Новые горизонты 2018


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > «Новые горизонты-2018». Отзывы жюри о книге Лоры Белоиван «Южнорусское Овчарово»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Новые горизонты-2018». Отзывы жюри о книге Лоры Белоиван «Южнорусское Овчарово»

Статья написана 20 ноября 2018 г. 10:46

Этот сезон выдался непростым для премии «Новые горизонты». В связи с форсмажорными обстоятельствами жюри покинули Юлия Зонис и Михаил Визель, вакантные места заняли писатели и журналисты Владимир Березин и Шамиль Идиатуллин. Сердечно благодарим их за оперативность и вдумчивое чтение рукописей-номинантов. И тем не менее премия вышла на финишную прямую. Напоминаем, что помимо В.Березина и Ш.Идиатуллина судьбу «Новых горизонтов» в 2018 году определят Андрей Василевский (председатель жюри), Валерий Иванченко, Константин Фрумкин и Галина Юзефович. Список финалистов будет объявлен в последних числах ноября, вручение состоится в середине декабря – о точных датах объявим отдельно.

Ну а пока начинаем публикацию отзывов жюри на произведения, выдвинутые на премию «Новые горизонты-2018».


Лора Белоиван. Южнорусское Овчарово. – М.: Livebook, 2017. Номинировал Егор Михайлов


От номинатора:

Азиатская часть России — а в особенности Дальний Восток — заселена так редко, что можно часами ехать из одного городишка в другой, не увидев живого человека. Именно там, к северу от Владивостока, на полуострове, с трех сторон омываемая Японским морем, Лора Белоиван поместила Южнорусское Овчарово, то ли наше собственное Макондо, то ли Твин Пикс (разве что подобродушнее), деревню, где всё кружит и морочит, но все к этому как-то привыкли.

Южнорусское Овчарово, с одной стороны, находится буквально за углом, с другой — поди его отыщи («Деревня расположена всего лишь в семидесяти километрах от Владивостока, а большинство горожан уверено, что она черт знает где»). Так и «Южнорусское Овчарово» одновременно и с равным успехом попадает в жанр «магический реализм» и бежит от него. Книга начинается с совершенно сюрреалистичной истории про дядю Костика, который научился делать свет из тьмы (потому что его больше не из чего сделать, да) — и таких историй в ней полно. Но иные новеллы предельно реалистичны — насколько реалистична сама жизнь в дальневосточной деревеньке. А если и случается что-то странное, то и оно не удивляет: ну закукарекали петухи по-английски, ну выбросило русалку на берег — ну делов-то.

Как и любая книга, особенно магически-реалистичная, «Южнорусское Овчарово» показывает обыденность чуда и чудность обыденного — за это, в общем, Лору Белоиван и любим.


Валерий Иванченко:

Череда более или менее абсурдных баек, рассказанных о странной приморской деревне переселившейся туда горожанкой. Понятно, что деревенская жизнь для городского невероятна, местные типы один чуднее другого, и небылицы сами собой рождаются из окружающего сельского идиотизма и необыкновенных красот. Чтение на любителя, точней, на ценителя. Конечно, автор написала всё это не для нашего развлечения и не с целью заработка, а чтобы поделиться собственным удивлением, ну и для литературы, ради красного словца, то есть. Ведь и правда красиво выходит. По части художественной прозы Лора Белоиван нынче лучшая, на мой вкус. Да и абсурд по большей части очень жизнеподобный, с каким каждый не раз сталкивался. Фантастики, как мы её понимаем, тут нет никакой, только вдохновенные враки, преувеличения, субъективизм и поражающие воображение зарисовки с натуры. Но на данном конкретном конкурсе книжка, возможно, совсем не лишняя, может, в этом и есть прорыв – чтобы оглядеть окрестности свежим взглядом и увидеть фантастическое в обыденности, ведь любое место, где живут наши люди, мифами и легендами полнится.


Андрей Василевский:

Сборник рассказов, связанных рассказчицей, местом действия (на север от Владивостока) и некоторыми персонажами. Не все из рассказов обязательны, но все симпатичны. Некоторые просто замечательны.

Конечно, в жанровом отношении это не «фантастика», но фантастическое как прием присутствует тут как раз в той мере, чтобы не удивляться номинированию сборника на премию «Новые горизонты».

На вопрос «Что почитать?» можно смело рекомендовать «Южнорусское Овчарово» большинству вопрошающих – без риска испортить отношения. (Смайлик.) Однако именно в этой милоте, в этом приятном послевкусии чувствуется какой-то подвох. Но и формулировать, что «не так» тоже не хочется. От добра добра не ищут.


Константин Фрумкин:

Где-то в глуши сохранилась совсем глухая деревня, в которой до сих пор есть чудеса, леший бродит и русалка на ветвях сидит. Сколько в отечественной фантастике уже было таких выездов в деревню? «Малая Глуша», «Тайна заброшенной деревни», «Дом в глуши», «Потому что потому»… На обложке «Овчарово» приводится цитата критика Ольги Лебедушкиной: «Цикл «Южнорусское Овчарово»– еще один пример того, как русская провинция в современной литературе становится пространством чудес и превращений…»

Еще один.

А зачем нам еще один?

Правда, на Дальнем Востоке кажется такого еще не было.

При этом автор талантлив, владеет языком, остроумен, изобретателен.

Но все в меру.

В меру изобретателен, в меру остроумен.

И совершенно не умеет придумывать финалы для своих «мираклей».

Рассказы подаются как жизненные заметки и наблюдения и поэтому в них нет особого сюжета – но чем компенсируется это отсутствие, учитывая что и заметки ведь взяты не из жизни, а из воображения? «Этнографические» заметки– чрезвычайно коварный жанр, поскольку он создает впечатление, что ты пишешь что-то очень важное, и поэтому можешь пренебрегать обычными требованиями, предъявляемыми к литературному тексту. В результате повествование может получиться и недостаточно развлекательным и недостаточно серьезным.

В цикле нет никакого накопления ценности, никакого «роста смысла», и поэтому не хочется знать, что будет дальше. Однообразные чудеса просто сыплются как из мешка, так что книга кажется длинной и скучной.

И еще хочется сказать вот о чем. Некогда считалось обязательным, что фантасты приводят какие-то объяснения изображаемых фантастических феноменов. Например: это необычное явление природы, это создание ученых будущего и т.д. Сегодня отказ от объяснения чудесного стал довольно рутинным приемом. Однако, хотя этот прием и совершенно обыкновенен, это не значит, что он сам по себе добавляет тексту какую-то ценность. Скорее даже наоборот. Вообще, отказ от объяснений фантастического есть инструмент управления читательским вниманием. Таким образом автор перераспределяет ресурс внимания с самого чуда на что-то более важное. И поэтому нужно, чтобы это «Более важное» в тексте присутствовало. В противном случае авторский жест повисает в воздухе, отказ от объяснений становится бесцельным.

Мое общее впечатление от «Южнорусского Овчарово» такое: хорошо написано, и написано талантливым автором и все же чего то не хватает (не хватает: сюжета, финалов, характеров, сверхзадачи, и т.д.).


Шамиль Идиатуллин:

Приморская деревня, представленная в реальности и на гугл-картах не полностью и в мерцающем режиме, давно, тем не менее, стала заветным местом особого значения: сюда приходят отлежаться затонувшие иномарки, усталые подлодки и аварийные Су-27, отсюда все ямы ведут в Иерусалим, а колодцы – в Англию, здесь потерявшихся людей выводит с кладбища лично Франциск Ассизский, деловитые бизнесвумен выпаивают растерянных мертвецов свекольным соком, обгоревшие доски над чердаком оказываются чудотворной проекцией созвездия Большой Медведицы, – и здесь хороший человек обязательно найдет себе если не счастье, то покой.

Меланхолический образец магического реализма немножко латиноамериканского, немножко местечкового извода – с постоянным поклоном нашим мертвым, что нас не оставят в беде, и неслышным рефреном «Умер-шмумер, лишь бы был здоров», – умело подсаженный в щедринско-шукшинские декорации, которые по нынешним временам выглядят более чем годными для постоянного проживания. Рассказы Белоиван при всей их злободневности и литературном изяществе выглядят народными байками, собранными умным и умелым фольклористом, они любопытны, добры без сюсюкания и уютны почти до мимимишности – нечастая ценность по нашим временам.


Владимир Березин:

Прекрасный роман. Собственно, главное его достоинство (для меня) в том, что ирреальная составляющая имеет место быть «здесь и теперь», вне стандартного канона фантастики с набором унылых миров. Всё тут, всё под рукой. Отношение к новым горизонтам фантастики тут примерно такое же, как в поморских сказках Шергина. Для меня это комплимент чрезвычайный, но я говорю о функции, а не сравниваю тексты, общее у которых только море (или океан).





1326
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 13:13

цитата

Собственно, главное его достоинство (для меня) в том, что ирреальная составляющая имеет место быть «здесь и теперь», вне стандартного канона фантастики с набором унылых миров. Всё тут, всё под рукой. Отношение к новым горизонтам фантастики тут примерно такое же, как в поморских сказках Шергина.

Нет, с такими экспертами в жюри и с таким отношением к фантастике действительно непонятно, причём тут «новые горизонты».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 14:20
да! где же скорчеры???????:-))) ни одного завалящего сталкера, как можно!
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 14:24
Да, вот и я об уровне дискуссии.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 14:40
Как это вы «Академию» Азимова на 10 оценили? Канон фантастики же, унылые миры.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 14:47
угу, она в каком году написана?
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:07
Вы хотите сказать, унылость мира зависит от времени его сотворения? И к стареньким надо относиться снисходительно?
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:17
я хочу сказать, что унылость создается повторением пройденного. Азимов ходил, когда там еще не натоптали
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:25
Соответственно, новые горизонты в фантастике — это хождение нетореными тропами и создание новых миров. А рецензент огульно записывает все инаковые миры в унылые, и лучшая фантастика ему — отсутствие фантастики. Вот как это читается — как абсурд.

Хотя я бы за «Академию» всё равно 10 не поставил.)))
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:28
это вы что-то свое вчитали)))
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:38
Да вроде всё логично следует из ваших трактовок и исходного текста.

Просто для меня новые горизонты в современной фантастике это нечто в духе Уоттса или Райаниеми. Но здесь жюри хвалит этнобайки, где ни нового, ни фантастики, причём именно за то, такое чувство, и хвалит: никаких этих ваших «миров» презренных.

И да, тематика и проблематика хорошей фантастики стареет слабо: как психоистория Азимова или эпистемологически непроницаемый Солярис Лема. Даже если оно не «тут, всё под рукой». С какой стати последнее может быть плюсом (или минусом) само по себе?
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 16:08
ну как бы мы с Владимирским недавно обсуждали, что никто бы уже не отказался почитать отечественных Райаниеми, Уоттса и Игана. Да кто ж их издаст-то?

Белоиван тоже, знаете, не сразу в люди приняли, но больно хорошо пишет
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 16:20
Ну так в «Новых горизонтах» и рукописи рассматривают, так что барьер публикации не должен быть, по идее, преградой в контексте обсуждения.

К тому же, когда нечто близкое к таким вещам в поле зрения жюри премии попадает («Роза и Червь», например), его тут же ошибочно классифицируют (космооперой обзывают, например) и превратно толкуют. Я не к тому, что вот Ибатуллин был достоин премии, а Белоиван обязательно что-то «неправильное» пишет. Скорее к тому (с чего и начинали), что многие члены жюри ежегодно демонстрируют крайне странные представления о жанре.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 22:01

цитата Fауст

Просто для меня новые горизонты в современной фантастике это нечто в духе Уоттса или Райаниеми
плохо написанные (в литературном отношении — не в идейном), слабо беллетризованные научные справочники и переложения научных концепций? Проще научпоп тогда почитать. Белоиван, как минимум, хороша как «литература», поэтому в разы интереснее. Хотя не шедевр абсолютно.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 23:42
Я думаю, вы заблуждаетесь относительно литературного уровня обоих.

И да, научпоп о таком не пишут. Даже если бы речь шла только о симбиозе научпопа, философии, футурологии — это стоило бы почитать. А Уоттс и Райаниеми к этому добавляют и сильную эмоциональную составлящую, не только показывают «будущее» и «науку», но и позволяют их ощутить, прочувствовать, «прожить».

Не говорю уж о довольно изящной литературной игре у Райаниеми, в том числе и с демонстрацией стилистического мастерства.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 00:09
Научная фантастика — литература не о человеке.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 00:14
О многих новаторских произведениях говорили, что они «плохо написаны». Именно потому, что они были слишком новаторскими.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 15:37
Магреалисты натоптали не меньше, просто не все хотят замечать.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 16:08
почему, замечаем.


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 17:12
А что с сайтом премии? На любой отзыв ссылка 404
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 18:36
Увы, сайт всё. В следующем сезоне запустим, вероятно, новый, но сейчас уже некогда возиться, время поджимает.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 18:40
Надеюсь, на новый сайт перенесёте архивы прошлых сезонов. Много интересных рецензий, в том числе ретроспективно прочитанных, по которым принято не одно решение о покупке книг.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 23:48
Я тоже надеюсь.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2018 г. 19:51
По крайней мере, архивы сайта целы. Недоступны только страницы, датированные 2018 годом.


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 00:29
По поводу «отказа от объяснений» Константин Фрумкин хорошо сказал, надо бы запомнить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 10:25
Это не Константин сказал, это сказали братья Стругацкие примерно за полвека до. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 14:32
Стругацкие выдвинули тезис о том, что «отказ от объяснений» — это хорошо. Фрумкин же говорит, что этим приёмом писатели стали злоупотреблять.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2018 г. 08:35
А, в этом смысле...


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 11:28
Очень рада за Лору, потому как мы с ней из одного яйца вылупились. т.е из одной редакции вышли. Непонятно только, как она очутилась в жанре фантастики. Да, и до этой глубинки- 40 минут тихого хода от краевого центра по шикарной дороге
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2018 г. 13:45
ну, как. Глубинка — это же все, что больше 15 минут за МКАД)))


⇑ Наверх