 193(1 Лоурнджа, будет дорога слецпадьд 3

Все это прожн переворот будет тором, который о тяжеловесный сот чшшоеггью расой желай.

Радаю первым бителл вфкрноя дущего, которое!

(Француаский)

***

научно-популярным фельетон

Электричество в 2000 году.

Принято говорить, что мы живем I» веке в.Г«1СТ1р11'ЛчггЮ1. Эго но вполне ТОЧНО, «II только лнчшикгоя. Мы мо можем даже п’родигввнт». сабо топо вропресо* олоктротохаивви, которым ожидает вас аогя «Мы .1, «оонце XX вона. Тик же, км современники по могли а*редсгавнть оебе в 1608 г. рвввития первой моторвоя лодки *!'• Пьено, в 16Э0 г.—железных дорог, п 1«Л9 г. —лервоя днламо Грамма.

К этому времени влехтропромышле юность будет иметь тог вомрвет. которым тепорь плюет пир. 'В 1630 г. был триумфом нмт». Паровозы о * вагонами продвигали, ь с невиданной до тех пор окороегью ДО ворот в час. Однако, кто •Юг тоща п'редогалпчч. осбп магнии ьг штапт-01.их пароходов в 50.000 топ, которые в 6 дно Я пересекают омвл от Вйрооы до Ныо-НоркА, ва «вояооомшыв паровозы в 3.000 «о. сил, тгорш ягплмит свм«л тяжелые чврео 9000 ипювыс перевалы амера-■мвмтга Кордит|лр. Нмкто, кроме поет» Ла-мвртввв.

А кто тог иргдтглеть твмое развитие мото-?т? Когао в 1§18 г. Лвоврь Каряо а Париж-сш>в амлямп дллал доклад о трщ умп-■ЫХ ОПЫТАХ лр. Нмвк о моторпоя вшоя, мог Дв к го ва мрмсутспуаоцкх предстапнть себе оовремш»» автомоЛпли в ляроил*жи7 Когда парам дпамо-шви вышла в 1809 г. * РУ* столяре Зндоввя Црамиа, кто мог ду-мвтц по Ц{м во лет будут работать адьтер-ВМ|В1 в АО тыс. аош. евп?

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ И РАДИЙ.

В «Иугеокствнв на луяуэ Жаль Верн отправляет своих путешественников в снаряде, ■кброгыввеыом гвгапгтокоя пуппюй. Не говори 5**“ °б оовгаоети момента выстрела <лг>дй бы ге ^ мввшо расплющены от страшного вычисления показывают, что нике ярмячмжал мшшом но могла бы сообщить на%льноя скорости в 19 «кем. в сскул-ву мтл:.|ум аеобххиямЫ! для преодоленвя Щвглжшжп «емш.

Так;^ споооб Ж. Верна аввыпол-

вое ж* его проект теорвлпеска воз-вовж. если к ос вощу его положить вращв 'ш • “• шщлтщиие вещаство—орвме-■»т. Р*диа. 1\ии снаряд, веоом в 1000 вар, ** ввиовввям ЭаьПыица мог бы достичь



Поли бы мы умело польаоваться ролиом] пкь же как обыкновенным горючим, т.-о. и.ь »и кни, ил него пиутреинюю энершю и и|Ю враивль ее в работу, л пух дсдигиммов ра.'мгп было бы, леПствнтельпо, • достаточно, чтобы] о 'геччмшо пт»луч*к'л 'полу чать взрывчатую силу о 400.000 линг. сил’. Ил вылет нч сферы притяжения .1г .млн и лупы пояадобллось бы 24 ми и О овк. тулх и 3 лини. 40 сек. обратно. В иро-гтрпнотва вне нрмтпжониН вомлн н луны р[ кета неетим. 6м о«л«/Я терцин. Но мы пока мо II «’илнч нлтны. но темн ра.ыожения радня не в спллх пока т^рон (водить по евлоиу жела-нив» взрыва | адин. Мы осужден 1.г быть лишь

боссйлИ!I.тми ойщ»у«»лфч п. «сам ра.тап и' (учает свию анергию в точение тысячелетия.

МОТОР. РАБОТАЮЩИЙ РАДИЕМ.

1'&знй, к котором;? привело вас рассмотрение романа Ж. Верпа, по новейшем теориям, представляет собой *»стое влахтрачество. ма-торвашпаоваавое, лаевеввоа в твердо! оболоч-кв, иалуча»»щееся в трох вндих вмпантць-вом. оцдмяммои а в виде смета. Достаточно овладеть этими жыучеиаяыл, чтобы иметь мотор, почти вечный.

Пмр Кюри построил модель такого мотора. И вто быт влектрмчеени мотор.

Но может ли он раввармутьед в машппу, догорая имела бы 1мшв> не только лаборо-то|вгое? Может ли она впосоддочвм оавмгыя чек-лпбо болмпвм, мак в вб время швяь кия «Эолипл. мвобрет^пныВ во II веке Паровом из Александрии. коТорыв теперь пре-врагався в мощную турбину двигающую оке-авскве суда?

Кюри имел под рогкамя всего 3 сантиграмма, рвдия, для добычи которых «ювалобялоеь 3 го. да уевлеиного труда. Повторив опыт Кюри с I граммом рала шло было бы иметь мотор большой мощмеп, юторый бы Лвгпрорывно работав в течение 1760 лет. Однако, помимо дороговизны 0 гр. радия стоит 900 тыс, фралк.), он не был бы мотором макгамалыюй ввергни, хотя его теоретическая работа в концу втоГО срока дат» не могла бы считаться мавой—| он поднял бы на вытк^ бешнн Энфелв груз а 6 милл. чавв.

Но не оЛвхео *эолвчество работкд которую может щаааан ги машина, очатаетов главным! доотоашяаом ео. Самое целое ее свойство— | ее мощность. ма«евнд.тый»т>

Ии, уиГтемп столпил радия предотавляет ообою свмыЯ яалежпыЯ, епмыя устойчивый хронометр, поторыл был изобрет«н до скх нор. Кюри 1111' Ю.1 ВО ООН 1.1*11 рплиопетнвности П/' Ч-Люпгос 1ыморенне времени . более верное, чем вращение эемли вокруг осп.

СОВРЕМЕННЫЕ АЛХИМИКИ.

Все же орали сощ^'.монных ученых находят-СП таюм, яото])|.ге утверждают, тго воли бы удплоеь топбуднть ток высокого нолгряжониш, в 4—& м 1:1. 1юльт, то он мог бы вынвоть радио-(мстнвносп. некоторый металлов, т.-е. распадение их атомов. Овладев способами ра -л.^ать материю, человек, конечно, управ4Ма бы ею по своему жолання». и полышпалея бы ею до таких орпммов, которые далеко вревоекмят цифры радам.

Действительно, радий, как навестно. превращается в свинец. Но итог гвквец содержат в себе еще анергию, равную—но теории Энн-пггешга произведении, массы на введрвт скорости света, т.-е. в 6.000 рап бол мне авертм, чем ради я М^дучает оа время своего самостоятельного ;«.»сюжения.

О таким источини.м авергвв в руках человек в.пие.1 бы иеогравмчаавым могуществом.

Но вто мог>'щ«,>'Пю мы построили ма пшо-чаче- на воемеалоста мторгауться а радиоактивные <|>еноми>11г. в природ!»-*1 созидатель-тельную ммюцак материи, в самосознданяс материи.

ЭКСТРА-ЛЕТИ И й АККУМУЛЯТОР.

Теперь расомотрам авевтрмчество. как оно приставляется в одном на обыкновенных опытов—в электролизе.

Воли мы пропустим ток черев массу воды • В грамм, то вода равномвтон на водород в кислород На ото будет истцлено вомнитетво элеьтрнче.'тва, середе хвемсе » м.&оо кулонов. Кулон—чудва из единиц измпремия, которых но надо смешивать е самым измеряемым ооактом. В данном случое об*ап аввчрамтао.

Сделав отн аамечвнаа прмвеавм ипвестный рвечет Кормач расчет, моторый приводит к результату, поиогшю грооному.

Й'ТМ сгусгитг. аарал электричества свлоЯ в I толло яуям в еввшювом шарике и приблизить дел такая шарвка, мрвяаавш оди-вашмт ян..,.-«чи. то они ваавммо оттолвау-лись бы с силон, помогвие фавтаствчесаюй. Два нм рака ма расстояния серию децаметра

хин изм чрезвычайно мятого об’еиа оолАдал бы новорои'гноЯ варькпчатол силюЛ.

Корню своим расчетом покявьпмот, что в иасгоипвм время мъв, семи того но подозревая, приводшм в дипжоиш колоосальпые количества »ло1стричесгва ъ'утп доотижепил лими. са-| мых но.'нШитолысьпх нрампшеоких [1еоульта>| тон. Мы умеем прубо тголыкчЛпля током, цо не умеем оядерживать его, 'аотпвлять никои-литься.

Надо не только пвдеппся. но верить о полной верой, что пиетист день, когда мы сумеем пост,шип. ггрлдел ветл*гению олекгрпчествш и паконлнть его в самых нешшчительиых оболочках.

Сима природа аюнаэмвает. что это возможно, в очень, правда, редком явлении—швроммд-вой молнии. Огвшный аЛЬгр медленно движется в воздухе на том месте, где он конденсз-ровжюа, н пхавает, ямс безобидный ишьиый пузырь. Но яАрываяоь он яряжкаг силу в семь рал большую такою яке до об'ему кол>и чветва мел впита.

Это явление шмипывает, что мы еще очень далеки от у’меиия собирать мшрваст в статической форме. »1айденоааа байка — ореатмт размеров содержат всего 1 килогр.-метр. т^е. еиерпи

чтобы подлип, опин фупт на вимту 1 аечра.

Этпго слишком недостаточно.



•кчмгоопг от (Промышленных центров бе.1 не польиования, оо свои* влектростлиимй будут I Присылать в Аморпюу и Европу свое электри-чаотво в такт количествах, что станет беса полезной лойьт угля и нефти. И то, и другое ! будет пот|И1иаги*я только на месте, только там, где они с могуч1 коылурврииать с дешевым влехтрвчоотаюм.

В пагтоищес время даже 1ьмермкаиц<м, мечтающих о поотропка алектросталцни у устья Кйвпрадо, оствие пли воет .раоетолаие в 400 % которое они должны будут покрыть проводом.

Л тогда из «проектов электроотанпай эта статья вечеанет. Эвсплоатвцвв пс будет «вать ни на-бсподанля за л^еводама ил ремонта, ив зе-счастащ случаев, ян ааоуиетреблеяий. им аварий на стаиявях. ия агрерша тема. Ее яе будут отралнш ии бура, ни аьюги, ян свет.1 Все эти страцягеавые еярсям аередачв |] энергии по проводу оттут усгг-зяеяы акстра- '

| легким аа&умулято! юм.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ.

Автомобиль и аврсаяля станут самый обыч-'

| иым (ввеосоя транспорта, как рвикяе вело I I сяпах Лпя буду*т нодяяматься на любую вы-I осту, совершенно не мботвеь о .. едва достаточную для того. «»преоеяя яотора. Благодаря непронвцаем» ин фунт На вькогу 1 аетоа. «**»»»• М*яеян^я яшемя иаяе

|атмосфера болвагях высот. Со сморостм» в!ну Унвояв.

час ома бел «яуоаа смогут [ Жуткую шщ 8 меШ. тми. всследов

Всякий жеяажмивй смоясет подняться ил | Всего ража Геликоптере на высочайшую вервппу в яра—[ом го соаертг.е]

Эверест '0.000 метр.). Сегервыа и вяла во-1 аки будут принимать летом гостей, одетых | в легкую одежду, с кармаввымв аииумтлитр-рамв. яоторые будут .хавать веоАвалицую сап* лоту-

Паровоеы иа як. дорогам кчаэуть. Ваааяы бузр.’т нвроввипти я самввтоительяо. бея иа-шилиота яа борту. Первая опыты такого ш редвявинам уже сделаны иа нвагари учагт | вах Рура. В 1ВЙ0 г. в Нью-Йорк**, мо яроамту Лоу’рнджа. будет построена чвиав подаемиаа Хорога еая

чайтя оооуд, который мог бы иомдевояровать в себе электричество с плотностью молмни.

В мам бы яеоовйрвеияом виде ии лред-саа вился бы нам такой сосуд, все же он будет аккумулятором йяюнгмо более легким, чем сиияцоаый, ва яоторый яе иерестапг разда-ватыи жаяобы оо всех сгороя я. который, при слоем весе, вер же яе представляет гараятвв регулярного действия. Допустим, что новый аякумулятоц при разной мощности весят хотя бы в 100 раз меньше, современного. Этого было бы достатвю, чтобы в промышлеяносв вро-маоваед самый больяюй авреворот, который в «дел мер.

В августе страхкома Ив. по чеку 9.000 Не прозпло | | И сообщил. 41

сек 1й будили бы отталкавающую I мялтяарДА л».т. сил. 1Ъко1 ме-

ЭИСПЛОАТАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ЭНЕРГИИ.

Итак, праддолгшам. что в 2000 году в васнс) расооряжаяин будет такой еяотра-легкяй аккумулятор.

Специально оборудовавные вагоны и пао-ц сальные оуда-яяето^ы будут яаревоаать в яремьявлвяиые яяцы о«ромныа количества таких пма гри иияви сосудов с алаяфостаа-ций, раевюлоамаяшх за сопя и тысячи аарст.

Могучие тмаам и воцапады Нагара, Конго; и Эвмбези в Афряие, Потаро я Амаеомая в Ю. Америке, сейчас остающиеся вследствие огда-

Воа вто прои переворот будет о тором, который <яа «аалояаеаый ароа аоояьв раагтои

ыто ли грузов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. воЯает баое асе

9Т оаоо всмвЕях чудес, весь вегп!:<1 аастра-ленсям яо-мт воаармпо нсмуявым • 1 с в* дабе аянви оврамм-а я громаздкостью «явт-

Раато первым аюаавато его аенухность. Любителя вфирас*й волны—первый образец будущего. которое ожидает человечество.

Жаи Лзбодье.

(Фраицупеияа жу$навл «Наука и Жизнь»).

***

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФЕЛЬЕТОН.

Электричество в 2000 году-

Принято гоеорать, что мы живем в веке електрнчества. Это не вполне точно, он только начанаетож Мы не можем даже шредотавить себе того прогресс* электротехники, который ожидает нас еоотя бы а комде XX века. Также, как современниц не могли представить себе в 1605 г. развития первой моторной- лодки 5р. Вьепс» в 1-830 г.—железных дорог, в 1869 г. —первой динамо Грамма.

К этому времена электропромышленность

Если бы мы умели пользоваться рада ом так же каж обыкновенным -горючим, т.-е. извлекать нз него внутреннюю энергию и превращать ев в работу, двух дещ1П«1\;.иов радия (


Поэтом;, I сгоранн. го к нес Во, ув> собою Ос Хрономст Кюри в и люхноо

в течение нолучаса получать взрывчатую силу | в 400.000 лош. сил. На еылот из сферы притя-1 Все ж* женнй земдй и лупи понадобилось бы 24 мин. | ся таки* 9 сек. туда н 3 ». 40 сек. обратно. В про-1 удалось странства вне >п.ритяжений -земли_н луны ра- [ в 4—5 м>

будет иметь тот возраст, который теперь имеет кета неслась бы силой инерции. Но мы пока ■ активно. •

не в силах влиять на темп разложения радия, ние их . не -в силах пока производить по своему жела-; матери»), нто взрыва радия. Мы осуждены -быть лишь I но своем бессильными оввдетелфси, как радий излучает I таких <п С®ою энергию св течение тысячелетий. ! грхрры ,;-[

МОТОР, РАБОТАЮЩИЙ РАДИЕМ. ; Д^сты Радий, к которому привело нас раосмотре-[ вращать ние романа Ж. Веряа, по новейшим теориям, в себе г и представляет собой чистое электричество, ма-| плена» канских Кордильер. Никто, кроме аюэта Ла-1 ^ёриалн-эозанное, плененное -в тэердой оболоч-! роста с г.. иартгзй, [ ке, иавучающееса в трех эщах—подожитоль-1 ради

А ею мог предвидеть такое развитие мото-1 тх, <«ршдагвльвом а в веде света. Достаточно; тельноо. ? Когда в 1818 г. Лазарь Карно в Бария- овладеть этемн излучениями, чтобы иметь мо-1 С та..

пар. ® 1830 г. был триумфом авара. Паровозы с 4 ^вагонами продвигались с невиданной до тех пор скоростью 26 верст в час. Однако, кто -мог тоск представить себе -машины гигантских пароходов в 50.000 тонн, которые в 6 дней пересекают океан от Европы до Ныо-Иорка, исш колоссальные паровозы в 3.000 лош. сил, который вытягивают самые тяжелые поезда черев 3000 метровые перевалы амерга-

ской академии десгал доклад о первьк удачных опытах 6р. Ньепс с моторной лодкой, ног ля кто из присутствующих представить себе современные автомобили я аэропланы?

Когда первая -тпи-ттям^УАятука. аышаа в 1860 г. «аз рук столяра Зиновия ИПрамага, кто мог

Пьер Кюри построил модель такого мотора. \ 3,‘»

тор, почти вечный.

мать, что через СО дет будут работать адьтар- чем-либо большим, как в свое время малень-наторы в 50 тыс. аощ. с?м?

МОКЛЛАНЕТНЫЕ полеты и радий.

В «Пукскстеих на луву* Жюль Верн от-Щ*ьяяет своих яутешеетвенашеов в снаряде, вибрасываеагои гигантской пушкой. Не хуворя 5®е об оиалноегги- момента выстрела (люди быта бы ненабежно расплющены от страшного мл**), ьшшаяпшя осоа&ъпА&т. ч*о никакая Щклячеаия >малп ииа не могла бы сообщать «■•Т’лду ипыывоа скорости в 12 «вам. в секун-щ—и/оашуи, необходт'ш -для преодоления


Члсал обдюох «вюооб Ж. Верна мевыоол-шш. Но лее же сю проект теоретически ьоа-жяк*. есда в основу его положить «ьриициш



ФМнк. Тааоа снаряд весом а 1000 *№р.,

Ж> Мшик/М «ЭОВО-Лс-ШЯври нет бы достичь и 1Мь^лтсгьс4 и* <м»млю * 48 часов.

Д*4 мксо <шио бы иообееодммо... всего 3 де-Т*УЗП«.

И это был элекярпчесшй мотор. |тезе ®* Но может ли он -развернуться в машину, ‘ акги'в^ которая имела бы значение не только забора-1 тельную торное? Может ли она впоследствии саелкгьса материи ------ — — — ЭКС

кий «Эолиши», маобречкнный во П вехе Ге-1 Тепер!. роном из Александрии, который теперь пре-1 иредст.м'.. враги лея в мощную ^рбкну двигающую оке-; *м®—в .. аягскио суда? Вели \

Кюри имел под расами ьсето 3 оантигрлмаы»! в 9 -срам радиол, для добыча которых понадобилось 3 го-1 кисло^^, да усиленного труда. Повторив опыт Кюри с | элвктри’^ I граммом- радию, -можно бьыю бы иметь мотор | Кулон-—о большой -мощности, который бы беспрерывно 1 не иа^ работал в течение 1760 лет. Однако, помимо дороговизны С1 гр- ‘радия стоит 200 тыс. франк.) ом не был бы мшором малссишалшой энергии, хотя его теоретическая (работа к концу этого срока далеко не могла бы считаться малой— оя 1ГЮД1ШЛ бы на высоту Липни Эйх|>еля груз в 6 мшед. «она.

Но не оЙЁщее юоличёч'тво -работы^ которую может <1[<ива8бсй'и мышвиа, очитаетоя главным досгроиштгеоы ее. Оа»моо членное се стйство— ее шшрюегь, т.-е. способность ироивводить | в течет иакон'мальоьую д>л/»оту в мииимитьный с^юк. > силу 0И1

том. В Сделу.и расчет .10 результчI .Еслн ..

Поэтому л-1 н овладения. .радием шло было бы 02:^;;ст;. способом ускорять его электрическое сгоранио, свести его тысячелетнюю работу всего к нескольким дням.

Но, уви1, тема сгорашья радия представляет собою самый надежный, самый устойчивый хронометр, который бил изобретен до евх нор. Кюрн ви.;ел во всякой радиоактивности абсолютное измерение времени , белее верное, чем нращенм» землн вокруг осн.

СОВРЕМЕННЫЕ АЛХИМИКИ.

Все же среди современных ученых находятся такие, которые утверждают, что если бы удалось возбудить ток -высокого напряжения, в *—5 мил. вольт, то он мог бы вызвать ■радиоактивность некоторых металлов, т.-е. распадение хх атомов. Овладев способами разлагать материю, •человек, конечно, убавлял бы ею но своему желанию, в пользовался бы ею до таках пределов, которые далеко превосходят цифры радия.

Действительно, радий, как известно, превращается в свинец. Во этот свинец содержат в себе еще энергию, равную—по теории Эйнштейна—произведению массы на квадрат скорости света, т.-е. в 5.000 раз больше энергии, чем радий излучае? за время своего самостоятельного разложения'.

С таким источншлм энергии в .руках человек владел бы неограниченным могуществом.

Но это могущество мы построила на гипотезе—н& возможности вторгнуться в радно-II ПНИ111Г феномены, в природную созидатель-телыгую эволюцию материи, в самосозидание материи.

ЭКСТРА-ЛЕГКИЙ АККУМУЛЯТОР.

Теперь рассмотрим электричество, как оно представляется в одном но обыкновенных опытов—в электролизе.

Если мы пропустим ток через массу воды в 9 цкш, то вода разложится на водород и кислород. На &т

Сделав эти замечали, приведем известный расчет Керша, расчет, -который приводит к пмтгнгату ттаеяие грозному.

Цг .а еяусягь заряд эласвричсства силой в 1 т*,.х~м* ед лон -в свинцовом шарике в ири-бджяггь М* тыашх шарика, заряженных оди-моым ямами, то ош1 мамяк огтолмиу-ей с сааао*, номолмв фантастической, щш^илй на {млошна одного дециметра в ямм 1 еек мебдомк бы отта плятмцую .11 | юцмцм! шо см- Факой ме-

ханизм чрезвычайно малого об’ема обладал бы | лен-ности I невероятной взрьпвчаяюй силой. пользована

Корню своим расчетом показывает, что в присылать! настоящее время мы, сами того н.е подозревая, честэо в 1 приводом в движению колоссальные -количе- полезной л !ства электричества для достижения лишь са- будет лот1 | мых везначнтелыаьах практических .результа-1 там, где он |тов. Мы умеем прубо пользоваться током, но;злеаоричес! [ не умеем задерживать его, заставлять пакоп- [ В насто;



I Вадо не только надеяться, но верить с полной Кссюрадо. ■ верой, что настанет день, -когда мы сумеем по-: которое сна ставить предел истечению электричества и — А тогда у... накоплять его в самых незначительных обо- • исчезнет

Сама природа показывает, что это возможно, счастяьгх | | в очень, правда, редком явлении—лпаровид-1 аварий на I | ной молнии. Огаёеный шйар медленно движет-. не 'будут с I ся в воздухе на том месте, где он конденси-1 Все эти о| I ровглся, н плавает, как безобидный мыльный энергии гго ! пузырь. Но взрываясь он производи? силу в'-легким а;;.: семь раз большую такого же -по об’ему коли-! ПРО: чества мелинита. I

Это явление показывает, что мы еще очень [ _ ^



далеки от умения ообкреагь электричество в* ^

статической форме. Ле^деьоьаа банка — • средних размеров содержит всего 1 килогр.-1 ^ ^ метр, »Г-е. онергию, едва достатовдую для того,| ‘ : чтобы поднять един фунт на высоту 1 метра. I Этето слишком недостаточно.

Итак, задача наша сводится к тому, чтобы 11^00й)Иь ,в 1 найти сосуд, который мог бы конденсировать' .

-в себе электричество с плотностью молнии. г>т.,..'__ч.


В каком бы несовершенном гиде ми лгред-

ставялся бы на>м такой сосуд, все же ои будет I «ИГ' аккумулятором бесконечно более легким, чем! свинцовый, на котарый не перестают разла-ватьоа жалобы оо всех сторон п, который, при своем весе; все же «е представляет гарадггнд [ п

регулярного действий. Допустим, что иовый { ажкумулввтоц при равной мощности весит хотя | ]^^ИС(Га г,' бы в 100 раз меньше современного. Этою было I пегви^женпч бы достаточно, чтобы в промьншеиносва а'Р°«! ^ ^ р^пд. р 1 изошел самый большой лореворот, который I тг^г.ттттс-т ,

I ввдел -мир. дорога свею

| ЭИСЛЛОАТАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ЭНЕРГИИ.

Итак, предположим, чгго в 2000 году в надоем I Все это го| распоряжении! будет таков экстра-легкий *лл.у-1 переворот мулягор.

Спец -1-11 иио оборудоваипые жители и колоссальные суда-цистерны будут перевооить в аромьшплениые центры огромные количества таких э кокгричоокш'х сосудов о элексцростан-'ЦИ-й, рахзио-жкжешсьсх за сотни и тылмчи верст.

Могучио тмшим и водопады Нигера, Конго н Эамбеан в Афршсе, Потаро и Амхчвл в Ю.

4-мори'ке, сейчао остающнеса вследствио следа*

тором, котор тджеловесны чамиосгью 'р жеиий.

.пи >м чрезвычайно малого об’ема с*5лйдал бы >Борошвой взрывчмюп сило Я.

Корню снят расчетом оомвьпмет, что в ^стоящее время зги. оамп того но подозревая, Ьвводам в движению колоссальные количе-ва электричества ал я достижения лзшгъ са-ых незначительны* практических реэульта-•>;. Мы ужч'м Пруйо ПОЛЬЗОВАТЬСЯ током, но[ р умеем одерживать его, вставлять накоп-

дт|^Л

Надо не только надеяться, но верить о полной ероО, что настает -день, когда мы сумеем по-| тдзнть тгратед нс-течетпо электричества к] .к;-.;; г;ггь его в самых неавачнтельных оболочках.

Ома дриада оокааыпмпг, что это возможно,1 омонц ирама, рейкам явлении—шаравид-юй молюги. Огненный атИа'р .медленно движет-я в воздухе на том месте, где он коаденси-юмлов, в плавает, как безобидный мыльный [узырь. Ёо взрываясь он производит силу в ми раз большую такого же но об’ему колн-гества мелинита.

Это явление покапывает, что мы еще очень от умения собирать электричество в твтичесмо® форме. Лейденская банка — феягах размеров содержит всего 1 килюгр.-■етр, тГ-е. энергию, едва достаточную для того, тгобя яолипь сдан фунт на высоту 1 йготра. Этого слишком недостаточно.

Итак, задача наша, сводится х тому, чтобы члШтя сосуд. который мог бы конденсировать в себе электричество с плотностью мели ни.

В каком бы несовершенном виде ки .представился бы нам такой сосуд, все же он будет аккумулятором бесконечно более легким, чем свинцовый, на который не перестают раздаваться жалобы оо всех сторон п, который, дри своем весе', вое же не представляет гарантии фегуалркмо действия. Допустим, что новый штушу птиц при равной мощности весит хотя бы в 100 рвч меньше современного. Этого было

4ы ДОС1МВЧЖО, ’ЛОбЫ В промЬВШЛсН НОСИ! ПрО-

штттж самый большой (переворот, который |Мцва мир.

ЭИСЛЛОАТАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ЭНЕРГИИ.

Има, предположим, что в 2000 году а пьяном [ распоряжении будет такой вяоцт-легкий акку-1 муляюр.

Ошттм ш оборудымшк вагоны и колос-I вами» щм-щшщши будут веравоаатъ в щтотшлятш щтгщи вроммыв идеачмтва гкккх алшгумчвоам оцоулра о электроде аи-цяа. уипмиши аа оояш л пмга —рот.



леаигосгп от лромъгшл ен н ьгх центров без не-1 утфрплятъ пользования, со свсвх электростанций будут присылать в Америку и Европу свое электричество в таких кюлнчествячг, что станет бесполезной добыча угля и нефти. 11 то, и другое будет цотреАтотгьсн только на месте, только! там1, где они смогут конкурировать с дешевым] электричеством.

В настоящее время дажо американцев, меч-; тающих о ностро Лисе электростанция у устья Колорадо, останавливает .расстояние в 400 клм.,1 которое они должны будут покрыть проводом.

А тогда ш (проектов электростанций эта статья исчезнет. Эксплоатаци-я не будет знать на наблюдения за проводам и, дм ремонта, ми несчастных случаев, ни ол оупотреблевий, ни аварий на станин.:! .-, ни (перерывов тока. Ей не будут строимы ни бури, ни вьюги, ни снег.

Все эти отрицательные старой!л передачи энергии то проводу будут устранены экстра* легким аккумуляторе м.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ.

Автомобиль и аэроплан станут самым обычным способом транспорта, как танине вело! синод. Люди будут подниматься на любую вы- На-днях соту, совершенно не заботясь о пресловутой | участием < компрессии мстоп.1. Благодаря непроницаемт.:-м | Лысенко Л кабинам, им не будет страшна разряженная \ шязся в н ; атмосфера больших высот. Со скоростью в нуМангадл 1.000 кваометров в час она без спуска смогут ( пробыть в воздухе 8 дней.

Всякий желающий сможет подняться на! гсли-когптере на высочайшую веригапу ывра—| шего совер Эверест (9.000 метр.). Северный и юнашй по-| люсы будут принимать летом гостей, одетых в легкую одежду, с карманными аккумуляторами, которые будут давать необходимую теплоту.

Паровозы на ж. дорогах нечезуть. Вагоны будут передвигаться самостоятельно, без ма-шштиога на борту. Первые опыты такою передвижения уже сделаны на некоторых участках Рура. В 1930 г. в Нью-Йорке, по проекту Лоурпджа, будет построена талая подземная дорога специально для грузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вес это произойдет безо воде* переворот будет совершен экстр тором, который сделает оомршяио н« тяжеловесный ороа>д с неизбежным и

Жуткую тиза, восле Всего раз

две. Весь псам мо-аяуашии

чишоогъю •раеотонашм к прошаидкостью сооружений.

Рмп первым лома дало его мемуаонопь. Лю-бителл ефирпоП волны— нервый «6ра>м\ будущего, которое ожидает человечество,

***

Жан Лабодье

(Французский журнал «Наука и Жизнь»).




Файлы: Снимок.2PNG.PNG (398 Кб)


335
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 февраля 2018 г. 00:13
Спасибо. Интересная статья.

Вячеслав поделилися оригиналами фотографий. Для тех, кому интересно, теперь полный распознанный текст:

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФЕЛЬЕТОН.

Электричество в 2000 году

Принято говорить, что мы живем в веке электричества. Это не вполне точно, он только начинается. Мы не можем даже представить себе того прогресса электротехники, который ожидает нас хотя бы в конце XX века. Так же, как современники не могли представить себе в 1808 г. развития первой моторной лодки бр. Ньепс, в 1830 г. — железных дорог, в 1869 г. — первой динамо Грамма.

К этому времени электропромышленность будет иметь тот возраст, который теперь имеет пар. В 1850 г. был триумфом пара. Паровозы с 4 вагонами продвигались с невиданной до тех пор скоростью 25 верст в час. Однако, кто мог тогда представить себе машины гигантских пароходов в 50.000 тонн, которые в 6 дней пересекают океан от Европы до Нью-Йорка, или колоссальные паровозы в 3.000 лош. сил, которые вытягивают самые тяжелые поезда через 3000 метровые перевалы американских Кордильер. Никто, кроме поэта Ламартина.

А кто мог предвидеть такое развитие мотора? Когда в 1818 г. Лазарь Карно в Парижской академии делал доклад о первых удачных опытах бр. Ньепс с моторной лодкой, мог ли кто из присутствующих представить себе современные автомобили и аэропланы?

Когда первая динамо-машина вышла в 1869 г. из рук столяра Зиновия Грамма, кто мог думать, что через 60 лет будут работать альтернаторы в 50 тыс. лош. сил?


МЕЖПЛАНЕТНЫЕ ПОЛЕТЫ И РАДИЙ.

В «Путешествии на луну» Жюль Верн отправляет своих путешественников в снаряде, выбрасываемом гигантской пушкой. Не говоря уже об опасности момента выстрела (люди были бы неизбежно расплющены от страшного толчка), вычисления показывают, что никакая термическая машина не могла бы сообщить снаряду начальной спорости в 12 клм. в секунду — минимум, необходимый для преодоления притяжения земли.

Таким образом способ Ж. Верна, невыполним. Но все же его проект теоретически возможен, если в основу его положить принцип ракеты, а как взрывчатое вещество — применить радий. Такой снаряд, весом в 1000 клгр., по вычислениям Эспо-Пельтери мог бы достичь луны и возвратиться на землю в 48 часов. Для этого было бы необходимо… всего 2 дециграмма радия.

Если бы мы умели пользоваться радием так же как обыкновенным горючим, т. е. извлекать из него внутреннюю энергию и превращать ее в роботу, двух дециграммов радия было бы, действительно, достаточно, чтобы в течение получаса получать взрывчатую силу в 400.000 лош. сил. На вылет из сферы притяжений земли и луны понадобилось бы 24 мин. 9 сек. туда, и 3 мин. 40 сек. обратно. В пространстве, вне притяжений земли и луны ракета неслась бы силой инерции. Но мы пока не в силах влиять не темп разложения радия, не в силах пока производить по своему желанию взрыва радия. Мы осуждены быть лишь бессильными свидетелями, как радий излучает свою энергию в течение тысячелетий.

МОТОР, РАБОТАЮЩИЙ РАДИЕМ.

Радий, к которому привело нас рассмотрение «романа Ж. Верна, по новейшим теориям, представляет собой чистое электричество, материализованное, плененное в твердой оболочке, излучающееся в трех видах — положительном, отрицательном и в виде света. Достаточно овладеть этими излучениями, чтобы иметь мотор, почти вечный.

Пьер Кюри построил модель такого мотора. И это был электрический мотор.

Но может ли он развернуться в машину, которая имела бы значение не только лабораторное? Может ли она впоследствии сделаться чем либо большим, как в свое время маленький «Эолипил», изобретенный во II веке Героном из Александрии, который теперь превратился в мощную турбину двигающую океанские суда?

Кюри имел под руками всего 3 сантиграмма радия, для добычи которых понадобилось 3 года усиленного труда. Повторив опыт Кюри с 1 граммом радия, можно было бы иметь мотор большой мощности, который бы беспрерывно работал в течение 1750 лет. Однако, помимо дороговизны (1 гр. радия стоит 200 тыс. франк.) он не был бы мотором максимальной энергии, хотя его теоретическая работа к концу этого срока далеко не могла бы считаться малой — он поднял бы на высоту башни Эйфеля груз в 5 милл. тонн.

Но не общее количество работы, которую может произвести машина, считается главным достоинством ее. Самое ценное ее свойство — ее мощность, т. е. способность производить максимальную работу в минимальный срок.

Поэтому для овладения радием надо было бы овладеть способом ускорять его электрическое сгорание, свести его тысячелетнюю работу всего к нескольким дням.

Но, увы, темп сгорания радия представляет собою самый надежный, самый устойчивый хронометр, который был изобретен до сих пор. Кюри видел во всякой радиоактивности абсолютное измерение времени, более верное, чем вращение земли вокруг оси.


СОВРЕМЕННЫЕ АЛХИМИКИ.

Все же среди современных ученых находятся такие, которые утверждают, что если бы удалось возбудить ток высокого напряжения, в 4–5 мил. вольт, то он мог бы вызвать радиоактивность некоторых металлов, т. е. распадение их атомов. Овладев способами разлагать материю, человек, конечно, управлял бы ею по своему желанию, и пользовался бы ею до таких пределов, которые далеко превосходят цифры радия.

Действительно, радий, как известно, превращается в свинец. Но этот свинец содержит в себе еще энергию, равную — по теории Эйнштейна — произведению массы на квадрат скорости света, т. е. в 5.000 раз больше энергии, чем радий излучает за время своего самостоятельного разложения.

С таким источником энергии в руках человек владел бы неограниченным могуществом.

Но это могущество мы построили на гипотезе — на возможности вторгнуться в радиоактивные феномены, в природную созидательную эволюцию материи, в самосозидание материи.

ЭКСТРА-ЛЕГКИЙ АККУМУЛЯТОР.

Теперь рассмотрим электричество, как оно представляется в одном но обыкновенных опытов — в электролизе.

Если мы пропустим ток через массу воды в 9 грамм, то вода разложится на водород и кислород. На это будет потрачено количество электричества в 96.500 кулонов. Кулон — одна из единиц измерения, которых не надо смешивать с самим измеряемым объектом. В данном случае объект — электричество.

Сделав это замечание, приведем известный расчет Корню, расчет, который приводит к результату, поистине грозному.

Если сгустить заряд электричества силой в 1 только кулон в свинцовом шарике и приблизить два таких шарика, заряженных одинаковыми знаками, то они взаимно оттолкнулись бы с силой, поистине фантастической. два шарика на расстоянии одного дециметра в течении 1 сек. возбудили бы отталкивающую силу свыше 1 миллиарда лош. сил. Такой механизм чрезвычайно малого объема обладал бы невероятной взрывчатой силой.

Корню своим расчетом показывает, что в настоящее время мы, сами того не подозревая, приводим в движение колоссальные количества электричества для достижения лишь самых незначительных практических результатов. Мы умеем грубо пользоваться током, но не умеем задерживать его, заставлять накапливаться.

Надо не только надеяться, но верить с полной верой, что настанет день, когда мы сумеем поставить предел истечению электричества и накоплять его в самых незначительных оболочках.

Сама природа показывает, что это возможно, в очень, правда, редком явлении — шаровидной молнии. Огненный шар медленно движется в воздухе на том месте, где он конденсируется, и плавает, как безобидный мыльный пузырь. Но взрываясь он производит силу в семь раз большую такого же по объему количества мелинита.

Это явление показывает, что мы еще очень далеки от умения собирать электричество в статической форме. Лейденская банка — средних размеров содержит всего 1 килогр.-метр, т. е. энергию, едва достаточную для того, чтобы поднять один фунт на высоту 1 метра. Этого слишком недостаточно.

Итак, задача наша сводится к тому, чтобы найти сосуд, который мог бы конденсировать в себе электричество с плотностью молнии.

В каком бы несовершенном виде ни представился бы нам такой сосуд, все же он будет аккумулятором бесконечно более легким, чем свинцовый, на который не перестают раздаваться жалобы со всех сторон и, который, при своем весе, все же не представляет гарантии регулярного действия. Допустим, что новый аккумулятор при равной мощности весит хотя бы в 100 раз меньше современного. Этого было бы достаточно, чтобы в промышленности произошел самый большой переворот, который видел мир.



ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИРОДНОЙ ЭНЕРГИИ.

Итак, предположим, что в 2000 году в нашем распоряжении будет такой экстра-легкий аккумулятор.

Специально оборудованные вагоны и колоссальные суда-цистерны будут перевозить в промышленные центры огромные количества таких электрических сосудов с электростанций, расположенных за сотни и тысячи верст.

Могучие течения и водопады Нигера, Конго и Замбези в Африке, Потаро и Амазонки в Ю. Америке, сейчас остающиеся вследствие отдаленности от промышленных центров без использования, со своих электростанций будут присылать в Америку и Европу свое электричество в таких количествах, что станет бесполезной добыча угля и нефти. И то, и другое будет потребляться только на месте, только там, где они смогут конкурировать с дешевым электричеством.

В настоящее время даже американцев, мечтающих о постройке электростанции у устья Колорадо, останавливает расстояние в 400 км., которое они должны будут покрыть проводом. А тогда из проектов электростанций эта статья исчезнет. Эксплуатация не будет знать ни наблюдения за проводами, ни ремонта, ни несчастных случаев, ни злоупотреблений, ни аварий на станциях, ни перерывов тока. Ей не будут страшны ни бури, ни вьюги, ни снег. Все эти отрицательные стороны передачи энергии по проводу будут устранены экстра-легкими аккумуляторами.



ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ.

Автомобиль и аэроплан станут самым обычным способом транспорта, как раньше велосипед. Люди будут подниматься на любую высоту, совершенно не заботясь о пресловутой компрессии мотора. Благодаря непроницаемым кабинам, им не будет страшна разряженная атмосфера больших высот. Со скоростью в 1.000 километров в час они без спуска смогут пробыть в воздухе 8 дней.

Всякий желающий сможет подняться на геликоптере на высочайшую вершину мира — Эверест (9.000 метр.). Северный и южный полюсы будут принимать летом гостей, одетых в легкую одежду, с карманными аккумуляторами, которые будут давать необходимую теплоту.

Паровозы на ж. дорогах исчезнут. Вагоны будут передвигаться самостоятельно, без машиниста на борту. Первые опыты такого передвижения уже сделаны на некоторых участках Рура. В 1930 г. в Нью-Йорке, по проекту Лоуриджа, будет построена такая подземная дорога специально для грузов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все это произойдет без всяких чудес. Весь переворот будет совершен экстра-легким мотором, который сделает совершенно ненужным тяжеловесный провод с неизбежными ограниченностью расстояний и громоздкостью сооружений.

Радио первым показало его ненужность. Любители эфирной волны — первый образец будущего, которое ожидает человечество.

Жан Лабодье.

(Французский журнал «Наука и Жизнь»)...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2018 г. 00:15
Спасибо!
:beer:


⇑ Наверх