«Дивный новый мир» можно воспринимать как утопию или как антиутопию (мне почему-то кажется, что антиутопия, где не бьют морду даже за серьезные прегрешения, предпочтительнее утопии, где морду бьют, пусть даже для блага утопающего). Ясно, что это общество описано подробно, любовно (то есть с тем градусом ненависти, который предполагает настоящий страх), и вопросов возникать вроде бы не должно. Ну, допустим, не слишком понятно, зачем там элементы общества потребления с лихорадочной закупкой спортивного инвентаря, но тут, возможно, кто-то немножко напутал (то ли автор, то ли отцы-основатели) и придал социуму строго тоталитарному черты корпоративного государства, которые потом просто лень было убирать. Интересно другое.
Как говорит Мустафа Монд (вероятно, вполне искренне: в этом кошмарном мире, помимо прочего, кажется, не умеют врать), оптимальный состав населения должен быть наподобие айсберга -- восемь девятых под водой, одна девятая наверху. Правильно, так устроены все жесткие режимы, начиная с шумерского. Только вот во всех известных режимах люди (и неважно, зовутся они гражданами или подданными) размножаются бесконтрольно и безответственно. В мире Хаксли численность представителей любой касты может (теоретически) регулироваться в любых пределах. Даже если на начальном этапе существования этого общества экономика требовала, чтобы низшие касты составляли 8/9 населения, впоследствии не было никаких технических препятствий к тому, чтобы это соотношение изменить.
Более того, казалось бы, имелись все основания поступить именно так. В любой момент можно было вдвое сократить рабочий день для низших каст, -- или вдвое сократить их численность. Любопытно, что первая возможность рассматривалась и даже пробовалась, а вторая, похоже, Контролерам в голову не пришла. Вдвое, -- и это еще не считая тысяч изобретений, предназначенных повысить производительность труда.
Ничего подобного не происходит. Наоборот, вполне одобряется «соцсоревнование» по повышению производительности дельта-минусовых яичников. А ведь если эпсилон -- это полукретины, дельта-минус в лучшем случае дебилы, для которых надо еще придумать такие рабочие условия, чтобы они ничего не ломали. Зачем их столько? Может быть, альфам для психологического комфорта нужно себя ощущать властелинами этой тупой, но прилежной массы? Или эта масса воспринимается как ненужная обуза?
Никоим образом! Из всех персонажей неприязнь к представителям низших каст испытывают только Дикарь (что понятно) и Бернард Маркс, комплексующий из-за недостаточно высокого роста. Все прочие считают, что люди, конечно, не равны по возможностям и потребностям, но равны в своем праве на счастье. Счастье -- вообще центральное понятие в социологии Нового мира.
Получается, что Контролеры руководствуются известным принципом: the greatest happiness of the greatest numbers (наибольшее счастье для наибольшего числа людей), -- что есть классический утилитаризм, а отнюдь не прагматизм, приносящий все в жертву эффективности. При этом людьми (полноценными членами общества) оказываются все, кто в этом обществе живут, и чем их больше, тем лучше.
Более того, евгенику к моменту начала действия уже не практикуют (хотя раньше явно практиковали, отсюда высокий рост и стать высших каст, равно как неколебимое здоровье всех без исключения). Для полноценной евгеники необходимо знать как можно большее число предков каждого индивида, а принятая в Новом мире система размножения такой возможности не дает. И здесь соображения идеологии оказались весомее целесообразности, -- не очень понятно, по какой причине: знать своих родителей, конечно же, неприлично, но кто мешает эту информацию засекретить?
Между прочим, откуда взялось разделение высших каст на альфу и бету? Общего у них (объективно) только то, что с их эмбрионами нянчатся, как ни парадоксально, меньше, чем со всеми прочими: не зря в романе так и не описано, как выращивают альфа-плюсовых интеллектуалов. Что касается бета-касты, она, похоже, умом не блещет. Не исключено, что граница между альфой и бетой проходит на уровне IQ = 100.
Еще одна странная черта Нового мира -- практически полное неприятие насилия: изгнание на какой-нибудь остров оказывается высшей мерой наказания. Более того, в ссылке проштрафившиеся могут заниматься все той же общественно опасной деятельностью. При этом в свое время отцы-основатели действовали жестко, без сантиментов, и жертвы их не смущали. Мне кажется, этому может быть лишь одно объяснение: Контролеры понимают, что эта деятельность для общества желательна, только вот афишировать ее не следует.
Кстати, в Новом мире, похоже, никто не задумывается об опасности, скажем, космических катастроф, -- а ведь это был очень популярный мотив в эпоху написания романа. Может, на самом-то деле задумываются, только вот знать об этом положено далеко не всем?