78 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 78. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. М.Майофис)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

78. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. М.Майофис)

Статья написана 22 декабря 2018 г. 22:54

Продолжаем обзор пушкинской "Сказки о золотом петушке". В прошлый раз был Билибин, первый конгениальный Пушкину иллюстратор начала XX века. Сегодня антитеза, полная билибинская противоположность — художник М.Майофис, конец XX века. Но Пушкину по духу столь же близок.

Билибин сформировал канон иллюстрирования русской сказки (что народной, что авторской): по фону и костюмам — допетровская эпоха (с пушками); трагизм; грубость нравов (для "Золотого петушка" это реалистичная гора трупов перед шатром шамаханской царицы).

Большинство последующих художников придерживались этих билибинских принципов. Майофис переломил тенденцию, хотя так и остался одиноким в своей оригинальности.




Итак, сказки Пушкина (не все) с иллюстрациями Майофиса 1989 года. Мой экземпляр.

По году издания книга не попала в каталог-справочник. Даю собственное библиографическое описание.

Сказки. — М.: Малыш, 1989. — 96 с.; 28 см.

МАЙОФИС М. — Буквицы, декоративные заставки, виньетки, цв. иллюстрированный переплёт, цв. титульный лист.

46 цв. ил.: Сказка о золотом петушке: 18 ил. — разворотов с текстом; Сказка о рыбаке и золотой рыбке: 1 ил. — разворот с текстом (шмуцтитул), 14 страничных ил.; Сказка о попе и о работнике его Балде: 11 ил. — разворотов с текстом, 2 страничных ил.

Тираж — 100.000 экз. Цена — 3 руб.

Художник М.Майофис на Фантлабе: https://fantlab.ru/art248. Книга на Фантлабе — только переиздание 2012 года:https://fantlab.ru/edition192106.




Майофис умеет быть разным.

Вот обожаемые с юности иллюстрации к Бальзаку — что-то романтическое и рафинированное, близкое к европейскому арт-деко (из этой книги: https://fantlab.ru/edition151261).

Бальзак "Отец Горио", 1981
Бальзак "Отец Горио", 1981
Бальзак "Полковник Шабер", 1981
Бальзак "Полковник Шабер", 1981

Вот тоже в стиле европейской графики, но уже, наверное, смесь Бёрдсли и какого-нибудь Ропса.

Золя "Добыча", 1979
Золя "Добыча", 1979

А вот картинки к детским книжкам, разухабистые "каляки-маляки"; сейчас переиздали его "Чиполлино" (https://fantlab.ru/edition109911), так мамочки в шоке.

Дж.Родари "Чиполлино", 1984
Дж.Родари "Чиполлино", 1984

В пушкинских сказках Майофис тоже разный. В "Золотом петушке" у него есть черты как своей собственной "красивой" манеры, так и "хулиганской".




В чём особенности "Золотого петушка" Майофиса? У него получилась добродушная и забавная сказка.

Эпохи намеренно смешаны, но всё же основной реквизит отсылает к первой половине XIX века: кирасиры, эполеты. Царь похож на Николая I (растолстевшего и состарившегося).

Действие разворачивается понарошку — это представление в непритязательном ярморочном балагане. Нелепые костюмы, занавески вместо боевых плащей, царские штаны из той же занавески в розанчик (какая ткань была, с той костюмер и исхитрялся).

Зато видно, что и убитые — тоже понарошку.

Действие многолюдное. Толпы бессловесных статистов сопровождают основных персонажей.

Вот царская семья (тётки, о которых у Пушкина ни слова — это жёны сыновей?).

Вот скопец и его свита. Хм-м...

Вот окружение шамаханской царицы. Ирано-кавказский Восток.




Ну и собственно по сюжету сказки.

"Войска идут день и ночь..."

Обольщение царя девицей-шамаханской царицей

"Царь хватил его жезлом..."

Точно вымеренное прикосновение-имитация
Точно вымеренное прикосновение-имитация

Петух атакует.




Иллюстрации Майофиса периода Перестройки — для истории не менее знаковые, чем иллюстрации Билибина эпохи между двумя пролетарскими революциями. Но если билибинское направление уже было полностью раскрыто в 1910 году и само собой клонилось к закату, то направление, заданное Майофисом, было очень свежим, но развития не получило.

Майофис — нечастое явление в отечественной графике. Всё-таки мы объективно на переферии находимся, но самобытность не особо культивируем. Ориентируемся на Запад. Ну вот Майофис был абсолютно в западном тренде, и даже в чём-то был впереди. Парадокс, но "зелёный свет" его хулиганским картинкам давали именно в советское время. Сейчас бы числился в маргиналах.





516
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх