Отдельные издания "Онегина" в моей коллекции закончились. Переходим к сборникам.
Когда-то я уже показывал черно-белые иллюстрации К.Рудакова и жалел об упущенном комплекте цветных иллюстраций (https://fantlab.ru/blogarticle53332). Лишний раз не проверил свой каталог — а оказывается, цветные иллюстрации Рудакова представлены в сборниках, которые есть в моей коллекции. Не бог весть что, но для общего представления достаточно. Раз обзоры тематические — по произведениям, к сборникам придётся обращаться не раз. Сегодня посмотрим рудаковского "Онегина" в цвете в этих сборниках. Их два: солидный юбилейный томище 1949 года под названием "Поэзия" (в тот год однотомников избранного выпустили очень много и, видимо, придумывали названия, отличные от традиционных "Сочинений") и современный том избранного.
Начну с современного издания — хочется поскорее забыть об издании "Белого города" и показать хороший образец компиляции. Это объемный том издательства "Эксмо" 2007 года в серии "Библиотека великих писателей".
Полный перечень художников там такой: Ильин Н., Кузьмин Н., Рудаков К., Бенуа А., Добужинский М., Гельмерсен В., Свитальский В., Рерберг И., Билибин И., Гочарова Н., Попова Л.
Разные произведения — разные художники. Макет неидеальный, есть вольности, но в целом сделано со вкусом, качество иллюстраций очень приличное. Подбор картинок — грамотный, встречаются очень редкие иллюстрации. Кое-что я собрал в подлинниках, но остались легендарные циклы иллюстраций, которых купить не удалось, и они у меня имеются только в этом однотомнике. В общем, полная противоположность халтуре от "Белого города".
На Фантлабе книга представлена: https://fantlab.ru/edition73984. Художники в описании Фантлаба перечислены не все (взяты только те, которые указаны на рекламке, опоясывающей том). В этом описании Рудаков как художник вообще не упомянут, иллюстратором "Онегина" назван Кузьмин. Дело в том, что основной корпус иллюстраций к "Онегину" в этом издании — действительно знаменитый Кузьмин. Но цветной цикл Рудакова тоже есть — он дан в виде бонуса, в отдельной вкладке идут подряд все 8 иллюстраций. В общем-то, даже почти всем нашим ключевым точкам соответствует (не хватает только сна Татьяны, ну так его много где не хватает).
1) Онегин.
2) Сон Татьяны отсутствует.
3-4) Первая встреча и следом — дуэль.
5) Прощальная встреча.
Всплыла ещё одна цветная иллюстрация первой встречи Онегина и Татьтяны (издание: "К.И.Рудаков: Воспоминания о художнике". — Л.: "Художник РСФСР", 1979). Датировка — 1945 год.
Возможно, это эскиз, случайно сохранившийся. Мне кажется, самый удачный вариант. Очень может быть: в сборнике, откуда взята эта репродукция, как раз есть воспоминания одной художницы, как Рудаков несколькими штрихами (мазками) потрясающе делал готовую картину, которую потом портил детальной переработкой.
Теперь издание под названием "Поэзия" 1949 года. Гигантский формат. Вот экземпляр из моей коллекции и библиографическое описание из каталога-справочника (для всего сборника).
Добавления к библиографии: Тираж 15.000 экз. Цена 40 руб. На Фантлабе я этого издания не нашёл.
По художникам. В каталоге-справочнике отражены только художники, рисовавшие собственно иллюстрации к произведениям. Однако в этом издании имеются и некие биографические зарисовки — места и пейзажи, связанные, как показалось редакторам, не с произведениями Пушкина, а только с его личностью. Границу иногда сложно провести — так, в корпус "Онегина" включена зарисовка Летнего сада. Художник — знаменитый в своё время Л.Хижинский.
Но, вроде, учитывая мем "и в Летний сад гулять водил", эта зарисовка и как иллюстрация к "Онегину" может сойти (позднейшие художники смело бы включили подобные непривязанные к герою зарисовки в состав иллюстраций). Поэтому будем считать, что на отдельных вклейках в этом издании — иллюстрации двух художников к "Онегину".
Что касается иллюстраций Рудакова в этом сборнике. Из цикла в восемь картинок представлены три: Татьяна, первая встреча и дуэль. Пишут, что Рудаков работал над цветным циклом до самой кончины — теоретически в 1949 году могли быть ранние варианты, но в этом издании без сюрпризов: иллюстрации не отличаются от окончательного варианта.
Одинаковые иллюстрации из разных изданий принято сравнивать. В моём случае формат картинок практически одинаковый, разница только в цветопередаче. Считается, что первые издания дают более точную цветопередачу, поскольку там типография работала с подлинником. Для 1949 года это, вероятно, справедливо (позже в советское время, общая типографская культура стабильно снижалась). В наши дни современные издания часто лучше ранних, но это при условии, что в ответственных издательствах (их немного) профессионалы (их ещё меньше) работают с подлинниками иллюстраций. В издании 2007 года подлинников, очевидно, не было.
В общем, если смотреть "вживую", то получается, что разница чувствуется, но различия в цветопередаче и резкости незначительны, однозначный выбор сделать трудно. Мне кажется, что в издании 1949 года более правильные иллюстрации, но это, видимо, из-за духа времени: больше уюта, легче раскрывается, толстая рыхлая бумага (но не для вкладок — там глянцевая и бликует посильнее, чем в современном издании). А вот на фото (особенно не профессиональном, как у меня) никакого "духа эпохи" уже нет.