Первая книга в стиле фэнтези, на которую по воле случая пишу отзыв. Однако если сказать, что «Планета Сэнп» — фэнтезийная книга — не сказать ничего. Ведь чем отличается научная фантастика от фэнтези? В научной фантастике есть фантастическое допущение, которое в данный момент, в нынешних условиях не представляется возможным. Но возможно в принципе, в других условиях в будущем. В научной фантастике соблюдаются законы физики, принципы научно-материалистического мировоззрения. То есть там не могут из ниоткуда появляться предметы или существа, отсутствует магия и драконы. В фэнтези таких ограничений нет, это фактически атмосферная литературная сказка. Разница только в объеме и, возможно, целевой аудитории.
Если характеризовать жанровую направленность романа, то следует вспомнить о космической опере (например, классические произведения американской фантастики 1950-х — Гамильтон и Гаррисон), такой экзотический жанр как технофэнтези (где звездолеты соседствуют с драконами), женский роман (особенно это заметно сначала и в самом конце), авантюрный, приключенческий, роман а-ля Морис Дрюон...
«Планета Сэнп» — очень противоречивая вещь. По мере ознакомления несколько раз менялось впечатление и мнение о тексте где-то в такой последовательности: сначала скорее минус, потом жирный плюс, в конце снова скатывание к минусу.
Сюжет — очень динамичный, и без лишних эпитетов, интересный. Не отпускает буквально до конца, читается легко. Конечно, если не считать экзотических, необычных имен, рас, географических и этнических наименований, которые немного отвлекают от основного. Фантазия автора бьет ключом. Общий стиль, сюжетная канва и персонажи чем-то напоминают трилогию Снегова «Люди как боги».
Рассказывать о сюжете не имеет смысла, его надо читать, а не спойлерить. Очень увлекательное чтиво. Скажу лишь, что события в романе разворачиваются вокруг главного героя, могучего оборотня, которого космические пираты высадили на дикую планету. А где-то в дальних космических дебрях, медленно разворачивается война между двумя могущественными государственными образованиями — Империей и Братством. До поры до времени неясно, насколько важен главный герой для контекста той войны и насколько мощные силы он таит в своей природе...
Как ценителю утопий, интересны были те места, где описывался общественный строй. Здесь автор была щедрой — в романе изображены несколько типов общества, навеянных европейской историей. Здесь присутствует социум людей, которые после катастрофы оказались в ловушке на удаленной планете и опустились до уровня мезолита, следующее общество напоминает общину викингов, потом — какой-то немецкий город-замок периода феодальной раздробленности. Завершает картину столица, отсылающая сначала в теплое итальянское Средиземноморье периода Возрождения, затем — в гламурный Версаль Людовика ХІV. Все эти общества, соседствующие на одной планете, автором практически не изображаются отдельно, отступлениями, о них читатель узнает в деталях, между сюжетными ходами и диалогами. К этому следует добавить определенный намек на стимпанк, занимающий несколько страниц — в сцене с битвой на планете, уровень развития которой соответствует началу ХХ века, а также на интересное общество четвероруких людей, живущих под корнями деревьев и в симбиозе с ними.
Особо следует отметить детали средневекового быта, которые изображены с мастерством художника (кстати, это основная профессия автора). Простой, несколько грубоватый мир феодализма прописан настолько убедительно, что невольно проникаешься симпатией к тем образам-людям, которые живут в нем. Прекрасно передана психология, ментальность человека средневековья. Очевидно, увлечение Марковской историческим реконструкторством и верховой ездой очень помогло ей в описании сцен с участием лошадей, которые являются настоящими и полноправными действующими персонажами. Поразительно, что такие, на первый взгляд, мелочи, как отдельные элементы конской сбруи, или повадки строптивого коня описаны довольно метко и, без преувеличения, филигранно, со знанием дела.
Очень хорошо выписан образ главного героя. Очевидно, за экзотическим антуражем человека-оборотня стоит сознательное или подсознательное женское представление об идеальном мужчине. Мужчине, немногословном, сильном, человеке слова, защитнике, безупречном отце, однолюбе. Все эти качества присутствуют у Гэла — он и творец (создал Тех, кто создал людей; представитель творческих профессий — кузнец, певец, музыкант), и воин, и (в меру) романтический герой.
О мировоззрении. Понятно, что книга адресована любителям фэнтези (или в его более продвинутом варианте — технофэнтези). Все же немного сложновато воспринимать такие вещи как, например, абордаж космического корабля какими-то чудными присосками с последующей рукопашной атакой или описание дрейфа космического «парусника» загадочными «гравитационными полями»... Но повторю то, о чем говорил в начале — все это во вступлении и окончании. Середина романа с ее миром Сэнпа, автору удалась. Более того, где-то прочитав 60% текста, когда доходишь до пика авторского замысла, невольно ловишь себя на мысли — а не рационально-материалистическая ли основа у этого произведения?.. Позволю себе процитировать:
«
»цитата
— Ты говоришь, как бог… — ухмыльнулся тоун, — но ты ведь и не человек — ты зверь.— Я не маоронг, — тихо ответил Гэл сэнпийскому разбойнику, когда укутывал умирающую девушку в шкуры, — я тот, кто, на свою беду, их создал.
— Кого создал? — удивился пьяный Фэррас.
— Тех, кто создал вас, — все же ответил Волн, который уже не мог оживлять мертвых. — Людей.
— Зверь. — Неожиданно Фэррас встал, пошатнулся, снова сел, — вот скажи, Зверь, скажи, зачем все это? Скажи, зачем мы живем?
Гэл ухмыльнулся, убийца-философ, сколько их в этом Мире?
— Зачем вы живете? — тихо переспросил Гэл, поднялся с тоуной на руках и уложил мертвое невесомое тело юной Нэллэи на стол в ворохе серых шкур, — заполняете поступками пустоту, а голосами тишину.
Фэррас не понял. Залитые кровью глаза теперь пристально смотрели на белое лицо той, которую он убил:
— А зачем мы умираем?
— Вы освобождаете место для пустоты…
Эта цитата настолько емка и красноречива, что превосходит несколько десятков страниц неудачных философских размышлений у некоторых авторов-фантастов. Эти несколько строк достойны того, чтобы аплодировать автору стоя. Здесь и философия, и рациональное объяснение той сверхъестественности (в кавычках или без — это уже кому как нравится), которая присутствует в романе. И можно простить автору те непонятные присоски и сабли у космических пиратов, мало ли что для сюжета нужно... Можно подумать, что данный роман вовсе не фэнтези, если здесь есть такие материалистические пассажи. Но... Далее впечатление портится — все не совсем так, как кажется на первый взгляд. Появляются одинокие души (!) в пустынных коридорах старого звездолета. Довершает картину целая цивилизация, основное занятие которой — сидеть в своих городах-муравейниках и заниматься магией. То есть, к сожалению, чуда не произошло, сверхъестественное таки является составной частью этого произведения. Хотя без него можно было преспокойно обойтись, для этого даже не нужно было бы перестраивать всю структуру романа. Но это с точки зрения сторонника «жесткой» фантастики и «социалки». Для любителей «драконологии» это только в плюс.
Что имеем в итоге по 10-балльной шкале? Сюжет — 10, для такого рода литературы очень хорошо. Автору удалось создать собственную оригинальную вселенную. Идейное наполнение, проблематика — да простит госпожа Марковская, но 0. Между строками нет ничего, что бы заставило задуматься над какими-то глобальными проблемами. Чистый эскапизм и развлекательная функция, с которой роман, как уже было отмечено, прекрасно справляется. Еще можно выделить такой критерий как мировоззрение произведения. К сожалению, при всех плюсах, о которых я упоминал и цитировал, здесь есть вещи, несовместимые с материалистическим мировоззрением. Поэтому оценка 6. В целом я бы оценил, где в 6,5 (в конце ко всему прочему отвлекает не слишком удачная, на мой взгляд, любовная линия, придающая некий беллетристический оттенок тому, что было так хорошо прописано в середине произведения). В результате получается, что данное произведение все же является типичным «научным фэнтези» (когда для сверхъестественного придумывается псевдонаучное объяснение), если уже — поджанр «планетарный роман» может быть «меч и планета».
В любом случае, вещь эпична, стоит того, чтобы ее читали. Без сомнения.