Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «240580» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 марта 19:58
Размещена:

Больше двух лет тому назад поставил этот роман в очередь на прочтение. И не ошибся – время на ознакомление потрачено не зря.

Первое, что поразило в произведении – космологические идеи, а также литературные решения, которые вообще не вписываются в свое время. Слепынин, не употребляя слов «темная материя» и «темная энергия» (в то время ученые только подходили к пониманию сути этих явлений), описывает колоссальные возможности трансвакуумных путешествий, временные парадоксы, ряд физических явлений. Матчасть очень и очень на уровне (так и хочется сказать – опередил свое время). Если же говорить о литературной составляющей, то поражает нетипичная для советской фантастики и, я бы сказал, свежая для современного читателя стилистика – практически киберпанк и полухоррор в изображении антиутопического общества. Затрагивается и тема трансгуманизма в оригинальной трактовке.

По жанру роман чем-то напоминает «Час быка». Это когда антиутопия и утопия подаются в одной обертке. Но тут мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Если Ефремов акцентировал свое внимание на противопоставлении социально-экономических укладов двух миров и (как следствие) моральных устоев людей эпохи коммунизма (землян) и «развитого капитализма» (тормансиан), то тут данная тема практически не затрагивается.

Сюжет таков.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

ХХІ век. В результате аннигиляционно-гравитационного взрыва, звездолет землян попадает в непонятный мир. Второстепенные детали указывают на то, что это параллельная вселенная и, возможно, другое время. Один из космонавтов, Сергей Волошин, оказывается на загадочной планете, которая многим напоминает Землю, но, в то же время, на ней царит грубый вариант не то диктатуры, не то олигархической технократии. Главный герой, ко всему прочему, почему-то не помнит о событиях после взрыва на корабле…

Где-то до 80% объема книги сюжет держит на очень крепком крючке. Две интриги, которые раскрываются в конце книги – что же такое Абсолют, которому преклоняются все жители планеты Харда, и является ли сама Харда вариантом будущего Земли – главные загадки, которые предстоит разгадать героям романа.

Почему «Звездные берега»? Автор исходит из своей концепции симметрии (или двоичности) Вселенной. Плюс-гравитационная и минус-гравитационная вселенные словно два берега, между которыми протекает необъятный океан вакуума.

Автор поднимает очень давнюю проблему «творение восстает против творца» (несколько более широкий вариант «восстания машин») но в новом ракурсе. Социальная верхушка Харды использовала для упрощения процессов управления и производства некую кибернетическую систему. В нее была заложена программа, которая должна была гармонизировать общество. Как и следовало того ожидать, что-то пошло не так и кибернетическая система вышла из под контроля и стала автономной, но продолжала «усовершенствование». Была введена насильственная уравниловка, причем вплоть до бытовых мелочей, любое выражение индивидуальности не приветствовалось. Тысячи представителей творческих профессий и ученых были брошены за решетку. Люди даже сами не заметили, как стали рабами обезличенного Великого Генератора…

Однако, возвратимся к социально-экономическому строю. Тут Слепынин пошел по стопам Ефремова – социум Харды представляет собой смесь «муравьиного псевдосоциализма» китайского типа и западного общества потребления. Но! Удивительно, как тогдашняя цензура пропустила явные аллюзии на советское общество. Чего стоят прозрачные намеки на вариант советского мещанина – Homo Soveticus и лагеря, где сидят поэты, историки и художники.

Есть в романе и гуманистические общества. Это Земля ХХІV века и некоторые социумы на планетах из минус-вселенной. Хотя детальной обрисовки обустройства общественной жизни в романе нет, любопытна вот эта цитата:

цитата

«Нет, я попал не в Аркадию, не в страну блаженных улыбок и песнопений. Люди здесь понимали счастье как вечную неудовлетворенность и вечное движение вперед, полное радости и горя, побед и поражений. В обывательском смысле покинутая мной Электронная Гармония была чуть ли не идеалом «благополучия». Но это — довольство нерассуждающего стада, электронная Нирвана…»

Известно также, что на Земле есть Всемирный совет, который возглавляет председатель, видный ученый.

Но основное противостояние в романе происходит не между двумя миросистемами, не между двумя типами Человека, а между человеком, добровольно отдавшем власть безликой технологии и природой. Иначе – не антагонизм между коммунизмом и варварством, а между экологизмом и техницизмом. Ведь Абсолют – это уже следующая ступень «гармонии», это искусственный интеллект, постигший загадки пространства и времени, оцифровавший сознание всего человечества Харды и насильно вливший эти клетки-сущности в свой электронный мозг. Это антигуманный разум на пустынной планете, т.е. так называемая «вечная гармония».

Вся логика произведения подводит к тому, что земляне должны освободить своих иновселенных братьев, однако… Понятно, что по сюжету, они интеллектуально не так сильны, как Абсолют, однако полумеры, которые были предприняты, оставляют ощущение некоей недосказанности и неоконченности.

Немного разочаровали пассажи в духе Сафроновых Внуки наших внуков») и Лема Магелланово облако»). Непонятно, зачем было писать о «квантовых солнцах» на полюсах или о пальмах на Таймыре? В то же самое время, естественные лесостепь и тайга Урала описаны предельно убедительно. Зачем было переписывать генокод цветов, чтобы они звуками отзывались на присутствие человека? По-моему, тут Слепынин сделал шаг назад, к романам «ближнего прицела» 1950-х, когда вечные льды плавили и великие реки поворачивали. По сути, автор противоречит сам себе, ведь имеет место не гармония с природой, а ее переделка под свои нужды.

Вывод. Книга эта – настоящая научная фантастика, более того – Литература. Эта интересная книга из тех, которые заставляют думать, восторгаться, спорить, но ни в коем случае не оставляют равнодушным.

Моя оценка – твердое 8.


Статья написана 5 февраля 13:16
Размещена:

Итак, третья повесть Чернышева. Сразу скажу, что получилась она наиболее светлой из всей трилогии (по сюжету «Брешь» и «Аннигиляция» являются дилогией, по философскому замыслу, вселенной — все три повести составляют одно целое). Если «Брешь» была несколько мрачной и с намеком на тупик и ущербность человечества, «Аннигиляция» была схематически-абстрактной, то «Модерация» явно выигрывает на их фоне.

Начнем с плюсов. Однозначный плюс — сюжет. Сюжет интересный и нескучный.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Завязка повести такова. Недалекое будущее. В снегах Антарктиды найдена инопланетная база. Во время экспериментов с реликтовым излучением из базы был выпущен смертоносный луч, уничтоживший наблюдательный спутник. Главному персонажу, российскому физику Ивану Дробышеву придется приложить немало усилий, чтобы разгадать тайну этого луча...

Приятно поразили различные миры и экзотические обитатели планет, с которыми сталкивался главный герой. Еще один плюс — автор поднимает тему загадочной темной материи. Сама идея модерации — наблюдения и контроля связана с миром загадочных «темных». Согласно авторского замысла, весь наш мир возник из модифицированной темной материи. Это очевидная находка писателя, ведь, кажется, никто такую идею в фантастике еще не использовал.

Мужскую половину читателей не может не радовать сюжетная линия, (подобное всегда воспринимается на «ура») с эффектным андроидом женского пола. И как и в «Звездном Корсар» Бердника, робот таки становится, наконец, человеком.

О другом. Не хочу повторяться и говорить то, о чем указывалось при анализе предыдущих произведений автора. В данной повести философская система Чернышева, наконец, приобрела завершенный вид. Философия, да простит меня автор, конечно, реакционная. Здесь даже не сильный антропный принцип, где все построено под появление человека, автор прямо пишет об акте творения. Откровенный антидарвинизм и креационизм. Светский клерикализм (или философская теология – это уже как кому нравится) — автор всячески обосновывает идею бога.

Разум — это атрибут материи, как его рассматривали Спиноза и Ильенков, а не дар сверхъестественных сил — так и хочется ответить автору.

Современная наука и ученые показаны в карикатурно-пародийном виде.

Недооценка роли народных масс и бонапартизм, преувеличения роли личности в истории. Люди сами, читаем между строк, ни на что не способны, у них несовершенная природа, их надо вести и направлять как неразумных детей. В основном, правильная оценка реалий современного мира (очень понравилось место, где говорится об искусственности границ и единстве человечества, о том, что враги у человека уже определены автоматически государством, в котором он живет), интересные прогнозы по ситуации и будущему Украины (жаль, автор называет без разбора «сбродом» всех эмигрантов из стран «третьего мира», которых по замыслу, Европа перенаправит в Украину) соседствует с социальным мессианством. Все социальные проблемы, войны, бедность были преодолены одним человеком, пусть и наделенным «космическими волшебниками» сверхспособностями.

О социальном устройстве разных миров Чернышева говорить тоже не приходится — большинство из них является отражением мечты об идеальном государстве, старый добрый патернализм. По поводу социальной стратификации, как отмечал автор еще в «Бреши», — иерархия должна быть, без нее нет порядка (!!!). За всем этим чувствуется армейское прошлое самого автора — действительно, без иерархии армия сразу рассыпается. Жаль, что все это переносится на «гражданку». То тут , то там видим формы допуска, спецоперации, отдача чести, нашивки и шевроны. Военная тема в том или ином виде сопровождает читателя на протяжении всех трех повестей.

Вывод. По 10-балльной шкале: сюжет — 7, философский смысл — 4, речь — 10.


Статья написана 30 января 18:35
Размещена:

Первая книга в стиле фэнтези, на которую по воле случая пишу отзыв. Однако если сказать, что «Планета Сэнп» — фэнтезийная книга — не сказать ничего. Ведь чем отличается научная фантастика от фэнтези? В научной фантастике есть фантастическое допущение, которое в данный момент, в нынешних условиях не представляется возможным. Но возможно в принципе, в других условиях в будущем. В научной фантастике соблюдаются законы физики, принципы научно-материалистического мировоззрения. То есть там не могут из ниоткуда появляться предметы или существа, отсутствует магия и драконы. В фэнтези таких ограничений нет, это фактически атмосферная литературная сказка. Разница только в объеме и, возможно, целевой аудитории.

Если характеризовать жанровую направленность романа, то следует вспомнить о космической опере (например, классические произведения американской фантастики 1950-х — Гамильтон и Гаррисон), такой экзотический жанр как технофэнтези (где звездолеты соседствуют с драконами), женский роман (особенно это заметно сначала и в самом конце), авантюрный, приключенческий, роман а-ля Морис Дрюон...

«Планета Сэнп» — очень противоречивая вещь. По мере ознакомления несколько раз менялось впечатление и мнение о тексте где-то в такой последовательности: сначала скорее минус, потом жирный плюс, в конце снова скатывание к минусу.

Сюжет — очень динамичный, и без лишних эпитетов, интересный. Не отпускает буквально до конца, читается легко. Конечно, если не считать экзотических, необычных имен, рас, географических и этнических наименований, которые немного отвлекают от основного. Фантазия автора бьет ключом. Общий стиль, сюжетная канва и персонажи чем-то напоминают трилогию Снегова «Люди как боги».

Рассказывать о сюжете не имеет смысла, его надо читать, а не спойлерить. Очень увлекательное чтиво. Скажу лишь, что события в романе разворачиваются вокруг главного героя, могучего оборотня, которого космические пираты высадили на дикую планету. А где-то в дальних космических дебрях, медленно разворачивается война между двумя могущественными государственными образованиями — Империей и Братством. До поры до времени неясно, насколько важен главный герой для контекста той войны и насколько мощные силы он таит в своей природе...

Как ценителю утопий, интересны были те места, где описывался общественный строй. Здесь автор была щедрой — в романе изображены несколько типов общества, навеянных европейской историей. Здесь присутствует социум людей, которые после катастрофы оказались в ловушке на удаленной планете и опустились до уровня мезолита, следующее общество напоминает общину викингов, потом — какой-то немецкий город-замок периода феодальной раздробленности. Завершает картину столица, отсылающая сначала в теплое итальянское Средиземноморье периода Возрождения, затем — в гламурный Версаль Людовика ХІV. Все эти общества, соседствующие на одной планете, автором практически не изображаются отдельно, отступлениями, о них читатель узнает в деталях, между сюжетными ходами и диалогами. К этому следует добавить определенный намек на стимпанк, занимающий несколько страниц — в сцене с битвой на планете, уровень развития которой соответствует началу ХХ века, а также на интересное общество четвероруких людей, живущих под корнями деревьев и в симбиозе с ними.

Особо следует отметить детали средневекового быта, которые изображены с мастерством художника (кстати, это основная профессия автора). Простой, несколько грубоватый мир феодализма прописан настолько убедительно, что невольно проникаешься симпатией к тем образам-людям, которые живут в нем. Прекрасно передана психология, ментальность человека средневековья. Очевидно, увлечение Марковской историческим реконструкторством и верховой ездой очень помогло ей в описании сцен с участием лошадей, которые являются настоящими и полноправными действующими персонажами. Поразительно, что такие, на первый взгляд, мелочи, как отдельные элементы конской сбруи, или повадки строптивого коня описаны довольно метко и, без преувеличения, филигранно, со знанием дела.

Очень хорошо выписан образ главного героя. Очевидно, за экзотическим антуражем человека-оборотня стоит сознательное или подсознательное женское представление об идеальном мужчине. Мужчине, немногословном, сильном, человеке слова, защитнике, безупречном отце, однолюбе. Все эти качества присутствуют у Гэла — он и творец (создал Тех, кто создал людей; представитель творческих профессий — кузнец, певец, музыкант), и воин, и (в меру) романтический герой.

О мировоззрении. Понятно, что книга адресована любителям фэнтези (или в его более продвинутом варианте — технофэнтези). Все же немного сложновато воспринимать такие вещи как, например, абордаж космического корабля какими-то чудными присосками с последующей рукопашной атакой или описание дрейфа космического «парусника» загадочными «гравитационными полями»... Но повторю то, о чем говорил в начале — все это во вступлении и окончании. Середина романа с ее миром Сэнпа, автору удалась. Более того, где-то прочитав 60% текста, когда доходишь до пика авторского замысла, невольно ловишь себя на мысли — а не рационально-материалистическая ли основа у этого произведения?.. Позволю себе процитировать:

«

цитата

— Ты говоришь, как бог… — ухмыльнулся тоун, — но ты ведь и не человек — ты зверь.

— Я не маоронг, — тихо ответил Гэл сэнпийскому разбойнику, когда укутывал умирающую девушку в шкуры, — я тот, кто, на свою беду, их создал.

— Кого создал? — удивился пьяный Фэррас.

— Тех, кто создал вас, — все же ответил Волн, который уже не мог оживлять мертвых. — Людей.

— Зверь. — Неожиданно Фэррас встал, пошатнулся, снова сел, — вот скажи, Зверь, скажи, зачем все это? Скажи, зачем мы живем?

Гэл ухмыльнулся, убийца-философ, сколько их в этом Мире?

— Зачем вы живете? — тихо переспросил Гэл, поднялся с тоуной на руках и уложил мертвое невесомое тело юной Нэллэи на стол в ворохе серых шкур, — заполняете поступками пустоту, а голосами тишину.

Фэррас не понял. Залитые кровью глаза теперь пристально смотрели на белое лицо той, которую он убил:

— А зачем мы умираем?

— Вы освобождаете место для пустоты…

»

Эта цитата настолько емка и красноречива, что превосходит несколько десятков страниц неудачных философских размышлений у некоторых авторов-фантастов. Эти несколько строк достойны того, чтобы аплодировать автору стоя. Здесь и философия, и рациональное объяснение той сверхъестественности (в кавычках или без — это уже кому как нравится), которая присутствует в романе. И можно простить автору те непонятные присоски и сабли у космических пиратов, мало ли что для сюжета нужно... Можно подумать, что данный роман вовсе не фэнтези, если здесь есть такие материалистические пассажи. Но... Далее впечатление портится — все не совсем так, как кажется на первый взгляд. Появляются одинокие души (!) в пустынных коридорах старого звездолета. Довершает картину целая цивилизация, основное занятие которой — сидеть в своих городах-муравейниках и заниматься магией. То есть, к сожалению, чуда не произошло, сверхъестественное таки является составной частью этого произведения. Хотя без него можно было преспокойно обойтись, для этого даже не нужно было бы перестраивать всю структуру романа. Но это с точки зрения сторонника «жесткой» фантастики и «социалки». Для любителей «драконологии» это только в плюс.

Что имеем в итоге по 10-балльной шкале? Сюжет — 10, для такого рода литературы очень хорошо. Автору удалось создать собственную оригинальную вселенную. Идейное наполнение, проблематика — да простит госпожа Марковская, но 0. Между строками нет ничего, что бы заставило задуматься над какими-то глобальными проблемами. Чистый эскапизм и развлекательная функция, с которой роман, как уже было отмечено, прекрасно справляется. Еще можно выделить такой критерий как мировоззрение произведения. К сожалению, при всех плюсах, о которых я упоминал и цитировал, здесь есть вещи, несовместимые с материалистическим мировоззрением. Поэтому оценка 6. В целом я бы оценил, где в 6,5 (в конце ко всему прочему отвлекает не слишком удачная, на мой взгляд, любовная линия, придающая некий беллетристический оттенок тому, что было так хорошо прописано в середине произведения). В результате получается, что данное произведение все же является типичным «научным фэнтези» (когда для сверхъестественного придумывается псевдонаучное объяснение), если уже — поджанр «планетарный роман» может быть «меч и планета».

В любом случае, вещь эпична, стоит того, чтобы ее читали. Без сомнения.


Статья написана 28 января 14:44
Размещена:

Как подсознательному, а позже, сознательном материалисту, мне никогда не нравились всякие разговоры, а также книги о теории заговоров, криптоистории и масонах. Ну не внушают доверия вещи, которые практически невозможно доказать. К сожалению, объяснения каких-то глобальных событий или общественных потрясений, сводящиеся к тайным повелениям загадочного «большого брата», «темного князя», мировой закулисы, стали привычными для сознания значительного количества обывателей, которые упорно не хотят хоть немного напрячь свои мозги, чтобы рационально проанализировать все то, что происходит вокруг. Зато в мещанских разговорах все ясно — Америка, евреи, масоны. Противно.

Так к чему это я? Дело в том, что такого рода «концепции» иногда перекочевывают в фантастику. Это тогда, когда не в меру активные «прогрессоры» дергают за ниточки развитие примитивных туземных цивилизаций. В повести Вадима Чернышева «Аннигиляция» все именно так и происходит. В отличие от предыдущей повести (романа) «Брешь», где сюжет развивается в более продуманном мире – в нескольких далеких планетах с антиутопическим социальным устройством, здесь все происходит на Земле.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Временной промежуток — с 1924 года до ХХІІІ век. Все значимые события в истории человечества, своеобразные реперные точки если не прямо вызваны вмешательством мощных внеземных сил, так на них уж точно активно влияли загадочные инопланетяне. Речь идет о Легионе, который является носителем Учения о единении разумных существ в гармоничное общество, и меркантильных лигурийцах, которые используют землян в своих интересах; их цель — получить побольше золота для своей цивилизации. Представители обеих общин приобретают человеческий облик ради подталкивания развития человечества по своим сценариям.

Что получаем в итоге? В готовые исторические события, во всем известный каркас подводится новое альтернативное объяснение, которое расходится с материалистическим пониманием исторического процесса. Наибольшее неприятие вызывает концепция «интеграции человечества сверху», путем всевозможных хитроумных политических комбинаций между элитами разных государств и блоков. Хотя по тексту повести заметно, что автор всеми фибрами своей души обеспокоен состоянием дел в сегодняшнем мире, стремится понять, куда идет человеческая цивилизация. Однако его выводы и рецепты абстрактные — против всего плохого и за все хорошее. Замечая второстепенные негативы современности, автор нигде в тексте не поднимается к пониманию главной причины всех мировых бед (войны, бедность, экологические проблемы, неравенство экономического развития различных частей планеты) — существование системы, где все является товаром. А альтерглобализм, намеки на который есть в этом произведении, может быть построен только снизу. Выражаясь марксистским языком, революционно. Ведь никто не будет добровольно отдавать власть и собственность, ее народу надо брать силой. Именно такой, построенный после слома старой системы тип общества, уничтожит в том числе и национальную предвзятость, и решит проблему моральной деградации, о которой пишет автор. Поэтому, хотя у этой повести и есть абстрактный хэппи-энд, она на порядок слабее «Бреши», где его нет. В мире «Бреши» все было построено на интересном сочетании социальной фантастики и политического гротеска, а эта повесть является попыткой написания мини-трактата по геополитике и криптоистории, немного разбавленного фантастическим сюжетом. Вообще, «Брешь», если отбросить идеалистическую мистификацию с миром «сверхъестественного», гораздо лучше воспринимается, а ее мир, где каждая планета способна противостоять и Легиону, и другим глобальным силам, прописан более логично. В «Аннигиляции» этой логики меньше (не ясно, например, почему за отсталую морально и технически Землю борются такие глобальные игроки, как лигурийцы и легионеры: почему лигурийцы не могли взять все золото еще когда по Земле ходили питекантропы и не «париться»). Ну и традиционный для автора отход от научной (!) фантастики — существует «мировой эфир», «ментальные сферы» итп.

Немного спасают повесть нотки среднеазиатской и африканской экзотики (заметно, что автор вложил в эти строки свой немалый жизненный опыт).


Статья написана 28 декабря 2018 г. 20:02
Размещена:

Итак, о данном произведении, с автором которого познакомились случайно на одном из пабликов фантастики в фб.

Завязка такова. На планете Глотия правит олигархическая клика Тварей. Господствует дичайший капитализм. Распространено узаконенное рабство. В общих чертах эта планета напоминает сегодняшнюю Украину. Планета недавно освободилась от власти соседней Пронийской империи, где царят порядки, представляющие собой нечто среднее между российскими и северокорейскими реалиями. Глотия дрейфует в сторону Конфедерации Свободных Наций («Конфедерация жирных миров»), в которой несложно увидеть Европейский Союз.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Главные герои, два молодых курсанта, неожиданно узнают о существовании на родной планете «брешей» — ретрансляторов влияния из другого измерения. Постепенно друзья узнают больше о загадочных объектах и о всем, что с ними связано. Оказывается, загробная жизнь есть — это так называемый «высший мир». Кроме этого мира, есть и другие миры, измерения, которых множество. Наш мир — это творение загадочных Создателей. Одна их часть, Посланники, решили оставить творение и уйти в свое основное измерение, не вмешиваясь в судьбу человеческого разума, который здесь возник. Другие создатели, Учителя, решили остаться в материальной Вселенной и быть своеобразными прогрессорами, поводырями малоразумных.

Постепенно дискуссия о путях развития цивилизации становится все более острой, в нее вовлекаются жители все большего количества планет. О существовании Посланников и Учителей узнают многие. Часть из них воспринимает Учение Учителей, часть начинает объединяться самостоятельно, как того хотят Посланцы. Однако моральный уровень людей эпохи позднего капитализма, только падает. Не помогает и Легион — армада из соседней галактики, которая стремится силой навязать людям Учение. Даже Миротворцы — люди с другого конца Вселенной, достигшие высот технического прогресса, ничего не смогли сделать с пропащей человеческой природой ...

Такой фон повести. Теперь традиционно о «плюсах» и «минусах».

Жирный плюс — автору удался показ социального обустройства различных обществ. Клептоманская олигархия украинского типа, полуавторитарная милитаризистская империя российского образца, либерально-потребительское западное общество, даже карикатурное изображение усредненных исламистских режимов («Содружество Темных Миров») — все это показано предельно натурально, допустимо мрачно, краски сгущены оправданно. Более того, автор в определенном смысле предсказал Майдан (повесть написана в 2012 году) и другие события в Украине (как по поводу мира — поживем — увидим).

Второе, что понравилось — армейский юмор, который немного разбавляет эту мрачную картину и большой объем философских размышлений в произведении. Заметно, что автор не по рассказам знает казарменный быт, психологию человека в форме.

С чем бы хотелось подискутировать? Заметно, что автор стремится создать собственную морально-философскую систему. Очень метко подмечает то состояние общественной морали, которая нас окружает сегодня. Разоблачает общественные болезни — суеверие, мракобесие, обособленность, потребительство. Путь выхода из этого порочного круга? Автор предлагает совершенствовать человеческую природу путем каких-то духовных практик. Дескать, дух первичен, материя вторична. Если создадим нового человека, тогда и отношения в обществе будут другие — читаем в строках и между строк. Это утверждение не только ошибочно, но и вредно, поскольку отводит читателя от анализа общественных явлений, причин неурядиц, предлагает бороться с последствиями, да еще и эфемерным способом. Откуда возьмется новый человек, новый образ мыслей, новая мораль, когда существуют, мягко говоря, несовершенные условия, в которых он живет? Именно эти условия — аморальный мир, где все имеет свою цену, производит новых и новых моральных уродов. Нужно убрать причину, а не следствие.

Автор — гуманист. Но гуманист абстрактный, либеральный. Каждая человеческая жизнь — уникальна и бесценна. Любому кровопролитию нет оправдания. Очевидно, именно с целью следования этому абстрактному гуманизму были введены «лекарства» от общественных проблем — эксплуатации, бедности, морального разложения. Роль «лекарств» выполняют такие «волшебники на голубом вертолете» — добрые дяденьки-посланцы, учителя, легионеры и миротворцы (надо отдать должное авторскому замыслу, вся это компания в конце все же не привела человеческое общество к «Свету»). Предлагается что угодно — духовное перерождение, «помощь друзей», предложение богатым поделиться с бедными (что является утопией), но не ответ, который на поверхности той фабулы, какую автор собственноручно нарисовал — разрубить Гордиев узел социальных противоречий. Сбросить всю властную и экономическую нечисть в небытие истории. А там дальше, через некоторое время и образ нового Человека появится. Не может не появиться в свободном мире. Однако автор, очевидно, боится радикальных революций (в Глотии все народные движения закончились двумя буржуазно-демократическими, половинчатыми революциями. Почти как в Украине). И границы между народами не отпадут сами собой, они исчезнут только после радикального общественного действия, а не после выборов в единую всемирную «Верховную Раду». Этнические, религиозные и другие различия уйдут в прошлое не по мановению волшебной палочки, а после исчезновения условий, консервирующих эти атавизмы.

Общественный идеал Чернышева, исходя из текста повести — где-то между «шведским социализмом» и общиной монахов-ламаистов, распространенной на всю планету.

Далее. Военная тема. В начале повести у читателя может сложиться впечатление, что произведение носит антимилитаристский окрас. Автор развенчивает бездумие в исполнении приказов, служение Твари, режиму и т.п. Однако дальше становится понятным — автор в этой теме далеко не заходит. Ставится вопрос только кому служить. То, что армия и другие силовые структуры при любых условиях служат власти и господствующему классу, как-то обходится стороной. Автор видит чуть ли не панацею от всех общественных бед в военных, в погонах и нашивках, дисциплине и организации (здесь вспомнилась беседа с одним лейтенантом, который всерьез утверждал, что армия решает все вопросы — от личных до глобально-политических). Тезис, что военная служба является античеловеческой, антитворческой деятельностью, действием, конечной целью которого является разрушение и смерть, тоже как-то обходится стороной. Примечательно, что почти все герои повести — военные. Что первое увидел герой на представителях цивилизации, далеко опередившей людей Глотии — военные нашивки. Вместо того, чтобы во время народного движа присоединиться к восставшим, применить на практике полученные умения, знания и опыт в интересах народа, главный герой несет никому не нужную службу, между дежурствами раздумывая на «общегуманистические» темы.

Пару слов о чисто научной стороне повести, «матчасти». Произведение не содержит элементов фэнтези, однако в нем есть серьезные расхождения с современной наукой, в частности, космологией. Учителя живут в области, находящейсяв центре Вселенной (на самом деле словосочетание «центр Вселенной» не имеет смысла, центра во Вселенной нет и одновременно каждая точка в ней может считаться ее центром). Идея о том, что единственное истинное сознание живет «на том свете», а его носители-тела разбросаны по разным измерениям больше напоминает теорию реинкарнации или какую-то восточную философию. Очень снисходительное отношение к религии в целом.

На мой субъективный взгляд, линия со всеми этими Создателями и их «подчиненными», довольно объемным метафизическим идеализмом, вообще лишняя. Все это отводит повесть как от «твердой» научной фантастики, так и от социальной фантастики. В сухом остатке после прочтения произведения ясности в понимании, что же автор предлагает, не прибавилось. Вместо «царства сущностей» и «сознания без материи» можно было бы развить сюжет с Миротворцами (так и осталось загадкой, почему эти двухметровые прекрасные люди с руками, на которых по шесть пальцев, носили славянские имена и фамилии, явно диссонировавшие экзотическим фамилиям глотиан). Мог бы выйти достойный роман в духе «Часа быка» Ефремова.





  Подписка

Количество подписчиков: 3

⇑ Наверх