Г Л Олди о будущем


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «gleb_chichikov» > Г.Л. Олди о будущем фантастики
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Г.Л. Олди о будущем фантастики

Статья написана 11 сентября 2018 г. 20:33

К выходу сборника «Фатум» поговорили с его участником (-ами), несравненным Генри Лайоном Олди: о темном фэнтези, о мраке в литературе, о системном кризисе и будущем фантастики. И, конечно, о самом сборнике тоже.

Не будем ходить вокруг да около – передадим слово мэтрам:


Сейчас жанр темной фэнтези стал популярен в переводной фантастике: Мартин, Аберкромби — все это первейшие имена, очень популярные и в России. Более того, не только даже в литературе, но и в компьютерных играх видно, что миры достаточно темные — пользуются бешеной популярностью во всем мире и в России в частности. При этом в России, при огромном запросе, в этой нише никто заметно не работает. Как вы считаете, почему? Это неинтересно авторам? Издателям?

«Тёмная фэнтези» предполагает умение писателя владеть приёмами сразу нескольких литературных направлений. Помимо собственно фэнтези, это в первую очередь исторический роман, далее реализм и натурализм (да, натурализм – литературное направление, а не просто миска крови с требухой). Сюда же ложатся некоторые приёмы «романа ужасов» и общий мрачный взгляд на мир, свойственный «нуару». Просто чтобы иметь в своём распоряжении такой богатый инструментарий, чтобы пользоваться им, без напряжения переходя от одного средства выразительности к другому, надо обладать не только талантом, данным от природы, но и развитым литературным мастерством. И это сильно сужает количество авторов, способных написать качественную тёмную фэнтези.

Если брать именно темную фэнтези — кого бы лично вы рекомендовали, кем вы сами могли бы вдохновляться? Из западных авторов — и русскоязычных тоже?

Вдохновляться – неудачное слово. Вдохновляться тут скорее можно Стивеном Кингом и Робертом МакКаммоном (хоррор, мистический триллер), Георгием Гулиа и Морисом Семашко (исторический роман), Толкиеном, Говардом и Желязны (фэнтези). Их литературное мастерство может оказать серьёзное влияние на автора тёмной фэнтези. А читаем мы с удовольствием таких «тёмных фантазеров», как Мартин, Аберкромби, Вегнер, Бэккер. Из отечественных можем назвать Андрея Дашкова («Звезда Ада», «Странствие Сенора», «Войны некромантов»), который начинал писать тогда, когда термина «темное фэнтези» еще и не было в помине. Наверняка есть и другие достойные авторы, но как известно, «нельзя объять необъятное» -- мы читаем не только и не столько тёмную фэнтези, так что целый ряд книг этого направления прошёл мимо нас.

Сейчас задам немного такой... Притянутый за уши вопрос, но все же попробую. Если рассматривать историю фантастики, в XX и в XXI в. — можно очень утрированно выделить два этапа. Золотой век и фантастики и фэнтези был, за некоторыми исключениями, довольно утопичен, оптимистичен, иногда до наивности. Разумеется, были и исключения на протяжении всего XX в. Далее и в фантастике, и в фэнтези начал появляться перекос к более мрачным видениям будущего (или иных миров). Произошло это в разных направлениях в разное время, но, скажем, середина этого перехода пришлась на 80-90-х гг. Сегодня большинство миров как фантастических, так и фэнтезийных, вовсе не пронизаны верой в людей. Какой следующий большой перелом вы предвидите? И что должно произойти для перелома?

Мы бы не сказали, что «Дюна» Херберта, «Остров мертвых» Желязны или «Властелин Колец» Толкиена так уж оптимистичны и утопичны. Прогнозы будущего от Уэллса тоже не блещут оптимизмом. Так что в этом отношении мало что изменилось. А вот вера в людей… Да, люди в поздней фантастике становятся всё больше сволочными. Предательство, обман, насилие – превратились в норму, а там и в обыденность. Но знаете, литературу ужасов предпочитают сытые читатели, живущие в безопасности. С «тёмной фантастикой» та же история – она хорошо щекочет нервы, когда ты сидишь на диване с банкой пива. В кризисной жизненной ситуации будут востребованы иные сюжеты – скажем, в годы Великой Депрессии американцы предпочитали комедии.

Пусть уж лучше мы в сытости будем читать о предательстве и насилии, чем грянет катастрофа, порождающая интерес к комедиям. Бог с ними, с переломами! Очень уж не хочется ходить в гипсе после этого.

Не секрет, что рынок русскоязычной фантастики находится не в лучшей форме. Вы сами многое об этом проговаривали на конвентах, много писали о причинах: и со стороны политики издательств, и со стороны писателей, книготорговцев, читателей. Понятное дело, что вы не пророки, но все же — как думаете, когда тренд начнет меняться? Что конкретно нужно для этого делать?

Первые признаки изменений уже есть. Это пока только предвестники, но не заметить их трудно. И как всегда, первым отреагировал сегмент зарубежной (переводной) фантастики и фэнтези. В последние годы активно выпускаются весьма интересные, неординарные и хорошо написанные переводные книги, что не может не радовать. Да, тиражи этих переводов небольшие, в отличие от тиражей оригиналов, но их выпуск не прекращается, а кое-что даже потом переиздаётся, что не может не радовать. Вслед за зарубежными коллегами пытается пробиться к читателю и ряд интересных русскоязычных авторов – но тут, увы, дело обстоит заметно хуже. Хорошие писатели появляются, но мало кому из них удаётся издаться. А книги тех, кому это всё же удаётся, выпускаются очень маленькими тиражами и никак не продвигаются издателями. Лишь те, кого по той или иной причине причисляют к «мейнстриму» (хотя и пишут они самую настоящую фантастику), имеют больше шансов не только издаться, но и быть замеченными читателями и критиками. Надеемся, что эта ситуация со временем изменится в лучшую сторону, но чтобы это действительно произошло, надо будет приложить немало усилий.

Что конкретно стоит делать каждому уже сейчас? Как минимум, доводить до друзей и коллег информацию о новых хороших книгах. Если этого не делают издатели и не всегда способен сделать автор – имеет смысл взяться за это дело неравнодушным читателям. Прочёл хорошую книгу – напиши о ней хотя бы краткий положительный отзыв, опубликуй его в своём блоге, в Фейсбуке, ВКонтакте, Телеграм, Яндекс-Дзен, LiveLib, на форумах профильных сайтов. Посоветуй книгу друзьям и знакомым. Хоть какая-то, да помощь в продвижении. Если хотя бы часть заинтересованных в хорошей литературе читателей этим займётся – глядишь, ситуация в итоге начнёт меняться. Пусть медленно и со скрипом, но меняться...

Если коротко — ваш личный прогноз рынка русскоязычной фантастики? Какие события просто не могут не произойти?

Мы не футурологи и не рыночные аналитики, так что можем и пальцем в небо попасть. (Впрочем, они тоже периодически попадают.) Как нам кажется, тенденция к дальнейшему снижению средних и минимальных тиражей русскоязычной фантастики в ближайшие год-два продолжится. Затем начнётся постепенное сокращение количества выпускаемых наименований – поскольку реально продаваемый тираж целого ряда книг упадёт ниже порога окупаемости (сейчас это порядка 1000 экз.). Одновременно будут понемногу расти продажи электронных книг (что наблюдается и сейчас) – как на ЛитРес, так и на других, никак не связанных с ним площадках. Будут возникать новые электронные магазины книг, прорабатываться различные способы монетизации.

После чего, возможно – но далеко не факт – через несколько лет, когда изрядная часть низкокачественной литературы отсеется естественным образом, поскольку за неё перестанут или почти перестанут платить, на литературном небосклоне возникнут новые интересные имена, которые окажутся более или менее востребованы. Это вполне возможно, однако этого может и не произойти. А более детальный или более долгосрочный прогноз давать не возьмёмся – мы и в этом-то не вполне уверены.

Фатум: самые тёмные века
Фатум: самые тёмные века

Я бы попросил вас рассказать о сборнике «Фатум», но вы сами его сможете прочесть только после выхода. Тогда поступим иначе. Вы же знаете, кто вместе с вами попал под одну обложку. Что вы можете сказать хотя бы о некоторых из авторов?

В первую очередь хотелось бы сказать пару слов о Шимуне Врочеке и Игоре Вересневе. Книги обоих мы читали, у Врочека – рассказы и повести (в т. ч. выходившие в авторском сборнике), а у Вереснева – не только «малую форму», но и его роман «Лунный зверь», который мы разбирали на литературном семинаре в Партените, рекомендовали к изданию – и были искренне рады, когда эту книгу в итоге издали. Врочек пишет парадоксально и остро, и «тёмная сторона силы», т. е., «тёмная литература» ему не чужда. Уверены, его рассказ прекрасно впишется в сборник «тёмной фэнтези». Для прозы Вереснева характерны высокий драматизм и эмоциональность, иногда – даже с лёгким налётом эпатажа. Читали мы у него и достаточно мрачные произведения – так что его рассказ в сборник попал явно не случайно. Ну а когда книга выйдет, непременно прочтём её целиком.

После «Принца тварей» не хотите попробовать что-то в том же жанре?

Собственно, уже попробовали. «Принц тварей» входит вставной главой в наш двухтомный роман «Циклоп», вышедший в издательстве «Азбука». Это самая настоящая тёмная фэнтези: быть может, не идеально чистая (такой цели мы и не ставили), но вполне тёмная, и вполне фэнтези. При этом научно-фантастическая подкладка, базирующаяся на достижениях нечеловеческих пра-цивилизаций, тоже присутствует. Роман (как и рассказ) посвящён памяти Роберта Говарда, книги которого мы очень любим.

Саму антологию «Фатум: Самые темные века» уже можно найти:

Напрямую у издательства:http://shop.skomm.ru/product/fatum/

На Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/661191/

На OZON.ru: https://www.ozon.ru/context/detail/id/147...

В Читай-городе: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/...

В Московском доме книги на Новом Арбате: http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=...

В Библио-глобусе: http://www.biblio-globus.ru/search/catalo...

НаMy-shop.ru: https://my-shop.ru/shop/books/3290857.html





2618
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 сентября 2018 г. 23:52
Спасибо за интересное интервью!

цитата gleb_chichikov

...золотой век и фантастики и фэнтези был, за некоторыми исключениями, довольно утопичен, оптимистичен, иногда до наивности. Разумеется, были и исключения на протяжении всего XX в. Далее и в фантастике, и в фэнтези начал появляться перекос к более мрачным видениям будущего. [...]
А вот вера в людей… Да, люди в поздней фантастике становятся всё больше сволочными. Предательство, обман, насилие – превратились в норму, а там и в обыденность.

Полностью согласен.
Жутко не хватает оптимизма, а также нормальных, «правильных» и при этом не примитивных людей/героев. Для еще оставшихся героев можно заводить «красную книгу». :-D
Давно подмечено (на примере новостей) гораздо проще привлечь аудиторию с помощью всевозможной «чернухи», а вот увлечь оптимизмом — кишка тонка, пупок развязывается, да и руки короткие. Простите за такую анатомическую подборку. А причина в том, что этот путь более сложный, энергоемкий и требует со-зи-да-ни-я. Разрушать всегда было легче и быстрее, чем строить...
Я совсем не против драматизма в литературе (даже — за!), но как-то уж однобоко представлено современное поле фантастики. Вы не находите? Вот и интервью это подтверждает. Может я не там и не то читаю? Подскажите, если кто встречал в последнее время что-нибудь оптимистичное и жизнеутверждающее на поле Sci-Fi! ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 06:49
А меня постановка вопроса удивила...
Почему вдруг фантастика и фэнтези стали тяготеть к мрачным тонам? Начало XX века, например, основательно приправлено целой плеядой мистиков и авторов ужасов. И наоборот — сейчас идёт такой вал Лит РПГ и женского фэнтези, что смещение к темному фэнтези по общей пропорции можно отметить лишь в рамках отдельных поджанров. Если брать НФ и приключенческую фантастику, то они переживают нашествие попаданцев, которым в оптимизме отказать трудно.

цитата Толкователь

Подскажите, если кто встречал в последнее время что-нибудь оптимистичное и жизнеутверждающее на поле Sci-Fi! ...
Не слишком люблю давать рекомендации. Чужая душа, как известно, потёмки. Но конкурсы рассказов и рисунков вот отсюда http://2061.su/ у меня вызывают именно оптимизм без примеси реваншизма.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 22:33
Спасибо! С удовольствием просмотрел сайт. Интерес возник, почитаю.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 22:37
А насчет женского фэнтези и попаданцев — полностью с вами соглашусь...
Только их оптимизм, как-то попахивает, недоброкачественно...
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 21:33

цитата

Может я не там и не то читаю? Подскажите, если кто встречал в последнее время что-нибудь оптимистичное и жизнеутверждающее на поле Sci-Fi! ...


А возьму и займусь саморекламой, если не возбраняется:
http://fantlab.ru/edition205324
Ссылка на текст:
https://yadi.sk/d/eVnnKQR23Gm...
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 22:40
Спасибо! Приятная неожиданность!
Спасибо за ссылку на сборник — уже скачал. Поставлю в очередь на прочтение.
Удивительно, не думал, что кто-то пишет в таком направлении! В любом случае, такой почин вызывает уважение.
Надеюсь, произведения не сильно идеологизированы? (Хотя в общем-то меня это не пугает.)


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 11:41
Будущее фантастики — это попаданцы, женские романы про попаданок или около того, макулатурные серии типа Сталкера или РДР и написанные по одному шаблону трилогии вроде Голодных игр или Бегущего в лабиринте. Уже лет 10 вижу ситуацию так и пока ничего вообще не меняется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 14:11
Ну, вот мы за восемь лет ни одной подобной книги не выпустили... Не в тренде, да. Оттого, наверное, и не читали?
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 12:00
При чём тут вы? Зачем возводить чьи-то высказывания в абсолют? Естественно, среди массы шлака попадаются исключения. Но настоящее и, возможно, ближайшее будущее, если ситуация не изменится к лучшему, формируется большинством, а не меньшинством. Большинство — это книги вроде перечисленных выше.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 23:39
Всё же попаданцев и сточкеров за последние годы стало заметно меньше. Особенно сточкеров.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 12:01
Как-то незаметно. Может, просто книг стало меньше. Хотя не факт. Это надо сидеть и сравнить обзоры новинок недели по годам.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 12:59
Можно проще. Открыть страничку м/а цикла «С.Т.А.Л.К.Е.Р», сравнить сколько книг за год выходило в 2013 году, сколько — сейчас, а также их тиражи.


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 15:53
Все просто — интересные книги покупают, неинтересные — нет.

Русская фантастика последние 8 лет уверенно скатывалась по качеству и интересности, и вот результат.

Когда же начинаются жалобы на народишко не тот и на пиратов — сразу хочется спросить — «а почему Оруэлл не жалуется на народ и на пиратов и отлично продается? Нет, не потому что он мертвый»

Что во фразе «писать надо лучше» русские фантасты уже 10 лет не могут понять?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 16:17
Что ж, Елена Звёздная, безусловно, пишет интересно.
Впрочем, вопрос не ко мне. Мне как-то за мои книги не стыдно. Ни за одну.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 18:03
ну не стыдно это одно, а то что не взлетел ваш дирижабль — это другое.

Я думаю, авторам проектов с точками тоже не стыдно было, и уж тем более — их издателям. Махаону вот за перевод Спивак не стыдно, и норм им, хорошо.

я про это еще в 2010 (или около того, давно, в общем, когда вы первые книжек 10 издали и они дошли до магазинов) на форуме СК писал, что шансов мало.
 


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 23:37
*пожимая плечами*
нормально взлетел, ага. Меня устраивает. Нечего тут манипуляции разводить и со сточкерами сравнивать. Гнусненько это, юноша, гнусненько...
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 00:06
да не сравниваю я ваш проект со сточкерами.

я в своем роде не меньше вашего нервных клеток на русф потратил, так то.

вашу бы энергию да в мирных целях. мерси шелли переиздайте еще раз, хоть ценители купят.

нормально взлетевшие дирижабли не отправляются на возвраты, кстате.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 13:25

цитата Ren_Gen

мерси шелли переиздайте еще раз

Присоединяюсь! «Паутину» бы ещё переиздать, приобрёл бы, не задумываясь.

Кстати, заглянул на страницу автора, похоже, очередной роман недавно написан, и тематически, похоже, в духе рассказа из «Взломанного будущего», хоть от фантастики ещё дальше. В сети, написано, опубликован. но автор в своё время заинтересовал, я бы и на бумаге купил.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 13:48
Получилось так, что сравниваете — по крайней мере для случайного прохожего — ну. да ладно. Будем считать — погорячился. Шелли, значит, хорошая книга? Ну, так из трёхтысячного тиража ушла половина. Чуть больше половины, точнее. При том, что у Армады-Арбалет была тогда вполне себе приличная сеть и книгу можно было купить где угодно.
Так что, где-то у вас в рассуждениях неувязочка...
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 13:54
другие книги лучше продавались?
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2018 г. 10:57
В ноль продалась только «Операция ВИРУС» :)
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2018 г. 18:23
Ну-ну, сейчас-то большинство уже продались в ноль (иначе были бы остатки тиража на продажу, а их нет). Другое дело, что это сейчас, а не тогда.
Того же Шелли — уже ведь и нет в продаже. И нигде не найти, кроме букинистов.


Ссылка на сообщение12 сентября 2018 г. 23:51

цитата gleb_chichikov

Что конкретно стоит делать каждому уже сейчас? Как минимум, доводить до друзей и коллег информацию о новых хороших книгах. Если этого не делают издатели и не всегда способен сделать автор – имеет смысл взяться за это дело неравнодушным читателям. Прочёл хорошую книгу – напиши о ней хотя бы краткий положительный отзыв, опубликуй его в своём блоге, в Фейсбуке, ВКонтакте, Телеграм, Яндекс-Дзен, LiveLib, на форумах профильных сайтов. Посоветуй книгу друзьям и знакомым. Хоть какая-то, да помощь в продвижении.

Вот золотые слова! Действительно, в отсутствие какой-то системной фанткритики именно по новинкам и издательского продвижения (которое, к слову, стоит денег, и не маленьких) о каком-то продвижении приходится заботиться самим авторам... ну и читателям, конечно. А для электронки, куда постепенно смещаются целые направления ФиФ, это особенно актуально.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:04
Что интересно. Больше половины ОТЛИЧНОЙ фантастики не издастся никогда!
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:31
Ну, «никогда», пожалуй, слишком долгий срок. :-D Да и с переходом в электронку понятие публикации куда более растяжимым сделалось.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:34
Никогда значит никогда;-) Просто... Очень многие к этому и не стремятся... Выкладывают на самиздатах и все.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:38
Так может, оно и к лучшему, что не стремятся?.. А так возможностей монетизировать свой гениальный опус сейчас хватает — и отнюдь не только на ЛитРесе. Но все упирается в информацию о годном тексте, и тут Фантлаб , где она порой мелькает, увы, капля в море.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:40
к лучшему наверное... иначе писали бы другое.....
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2018 г. 11:42
Ну, по «трендам» и «целевым аудиториям» те же Олди в свое время знатно проехались...
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2018 г. 02:30

цитата просточитатель

Выкладывают на самиздатах и все

Это не проблема. Это современная мировая практика распространения художественных произведений. Вопрос не к авторам, а к самиздатам, которые, по-совковому (в плохом смысле этого слова), убоги.
Ознакомьтесь, если интересно, как работает, например, корейская платформа самиздата Навер, какие там включены механизмы рейтингов, сортировки, монетизации, отбора для последующей печати на бумаге и др. Потом можете задуматься, что мешает нашим вечно недовольным книгопродавцам создать (просто скопировать) такую же платформу в ру сегменте.
Ответ вы знаете https://www.youtube.co...
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2018 г. 09:28

цитата dobriy_doktor

Ознакомьтесь, если интересно, как работает, например, корейская платформа самиздата Навер, какие там включены механизмы рейтингов, сортировки, монетизации, отбора для последующей печати на бумаге и др.
Нет нет вы не поняли:-) Если монетизация это уже не самиздат8:-0 Под самиздатом я понимаю те сайты где пишут ради удовольствия. Бесплатно. И о монетизации не думают.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2018 г. 00:07

цитата просточитатель

Нет нет вы не поняли

Видите как все просто. Я вас не понял. Но есть «но». Я то вас понял, у меня и страничка на самиздате была когда-то. А вы, вы меня поняли?
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2018 г. 00:57
Понял:-)


Ссылка на сообщение14 сентября 2018 г. 02:16
Так уныло и сухо, что из трещин песок сыпется. Два уважаемых автора, при общении ирл настолько живые, объемные и интересные, что просто невозможно оторваться, выдают на гора стену клишированой ерунды, которая, мягко говоря, совсем не соответствует действительности.


⇑ Наверх