Хоруженко Т И Почему в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Хоруженко Т.И. Почему в фэнтези драконы похожи на кошек?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Хоруженко Т.И. Почему в фэнтези драконы похожи на кошек?

Статья написана 18 января 2019 г. 18:56

Хоруженко Т.И. Почему в фэнтези драконы похожи на кошек? // Культурные коды зарубежной литературы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 15-16 ноября 2018 г.). Отв. ред. Ишимбаева Г.Г. Уфа: Башкирский государственный университет, 2018, с. 135-145.

цитата

В статье рассматриваются трансформации образа дракона в современном фэнтези. Автор выделяет общие места в описании драконов и особенности изображения этих существ, в частности, параллель с кошками. Отмеченная тенденция изображения дракона представляется автору значимой, поскольку маркирует изменение восприятия дракона: это существо больше не наводит ужас. Таким образом, проявляется одна из важных черт современного фэнтези: стремление сделать весь мир соразмерным человеку.

Ключевые слова: фэнтези, дракон, общие места, фантастика, антропологизм, десакрализация

с. 136:

цитата

Одно из центральных мест в авторской мифологии писателей фэнтези занимают драконы. Змей или дракон – это классический персонаж мифологии, олицетворяющий собой хтоническое, хаотическое начало. Е. Мелетинский подчеркивает, что «на грани мифа и эпоса, в его архаических формах, борьба с чудовищами остается главным деянием героев» [Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995, с. 90]. При этом «дракон или мифологический змей, совмещающий в себе внешние черты многих животных… – это типичные представитель той категории хтонических чудовищ и демонов, с которыми сражается герой в мифе, сказке и эпосе» [Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995, с. 132].

Л. Шарикова уточняет: «Дракон, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных. Дракон может считаться дальнейшим развитием образа змея. Дракон считался покровителем сокровищ, получить которые можно было только после его убийства. Предполагается, что в образе Дракона соединяются образы животных, воплощавших три противоположных мира – верхний (воздух: птицы), средний (земля, ее поверхность: наземные животные) и нижний (подземный и водный: змеи, рыбы и другие пресмыкающиеся). Помимо контаминации названных природных стихий (воздух, земля, вода), которая объединяет для человека во многом недоступный целостный мир, мировое пространство, для образа Дракона как часть его сущности присуща и четвертая стихия – стихия огня, которой он может управлять: она добывается Драконом из этого мирового пространства, живет в нем, воспроизводится по его желанию, а это в совокупности и есть магия, т.е. великая сила, неподвластная человеку» [Шарикова Л.А. Гетерогенность образа-символа дракона в германском мифомире // Сибирский филологический журнал, 2013, № 1, с. 215].

с. 142:

цитата

Третьим клише, связанным с описанием драконов фэнтези (а также вынесенным в заглавие статьи) является их сопоставление с кошками. Драконы обладают теми же повадками, что и кошки, и издают сходные звуки. И если шипение драконов можно еще соотнести с их змеиной природой, то мурлыканье явно намекает на семейство кошачьих.

с. 142-143:

цитата

Драконы не всегда ведут себя как кошки. Порой для того, чтобы подчеркнуть их схожесть с семейством кошачьих достаточно имени. Так, дракона в романе Н. Резановой «Кругом одни принцессы» зовут Барсик и он урчит, когда его гладят: «Хороший, хороший, – я погладила дракона по чешуйчатой морде, и он довольно заурчал» [Резанова Н. Кругом одни принцессы. М.: АСТ, 2005, с. 192].

Сопоставление драконов с кошкой позволяет, с одной стороны, обогатить художественный мир произведения и более точно описать образ, с другой – сигнализирует о десакрализации этого существа. Складывается впечатление, что нестрашный дракон становится только популярнее в фэнтези.

Следует признать, что фэнтезийный дракон уже достаточно далеко отошел от своего мифологического прародителя. Теперь вместо хтонического чудовища в фэнтези-романах чаще можно встретить мурлыкающего друга главного героя. Подобная трансформация образа дракона, традиционно изображаемого как врага рода человеческого, свидетельствует об усилении антропоцентрических тенденций в фэнтези, следствием которой является попытка низвести всех внеположных человеку существ до его уровня.

Хоруженко Татьяна Игоревна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ, Екатеринбург





456
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 января 2019 г. 18:58
Заодно:

http://historiae.borda.ru/?1-12-0-000...
Фантастика и вокруг 3

При интересе — в личку...


Ссылка на сообщение18 января 2019 г. 21:57
«И не надейся попустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!» :-)))


Ссылка на сообщение20 января 2019 г. 05:09
Интересно. Возможно, я читал и читаю другое фэнтези, но навскидку могу вспомнить лишь одного дракона, похожего поведением на кошку — Беззубика из мультфильма «Как приручить дракона»...


⇑ Наверх