http://www.fantlab.ru/images/editions/big/37142" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Немного предыстории. Задолго до того, как этот сборник был издан, я утвердился во мнении, что Пехов — один из лучших отечественных авторов, работающих в жанре приключенческой фэнтези. Читал я и один из романов цикла «Киндрэт», написанный этой дружной троицей вместе. (Должен признаться, романы, написанные лично Пеховым мне нравятся больше). А вот мое знакомство с творчеством дуэта Бычковой и Турчаниновой было довольно поверхностным и не произвело на меня особого впечталения. Так что выход сборника «Шанс» дал мне возможность убить сразу двух зайцев: познакомиться с новыми произведениями Пехова и разобраться в своем отношении к творчеству Бычковой-Турчаниновой. К тому же в процессе чтения мне надо было решить судьбу и самого сборника: стоит ли мне пытаться найти для него место на и без того переполненных полках или после прочтения лучше быстренько избавиться от этой книги.
А чтобы вам веселее читалось об этом сборнике, сегодня у нас своеобразная игра «Что? Где? Когда?» Дружная команда знатоков писателей в составе Пехов-Бычкова-Турчанинова играет против телезрителя читателя kkk72. Правила просты. Каждый рассказ, оцененный мной на 8 баллов и выше, приносит очко команде писателей, каждая оценка в 6 баллов и ниже идет авторам в минус. Крепенькие, но не выдающиеся семерки не учитываются. Каждый остается при своих.
Ну что ж, как говорил один майор, который никогда не был капитаном: «Поехали!»
Слышен звук гонга. С противным визгом вертится волчок и скачет лошадка. Первый раунд.
Против читателя играют Бычкова и Турчанинова с рассказом «Снежный тигр»: Вот казалось бы все есть в этом рассказе — и величие заснеженных гор, и красота могучего зверя, и романтичная история погибшего альпиниста, и трогательная хрупкость красоты живой природы. Очевидно сходство этой истории со многими рассказами знаменитых натуралистов, например, того же Сетон-Томпсона. Но, увы, до глубины души меня этот рассказ не зацепил. Видимо, дело в том, что «Снежный тигр» показался мне несколько искусственным, слащавым, что ли. Пожалуй, он больше рассчитан на дамскую, чем на мужскую аудиторию. Оценка — 7.
Первый раунд — скорее разведка боем, чем серьезный поединок. Рассказ неплох, но хотелось бы лучшего. К тому же я его уже читал раньше. А пока каждый остался при своих. Счет — 0:0. Второй раунд.
Во втором раунде против читателя играет Пехов с рассказом «Леннарт из Гренграса». Несмотря на то, что и этот рассказ я уже читал раньше в антологии «Свой-чужой», перечитал его с большим удовольствием: Хороший фэнтезийный рассказ. Сюжет интересен и динамичен. Приключения героя в зимнем лесу выглядят действительно захватывающими. Встреча с богами производит сильное впечатление. А отличная и неожиданная концовка ставит все с ног на голову и превращает эту историю из обычного хорошего приключенческого рассказа в нечто более сильное и глубокое. Оценка — 8 с изрядным запасом.
Во втором раунде дружная команда писателей уверенно открывает счет усилиями своего капитана. Посмотрим, на что дамы способны без него. Третий раунд! И вот, наконец, первый ранее нечитанный мной рассказ. Бычкова-Турчанинова. «Праздник духов». Думаю, этот рассказ доставит немало удовольствия поклонникам приключенческой фэнтези. Во-первых, обращает внимание интересный и довольно нестандартный мир, населенный многочисленными духами. Несмотря на очевидный японский колорит, картина мира напомнила мне «Первую печать» Осояну. Во-вторых, очень неплохо изображены герои рассказа — молодые заклинатели духов, готовящиеся сдать свой главный экзамен. Несмотря на некоторую скупость описаний, каждый из них получился личностью со своим характером. А вот образ наставника показался мне не слишком удачным. В-третьих, любителей приключений, несомненно порадует бешеная динамика рассказа, наполненного приключениями героев и нелегкими сражениями с духами. Возможно, авторы даже слегка переборщили с этим. А вот главная идея рассказа — «сам погибай, а товарища выручай» — оказалась подана слишком уж прямолинейно, хотя с ней и нельзя не согласиться. Итоговая оценка — твердая 8. Кстати, этот рассказ самый поздний по времени написания из всего творчества Елены и Натальи, и из всех их рассказов он ближе всего по стилю к творчеству Алексея. Вот уж с кем поведешься, того и наберешься пример влияния творчества постоянных соавторов друг на друга.
Четвертый раунд. И снова на ринге за игровым столом Пехов с рассказом «Ведьмин яр». Этот приключенческо-фэнтезийный рассказ очень похож на рассказы Сапковского о ведьмаке — и по сюжету и даже по стилю написания. С одной стороны, плюсы рассказа очевидны. Во-первых, Пехову отлично удаются интересные фэнтезийные миры. Вот и этот мир — с дилижансами и неупокоенными душами, С ведьмами, сотрудничающими с инквизицией, с интригами и колдовством — получился достаточно интригующим, красочным и вполне живым. Об этом мире хочется узнать побольше. Чувствуется, что автор создавал его с душой. Сюжет рассказа динамичен, даже чересчур динамичен. Слишком уж много рубки с противникиами, слишком уж прямолинейным кажется сюжет. Следуя заветам Чехова, автор действует по принципу: «Если в начале рассказа фигурирует пугало, то в конце оно сыграет решающую роль». В итоге сюжет не обходится без натянутостей (ну какую роль в нем сыграла ведьма Гера, кроме роли рояля в кустах?) и без накладок (вроде скоростного влезания на колокольню). Да и некой идеи рассказу заметно не хватает. И все же поклонники приключенческого фэнтези, несомненно, получат от этого рассказа удовольствие. Оценка — 7. Эх, совем немного не дотянул этот рассказ до восьмерки. И все же в этот момент у меня возникло полное впечатление, что команда авторов сейчас вынесет меня «в одну калитку» к моему же вящему удовольствию. Увы, дальше дело пошло похуже.
Пятый раунд. Наконец-то все соавторы играют вместе с рассказом «Ночь летнего солнцестояния». Увы, рассказ не произвел на меня особого впечатления. Похоже, работая над циклом «Киндрэт», писатели взялись за многочисленные приквелы «Вампиры и...». В этот раз получились «Вампиры и друиды». Да, как фэнтезийный боевичок рассказ неплох, динамичен и увлекателен. Но и исторических ошибок соавторы наделали немало, и пару накладок в тексте проскочило, и особой идеи у рассказа в общем-то нет. Оценка — 7 с некоторой натяжкой.
Что ж, счет по-прежнему 2:0 в пользу писателей. Шестой раунд.
Снова перед нами Елена и Наталья с рассказом «Перо из крыла ангела» Я уже раньше читал эту историю и не слишком впечатлился. Прочел еще раз — и остался при прежнем мнении. Еще одна история о любви от Бычковой и Турчаниновой. На сей раз это противопоставление двух разновидностей любви — чувственной плотской страсти и нежного обожания и поклонения. И написан рассказ вроде бы неплохо. Но очень уж банален, с одной стороны, антураж: поднадоели эти белые, серые и черно-буро-малиновые. А если отрешиться от антуража, то и вовсе получается еще более банальный любовный треугольник. В общем, не зацепила меня эта история, показалась несколько искусственной. Оценка — 6.
Увы, к своему неудовольствию мне удается размочить счет.
Исправлять ситуацию берется Пехов с рассказом «Шепот моря». Симпатичный, хоть и несколько простоватый рассказ. Самое удачное в нем — прекрасное, романтичное описание моря и прибрежных скал. Такое впечатление, что вместе с героем карабкаешься на торчащие из воды камни, всматриваешься в воду и слышишь волшебное пение сирен. А вот с людьми получилось похуже. Слишком уж схематичными показались мне персонажи, особенно возлюбленная главного героя. Да и в концовке есть определенные натяжки. Ну и самое главное — основной конфликт рассказа, выбор главного героя, оказались слишком предсказуемыми. Оценка — 7.
И снова рассказ Бычковой и Турчаниновой «Двое с разбитого корабля». И снова весьма неоднозначные впечатления от этого рассказа. Он почти реалистичен с легким привкусом магреализма. И ведь красиво, в сущности, написано. Но опять Наталье и Елене не хватило какой-то малости, чего-то трудноуловимого, чтобы заставить меня поверить в это маленькое чудо. Может, небольшого шага героев в неизвестное. А так волшебство рассеялось, толком не начавшись, и в сухом остатке получилась еще одна «шестерка»
Вот так. Пройдена уже половина дистанции, а счет пока 2:2. И уже несколько раз авторам не хватает совсем немного, чтобы сделать свои рассказы заметно лучше и полностью раскрыть потенциал своих задумок. А мое отношение к сборнику постепенно становится все более критичным.
Девятый раунд. И снова Бычкова и Турчанинова с рассказом «Рив Д’Арт». И снова авторам не удалось в полной мере раскрыть весь потенциал рассказа, хотя задумка очень неплоха. Запомнились гнетущая атмосфера квартиры, в которой происходит действие, колоритные образы соседей, постепенное нагнетание напряжения в рассказе. Понравились отдельные эпизоды — игра в шахматы, случай с нефритовыми фигурками. А вот отношения Георга и Рива показались мне неправдоподобными. Все-таки боязнь призраков — естественное свойство человеческого характера. Рассказ своей манерой несколько напомнил российскую мистику 19 века. Этой бы истории — да сильную концовку! Но, увы, концовка показалась мне тусклой и смазанной, что ухудшило общее впечатление от рассказа. Оценка — 7.
Десятый рассказ. Бычкова и Турчанинова. «Без пятнадцати семь» Совсем небольшая зарисовка о том, стоит ли пытаться изменить любимого человека «под себя» или изменяться самому. Задуматься после прочтения рассказа есть о чем. Но есть для меня в этой истории что-то отталкивающее. Оценка — 6
Несколько рассказов Бычковой и Турчаниновой изменили ситуацию за игровым столом. И ведь ни один из них не могу назвать плохим или слабым, но скорее, не совсем моими. Тем не менее, счет уже 2:3 не в пользу авторов.
На выручку приходит капитан команды писателей Пехов с рассказом «Наранья». В свое время эта история явно выделялась в сборнике «Спасти чужого», выделяется она и в этом сборнике. Отличный рассказ. Очень хорошо написан. Просто-таки погружаешься в происходящие события: видишь солдат, занимающихся своими делами, мучаешься вместе с ними от невыносимой жары, проклинаешь мятежников, чувствуешь усталость от тяжелого похода. В общую реалистичность событий прекрасно вписываются события, связанные с магией. И странное дело — искренне сочувствуешь Наранье, которой грозит гибель в общем-то ни за что, и при этом не испытываешь ненависти к инквизиторам, выполняющим свой долг так, как они его понимают. Вообще, очень хорошо показана ситуация, когда обстоятельства сильнее людей, и даже отчаянные поступки все равно ничего не могут изменить. Сильная концовка — еще одно достоинство рассказа. Мастерство автора заставляет простить отсутствие связи с рассказом Михайлова. Оценка — 9.
И снова ход переходит к дамам. На суд читателей выносится рассказ с мудреным названием «Glorioza Superba». Сколько уже написано произведений о любви безответной, о любви, которая приносит только мучения, о любви, у которой нет ни единого шанса. Вот и эта история находится где-то между любовным романом и фантастикой. Задумка рассказа весьма нетривиальна. Но все же стоило бы более подробно объяснить феномен главной героини. Достаточно долгое описание разнообразных, но бесплодных попыток Захара завоевать любовь Арники показалось мне довольно скучноватым, а концовка — в достаточной мере предсказуемой. В итоге получился скоре «дамский» рассказ, который оставил меня в общем-то равнодушным. Оценка — 6
Да, до конца нашей игры осталось всего три рассказа, а счет-то 3:4 не в пользу авторов. Более того, два из трех рассказов, получивших от меня высокие оценки, давно пристроились у меня на полке в сборниках «Убить/Спасти чужого», что делает шансы «Шанса» еще более призрачными. А ведь у каждого автора осталось всего по одной попытке.
И снова Алексей Пехов, как и положено мужчине, приходит на выручку в тяжелой ситуации. «Синее пламя. Маяк». Один из лучших рассказов сборника. Читал рассказ в такую же мерзкую погоду и очень четко почувствовал гнетущую атмосферу этого мрачного городка. Очень неожиданной и нестандартной показалась авторская задумка. Да уж, таих причудливых взаимоотношений между живыми и мертвыми мне еще не встречалось. Рассказ очень хорош как фэнтезийный боевик, но все же он чуть глубже. Хорошо передано, например, беспокойство матери за своего ребенка. Да, развитие сюжета довольно предсказуемо, но это не делает рассказ менее интересным. А вот что мне действительно не понравилось — полное отсутствие концовки. Очевидно, что этот текст, по сути, не самостоятельное произведение, а пролог к новому роману. И все же, если не точку, то хотя бы запятую автор должен бы поставить. Именно из-за такой незавершенности оценка — только 8. Но роман, который, я надеюсь, будет написан на основе этого рассказа, куплю без малейших колебаний.
Предпоследний раунд. И снова все соавторы вместе. И снова цикл «Киндрэт». Рассказ «Немного покоя во время чумы». Должен признаться, я не в особом восторге от цикла «Киндрэт». И вампирская тематика меня никогда особо не интересовала, и уши компьютерной игры из этого цикла уж слишком торчат. Тем не менее, именно этот рассказ мне понравился. Во-первых, тема эпидемии сейчас актуальна как никогда, и авторы, надо отдать им должное, удачно показали и этот всеобщий страх, и отчаянные попытки что-то изменить, и хладнокровие тех, кто уверен в собственной безопасности. Во-вторых, экшен в этом рассказе уходит на второй план, а на первом месте неожиданно оказываются простые (чуть не написал человеческие) чувства главных героев, которым тоже, как выясняется, не чуждо милосердие и забота о других. Ну и несколько эпизодов, например, сцена лечения обгоревшего, конечно, очень эффектны. Пару раз в спорных ситуациях я уже коварно округлял оценку в сторону уменьшения. Пора немного и выручить авторов, поставив все же «восьмерку»
Что ж, писатели вышли вперед в упорной борьбе — 5:4. Однако, перспективы моего дальнейшего внимания к творчеству Бычковой и Турчаниновой остаются весьма туманными. По большому счету, лишь один из их рассказов мне действительно понравился. Как и положено хорошей игре, все решится в последнем раунде. И у Елены с Натальей остается последний «Шанс» на то, чтобы завоевать внимание и любовь такого придирчивого читателя, как я. Блеснет ли им золотая искорка удачи или потянет ко дну тяжелый черный камень?
Должен признать, в этом рассказе авторы превзошли сами себя. Вот как раз здесь каждое словечко оказалось на своем месте, каждый кусочек мозаики, из которых складывается успех рассказа, лег точно на свое место. И сама идея рассказа великолепна, и атмосфера хороша, и персонажи получились запоминающимися и колоритными. До чего же удачными получились три таких непохожих брата! На мой взгляд, лучше всего, когда в рассказе есть и над чем подумать, и чему сопереживать. И «Шанс» в полной мере соединяет эти достоинства. Да и концовка этой истории очень хороша. Оценка — 9 без малейших сомнений.
Что ж, как говорил один штандартенфюрер, лучше всего запоминается последння фраза. И она авторам, без сомнения, удалась.
Хэппи-энд
Итак, пора подводить итоги. В нелегкой и упорной борьбе коллективу авторов удалось одержать заслуженную победу со счетом 6:4. Алексей Пехов внес в эту победу самый значительный вклад и в очередной раз продемонстрировал мне свою отличную фантазию, мастерство в создании интереснейших миров и динамичных сюжетов. Елена Бычкова и Наталья Турчанинова доказали мне, что и без своего именитого соавтора умеют писать на очень высоком уровне, хоть и не всегда ровно. Должен сказать, что, видимо, для «Армады» творчество писательниц — не совсем формат. Есть у них явная склонность к городской фэнтези и магреализму, а многие их рассказы лучше смотрелись бы в каком-нибудь «фрамовском» сборнике. Впрочем, приключенческая фэнтези тоже получается у Натальи и Елены все лучше. Надеюсь, лучшие их книги еще впереди, а я со своей стороны обязуюсь это проверить, купив их следующую книгу.
Сборник «Шанс» отправился на мою книжную полку, отчаянно втискиваясь в и без того тесные ряды.
Ну а я получил немало удовольствия не только от чтения сборника, но и от написания этого отзыва.