25 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 25. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (худ. Д.Кайрамбаева)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

25. Иллюстрированный Пушкин. Евгений Онегин (худ. Д.Кайрамбаева)

Статья написана 26 февраля 2018 г. 08:32

Второй (кроме Иткина) и последний в моей коллекции цикл иллюстраций, который вышел в XXI веке. Этот цикл создала молодая (вроде бы) художница по имени Дарья. Формально — это пока единственный опубликованный «Онегин» современных художников, не отягощенных «совком».

Издание в каталог-справочник попасть не успело. Даю собственное библиографическое описание:

Евгений Онегин. — М.: Игра слов, 2007. — 264 с.; 28 см.

КАЙРАМБАЕВА Д.: 50 чёрно-белых илл.: 31 страничная, 10 на разворот, 8 декоративных композиций перед шмуцтитулом каждой главы, 1 концевая виньетка.

Тираж 3.000 экз.

На Фантлабе ни издание, ни художница не представлены.




Этот «Онегин» выполнен с претензией на подражание стилю модерн (точнее, на подражание конкретному представителю этого стиля).

Был у нас уже современный художник в стиле модерн — П.Оринянский проиллюстрировал «Лукоморье» (https://fantlab.ru/blogarticle53417). Но он искренне так рисовал. А у Дарьи в «Онегине» всё как будто по заданной схеме: нарисуем очень простенький рисунок, а теперь добавим спиралей и обрамлений и получится в манере Бердслея (Бёрдсли).

Но ведь есть целая галерея подражателей Бердслея. То есть мимикрировать под Бердслея — это даже не оригинально; это, скорее, безвкусно.

Онегин в манере Бердслея

Слева — наша Дарья, справа — другие имитаторы
Слева — наша Дарья, справа — другие имитаторы

Положительные стороны издания. Они есть. Какие-то свежие идеи присутствуют. Возможно, это подходы глянцевых журналов, но ведь и модерн когда-то начался с утилитарной графики.

Макет продуман — каждая глава открывается разворотом с оригинальной розеткой. Эпиграф на шмуцтитуле, а не перед текстом.

Уделено повышенное внимание больному дядюшке — это так современно.

Крестьянин торжествует на заднем плане.

Пейзажи внеземные.

Ну а так, гламурные тусовки у Дарьи лучше всего получились.




Иллюстрации собственно к роману таковы.

1) Образ Онегина.

Вид сверху
Вид сверху
Видимо, он
Видимо, он

2) Сон Татьяны.

По-настоящему страшно
По-настоящему страшно

3) Дуэль.

4) Первая встреча Онегина и Татьяны.

5) Последний разговор.




Собственно о художественных достоинствах цикла иллюстраций.

Есть в Екатеринбурге занятное старое здание, у которого, видимо, было два собственника, и здание делилось пополам по вертикали (как изба-пятистенка). Стиль всего фасада сначала был единый — типовой для своей эпохи. Позднее (видимо, в 1910-х гг.) один хозяин дополнил свою половину фасада лепниной, добавил башенки и превратил скучный романский стиль в готику (а другая половина фасада так и осталась).

Похоже ведь на настоящую Европу! Но почему-то это интересно только как курьёз (особенно из-за двух половинок фасада). А у Дарьи даже на курьёз не тянет.

Работать в каком-либо известном стиле (модерн, наив и т.д.) само по себе не зазорно. Но у Бердслея уникальная манера — её можно только копировать, ухудшая, но не развивая. Так что рисовать «под Бердслея» — это последнее дело.

Получается, что этот «Онегин» точно не сюита иллюстраций. В лучшем случае можно квалифицировать картинки как дизайнерское оформление.

Не удалась попытка — не наступил пока для «Онегина» XXI век. Жаль, предпосылки и задатки имелись. Ну, или я не понял новое искусство.




Бонус: Пушкин с крупной завивкой.





168
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх