Составлены библиографии Арика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «БорЧ» > Составлены библиографии Арика Круппа и Надежды Крупп
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Составлены библиографии Арика Круппа и Надежды Крупп

Статья написана 1 февраля 2018 г. 14:55

Составлена библиография Арика Круппа (Арон Яковлевич Крупп) — советского поэта, барда. Автора примерно 80 песен, многие из них стали классикой туристской песни. Ещё примерно к сорока стихотворениям — музыка написана не была. Одновременно открывается и страница библиографии Надежды Крупп — журналиста и режиссера-кинодокументалиста, автора нескольких книг мемуарной прозы, жены Арика Круппа

Юридически брак Надежды Крупп с Ариком Круппом оформлен не был, но после его гибели Надежда Николаевна пришла в горисполком и написала абсолютно честное заявление: погиб муж, с которым не успели оформить брак, и в память о нём хочет носить его фамилию. По законодательству СССР так сделать было недопустимо, но нашёлся «вариант» — перемене, при желании гражданина, подлежали труднопроизносимые и трудночтимые фамилии. Но пришлось на трёх страницах доказывать, что фамилия Мнацаканова — мешает жить и работать не только самой, но и всему коллективу съёмочной группы, когда в командировках приходится получать в почтовых отделениях отправления «до востребования», на фамилию указанную не совсем верно.

Не вижу особого смысла дублировать тут биографии этих авторов — к их страницам на Фантлабе можно перейти по активным ссылкам, данным выше. Но надеюсь, что пользователи с интересом ознакомятся с небольшим фрагментом «Арькин Камень» — из книги Надежды Николаевны Крупп (приводится по книге «И женщины красивы и мужчины», где текст адаптирован по сравнению с книгой Надежды Крупп «Плата за вдох»).

«Памятник Арику Круппу сделали его друзья через год после его гибели. Он был установлен в ста километрах от Минска на высоком берегу Немана, неподалёку от деревни Новый Свержень за Столбцами. Арик очень любил это место.

Валун около трёх метров высотой ребята нашли в двухстах километрах оттуда, скинулись с очередной зарплаты, наняли автокран и платформу и перевезли его. Им хотелось поставить памятник Арику в таком месте, куда они могли бы приходить и праздновать его день рожденья, как это бывало и до 1971 года. Им нужен был памятник в лесу — там, где они сидели с живым Круппом у костра и слушали его песни, где сам воздух был насыщен воспоминаниями. Ребята работали там несколько суббот и воскресений кряду. Среди них были инженеры-строители, и всё делалось по правилам строительного искусства: котлован, булыжник, раствор, накат брёвен, снова булыжник — и так доверху. Одним словом, делалось всерьёз и надолго. Тогда ещё никто не знал, что этот камень простоит всего два с половиной года.

В субботу, 29 октября 1972 года, накануне дня рождения Арика Круппа, состоялось открытие памятника. Событие не афишировалось. Присутствовали только минские друзья да несколько ребят из Смоленска. Всего сто человек. В камень была вмонтирована плита из нержавеющей стали, а на ней — четыре строки: «А всё-таки, всё-таки хочется петь, / Даже когда в сердце песням нет места... / Только б не сдаться, и только б успеть / Спеть свою самую главную песню...» Вокруг памятника горели свечи, обёрнутые алым станиолем. Вазы были переполнены хризантемами. Перед постаментом был разложен небольшой костёр, а под фотографией, укреплённой на камне, сооружён подсвечник из фольги. В нём до утра горела свеча, и всю ночь у костра пели песни Круппа и любимые им песни других авторов.

Туристы назвали это место «Арькин Камень», и каждую неделю на выходные сюда приходили туристские группы. Здесь всегда было чисто и всегда стояли цветы. Пионеры из соседнего села проводили здесь свои слёты. Камень никому не мешал. Летом 1973 года ребята с удивлением увидели в металлической плите со стихами восемь пулевых прострелов. Подумали — хулиганы. Сменили плиту. К осени, ко дню рождения Круппа, поставили новую, точно такую же. А ещё через полтора года, летом 1975, Минск облетела весть: нет больше Камня. Очередная группа, приехавшая сюда на выходные, увидела на месте Камня большую яму и вокруг серые осколки. Местные жители рассказали, что приехал наряд милиции, заложили динамит, оцепили горку, рванули, а потом — бульдозером. Осколки, все до единого, очень быстро разобрали на сувениры. Позже выяснилось, что снести Камень потребовали потомки писателя Якуба Коласа, родовое имение которого находилось неподалёку, однако отнюдь не по соседству с Камнем — совсем в другой стороне от деревни Новый Свержень.

Чем приглянулся Камень детишкам из соседней школы, неизвестно, но пионерских сборов у памятника «сионисту» честолюбивые потомки белорусского письменника не простили. Они были вхожи в ЦК КП Белоруссии, и добиться такого решения им труда не составляло. Камня не стало, но долго ещё ничего не менялось. По прежнему сюда на выходные приходили туристские группы, по прежнему в ближайшую к 30 октября субботу здесь отмечался день рожденья Арика Круппа. Так продолжалось ещё лет пятнадцать. Говорят, что сейчас там ничего нет. Люди, которые приходили туда с рюкзаками, разъехались по белу свету, а на этом прекрасном месте построили туристический комплекс для иностранцев. Имени Круппа он, слава Богу, не носит.»

=======

Ну и — буду нескромным — здесь, в моём отзыве, чуть-чуть о том, каким запомнил Арика Круппа я сам.





734
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 февраля 2018 г. 16:50
Спасибо огромное! Я с Ариком Круппом знаком не был, но песни его мы в нашем студенческом общежитии БГУ в 67-72-м годах (да и позже тоже) переписывали друг у друга на ленту № 6 на наших магнитофонах «Айдас» и «Комета», слушали и, разумеется, пели в турпоходах, загородных поездках, на турслетах и пр.
И за ссылку на страничку Надежды Крупп -- спасибо особое. Сам-то я на нее ни за что самостоятельно не вышел бы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2018 г. 23:28
Рад, что Вам понравилось... Не помню у кого из авторов-фантастов времён СССР шла речь о таком понятии интересов как «однолучёвость». Вот я со времён СССР считаю, что ограничивать (вольно или невольно) себя только интересом к чему-то одному — неправильно для человека. Поэтому мне интересны и барды, и мемуаристика о 50-80-х годах, и «забытые» русские мало-фантасты 100-200-сот летней давности, и даже современные авторы, пишущие «про попаданцев»8-].
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2018 г. 05:38
:beer:
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2018 г. 23:44

цитата

Еще в школе говорили воспитатели Киму, что только многосторонний, пятилучевой человек может быть по-настоящему счастлив. Если один луч обломится (всякое бывает!), остаются еще четыре. Конечно, попадались на Земле и однолучевые люди, чаще всего среди изобретателей. Они иногда даже обгоняли товарищей, вырывались вперед в какой-нибудь узкой области. К однолучевым относились с уважением и некоторым сожалением. Говорили: «Этот человек сжег себя на работе, прожил жизнь без радости».

Георгий Гуревич «Мы — из Солнечной системы»
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2018 г. 12:54
Да! Спасибо :beer:
Память становится всё более дырявой(((
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2018 г. 21:36
А я запомнил это — про лучи — не из книги, а из статьи о фантастике.
По-моему, Ревича в Фантастика 1968 — я её прочитал задолго до романа Гуревича.
А там было примерно такое:
Будь словно алая звезда — пятиконечным написал Гуревич в романе Мы — из Солнечной системы, но сам, вопреки заявоенному, изобразил всех его героев одноконечными.
Не проверяю там ли оно было и так ли оно было сформулированно нарочно — чтоб не разочароваться в своей памяти ежли это не там было и не так...


Ссылка на сообщение2 февраля 2018 г. 19:11
Уходит отряд — хороша песня. Спасибо.


⇑ Наверх