Электрические сны Филипа К


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Электрические сны Филипа К. Дика (Philip K. Dick's Electric Dreams), сериал, 2017-2018
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Электрические сны Филипа К. Дика (Philip K. Dick's Electric Dreams), сериал, 2017-2018

Статья написана 22 февраля 2018 г. 10:46

Антология человековедения, или Разговор по душам с мэтром

elektrich_sny

Настоящее. Загадочное и фантасмагорическое. Будущее. Далеко и не очень. Земное и космическое. Тусклое и полное ярких цветов. Но в любом случае не утопическое, и дарящее нам пищу для размышлений. А как же может быть иначе! Ведь это сны, созданные Ф. К. Диком, а ему не интересны фантазии, не дающие возможности подумать о человеке, его внутреннем мире, силе и слабости.

Филипа Дика экранизировали немало. От классического «Бегущего по лезвию» или «Вспомнить все» до «Часа расплаты», или свежих ремейков с сиквелами. Правда, почти всегда бралась лишь основная идея произведения, и частенько фильм или сериал серьезно отличался от литературной основы. Не стали исключением и Electric Dreams, созданные в виде аналогии, основанной на рассказах Дика, и не связанные ни героями, ни сюжетом.

В очередной раз убеждаюсь, что такие вот аналогии не совсем мое. Отдельные 40-минутные истории без магистральной линии, вместе смотрятся странновато. Непросто каждый час переключаться на других героев, время и абсолютно иную историю. Это лично для меня, ведь формат «Черного зеркала» имеет армии поклонников и вполне успешен.

Единственной чертой, условно связывающей «Сны», стал человек. Его психология, внутренние проблемы, комплексы и желания. Вечные вопросы и заевшая бытовуха. Любовь и счастье. Безнадега и стремление к лучшему. Создатели «Снов» говорят со зрителем о нашем мозге и его неведомых, опасных глубинах. О комплексах и их влиянии на жизнь. О стремлении к наказанию за собственные грехи, даже если никакой вины за тобой нет. О настоящей реальности и размытых границах между ней и воображением. О жертвенности, человечности и любви. О безразличии, диктате государства, паранойе и массовых психозах. О машинах и человечности. Использовании людей в темную. Выходит эдакая тетрадь по человековедению, страницы которой пролистываются у нас перед глазами, будто картинки калейдоскопа, перемещая зрителя во времени и пространстве. Своеобразная задушевная беседа с мэтром, классиком научной фантастики, а заодно и с людьми создававшими сериал.

Начинается проект классической антиутопией по типу того же «Бегущего». Мир, в котором часть жителей оказались телепатами и обычные люди, их, естественно, всячески гнобят. Но ситуация вот-вот изменится. На этом фоне разворачиваются отношения полицейского и девушки-тепа, каждому из которых есть что скрывать от другого. Пожалуй, наиболее прямолинейная и ожидаемая серия проекта. Вторая история о непредставимо старой женщине, нанимающей корабль, чтобы отыскать Землю – планету, которая давно пропала из виду человечества, расселившегося по вселенной. В процессе выясняется, что с одним из членов команды у этой бабули имеется некая странная и невозможная связь. Самая, возможно, оптимистичная вещь. Третья – возвращает нас из грядущего в настоящее и дает подумать о том, что такое настоящее счастье. Четвертая говорит о мечтах и их воплощении, на фоне фантасмагорического разрушающегося мира. Пятая о шутках подсознания, реальности и самобичевании. Шестая об отношениях мужчины и женщины, и о том, что же является истинно человеческими качествами. Седьмая о том, как легко можно натравить большинство на меньшинство, и как психоз делает из людей безразличных животных. Восьмая – эдакий условно оптимистичный постап в стиле Терминатора. Девятая о манипуляции обществом и отдельными людьми, паранойе и обманчивой безопасности. Десятая — классика о пришельцах в духе старины Хайнлайна.

Каждая из историй завернута в обертку научно-фантастического антуража – недорогого, ненавязчивого, но вполне уместного и добавляющего в блюдо изрядно остроты.

Снято сериал камерно и скромно, Локаций немного. Бюджет аж никак не поражает воображение. Актеры сериальные, и не очень известные. Разве что Брайан Крэнстон, который одновременно исполнительный продюсер, да Стив Бушеми выделяются. Робб Старк (Мэдден) пока из памяти не выветрился, да еще пару лиц я где-то видел. По-видимому, все деньги создатели вложили в компьютерную психоделику, типа забав с городом в третьей серии и прочие фантасмагорические эффекты. Временами в струю ложится музыка, заметны интересные режиссерские находки. Если подумать, такой формат для рассказов Дика один из лучших – берется скелет идеи (а на концепты старина Филип был мастер) после чего на него навешивается некоторое (не очень большое) количество мяса, эффектов, «фишек», музыки, актерских типажей – 40-45 минут экранного времени выше крыши. Повторить 10 раз с разными рассказами. В результате вместо одной-двух мыслей, которые обычно думают в западном (да и в нашем) кино, тех самых мыслей во время просмотра сериала зритель получит не один десяток. Что уже немаловажно.

Наверняка ничего особо нового вы не увидите, некоторые ходы читаются, темы, вопросы, затронутые в сериале, уже не раз поднимались, проблемы рассматривались и так и эдак. Однако не нужно забывать, что Дик писал в 50-е, 60-е годы, и фактически стоял у истоков серьезной фантастики, работая маяком для будущих поколений. Все что снимали и творили более поздние авторы, основывается, в том числе и на его произведениях.

Эрго. Можно смотреть всем, у кого не вызывает отвращения формат антологии и разные, несвязанные между собой истории, поданные как сериал. Не ожидайте откровений, а просто наслаждайтесь калейдоскопом зарисовок с фантастическим антуражем о мериле всех вещей. Заодно приобщитесь к творчеству одного из основополагающих авторов фантастики.

Режиссер: Дэвид Фарр, Франческа Грегорини, Том Харпер

В ролях: Гумуляускас Вацловас, Доминик Капоне, Джек Харди, Расс Панзарелла, Стив Бушеми, Джеральдин Чаплин, Эсси Дэвис, Ричард Мэдден, Тимоти Сполл, Энтони Бойл, Брайан Крэнстон, Холлидей Грейнджер, Сидсе Бабетт Кнудсен, Бенедикт Вонг, Лиам Каннингэм, Джулия Дэвис, Руди Дхармалингхам, Нома Думезвени, Джек Рейнор





2044
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 февраля 2018 г. 11:18
Спасибо за хороший обзор!
Согласен с вами, что формат этого сериала хорошо подходит для рассказов Дика.


Ссылка на сообщение22 февраля 2018 г. 13:20
На фоне безрыбья в умной теле-фантастике, этот альманах почти что золото. Хотя, конечно, после просмотра я могу отметить только пару-тройку достаточно удачных серий. Остальные не то чтобы провальные, но очень средненькие.

Самые интересные:
«У.В.Д» (убить всех иных) — Самое примечательное, что это не какая-то антиутопия и на экране не диктатура, нет. Общество выглядит практически так же, как и то, что мы видим каждый день за окном. Поэтому, наверное, по-настоящему жутко. Видеть, как легко под красивыми словами прятать кошмарные вещи. И все это съедят. С холодком оценить, сколь тонка грань человечности. Как на пустом месте создавать трагедию. И не испытывать никакого сочувствия. Массово, масштабно, на уровне целого общества.

«Человек это» — классическая олдскульная НФ история. Её делает интересной подача и работа главных актёров. Отлично показан равнодушный муж (всё-таки Брайан Крэнстон великолепный актёр), грамотная режиссёрская работа, и красивый, лиричный, опять-таки в духе старого НФ, финал. Глядя на который не хочется заявить «не верю, слишком наивно», а возникает желание сказать автором спасибо за хорошей час жизни. Ведь эта история о том, что является для нас признаком человечности.

Ну и, пожалуй, отмечу ещё «Целый и невредимый» и «Настоящая жизнь». К эпизодам есть в чём придраться, но в целом идеи поданы неплохо. Первый явно смеётся над массовой истерией перед терроризмом и параллельно показывает, как этих террористов создавать (однако концовка немного странновата, разве что главная героиня действительно клинический даун, что, впрочем, судя по её действиям, вполне вероятно), второй отлично играется на теме, как легко запутаться между сном и явью, если сон станет до жути реалистичен. Мне, возможно, не хватило чуть более «высокой» работы главных актёров для более положительной оценки. Впрочем, на основе данного рассказа легко снять качественную полнометражку и я бы с удовольствием такую посмотрела.

Остальное снято слабовато, даже если в основе лежали неплохие концепции.


Ссылка на сообщение22 февраля 2018 г. 14:23
Так уже получилось, что как раз в эти дни смотрю этот сериал — по одной серии в день. Уже олодел 4 эпизода и... ничего! Это не Филип Дик. Да — манера! Да — возможно антураж! Но это не Филип Дик, который мог не только погрузить меня в свой сюжет, но и предложить неожиданный финал. По-моему очень слабенько.
Но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба.


Ссылка на сообщение22 февраля 2018 г. 15:07
Посмотрел шесть серий. По-моему тоже слабенько. Поорал с тарантиновских выстрелов с взрывом вёдер крови в одной из серий. Концовки многих серий вызывают недоумение. И дело не в том, что они открытые. Дело в том, что они просто дурацкие.


Ссылка на сообщение22 февраля 2018 г. 17:35
Посмотрела первый сезон. Ну, скажем, ожидала большего. Снято камерно, но вполне в духе социальной фантастики 60-х годов. Это не современная фантастика, мы понимаем это уже из заставки сериала, но дух того поколения мечтателей сериал передает замечательно.
Про эпизоды: есть откровенно сильные, а есть откровенно слабые сюжеты. Большая часть с предсказуемым финалом. Есть эпизоды, где второстепенные герои вставлены для галочки, но никак не раскрыты. В целом положительные впечатления. Очень понравились актеры в «Быть человеком» , хотя сам эпизод предсказуем и довольно скучен. Они оживляют сюжет и прекрасно смотрятся в паре. Некоторым эпизодам не хватает масштаба и массовки, а некоторым экранного времени. Так невозможно воспринимать эпизод про «Джилл» (не помню названия) — он полностью провальный. И времени не хватает эпизоду про «Автофабрику» и «Убить всех других», чтобы раскрыть героев. И да, расстроила непробиваемая тупизна и доверчивость главной героини «Целыми и невредимыми». Мне кажется, можно было больше продумать мотивацию девушки.


Ссылка на сообщение23 февраля 2018 г. 00:59
Жаль, что, знаменитое: «На вкус и цвет — товарищей нет» — сводит на «нет», все ваши рецензии. Пусто и ни о чем.


⇑ Наверх