для начала О викингах


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > для начала... О викингах среди нас.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

для начала... О викингах среди нас.

Статья написана 8 ноября 2009 г. 09:55

Так получается, что большинство посещающих меня идей, о которых стоит поведать миру, относится к раннему средневековью славян и скандинавов, поэтому обычно поддается использованию в очередном романе и какой-то отдельной трибуны для своего оглашения не требует. Поэтому никаких особых блогов у меня нет и заводить их я не планировала. Но если уж есть еще одна возможность поговорить о том, что может быть интересно не только мне, спасибо создателям. Если будут новости или найду что-нибудь любопытное, поделюсь.

Вот, например, вчера я ходила в гости: человек, который консультирует меня по боевке и составляет для моих романов схемы поединков и планы сражений (многократное ему спасибо) праздновал день рождения своих детей, и собралось к нему человек двадцать (не считая детей), основной состав нашего реконструкторского клуба. Было очень весело; среди прочего, мужчины, как водится, похватали все четыре хозяйских меча и стали вспоминать их славную историю, в ходе чего мне попутно разъяснили, что меч, который в романах фентези (не моих) обычно носят за плечами, невозможно выхватить одним движением не только из-за спины, но и из ножен на уровне пояса — не хватит длины руки. Вот за что я ценю реконструкцию — она дает возможность узнать мелкие особенности обращения с оружием и снаряжением, которые просто так в голову простому автору не придут. И в ходе веселья хозяин экспромтом выдал скальдический стих:

Дубу кольчуги

Шестом сраженья

Врезал по шлему —

Эх, хорошо!  :-)))

Непременно вставлю куда-нибудь. Совершенно неважно, что стих не соотвествует формальным требованиям скальдической поэзии — зато прямо из гущи жизни! Викинги живы! :beer: Надо только уметь их опознать (или знать места, где они водятся :-))))





131
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 10:47
Очень интересно! А Вы сами участвуете в реконструкторском клубе? В какой роли?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 15:52
В реконструкторских клубах нет ролей. Там скорее ставится вопрос типа «кого делаешь?», то есть какой исторический комплекс собираешь: скандинавский воин второй половины 10 века, хазарская женщина 10 века и так далее. Некоторые собирают комплекс определенного погребения (по раскопкам), про это даже шутка ходит: «Я к вам явилась из кургана номер тринадцать!» Причем изображать соответствующий персонаж (как у ролевиков) тут не принято: мужчины воюют, женщины возятся у костра — вот и все роли. Я — женщина племени вятичей 12 века, но если надеть головной убор с другими височными кольцами (у меня их несколько), то он же будет годиться еще на несколько веков и областей.


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 10:50
:-D


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 11:23

цитата

Викинги живы! Надо только уметь их опознать (или знать места, где они водятся)

Правда истинная.
...я был свидетелем того, как два толкиниста, надев на палку огроменную и тяжеленную пластиковую бутыль, уверяли окружающих, что вот это-то и есть Мьёлльнир.
А ещё видел, как они же настропалили на меч оладью и объявили это жертвой Одину...
Так что — да. Живы они, живы...:beer:

p.s.: Елизавета, я подписываюсь на Вашу ак.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 15:43
Нет, я имею в виду не совсем это. Не то, когда современные люди так или иначе изображают людей древних (разницы между ролевиками и реконструкторами сейчас касаться не будем). Я имею в виду, что в людях вокруг нас иной раз удается заметить нечто, объединяющее их с людьми древними, то есть вечные модели поведения и реакции, способные проявляться в любом веке. Люди за века не так сильно изменились, как принято думать. Бывают ситуации, которые могли случиться в любом веке. Среди реконструкторов это просто заметнее, потому что обращение со средневековыми предметами само по себе провоцирует к ситуациям, которые могли произойти в 10 веке.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 15:54
Я думаю, чтобы быть «викингом по духу» (или «кельтом», или «окситанцем» -- они все одинаково моему сердцу милы:-)) вовсе не обязательно

цитата

обращение со средневековыми предметами

Достаточно любить эту культуру (+ литературу)... ну, и... чтоб «душа лежала» к подобному мировоззрению:-)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 16:07
Любовь, конечно, самый важный фактор, я сама лет пятнадцать писала романы, опираясь на эту любовь, но все же практический опыт много значит. Я не пытаюсь утверждать, будто опыт исторической реконструкции содержит непогрешимые истины и дает ответы на все вопросы, но он помогает не делать мелких (и крупных) ошибок, которые делают люди, знающие эти вещи чисто по воображению. Конечно, точность исторических деталей не заменит художественного уровня в целом, но здорово помогает его повысить.


Ссылка на сообщение9 ноября 2009 г. 00:51
Как у вас интересно! :-) Не удержусь, спрошу.

цитата Завета

Я — женщина племени вятичей 12 века

Это собранный вами исторический комплекс, я правильно поняла? Скорее всего состоит из деталей одежды, возможно, используемых бытовых предметов, да? А изучение образа жизни тоже, наверное, входит в комплекс?
Вот тогда интересно, такая реконструкция, пусть и без ролей, меняет что-нибудь для реконструктора в мироощущении? По идее ведь реконструируемый мир становится ближе, и сам тоже возможно немного под него подстраиваешься.
Кстати, ваше фото на аватарке чисто по моим неграмотным ощущениям очень соответствует реконструированому образу. И приблизительно такое же ощущение от ваших постов в темах ( всегда с удовольствием их читаю, жалко, что нечасто бывают :-)) Это не случайность?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2009 г. 08:48
Да, конечно. Правда, у ранних славян, в отличие от тех же скандинавов, данных по костюму гораздо меньше. Во-первых, у славян вообще было гораздо меньше принято класть в могилу много вещей, а сохраняются за тысячу лет в земле только те части тканей, к которым плотно примыкали металлические детали, остальное рассыпается в прах. Во-вторых, погребальный обряд: в дохристианскую эпоху всегда сжигали, а в некоторых случаях (у словен новгородских) прах после сожжения на стороне просто рассыпали по поверхности сопки — родового кургана. Понятно, что от таких погребений и следа не найдешь, и реконструировать костюм до 11 века очень сложно. Есть некоторое количество изображений разного рода, есть опора на этнографию — наиболее архаичные образцы. Короче, одна славянская женщина от другой отличается главным образом формой височных колец и украшений — эти вещи сохраняются. При том же костюме (рубаха-рубаха-понева) заменой височных колец можно заменить свое племя :-))) Это вот я и мой новый головной убор в сентябре в Гнездово, на берегу Днепра: :-)

http://www.zaveta.ru/foto/main.ph...

Что касается изучения образа жизни, то на выездах (фестивалях) реконструкторы пользуются в лагерях только аутентичными предметами. Некоторые даже огонь выбивают, но это умеют не все. Вся одежда и обувь изготавливается руками, обычно из домоткани, и все это вместе создает образ жизни довольно похожий на древний, насколько это вообще возможно в наше время. Зимой люди в лыжные походы ходят, опять же из современных вещей имея при себе один мобильник на всех — на случай чрезвычайной ситуации. И тем доказывают, что в древней одежде и обуви выжить зимой в лесу реально. На Западе есть «деревни викингов», где такие же энтузиасты годами живут безвылазно, в том числе с детьми.

А по мироощущению, ведь в реконструкцию приходят люди, которым это интересно. То есть они изначально под эту тему были подстроены. Ну и, конечно, если человек надевает одежду викинга, снаряжается его оружием и встает в строй, он даже невольно начинает думать несколько иначе. Людям становится еще интереснее, как жили и как думали их «прототипы», и они начинают читать саги, анализировать, прикидывать на себя... Но это же, повторяюсь, люди, у которых изначально «память предков» была активнее, чем у людей вообще. Я сама тоже из этой категории: я всю сознательную жизнь, практически с трехлетнего возраста, ощущаю ту эпоху как близкую и интересную. Так что не столько изучение наложило отпечаток, сколько врожденный интерес сподвиг заняться изучением. И дальше они влияют друг на друга.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2009 г. 02:46
Спасибо за подробный ответ. Для меня что реконструкция, что ролевки как-то настолько далеки, что с трудом верится в их существование, а уж представить изнутри- совсем проблема. 8:-0 Действительно,«Викинги среди нас!»
Фото замечательное. И Днепр вам идет. :-)
Интересно, одежда выглядит практичной, но довольно простой по конструкции. А вот головной убор выглядит сложносконструированной деталью (украшения не считаем). Это как-то связано с его особой значимостью?
Просто потрясла аутентичная зимняя обувь, выполненная своими руками и используемая по прямому назначению. А из чего ж ее делают? Подошва- кожа/дерево, а верх мех/кожа/ткань? Или что-то войлочное? Или более хитрые конструкции? И насколько это тепло- сравнимо с современной?
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2009 г. 08:59
Древние женские головные уборы — проблема, опять же из-за плохой сохранности образцов. Известно, что использовался убрус — длинная полоса ткани, несколько раз обернутая вокруг головы и закрывающая шею, и какие-то конструкции на твердой основе, видимо, довольно сложные. В одном погребении, которое я брала за образец, сохранились клочки шерстяной ткани, льняной ткани, плетеной тесьмы, к которой крепились височные кольца, и еще бахромы. Какой вид имела сама конструкция — неизвестно. Поэтому я взяла за образец этнографичекие «сороки» и сделала по тому же типу. В этнографии женские головные уборы гораздо сложнее — они состоят из десятка деталей, которые еще и друг с другом не скреплены и надеваются отдельно. У меня их несколько вариантов, есть еще с тесьмой. Насчет значения — народный костюм вообще является моделью вселенной в миниатюре, где голова — небесная сфера.

Обувь шьется в точности по древним образцам, благодаря тому в условиях Новгорода кожа сохраняется довольно хорошо. Там толстая кожаная подошва без каблука, внутрь кладется простая войлочная стелька. Это летний вариант, но есть и более простые типы — поршни, там вообще кусок кожи , собранный вокруг стопы на веревочку, там даже шить не надо. Одежда в целом очень удобная и теплая. Большинство выездов приходится на лето и начало осени, и в антураже в плохую погоду гораздо теплее, чем в цивиле.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2009 г. 19:12
Спасибо громадное! Столько интересного. Буду постепенно переваривать.:-)


⇑ Наверх