Повелители


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Повелители иллюзий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Повелители иллюзий

Статья написана 22 октября 2009 г. 18:13

Отзыв-рецензия, навеянная просмотром фильма Кристофера Нолана «Престиж», 2006 год.

Посмотрите на мои руки и медленно, про себя сосчитайте до 10. У меня на ладони лежит крупная монета, которая переливается на свету, пока мои ловкие пальцы начинают ее быстро вращать реверс-аверс, реверс-аверс... Продолжая мысленно считать загляните за гладкую поверхность ее аверса, в котором отражается вся иллюзорность Вашей повседневной реальности: окружающих домов, соседей и знакомых, Вас самих. Пока Вы считаете, я советую Вам задуматься: реально ли то, что Вы видите, переживаете ли Вы все эти эмоции, существуете ли Вы вообще на этом свете или просто видите порождение моих иллюзий, которые я хочу, что бы Вы видели. Потому что никакой монетки на самом деле нет....

В былые времена, люди верили в магию. Самому простому фокусу радовались как некому ритуалу, несущему в себе силу Таинственного Откровения. Именно в искусстве иллюзионистов впервые проявилось слияние трех важнейших составляющих современного мира: Науки, Искусства и даже Религии, ведь изобрести, грамотно осуществить даже простейшую из манипуляций можно было лишь по Науке, эффектно представить ее публике было Величайшим Искусством, а заставить в нее уверовать можно было лишь с помощью взвыния к подлинно религиозным чувствам, нашептывающим на ухо, что чудеса возможны. А потом пришел Великий Гудини и раскрыл главный из секретов любого фокусника: «обманный маневр», «ложный след», искусная манипуляция зрительским вниманием, заставляющая смотреть строго в определенную сторону, в то время как из другой появляются Чудеса, подвешенные за невидимые ниточки. Увы, с тех пор все изменилось, и ныне хороший фокус утратил свой возвышенный магический статус, превратившись из Искусства в модерновый сплав Маркетинга и Технологии, где бал правят уже не артистическое мастерство, а одни сценические спецэффекты.

Британский фантаст Кристофер Прист увидел в этом ремесле наиболее яркую аллегорию Искусства, ведь что такое художественность и креативность — если не сплошная Иллюзия? Именно с этой целью, он помещает своих героев, фокусников-антагонистов во временную отрезок конца 19 века — эпоху, когда весь мир еще не утратил окончательной веры в чудеса, застыв на самом пороге глобальной Научно-Технической революции. Вышедший в 1995 году, роман «Престиж» — это парный танец двух уставших артистов, где каждый фрагмент одного из двух, практически идентичных дневников напоминает отточенные балетные па, предварительно хорошенько отрепетированные в огромной зеркальной комнате. Это одна из тех книг, в которых завязку сюжета можно пересказать одной фразой «роман о вражде двух фокусников», но для подробной его расшифровки потребуется, как минимум несколько страниц. Сюжет изгибается на страницах причудливой змейкой, окуная героев — то в типичный, чуть диккенсовский «роман нравов», то — в судебный детектив с вероломными подставами и обвинением в убийстве, то — вдруг, белым кроликом удивленно покидающим шляпу его иллюзиониста, книжная фабула из исторической реальности оборачивается представителем жанра «стим-панка», в котором безумному ученому Николе Тесле удается в конце 19 века построить первую телепортационную машину. Однако, за множеством жанровых слоев, приготовленного Пристом литературного торта скрывалась и иная начинка: рассуждение о судьбе Художников, без привязи к какой-либо разновидности Искусства, грустный портрет артистов, стирающих с лица нарисованные для публики улыбки, ибо за пределами сцены их жизнь просто останавливается, одно из первых в мировой литературе тонких размышлений об иллюзорности не только каждого из искусств, но и самого человеческого бытия..... Неудивительно, что столь богатым творческим потенциалом тут же заинтересовался прагматично настроенный Голливуд. К проекту долгое время проявлял интерес обладатель «Оскара» за «Красоту по-американски» нью-йорский интеллектуал Сэм Мендес, но автор романа сам определил судьбу и жанр экранизации своего творения, вручив все права на этот проект в руки создателя триллеров «Преследования» и «Помни» Кристофера Нолана. Что же, как говорится «хозяин-барин».

Именно здесь и берут начало два  фундаментальных вопроса, которые хочется адресовать нолановскому детищу: «Является ли Престиж хорошим фильмом» и «является ли он адекватной экранизацией одноименного литературного первоисточника?» И если ответ на первый из них кажется довольно простым, то со вторым дела обстоят далеко не столь однозначно.

Главный козырь в иллюзионстской колоде Нолана — это безупречно подобранный актерский состав : Бэйл и Джекман — в ролях главных героев-иллюзионистов, как и обычно, невозмутимый Майкл Кейн в роли стареющего распорядителя трюков, не теряющей с возрастом ни капельки из былой харизмы Дэвид Боуи в роли легендарного изобретателя Никола Теслы. И если профессионализм Бэйла, Кейна и Боуи до сей поры не вызывал никаких сомнений, то Хью Джекман порядком удивляет точностью и элегантностью исполнения своей партии — оказывается, он умеет не только носиться по экрану без рубашки и лупить без вопросов все, что движется! Эмоциональная насыщенность и убедительность двух главных героев удачно поддерживает на экране придуманный Пристом для своей книги принцип «аверса-реверса», когда читая дневниковые воспоминания одного из героев (смотря фрагмент фильма его глазами), зритель начинает сопереживать именно этому персонажу, что бы уже в следующей главе, столкнувшись с фокусом подмены, прочитав ту же правду от другого лица, его же и возненавидеть. У каждого из фокусников есть своя правда, свой вполне оправданный праведный гнев по отношению к оппоненту, но по отношению к Правде они оба занимают столь же одинаковую, равноудаленную позицию.

Увы, иллюзорная часть удалась Нолану не столь блестяще. Уже с первых кадров человека, читавшего первоисточник не покидает ощущение, что книгу Приста, радовавшую, как уже говорилось выше необыкновенным пиршеством различных жанров и смыслов, пытаются аккуратно побрить наголо, переодеть в костюмчик и усадить на определенный стилистический стул. В отличии от книги, из фильма выветривается любое упоминание о «романе нравов», а доля фантастического, почти «магического реализма» сводится к роли один раз скоропостижно мелькнувшего на сцене рояля в кустах. Впрочем, вполне очевидно, что сам Прист прекрасно отдавал себе отчет, когда привлекал к экранизации постановщика так понравившегося ему малобюджетного триллера «Преследование» — из всего калейдоскопа жанров оригинального романа, фильм лучше всего отзывается именно на детективную составляющую, сопряженную с запутанной и хитроумной интригой и необходимым напряжением.

И надо признать, что в пределах этого жанра, который в последнее время до отказа завален штампами, как комната радиоведущего — заезженными пластинками, он смотрится просто здорово. В амплуа человека, подбрасывающего зрителю кусочки финальной головоломки, для того, что бы в очередной раз выдать за черное — белое, Нолан смотрится подлинным представителем продолжателем профессии главных героев, а сам «Престиж» — двухчасовым аттракционом, ловкостью умелых рук, в котором — в какую сторону не смотри, все равно  не усмотришь на фоне занавеса пресловутых невидимых ниточек! Эх, такую же тонкую балансировку захватывающего сюжета и раскрытия внутреннего мира персонажей — и в хваленный до потери народного пульса нолановский же «Темный рыцарь», авось и выстрелил бы хоть по одному из пунктов, не обернувшись в итоге полым внутри «пшиковым» нулем! Эх, мечты, мечты....

Однако, сколько Нолан не вертит перед носом зрителя монетками (вспомнили — реверс-аверс?) и мертвыми птичками, убедить его в том, что в фильме можно разглядеть нечто большее, чем происходящее на экране, ему не удается. Некая философская экзистенциальность, размышление о природе Искусства и судьбах художников покинули его произведение последним пароходом в тот самый момент, когда они с братом Джонатаном Ноланом адаптировали книгу для сценария. Исчезли все забавные современные эпизоды, к ненависти, питаемой друг к другу обоими героями добавился элемент личного соперничества, сопряженный с давним знакомством, из-за чего все происходящее на экране заиграло оттенками классических голливудских штампов о двух друзьях-приятелях, чьи дороги со временем расходятся в разные стороны. Первичная аналогия оказывается наиболее верной: из манифестанского хулигана семейства «британской новой волны» с торчащими в разные стороны растрепанными волосами и щетиной в поллица, Нолан сотворил примерного пай-мальчика, остриженного под ноль, у которого нет привычки задаваться ненужными вопросами. Впрочем, если опять-таки, провести невольную параллель с последовавшим «Темным рыцарем» — может и к лучшему: уже вполне очевидно, что философские концепции не являются сильной стороной кинематографа Кристофера Нолана.

В результате, фильм не поражает в самое сердце, но приковывает к себе внимание всего раз, зато бесповоротно. Примерно, так же, как и та самая монета, которая все еще сверкает разными сторонами между моих пальцев. Возьмите ее в руки и попытайтесь снова мысленно сосчитать до десяти. Внимательно смотрите на ее вращающиеся грани и попытайтесь задаться вопросом: реально ли то, что Вы видите? А пока Вы в нетерпении дотрагиваетесь до реверса, дабы подтвердить свои самые смелые теории на темы иллюзий, в полной тишине и загадочном молчании я просто исчеза....





472
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 18:37
И книгу читали и фильму смотрели.Оба произведения весьма неплохи,хотя по прошествии двух лет детали несколько выветрились из памяти.Надо бы фильм пересмотреть.Самый шокирующий момент,это то что один из фокусников ради своего тщеславия убивал своего двойника.

цитата fox_mulder

. Впрочем, если опять-таки, провести невольную параллель с последовавшим «Темным рыцарем»
Фильм я так и не смотрел ,но почему на imdb он на очень высоком месте.Интересно почему недовольные существенно не понизили ему рейтинг?

цитата fox_mulder

когда привлекал к экранизации постановщика так понравившегося ему малобюджетного триллера «Предчувствие»
Ну посмотрим что за фильмец,не с Сандрой Баллок случайно?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 18:41

цитата alexsei111

Ну посмотрим что за фильмец,не с Сандрой Баллок случайно?

Боже Упаси, хотя когда я писал видимо тоже о нем думал.8:-0 На самом деле, имелся ввиду фильм «Преследование». Поправил.;-)

цитата alexsei111

Фильм я так и не смотрел ,но почему на imdb он на очень высоком месте.Интересно почему недовольные существенно не понизили ему рейтинг?

Книга Приста — не бестселлер, а литература для не самого широкого круга, как и вся «новая волна». Как я уже говорил, в качестве триллера фильм очень неплох. Более того, по мне это пока лучший фильм Нолана.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 18:44

цитата fox_mulder

Фильм я так и не смотрел ,но почему на imdb он на очень высоком месте.Интересно почему недовольные существенно не понизили ему рейтинг?
Я имел ввиду «Темный рыцарь» почему он на таком высоком месте?«Престиж«я видел.

цитата alexsei111

И книгу читали и фильму смотрели.
.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 18:48

цитата alexsei111

Я имел ввиду «Темный рыцарь» почему он на таком высоком месте?«Престиж «я видел.

Много факторов — комиксы (типа один из самых популярных героев), смерть Леджера, действительно великолепно сыгравшего свою роль, много пафоса и псевдофилософии, которая с виду кажется каким-то Большим Посланием, но внутри представляет собой переработанное вторсырье из других, более удачных фильмов. Широкие массы любят, когда пищу в рот им кладут в уже сильно разжеванном виде, так значительно полезнее для зубов.;-)
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 21:27

цитата fox_mulder

Как я уже говорил, в качестве триллера фильм очень неплох. Более того, по мне это пока лучший фильм Нолана.

Интересуют триллеры. Надо будет раздобыть фильм, спасибо за любопытный отзыв. Кстати, как вам остальное творчество Нолана(кроме «Рыцаря», разумеется)?
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 21:34

цитата Rayden

Кстати, как вам остальное творчество Нолана(кроме «Рыцаря», разумеется)?

Крепко, профессионально. Но в то же время, постоянно не покидает чувство, что за всей этой нарочитой ровностью чего-то не хватает. Может вдохновения?
 


Ссылка на сообщение10 июля 2010 г. 21:50
Мне кажется, что Нолан часто берет какую-нибудь интересную и неглупую историю(идею) и качественно ее воплощает(или стремится качественно воплотить). Но воплощает без искры, действительно без особого вдохновения. Его фильмы сильны актерами — неплохая роль у Гая Пирса в «Помни», впечатляющий дуэт Аль Пачино — Робин Уильямс(которого привык видеть совсем иным) в «Бессоннице», про его «Бэтмены» и говорить не надо: в них перспективные молодые актеры(Бэйл, Леджер, и, вероятно — Киллиан Мерфи) дополняются уже «состоявшимися» профессионалами(Кейн, Олдман, Фриман, Хауэр(в первой серии)). Но сюжет — просто он есть, он логичен(пусть. например, и в рамках комикса), но... и все. Чего-то нового, или очень сильной обработки старого нет. И — это особенно касается «Бэтменов», и в вашем отзыве на ТР это было отмечено — не всегда актеры имеют, где развернуться. Режиссура, к счастью, эти моменты сглаживает, но не всегда и не полностью.
В общем, приличный постановщик, чьи главные фильмы(надеюсь) — еще впереди.


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 20:04
И читал, и смотрел.
Согласен, роман Приста, куда более культурен, многослоен, но менее ЧЕТОК.
Драма наличествует, но Нолан делает ее более острой/живой, в то время, как у Приста одни сложные сюжетные напластования громоздятся на другие.

Типа

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Телепортации в мертвое тело и последующая полужизнь в своем же склепе.


Мое резюме:
книга — очень атмосферна и многослойна, безусловно, на умного и тяготеющего к взрослой литературе читателя.
фильм — как говорится, широкому кругу зрителей, фильм-апперкот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 20:11

цитата Buhrun

Согласен, роман Приста, куда более культурен, многослоен, но менее ЧЕТОК.
Драма наличествует, но Нолан делает ее более острой/живой, в то время, как у Приста одни сложные сюжетные напластования громоздятся на другие.

Прист начинал как один из основателей «новой волны», а эти товарищи (Дик, Диллейни, Баллард) вообще не особенно дружили с сюжетной последовательностью. Скорее их целью было не создать четкий роман с завершенными сюжетными линиями, а некое чуть небрежное полотно на определенную тему. И да, Вы правы в фильме эта панорамность отсутствует. Как я уже говорил: он более тяготеет к определенному жанру, более причесан, но в тоже время — гораздо менее интеллектуально насыщен.


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 20:15
Согласен.

Новая Волна, кстати, по сю пору одно из моих самых любимых направлений в НФ/фэнтези (или лучше сказать, постмодернизме?!).
Сейчас их флаг по мере сил подхватили Новые Странные, но того очарования открытий и вседозволенности, с которой писали Нью Вейверы, уже — увы! — нет.

Да и читатель уже всякого повидал.

Как Вас, кстати, остальной Прист?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 20:20

цитата Buhrun

Как Вас, кстати, остальной Прист?

Замечательно. «Опрокинутый мир» — вровень с лучшими книгами Дика («Убик», «Человек в высоком замке», «Андроиды»), «Гламур» — закономерное развитие идеи иллюзорности из «Престижа», равно как и «Экстрим». Единственное, что «Лотерея» как-то не зацепила.8:-0
 


Ссылка на сообщение22 октября 2009 г. 20:33
«Опрокинутый мир» в свое время упустил, а щас его фикк найдешь.
Спасибо за мнение, буду читать.
Я до сих пор только «Престиж» читал — из старых запасов.
 


Ссылка на сообщение23 октября 2009 г. 13:27

цитата Buhrun

«Опрокинутый мир» в свое время упустил, а щас его фикк найдешь.

Он выходил только в мягкой обложке, на alib'е можно найти по умеренной цене.


Ссылка на сообщение23 октября 2009 г. 12:26
Книгу не читал. А фильм посмотрел уже раза три. И собираюсь просмотреть не меньше. Поэтому книгу читать пока побаиваюсь — чтоб в фильме не разочароваться... ;-)


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 21:12
согласен с рецензией. Не смотря на то, что фильм смотрелся с ужасным интересом, ави-файл выключил разочарованным — какого-то откровения и впрямь не видно, раскрытие загадки, увы, банальное, не смотря на все старания сделать его одновременно и неожиданным, и логичным, предсмертный монолог Джекмана — я вообще не догнал о чём он.
Но захватывающ фильм вполне и вполне. Ничего не скажешь.

Кстати, как-то странно: на форуме fox_mulder вроде бы отмечал, что фильм лучше книги

цитата

то режиссер сосредоточился на сюжете и героях, причем у него они получились куда более живыми и понятными.
, то здесь вроде наоборот. Так кому же верить — малдеру или малдеру?

P.S. А кадры, где Великий Дантон погибает внутри закрытого аквариума страшно напоминает кадры из «Дома, который построил Свифт», где лилипут-Караченцев падает в чашку с чаем.:-)))

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 21:28

цитата V-a-s-u-a

, то здесь вроде наоборот. Так кому же верить — малдеру или малдеру?

Сюжет — да, более понятен и логичен герои — да, более проработанные и прописанные, а вот по вопросу всего остального — читайте внимательнее статью. Видите ли, в чем дело, в фильме начисто отсутствует атмосфера стимпанка, ощущение от немыслимого смешения жанров. Фильм в этом отношении более четок, определен в жанровых рамках, куда менее безумен, и как следствие — менее интересен. В итоге, в некоторых аспектах превосходя роман, экранизация Нолана все же уступает ему в плане общего замысла, атмосферы и глобальной интриги. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 21:39
То есть роман нравов, как вы его называете, не предполагает хорошо прописанных героев?
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 21:50

цитата V-a-s-u-a

То есть роман нравов, как вы его называете, не предполагает хорошо прописанных героев?

Предполагает. Просто книга мне показалась более панорамной что ли, а фильм полностью сконцентрирован лишь на основной сюжетной линии, без каких-либо ответвлений. Дабы окончательно прояснить свое понимание прибегну с простой кулинарной аналогии: роман Приста состоит из множества слоев, которые порой переплетаются между собой самым причудливым образом, а фильм Нолана — только из одного, но зато выполненного очень старательно и аккуратно. ;-)
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 23:17
Да понял, понял... Многослойный, да. Ясно. Будем знать.


⇑ Наверх