Мой новый обзор, опубликованный на Озоне
Московское метро. Подземный памятник архитектуры
Объемное полноцветное издание-альбом представляет собой подробный рассказ о феномене Московского метрополитена, значение которого в период его строительства и сразу после того было намного больше, чем просто транспортная функция. 15 мая 1935 года была торжественно открыта первая линия Московского метро. На открытие присутствовали руководители партии и государства, и вскоре во многих газетах и журналах были напечатаны фотографии улыбающихся вождей, сидящих в вагоне.
Стремительные сверкающие сталью и свежей краской поезда, проносящиеся сквозь череду подземных дворцов-станций, предстали реальным воплощением коммунистической грезы о светлом будущем. Пусть еще не все хорошо на поверхности земли, но здесь становилось ясно, что прекрасные перспективы реальны… «Московский метрополитен, ежедневно пропускающий через себя огромные толпы пассажиров, открыл для рядового населения светлые дворцы коммунизма, отделанные гранитом и мрамором, благородной бронзой, драгоценной смальтой и натуральными самоцветами. Покинув утлый мир наверху, убогое жилье в подвале или коммуналке и спустившись по лестнице-чудеснице под землю, советские трудящиеся ежедневно становились частью идеального мира удивительных храмов и чертогов… Условная плата за проезд подчеркивала, что самое дорогое по затратам на строительство транспортное средство в мире — достояние всего трудового народа, имеющего право наслаждаться роскошью его интерьеров, удобством поездов и быстротой сообщения».
Первая из трех частей книги посвящена предыстории создания московской подземки, в том числе обзору метрополитенов Лондона, Берлина, Парижа и Нью-Йорка. Во второй рассказывается о строительстве метро с 1935 по 1954 год, а в третью включены рассказы работников метрополитена и воспоминания его ветеранов.
Михаил Иностранцев. Воспоминания. Конец империи, революция и начало революции
В книге рассказывается об учебе будущего генерала Иностранцева в еще дореволюционной гимназии, службе в гвардии, обучении в Николаевской академии Генерального штаба. В тексте описан и роковой день 1 марта 1881 года, когда покушение положило конец царствованию Александра II, и перенесение тела императора в Петропавловский собор. В процессии, которую открывали эскадроны конвоя, помимо казаков, был конвой из горцев Кавказа, облаченный, по словам Иностранцева, в свои туземные костюмы, которые блистали красками и оригинальностью, а некоторые были в костюмах и шлемах, напоминавших Средние века. Вместе с новым императором – Александром III, шли в русской форме – германский кронпринц и будущий император Фридрих III и принц Уэльский, впоследствии король Эдуард VIII.
Уделено внимание и службе в центральном аппарате военного управления, участие в Первой мировой войне. Иностранцев описывает как обстановку на фронте, так и атмосферу в тылу, в том числе – в столице империи перед Февральской революцией. «Между тем «распутинщина» росла и ширилась. Уже шли толки, что Распутин со Штюрмером проводят идею сепаратного мира с Германией, что союзники не на шутку встревожены и что французский посол Палеолог и английский – Бьюкэнэн имеют от своих правительств полномочия на чрезвычайные меры, дабы не допустить до мира. Вместе с тем стало известным, что в виду крайней одиозности Распутина министром внутренних дел Протопоповым, по категорическому указанию свыше, приняты серьезные меры для охраны этого темного человека, едва ли не являющегося агентом Германии…»
Далее следует описание революционных событий, впечатлений от выступления Ленина, правления адмирала Колчака (при котором Иностранцев был генералом для поручений) закончившееся для Верховного правителя катастрофой.
Владимир Динец. Дикарем в Африку!
Африканский континент до сих пор является одним из до конца так и не исследованных регионов Земли, порой опасным, но все равно привлекающим множество организованных туристов и одиночных путешественников. В числе последних Владимир Динец – биолог, побывавший в более чем ста странах.
В тексте он рассказывает о своих приключениях в Восточной Африке и на Мадагаскаре, как среди местного населения, так и тамошней живности. Мадагаскар, по мнению биолога, это вовсе не остров, а маленький континент, ведь большинство обитающих здесь растений и животных нельзя встретить за его пределами. Основным средством здешнего передвижения являются буш-такси, отходящие в рейс по мере наполнения, т.е. забитые под завязку. Многие туристы приезжают в мадагаскарские заповедники полюбоваться на лемуров – здесь обитают 44 вида, от здоровенных индри до крошечных мышиных.
«Национальный парк Серенгети — один из самых больших в Африке. К вечеру я едва успел доехать до реки Мара, пересекающей его примерно посередине. За рекой разбросано несколько кемпингов и контора парка. Тамошние свалки мусора тоже оказались очень интересными: даже днем вокруг них шныряли шакалы, два вида даманов, полосатые мангусты и три вида обезьян... Мне, в частности, рассказали, как ездить по Серенгети ночью. Возле конторы парка в Серонере есть пивной бар, который открыт до десяти вечера. Если говоришь, что едешь туда или оттуда в кемпинг, это считается уважительной причиной. Характерная для национальных парков Восточной Африки ситуация…».
Автор книги описывает и правила в африканских парках-заповедниках, и оптимальные способы передвижения, традиции пигмеев – самого мирного народа в Африке и живописных масаев, основной чертой характера которых является меркантильность.
Ольга Берггольц. Мой дневник. Т 2: 1930–1941
Это вторая книга многотомного научного издания дневников Ольги Берггольц, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Дневники этого периода полностью публикуются впервые. В дневниках запечатлены наблюдения, мысли и переживания времени, когда Ольга Берггольц работала корреспондентом на стройках первых пятилеток, получала первое литературное признание. Но на те же годы выпали и тяжелейшие испытания – смерть дочерей, арест по обвинению в связях с врагами народа, тюрьма, допросы, потеря ребенка…
На страницах дневников Ольга Берггольц делилась самыми глубокими чувствами. Это и история несложившейся семейной жизни с поэтом Борисом Корниловым, и любовь к Николаю Молчанову, которая тоже не принесла счастья. «Наверно оттого, что встала сегодня рано, утро при огне (всегда кажется, «как в школу») — опять это острое и больное ощущение. Детское. Вот такие же утра и всюду много снега. Успела сделать Ирине первую елку (Постышев тогда ее только что легализировал). Приехали с Муськой тогда туда, в снег. Украшали елку. Потом зажгли свечи — пахло воском и теплой хвоей, и печкой, сидели только при елочных свечах, пахло воском и теплом — пахло нашим детством. А мы сидели уже обе взрослые, елка была для моей дочери, и чувствовали, что детство было давно... Потом последовала жизнь, со многим. Теперь и прошлогодняя елка — прошлое. Ириши нет».
Тексты воспроизведены непосредственно по записям в дневниковых тетрадях и снабжены развернутыми комментариями, разъясняющими не только событийный фон, но и непосредственно то, как сделаны записи, дополнены научными статьями, посвященными жизни и творчеству Ольги Берггольц. Книга проиллюстрирована документами и фотографиями из личного фонда О.Ф. Берггольц в РГАЛИ.
Карина Сарсенова. Запредельное
Современность полна удивительных открытий, и особый интерес вызывает то, что находится на грани науки и тайны, рационального знания и загадочных, пока не исследованных способностей человеческой натуры и души. В книге собраны беседы автора с представителями различных направлений академической и традиционной медицины, а также специалистами по всевозможным психологическим и эзотерическим практикам. «Подобно человеческой психике, состоящей из сознания и бессознательного, мир многослоен, — пишет автор в предисловии. — Поэтому современному человечеству добраться до познания его основ не представляется возможным… Однако заглянуть за условную грань материи, приподнять завесу над извечной тайной смысла жизни мы всё-таки попробуем».
Участники диалогов размышляют о наиболее характерных психологических проблемах современного человека и возможных причинах их возникновения и распространения. Описаны и пути гармонизации жизни. Способы преодоления стрессов могут быть различными, но все они требуют прежде всего, быть честными с самими собой. В некоторых случаях имеет смысл сразу обратиться за профессиональной помощью. Это верно даже для самих специалистов: «Нельзя помогать людям, если психика пребывает в состоянии напряжения. Личная терапия для психологов обязательна».
Чрезвычайную важность в современном мире обретает семья, которая способна быть естественной защитой человека от внешнего негатива и информационных перегрузок. «А когда человек ослаблен страданием, он легко внушаем. Он ищет поддержку. И если поддержка не приходит со стороны родных и близких, она приходит извне!». Поэтому так важен, особенно для детей, опыт безусловной любви и принятия со стороны родителей. А понимание истинного значения слова «любовь» помогает осознать, какую роль это краеугольное понятие играет в человеческой жизни и устройстве всего мира.
Бразилия — страна карнавала и не только
В книге рассказывается, как живут коренные жители континента, какие достопримечательности доколумбовой Америки дошли до наших дней, как ухаживают бразильские мужчины, какова «система координат» бразильца и какие здесь отмечают праздники. Уделено внимание и такому удивительному явлению как капоэйра, сочетающая в себе черты танца и боевых искусств.
«Праздники дают людям возможность выйти за рамки своих социальных ролей, проявить те качества своей натуры, которые не находят выхода в повседневности, направить в положительное русло избыточные энергии, ощутить единство. Самые большие любители городских выступлений – люди среднего и невысокого достатка, которые, буквально, живут от праздника до праздника. Нередко они в силу низкого образования, невозможности получить достаточную квалификацию, не реализованы в профессии и вынуждены работать на низких, малооплачиваемых специальностях, хотя способны на большее. Участие в подготовке праздничного события для этих людей – возможность проявить свою фантазию и талант, применить знания, стать лидерами, почувствовать успех и вкус славы, пусть даже в масштабах своего района. Несмотря на бедность, непрофессиональные танцоры, актеры и музыканты Бразилии – счастливые люди».
Отмечено, что календарь праздников Бразилии делит год на приблизительно равные отрезки времени, тем самым придавая каждому месяцу особый уникальный колорит. Таким образом праздники пронизывают всю жизнь страны, объединяя эмоциональные проявления людей, создавая информационное пространство и в итоге оказывая значительное влияние на формирование национального характера в целом.
Андрей Епишин. Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи
Как видели и увековечивали революционную стихию российские художники? В этой монографии всесторонне анализируются произведения станковой живописи эпохи революции 1905 года, Октябрьской революции и Гражданской войны, новое «пролетарское искусство», его первоисточники и характерные черты.
Особое внимание автор уделяет культурно-историческому объяснению эволюции отечественной реалистической живописи от поздних передвижников до ранней советской живописи. «На протяжении 1914–1916 годов, мир русского искусства пытался пересмотреть и переориентировать свою жизнь и работу в условиях возникшего ментального и материального хаоса… Экзистенциальный вызов Первой мировой противоречил самой идеи творчества как репрезентации реальности и роли художника как творца культуры в современном мире. Как могло искусство соотноситься с современностью, когда последняя означала разрушение, а не созидание? В сравнении с общечеловеческим горем и лишениями, мир искусства казался надуманно-прекрасным и даже фальшивым… Все это принуждало задуматься, имеет ли смысл творить во время войны. В конечном счете это был вопрос о назначении искусства, о сфере его воздействия».
Исследуется связь искусства и общественно-политических событий, революционная идеология, ее влияние на визуальные воплощения мечты о грядущем социализме и беспощадной борьбы против «эксплуататорских классов» и других противников сначала революционного движения, а потом и нового строя. В книге подробно воссоздается панорама российской культуры и жизни в целом на протяжении первой четверти ХХ века. Коммунистическая утопия, зафиксированная в произведениях искусства, показана одновременно изнутри, с точки зрения ее создателей, и внешним взглядом с учетом объективного исторического фона.
Виталий Мельников. Жизнь. Кино
Известный режиссер в своих мемуарах описывает учебу в послевоенном ВГИКе, где среди студентов внимание привлекали иностранцы и фронтовики, среди которых был разведчик Григорий Чухрай и боевой офицер Владимир Басов. Среди преподавателей был Сергей Эйзенштейн, который завершал своего «Ивана Грозного», и Сергей Юткевич.
В книге рассказывается и о том, как несколько десятилетий назад снимали документальные картины. «На нашей студии, в отличие от «Ленфильма», было много работы. Преобладала «заказуха». Различные министерства заказывали фильмы по собственной надобности и на свой вкус. «Санпросвет» заказывал фильмы-плакаты, Минобороны делало особо секретные произведения о маневрах и взрывах. В такие дни у просмотровых залов и монтажных стояли и что-то охраняли автоматчики. Некоторые богатые ведомства заказывали и полнометражные игровые фильмы. Особой гордостью режиссера Анци-Половского, например, был довоенный фильм «Если завтра война». Анци-Половский до сей поры считался «ведущим» режиссером студии, но фильмов его, кроме секретных — заказных, никто никогда не видел. Рассказывали, что для того, чтобы на съемках его слушались солдаты и офицеры, Анци-Половский пришивал к своим штанам генеральские лампасы».
Мельников вспоминает, как в телевизионном объединении было задумано ежегодно выпускать по фильму к новогодним праздникам. Среди первых фильмов были: «Соломенная шляпка», «Приют небесных ласточек», «Приключения принца Флоризеля». Подробно рассказывается о съемках Евгения Леонова и Олега Даля в «Утиной охоте», мистических случаях, случившихся во время работы над фильмом «Павел», приключений в Индии, когда режиссер пытался найти в Калькутте на съемки картины об артисте Герасиме Лебедеве, в конце XVIII века организовавшем на индийской земле театр, где индийцы играли в пьесах Шекспира.
А. Э. Шмидт. Биография, переписка, избранные труды, библиография
Издание посвящено научному и творческому наследию видного отечественного востоковеда А.Э. Шмидта, чья биография неразрывно связана со становлением востоковедения в нашей стране. В жизнеописании Шмидта, которым открывается книга, повествуется о его учебе в университете, поездке в Европу, путешествие Шмита в «поезде науки» в Ташкент, работа в Туркестанском восточном институте… Из более раннего периода биографии Шмидта достойна интереса его дружба с князем Ухтомским, издателем газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Ухтомский был слегка эксцентричным человеком и держал в редакции клетку с живым крокодилом, которого Шмидт периодически дразнил. Есть мнение, что именно под впечатлением от обитавшего в редакции крокодила и внимания, которое ему оказывалось, Корней Чуковский написал свои знаменитые сказки.
Но потом была революция, и судьба многих ученых в последующие годы сложилась драматически. Шмидт в 1931 году был арестован — ему было предъявлено обвинение по печально известной 58 статье, после чего он был выслан в Казань.
Говорится в издании и об уникальных книгах восточной тематики, которые хранились в Публичной библиотеке. Представлены работы самого Александра Эдуардовича, посвященные примечательным моментам истории стран Востока, прежде всего Персии. Например, судьбе прославленного завоевателя Надир-шаха. «Надир одну за другой отвоевывал у афганцев занятые ими территории и взял обратно столицу Исфахан, за что получил почетное прозвище Тахмасп-коли, т.е. «Рука Тахмаспа», но народ называл его Тахмасп-кули, т.е. «Раб Тахмаспа», и это последнее прозвище так прочно установилось за ним, что вряд ли кто знал его первоначальное имя. Сувайди, как верноподданный турецкого султана, конечно, говорит о Надире в несколько пренебрежительном и враждебном тоне, называя его: «этот Надир», «этот бунтовщик» и т.п.».
В книге представлены уникальные материалы из государственных и частных архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента.
Эдуард Лимонов. Мои живописцы
Не стесняющийся в выражениях, побывавший в разных странах и непростых жизненных ситуациях, Лимонов афористично, порой с сарказмом и юмором рассказывает о художниках, их работах и тех временах, в котором они жили. Заодно он упоминает, как и когда увидел их творения и чем же они его потрясли. К примеру – флорентийский художник Паоло Уччелло. «Его «Святой Георгий и Дракон», небольшая картина, выполненная темперой на доске 52 х 90, никак не выглядит написанной в 1470 году, как это было на самом деле. Картина полностью сходит за современный комикс. Дракон, нестрашный и декоративный, включая белые круги на одном из зелёных крыльев как будто он бабочка. Принцесса в винного цвета длинной юбке и в зелёном топе держит в руке зелёную цепочку, соединяющую её с драконом. Впечатление такое, что она вывела Дракона на прогулку, и это не она у него в плену, как положено по сюжету, а он у неё в плену. Это смешно. Хвост дракона тонкий и мелко завитой, зелёный же, задран к небесам. На небесах тучки и тонкий месяц.
Святой Георгий на белом коне (шея согнута вниз, копыта занесены в сторону Дракона) одет в металлические латы и шлем, что, конечно же, необычная одежда для святого. Это молодой безбородый мальчик. Он сидит в красном седле и пикой, длиннющей и тонкой, как иголка, поражает Дракона в глаз, кровь падает в кровавую лужицу, впрочем, аккуратную. За Драконом (у Дракона, кстати, зелёные чешуйчатые ноги большой курицы) виден тёмный вход в пещеру, откуда его, можно догадаться, вывела на прогулку принцесса. Детей такая картина вряд ли удивит. Они сотни и тысячи раз видели подобное в мультиках».
Отдав должное художникам Средневековья и Возрождения (А. Рублев, С. Боттичелли, Микеланджело, Рубенс, Дюрер), Лимонов рассказывает о Врубеле и Ван Гоге, Мунке и Уорхоле, припася напоследок личные душевные переживания от посещений Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, начиная с далекого 1966 года, импрессионистов и лежащей в Египетском зале мумии. Последняя небольшая главка – китайские живописцы – самые древние, и к глубокому сожалению Лимонова, ему недоступные.
М. Ф. Видясова. Тунис. Маршрут в XXI век
Эта древняя земля хранит память о многих событиях, имевших важное значение для всего мира. От финикийцев и Карфагена – до Второй мировой войны и крушения колониальной системы… Издание, подготовленное при участии при участии Института стран Азии и Африки МГУ и Института востоковедения РАН, раскрывает перед читателем многие малоизвестные страницы тунисской истории.
Именно на территории Туниса в 1943 году союзниками были нанесены серьезные поражения немецким и итальянским войскам, завершившиеся полным изгнанием сил стран Оси с африканского континента. «Фон Арним решил отступать к вади Акарит, сухому руслу между Заливом Габес и солончаком Шотт-эль-Феджадж, и там осуществить перегруппировку войск. Подойдя к вади Акарит своей дорогой, Монтгомери 6 апреля атаковал противника у городка Эль-Хамма, начав бой безлунной ночью, не дожидаясь рассвета. После этого столкновения, бросая за собой убитых, сдающихся в плен и покореженные танки, остатки армии «Африка» откатывались вдоль побережья все дальше на север; сумели сделать бросок к возвышенностям Энфида (у залива Хаммамет), соединившись здесь с итало-немецкими войсками, сосредоточенными против 1-й британской армии. Но за ними следовали по пятам союзники, которые уже готовили наступление из Алжира и с позиций, занятых у Меджез-эль-Баба. Основные усилия были направлены на то, чтобы перерезать морские коммуникации между Италией и Тунисом. Авиация нещадно бомбила порты…».
Одновременно с боевыми действиями, которые велись основными противостоящими сторонами Второй мировой войны, в Тунисе происходили очень важные процессы, связанные с формированием самосознания местного общества. Тема развития тунисской государственности подробно показана в книге, начиная с момента установления французского протектората над Тунисом в конце позапрошлого века и до совсем недавних событий в этой стране.
Карина Сарсенова. Фантастические войны
К непримиримому противостоянию способны не только армии на поле битвы, но и идеи, жизненные сценарии, честолюбивые замыслы и капризы, даже разные части одной и той же личности. Книга известной писательницы и профессионального психолога включает ряд произведений, объединенных темой противоборства людей, их убеждений, вплоть до поединка добра и зла вселенского масштаба.
Сюжет об уникальном открытии, которое совершил традиционный герой остросюжетных фильмов и романов – великий ученый, но явно человек не от мира сего — оборачивается в повествовании «Желать Нельзя Отказывать» каскадом комических ситуаций, органично дополненных философскими размышлениями о природе любви и основополагающих законах жизни. Ведь у замкнувшегося в стенах лаборатории профессора, которому «не нужны ни слава, ни любовь, ни деньги» имеется брат, веселый шалопай и обаятельный мошенник. Они мало того, что принципиально несхожи характерами и убеждениями, так еще и свою Нобелевскую премию ученый получил за открытие средства, мгновенно изменяющего внешность. И конечно, плутоватый брат обрадован возможностью заполучить это удивительное вещество, он уверен, что теперь легко скроется от кого угодно…
На страницах книги – множество парадоксов, ведь даже гениальность может сочетаться как минимум с крайне своеобразным чувством юмора. Ведь у двух братьев есть отец, персона столь же незаурядная, сколь и эксцентричная. А каково приходится героям другого произведения, которые в момент наивысшего отчаяния или, наоборот, предвкушения заслуженной радости, вдруг слышат от загадочного незнакомца (или незнакомки) категорическое требование отдать свой самый главный страх? Но ничто не властвует над человеком безраздельно, даже зло можно одолеть, отыскав в душе проблески настоящей любви.