Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 января 2019 г. 18:56

Хоруженко Т.И. Почему в фэнтези драконы похожи на кошек? // Культурные коды зарубежной литературы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 15-16 ноября 2018 г.). Отв. ред. Ишимбаева Г.Г. Уфа: Башкирский государственный университет, 2018, с. 135-145.

цитата
В статье рассматриваются трансформации образа дракона в современном фэнтези. Автор выделяет общие места в описании драконов и особенности изображения этих существ, в частности, параллель с кошками. Отмеченная тенденция изображения дракона представляется автору значимой, поскольку маркирует изменение восприятия дракона: это существо больше не наводит ужас. Таким образом, проявляется одна из важных черт современного фэнтези: стремление сделать весь мир соразмерным человеку.

Ключевые слова: фэнтези, дракон, общие места, фантастика, антропологизм, десакрализация

с. 136:

цитата
Одно из центральных мест в авторской мифологии писателей фэнтези занимают драконы. Змей или дракон – это классический персонаж мифологии, олицетворяющий собой хтоническое, хаотическое начало. Е. Мелетинский подчеркивает, что «на грани мифа и эпоса, в его архаических формах, борьба с чудовищами остается главным деянием героев» [Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995, с. 90]. При этом «дракон или мифологический змей, совмещающий в себе внешние черты многих животных… – это типичные представитель той категории хтонических чудовищ и демонов, с которыми сражается герой в мифе, сказке и эпосе» [Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995, с. 132].

Л. Шарикова уточняет: «Дракон, крылатый (летучий) змей, мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных. Дракон может считаться дальнейшим развитием образа змея. Дракон считался покровителем сокровищ, получить которые можно было только после его убийства. Предполагается, что в образе Дракона соединяются образы животных, воплощавших три противоположных мира – верхний (воздух: птицы), средний (земля, ее поверхность: наземные животные) и нижний (подземный и водный: змеи, рыбы и другие пресмыкающиеся). Помимо контаминации названных природных стихий (воздух, земля, вода), которая объединяет для человека во многом недоступный целостный мир, мировое пространство, для образа Дракона как часть его сущности присуща и четвертая стихия – стихия огня, которой он может управлять: она добывается Драконом из этого мирового пространства, живет в нем, воспроизводится по его желанию, а это в совокупности и есть магия, т.е. великая сила, неподвластная человеку» [Шарикова Л.А. Гетерогенность образа-символа дракона в германском мифомире // Сибирский филологический журнал, 2013, № 1, с. 215].

с. 142:

цитата
Третьим клише, связанным с описанием драконов фэнтези (а также вынесенным в заглавие статьи) является их сопоставление с кошками. Драконы обладают теми же повадками, что и кошки, и издают сходные звуки. И если шипение драконов можно еще соотнести с их змеиной природой, то мурлыканье явно намекает на семейство кошачьих.

с. 142-143:

цитата
Драконы не всегда ведут себя как кошки. Порой для того, чтобы подчеркнуть их схожесть с семейством кошачьих достаточно имени. Так, дракона в романе Н. Резановой «Кругом одни принцессы» зовут Барсик и он урчит, когда его гладят: «Хороший, хороший, – я погладила дракона по чешуйчатой морде, и он довольно заурчал» [Резанова Н. Кругом одни принцессы. М.: АСТ, 2005, с. 192].

Сопоставление драконов с кошкой позволяет, с одной стороны, обогатить художественный мир произведения и более точно описать образ, с другой – сигнализирует о десакрализации этого существа. Складывается впечатление, что нестрашный дракон становится только популярнее в фэнтези.

Следует признать, что фэнтезийный дракон уже достаточно далеко отошел от своего мифологического прародителя. Теперь вместо хтонического чудовища в фэнтези-романах чаще можно встретить мурлыкающего друга главного героя. Подобная трансформация образа дракона, традиционно изображаемого как врага рода человеческого, свидетельствует об усилении антропоцентрических тенденций в фэнтези, следствием которой является попытка низвести всех внеположных человеку существ до его уровня.

Хоруженко Татьяна Игоревна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ, Екатеринбург


Статья написана 17 января 2019 г. 16:03

Маша Трауб

Миллиграммы счастья

[Проза Маши Трауб]

Художественное оформление серии С. Груздева.

В оформлении использована иллюстрация Марины Дорошенко.

320 с. Пер. 84X108/32 8000 экз. 5-04-098569-2

цитата
Эта книга — самом дорогом, что у меня есть: детях, муже, маме, друзьях. А еще здесь — смешные заметки о школе, поездках, отдыхе и работе. Сборник сумбурный, таково свойство памяти. Он — о счастье быть матерью, женой и дочерью.

цитата
Пять причин купить

1. То, о чем пишет Маша, будет близко любой читательнице.

2. Много юмора, блестящие зарисовки из «родительских чатов», беседы на кухне и многое другое.

3. Короткие истории легко читаются и позволяют переключаться.

4. Это книга поднимает настроение, помогает справиться с хандрой, но из нее можно и извлечь бесценные советы по воспитанию детей, выстраиванию отношений с близкими.

5. Стильно оформленная книга — замечательный подарок.


Статья написана 13 января 2019 г. 15:57

Грир Хендрикс, Сара Пекканен. Жена между нами

Greer Hendricks, Sarah Pekkanen. The Wife Between Us (2018)

[Двойное дно: все не так, как кажется]

Перевод с англ. Юлии Милорадовой.

Оформление обложки Яны Паламарчук.

Фото авторов на суперобложке Bill Miles.

М.: АСТ, 2018.

448 с. Пер.+супер 84X108/32 5000 экз. 5-17-109358-7

цитата
Недавно Ричард оставил Ванессу ради более молодой и красивой женщины. Теперь сломленная жизнью, увядшая бывшая жена живет у своей тети, много пьет, постоянно лжет и пытается где-нибудь подкараулить свою "замену".

Нелли — прелестная, энергичная невеста Ричарда. Она собирается уйти с работы, чтобы счастливо жить и растить детей вместе со своим идеальным мужем.

Есть ли между этими женщинами что-то общее? Знают ли они по-настоящему мужчину, который их связывает? И знают ли они себя?

Постепенно за простым на первый взгляд любовным треугольником раскрывается сложная, запутанная история страдания, обмана и насилия. Только финал объяснит читателю мотивы персонажей — как и им самим.

Американские авторы Грир Хендрикс (справа) и Сара Пекканен (слева) давно работают вместе — в течение многих лет Грир редактировала романы, написанные Сарой. Когда редактор решила стать автором, Сара предложила свою помощь. Так появился роман «Жена между нами».

Сочетание писательского опыта, слаженного сотрудничества и тщательной работы дало отличный эффект — опубликованный в начале 2018 года роман сразу стал бестселлером New York Times, получил очень хорошие отзывы и был переведён на 25 языков. В настоящее время по книге снимается полнометражный фильм.

8 января 2019 года свет увидел триллер «Безымянная девушка» (An Anonymous Girl), новая книга дуэта. Грир и Сара утверждают, что их общий интерес к психологии, многолетнее сотрудничество и крепкая дружба делают их идеальными соавторами.

Мои оценки: детектив 7.5 из 10, литература 7.0 из 10


Статья написана 12 января 2019 г. 18:58

И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов

Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов

Художественное оформление и макет обложки Лидии Левиной.

На обложке фрагмент репродукции картины К. Малевича «Спортсмены», 1928–1930 гг.

Рисунки художника Сергея Савилова.

М.: КоЛибри, 2006.

638 с. Пер. 5000 экз. 5-98720-018-0

цитата

Эта книга – собрание очерков, повествующих об исторических «развилках» — моментах, когда политическая история нашего Отечества могла получить существенно различное продолжение. Три профессиональных историка показывают, каков был спектр альтернатив, который держали в голове участники событий, какие реальные возможности и почему оказались упущенными в каждой из этих точек.

Идея этой книги родилась в ходе обсуждения исторических сюжетов с участниками семинаров «Клуба региональной журналистики» и слушателями «Школ публичной политики», проводимых Межрегиональной общественной организацией «Открытая Россия» под председательством М.Б. Ходорковского. Авторы глубоко признательны «Открытой России» за эффективную и увлекательную «обкатку» многих идей и подходов, нашедших отражение в этой книге, а также за большую помощь в подготовке и издании этой книги.

«Что быть могло, но стать не возмогло...» Предисловие Андрея Юрганова 5

С точки зрения ежика (вместо введения) 7

862. Власть и волость 13

1252. Меж ордой и орденом 39

1380. Несостоявшийся союз 65

1418. Самоубийство средневековой демократии 85

1564. Опричина против земщины 105

1610. За что боролись в смуту 125

1666. От «симфонии» к расколу 143

1697. Европеизация от амуниции 169

1730. Тридцать душ — цена «конституции» 197

1763. Минерва и канарейки 221

1792. Гром победы и храбрые россы 243

1824. «Мыслящие восстали» 263

1830. «Апогей самодержавия» 293

1860. Отступничество русского Галилеянина 319

1878. Кровь по совести 343

1881. Плоды «ананасного манифеста» 377

1903. «Полицейский карьерист» против «полужида» 411

1907. Конституционный эксперимент 439

1917. Война и революция 469

1918. «Красные», «белые», «розовые» и «зеленые» 501

1928. Соблазн большого скачка 531

1968. «Я — могу — говорить!» 555

1987. Человеческий фактор 577

1997. Пейзаж после битвы 603

Горизонт ожиданий (вместо эпилога) 635

Книга была отредактирована, дополнена и переиздана:

Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколов

Выбирая свою историю. "Развилки" на пути России: от Рюриковичей до олигархов

2-е изд., доп.

М.: Corpus, 2015.

640 с. Пер. 3000 экз. 5-17-085773-9


Статья написана 11 января 2019 г. 22:11

Татьяна Филиппова (главный редактор журнала «Библиотечное Дело»). Классика жанра: Семь лучших героев детективов в мировой литературе // Библиотечное дело, 2018, №1(307), с. 42-44

с. 42:

цитата
Начнем со своеобразного парадокса. Почему при общепризнанной «несерьёзности» детективного жанра (даже сам Конан Дойль относил свои рассказы о Шерлоке Холмсе к «лёгкому чтиву»), этот жанр литературы так устойчиво предпочитаем в среде интеллектуалов?

РИСКНЁМ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что дело здесь в наличии некоторого интеллектуального соревнования между читателем и сыщиком, а следовательно, и с самим автором. Классический детектив представляет собой сюжет-историю раскрытия преступления, но имеет непременную внутреннюю цель — решение определённой логической задачи. Вот в её решении и заключается вся прелесть чтения детектива, где восстановление «картины преступления» происходит в сознании читателя «наперегонки» с сыщиком (детективом) самых разных типов: от частного сыщика-любителя Дюпена и Холмса и официального полицейского следователя Мегрэ, до случайной свидетельницы преступления — мисс Марпл.

Семь лучших героев детективов в мировой литературе

1. Огюст Дюпен (Эдгар По)

2. Шерлок Холмс (Артур Конан Дойль)

3. Мисс Марпл (Агата Кристи)

4. Эркюль Пуаро (Агата Кристи)

5. Комиссар Мегрэ (Жорж Сименон)

6. Пастор Браун (Гилберт Кит Честертон)

7. Ниро Вульф и Арчи Гудвин (Рекс Стаут)

с. 44:

цитата
Увы, в наше время классика осталась лишь в воспоминаниях. Современные тенденции постмодерна не только «перемешали» все жанры, но и выдали новые стандарты детектива: здесь и пародия на аналитику, с безупречным сохранением последней — «Имя Розы» У. Эко; экзистенциальные искания — «Маятник Фуко» У. Эко; эпилептоиднаяпрагматика — «Хазарский словарь» (М. Павич), парадоксально-интеллектуальный детектив — повести, романы и пьесы Ф. Дюрренматта, тонкие литературные стилизации на тему XIX века — романы Б. Акунина, исторические экспериментации А. Переса-Реверте и проч. За чертой нашего разговора я намеренно оставил всех новомодных и также быстро отходящих в небытие персонажей поп-литературы, тем более что детективный жанр в литературе заметно потеснён триллером. А это уже совсем другая разница и очень большая, кажется, так говорят в Одессе.





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх