3 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 3. Иллюстрированный Пушкин: Евгений Онегин (худ. Н.Кузьмин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

3. Иллюстрированный Пушкин: Евгений Онегин (худ. Н.Кузьмин)

Статья написана 19 января 2018 г. 20:36

Давайте посмотрим самые, наверное, легендарные иллюстрации к Онегину. Это сюита Н.Кузьмина, изданная в 1933 году (это на титуле, чтобы отметить столетний юбилей первого издания романа — а фактически книга вышла в 1934) в издательстве «Academia»: http://fantlab.ru/edition111288.

Этого томика у меня нет — честно старался приобрести его, но букинисты тоже понимают толк в стоимости легендарных изданий. Ну и общая беда книг с популярными произведениями: зачитывают до свинского состояния.

Состав иллюстраций: по одной цветной полностраничной к каждой главе + ещё парочка = 10 цветных и много-много (131 иллюстрация) черно-белых разного формата. Позднее в более или менее полном объеме черно-белые иллюстрации Кузьмина регулярно переиздавались. В различных сборниках попадались некоторые цветные иллюстрации. Но полная сюита с авторским макетом в достойном виде была напечатана только дважды: «подарочное» издание 1974 года (издательство «Художественная литература») и 2017 года (издательство «Речь»).

Странно, но этих изданий нет на Фантлабе. Н.Кузьмин на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1007.

Мои экземпляры (Слева: Речь, 2017. Справа: Художественная лит-ра, 1974):

Издание 1974 года поподробнее:

 в супере
в супере
 без супера
без супера

Библиографическая справка из каталога-справочника про издание 1974 года:

Тираж 30.000. Цена 3р. 45к.

Особенности иллюстраций Кузьмина. По форме: он теоретически обосновывал особую форму графики как законченный рисунок (не набросок), который сделан без отрыва от бумаги одним движением пера (кисти, тростинки, карандаша). По манере такие рисунки оказались схожи с рисунками самого Пушкина в его рукописях, и само собой большинство мелких иллюстраций рассыпались на полях — в буквальном смысле — текста (как в пушкинских рукописях). Содержание оказалось предопределено формой: рисунки на полях — вроде как к многочисленным лирическим отступлениям Пушкина, полностраничные и страничные иллюстрации — вроде как отражение сюжета. Но грань очень тонкая. Самый спорный для критиков момент: часто Онегин отождествляется с Пушкиным (т.е. изображений Пушкина очень много и они не только в лирических отступлениях, но и в сюжетных линиях).

Кузьминские иллюстрации у меня любимые — соответственно, считаю их лучшими иллюстрациями к «Онегину».

Поэтому с нетерпением ждал переиздания всей сюиты в издательстве «Речь»: это издательство очень ценю (в том числе и за переиздания с оригиналов), а к советскому изданию 1974 года относился скептически. Но вот в первый раз издание «Речи» разочаровало. Во-первых, был уверен, что они переиздадут книгу в формате 1933 года (тогда томик был поменьше и поквадратистей). Во-вторых, ожидал, что иллюстрации будут печататься с оригиналов (хотя никто не обещал) — этого не было, в результате не обнаружил существенного отличия в качестве черно-белых иллюстраций (цветные вроде почётче, но кто его знает, какие там правильные цвета у оригиналов; да ещё разные оттенки бумаги — и не факт, что лучше получилось на современной белоснежной бумаге). В-третьих, сам удивился, насколько меня шокировали невинные оформительские добавления — дизайнерские почеркушки на свободных листах. Вот что значит святыня, и фанатизм, с нею связанный!

В общем, сравним.

Вот дизайнерские почеркушки в издании 2017 года:

 Всем же понятно, что за это убить мало!
Всем же понятно, что за это убить мало!
 Ну любой ведь скажет: это не Кузьмин!
Ну любой ведь скажет: это не Кузьмин!

Вот сравнение разворотов с цветной иллюстрацией:

 Издание 1974 года
Издание 1974 года
 Издание 2017 года
Издание 2017 года

Вот сравнение разворотов с черно-белой иллюстрацией:

 Издание 1974 года
Издание 1974 года
 Издание 2017 года
Издание 2017 года




Но если вы не маньяк-фанатик, то лучшего издания, чем от «Речи» и желать нельзя. К тому же, у современного издания есть уникальная полиграфическая особенность. Мария Дёмина пишет:

цитата

А ведь в «Евгении Онегине» мелованные страницы точно в нужных местах — в начале глав... Когда мы говорим «вклейка» — мы имеем ввиду накидку на тетрадку (отсюда и интервалы между иллюстрациями), в Онегине (и это единственный случай за мою практику) — приклейки. То есть и просто вклеивали в нужное место. Это дико дорого (ручной труд) и неоправданно, это плохая раскрываемость и куча рисков (ладно еще в Онегине полоса набора узкая, так как стихи)
(см. https://red-balls.livejournal.com/245575....).

Однако я буду всё же показывать картинки из издания 1974 года (оно и раскрывается получше). Пройдемся по узловым точкам.

1. Образ Онегина.

 Онегин справа — молодой такой, беззаботный
Онегин справа — молодой такой, беззаботный

2. Сон Татьяны.

 С медведем
С медведем
 Чудовища
Чудовища

3. Дуэль.

4. Первый разговор.

Вы ко мне писали? Не отпирайтесь, я прочёл...
Вы ко мне писали? Не отпирайтесь, я прочёл...

5. Последняя встреча (Картинка справа — это Пушкин с кем-то из Третьей главы. Но в детстве я первый раз читал «Онегина» в собрании сочинений, где эта цветная иллюстрация была помещена на вкладке без указания главы. Для меня эта картинка долгое время и была прощанием Татьяны с Онегиным, который очень-очень похож на Пушкина).

 Это Онегин с Татьяной
Это Онегин с Татьяной
 А это Пушкин с Татьяной
А это Пушкин с Татьяной

Update (16.11.18)

В книгах, которые Кузьмин писал о своём собственном творчестве, имеются интересные варианты иллюстраций (для «Онегина» это касается только цвета). Книга такая (толстенная, с большим количеством иллюстративного материала): Кузьмин Н. Давно и недавно. — М.: Советский художник, 1982 (https://www.ozon.ru/context/detail/id/217...).

Были у Кузьмина цветные варианты вот таких иллюстраций.

Может, первоначально вся книга задумывалась в цвете (или хотя бы страничные иллюстрации)?




К сожалению, это не единственные иллюстрации Кузьмина к «Е.О.» В 1936 году по партийной линии была объявлена борьба с художниками-формалистами. Кузьмин числился по разряду формалистов. Удар по книжной графике был нанесен страшный. Хорошие художники-реалисты и графики-романтики остались, но до середины 1950-х иллюстрации утратили разнообразие, прекратились поиски новых форм. Кузьмин переквалифицировался в реалиста — его книги этого периода («Очарованный странник» Лескова, «Маскарад» Лермонтова) и сейчас переиздаются и находят почитателей. Потом Кузьмин воспрянул и с 1960-х вновь радовал своей манерой. Но в 1940-х гг. Кузьмин заново проиллюстрировал «Онегина». Это не было ужасно (многие позднейшие рисовальщики выше этого уровня не поднялись), но...

В юбилейном томище 1949 года было под именем Кузьмина (правда с опечаткой) напечатано вот это:

Потом издательство «Детская литература» выборочно объединила два варианта. Получился гибрид — и очень безвкусный (да и качество там от издания к изданию снижалось).

У меня в коллекции современное издание этого гибрида (2009 года). Держу его в воспитательных целях: не надо так делать.




Update (18.03.18)

Есть ещё в целом очень прилично изданный пушкинский однотомник (М.: Эксмо, 2007. Серия «Библиотека великих писателей»): https://fantlab.ru/edition73984. Там к «Онегину«основной корпус иллюстраций — кузьминский.

Но это издание подходит только для того, чтобы получить представление о манере художника. Набор картинок полный, но макет разрушен, а цветные иллюстрации идут на вклейке подряд в середине текста (сверху — подлинный макет):

Другие современные доступные качественные издания с иллюстрациями Кузьмина (но без изюминки): http://fantlab.ru/edition193859





524
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх