Фантастика и настольные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Croaker» > Фантастика и настольные игры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастика и настольные игры

Статья написана 22 апреля 2019 г. 16:02

На счёт формата: посетила мысль, что начинать обозрение настольного стоит с общего, а там если будет интерес можно и на частности переходить. Собственно, я не очень умею писать про настольные игры, я в них предпочитаю играть, но ценного мнения у меня традиционно есть, попробую потихоньку его расплёскивать. Поскольку мы тут на ФантЛабе то для старта можно и вынесенную в заголовок тему помусолить.

Не хочется повторять банальности про то, зачем нам настолки и прочая. Главная подкупающая особенность этого хобби очевидна с первого же взгляда — это коллективный экспириенс. Опять же следующий пропагандистский тезис мы тоже пропустим — это более "интеллигентно", чем совместное употребление горячительных напитков, и менее энергозатратно, чем спорт. И выбор увлечения определяется не снобизмом бордгеймеров (board games — настольные игры), и не их слабой физической подготовкой — они, как правило, могут и в то и в другое. Определяет всё как мне кажется, субкультурный контекст: настольные игры — хобби гиковское. А там где гики, там и эти ваши фантастика и фэнтези с хоррором. То есть рассматриваемый медиум параллелен и часто интимно переплетается с тематикой нашего ресурса. Вот про эту камасутру можно и поговорить для затравки.

Что настольные игры могут дать любителю фантастики примерно понятно — см. выше про коллективность. Если чтение хорошей книги — удовольствие личное и поделиться им можно лишь весьма условно, посоветовав книгу кому-нить, либо обсудив на ФЛ, например. То "правильная" настольная игра щекочет те же синапсы, но сразу у нескольких людей одновременно (про извращения в виде соло-игр может быть потом, если захотите). Итого мы имеем возможность совместно пережить определённый период времени, окунувшись в искусственно созданный мир, в котором действуют правила, отличающиеся от нашей реальности. Звучит вдохновляюще, не так ли? При этом если хорошая настолка должна увлечь игроков как минимум механиками, то фантастический контекст даёт ей ещё один мощный фактор привлекательности — тему. Тема — это возможность обернуть математическую модель игры в эмоциональный фон, то, что превращает это хобби из умственной (как правило :-)))) активности в вид досуга, сопряжённый с искусством.

Про обратный мостик из тематики стоит говорить особо: как для многих игроков, так и для меня в частности, фантастический сеттинг — это один из главных факторов, который может привлечь интерес к игре. А SF&F&H проникают в настольные игры настолько щедро, что для удобства я раскидываю их на относительно самостоятельные кучки. Давайте я попытаюсь привести выборку тех настолок, которые я считаю очень достойными представителями жанра (и при этом не забыл про них в момент написания статьи), чтобы вы оценили масштаб бедствия:

  1. фантастическая классика из общественного достояния часто даёт настолкам темы, которые узнают люди даже максимально далёкие от нашего любимого жанра — в качестве ярких примеров могу привести такие большие игры, как "Ярость Дракулы", "Conan" или щедро разросшееся древо по мотивам Говарда нашего Филлипса ("Ужас Аркхэма", "Древний ужас", наконец-то локализованные "Особняки безумия" и многия другие).

  2. современные мощные ip (intellectual property) — тут работает и теле-кинематографическая фантастика в виде, в первую очередь, бесчисленного множества звёздных военов в таких играх, как "Восстание" и "Imperial Assault", и их список действительно длинный вплоть до ухода в варгеймы с миниатюрами "X-Wing", "Armada" и свежий "Legion". Отдельного упоминания заслуживает "Battlestar Galactica" — образцовая игра с предателем, пусть и несколько тяжеловесная по нынешним меркам и Каприку придётся потерять, но. Литературные первоисточники не отстают. Так, например, настолок по мотивам историй о хоббитах и нехоббитах создано прилично: "Война кольца", "Битва пяти армий", новейшая "Journeys in Middle-Earth" или первый кооператив (в рамках которого все участвующие пытаются переиграть не друг друга, но саму коробку) — "Lord of the Rings". Мартин, а как жеж без него, не забыт — "Игра престолов" или вариант с солдатиками "A Song of Ice & Fire: Tabletop Miniatures Game". Тут перечислять совсем все достойные игры умучаешься, но ещё пару представителей упомяну: наиклассичнейшая "Dune", которая наконец-то получит переиздание, или очень высокого уровня игры по лицензиям Сандерсона, те же "Rekconers", например.

  3. фантастические тропы в целом, как обобщающий тематический элемент — просто космос, который не продаётся, или набившее многим оскомину generic fantasy. Да, без глубокого бэкграунда такие игры кажутся более условными, но есть несколько вариантов развития темы, в которых фантастическое начало очень ощутимо:

    1. прежде всего, когда игра сама создаёт себе богатый мир, например, нынешняя вершина игроделания "Мрачная гавань" или миры Райана Локета. Обычно сам по себе dungeon crawler, то есть блуждание по условным "подземельям" с сопутствующим убиением нечисти, предполагает хороший бэк, иначе его очень сложно продать — в этой нише очень большая конкуренция.

    2. второй вариант — это соткать настолько большое полотно, что оно по параметру масштаба уже фантастично — тут я про 4X-стратегии (explore, expand, exploit & exterminate), прежде всего, и ярчайших их представителей "Сумерки империи" или "Eclipse".

    3. игры, где фант-элемент настолько необходим, что без него никак — великий "Cosmic Encounter" с его газиллионом рас или "Roll Player", в котором без темы сбора персонажа, игра — это сухое перекладывание дайсов.

    4. оттолкнувшись от последней игры можно вспомнить и мощный пласт фэнтези-шаблонов прошедших аккумуляцию через ДнД — "Lords of Waterdeep" и другие. Тут конечно ip есть, но материал уж больно общий.

  4. отдельным пулом выделю хоррор-производные без прямо указанного первоисточника. Обособляю потому, что в массе своей это неиссякаемый поток зомби-игр всех мастей, на тему которых игроки часто реагируют в стиле "опять зомби" (хотя ныне поток вроде бы иссякает потихоньку). Но и среди этих завалов можно найти тот же "Мёртвый сезон". Даже в ряду слэшеров есть семейство "Зомбицидов" с сочно атмосферной "Чёрной чумой". В более классическом ключе выделяется, например, ориентальный кооператив "Ghost Stories", который мало кто обыгрывал. Из вдохновляющего новья — Чужие "Nemesis". Даже из такой выборки можно заметить, что игроделы не забывают о значимости хоррора, как самостоятельного явления. И пусть 99% это карикатурный хоррор, там есть и вполне себе шедевры.

Список выше ни в коем случае не претендует на какую-то репрезентативность или объективную выборку по каким-либо параметрам. Он просто сформировался в процессе написания, в качестве иллюстрации разброса по фантастическим темам. Но степень взаимосвязи фантастики и настольных игр и её многообразия оценить, думается, можно.

Предлагаю включить зум и бегло глянуть на совместную работу фантастической темы и игровых механик на примере отдельно взятого фант-мира. Для облегчения задачи давайте возьмём Лавкрафтиану — паблик домейность выполняет свою роль и игр по ней действительно много. Итак мы имеем: три кооперативных игры-приключения "Особняки безумия", "Ужас Аркхэма" и "Древний ужас" от Fantasy Flight Games, в которых география приключений нарастает от отдельного здания до карты всего мира; "Войны Ктулху" Петерсена — стратегическая игра с оплатой действий доступными очками о противостоянии культов различных Древних, выполненных в виде гигантских миниатюр; "A Study in Emerald" от маэстро кризисного евро Уоллеса — игра на формирование своей колоды карт и контроль территорий; "Тайны Аркхэма" — детективная игра-книга, бережно перенесённый в мир Мифов классический "Шерлок Холмс, детектив-консультант"; да даже "Lovecraft Letter" добавляет простому, но элегантному "Тайному посланию" несколько уровней глубины.

Даже у человека, не искушённого в настольной терминологии, предыдущий абзац должен вызвать ощущение, что Мифы использованы в качестве тематической оболочки для очень разных (по масштабу, количеству игроков, сложности, продолжительности партии) игр. При этом тематика имеет очень конкретное влияние на отдельные механики каждой из них: от выбора Древнего в качестве оппонента ощутима меняется стиль игры в "Древний ужас", Мир Снов в "Тайнах Аркхэма" добавляет второй пакет локаций, а карты безумия делают "Лавкрафтовое послание" практически стратегической игрой. То есть фантастика — это не просто бэкграунд и ворлдбилдинг, это ещё и способ обоснования в глазах игроков деталей в правилах игр. А хорошо тематически обоснованные правила дают потрясающий эффект в плане их усвоения — если игрок легко понимает и принимает механику, то он не забудет её в процессе игры, она ему кажется естественной.

Перекинем мяч из предыдущего абзаца через сетку. Вы бы знали, как иногда приятно, когда автору игры удаётся найти оригинальную реализацию, чтобы интерпретировать какой-либо фантастический сюжетный ход через игровые механизмы. Я считаю, что до сих пор не создана настолка, в которой путешествия во времени реализованы идеально, но отыгрыш как минимум в двух из них меня порадовал: перенос разума по временному потоку в "Агентстве "ВРЕМЯ" и темпоральная перекачка ресурсов в "Анахронности". И очень много таких субсубжанров раскрыто именно на столе — в конце концов, просто необходимо вспомнить квинтэссенцию альтернативной истории, Косу "Серп", который даёт возможность пожить в параллельном мире (точнее, порулить им). Да, это мир Розальского, но ожил он благодаря Стегмайеру и это круто.

Въедливый читатель заметит, что почти все примеры выше демонстрируют мою однобокость, кто-то может даже заподозревать в ярой приверженности америтрешу. Спешу заметить, что это не так. Просто сам фактор тематичности игры более применим к "тематическим" играм, не находите? Отвлечёмся на краткий экскурс в войну тупоконечников и остроконечников: исторически сложилось, что формирование медиума современных дизайнерских настольных игр шло вокруг двух полюсов — Германии и США. На каждом из них сложились школы разработчиков, которые исповедовали (относительно) противоположные подходы даже к самым базовым механизмам игры. Немецкая, а затем и европейская школа (собственно, евро) — делает упор на минимизацию случайности, стратегичность игр, отличается малым взаимодействием между игроками. Американские дизайнеры (америтреш, амери) во главу угла поставили ту самую тему и рандом. Естественно, с развитием границы немного стираются, сами по себе евро и амери стали интернациональными, появились гибридные игры, но многие игроки по-прежнему отмечают в себе предрасположенность к той или иной школе. Собственно, к чему это я? Да, всё к тому, что евро и тема — это вам не рыба и чипсы. Практически к любой евро игре можно прикрутить произвольную тематику для картинок. Но моё сугубое имхо в том, что и тут фантастика ощутимо даёт о себе знать. Возьмём для примера "Терра Мистику" и её дитя "Проект "Гайя", или вечнозелёную "Борьбу за галактику" — да, как и в большинстве евро тема часто в них условна, но добавляет грандиозности и очень много нужных коннотаций в восприятие, в отличие от темы торговли в Средиземном море, например, которая большинству нормальных людей индифферентна и они её не замечают.

Ещё один блок, который был мною полностью упущен — это настолки по видеоиграм. Тут работают мои тараканы — мне кажется, что из-за того, что хобби слишком близкие, люди, как правило, выбирают что-то одно, руководствуясь необходимой им степенью социальности. Именно поэтому, опять же имхо, самые популярные игры по мотивам — это старенькие, монструозные, но отличные "Старкрафт" и "Варкрафт" с ностальгическим оттенком.

Полностью оставлено за кадром сопряжение настолок и комиксов — тут причины несколько другие. До недавнего времени самыми яркими представителями игр этой тематики были дек/бэгбилдеры семейств "Legendary" и "Dise Masters", которые очень даже неплохи, но это, на мой вкус, вещи в себе — они фактически построены на одной механике подбора карт/кубов на руку и берут разнообразием и легким геймплеем. А разнообразие достигается отдельной коробкой на каждого героя и команду — это много коробок. Это много денег. Это на практике работает очень похоже на ККИ (коллекционные карточные игры, также оставленные мною за скобками), то есть очень отдельная зверушка. Да, в последнее время появляются большие настольные игры вроде "Batman: Gotham City Chronicles" или внезапно локализуемого сейчас у нас "Hellboy: The Board Game", но для меня пока этот сегмент настольной индустрии гораздо менее значим, чем медиум-первоисточник.

Собственно, задача, которую я ставил перед собой при написании — пусть и в достаточно грубой технике набросать гобелен присутствия фантастики в мире настольщика. Как мне кажется, простыня получилась достаточно внушительная, чтобы стало видно, как много в настольном игрохобби для сердца любителя фантастики слилось. Завершить демонстрацию хочется сухими цифрами (а нижеследующие кажутся мне наиболее показательными): в Топ100 на самом популярном ресурсе по настольным играм BoardGameGeek присутствуют 45 игр, которые я отношу к фантастическим. Да, это очень странный топ, и многие его воспринимают скептически, но чем хороши такие слепки с коллективного бессознательного — они показательны для целей статистики. 45 из 100 — это весомо, как считаете? Ну, вот на этом пока и угомонюсь, пожалуй.

P.S. А чего меня собственно вообще потянуло про настольные игры писать? А тот факт, что у нас сейчас "золотой век" настолок, как в мире, так и в России. Про мир: под 110 тысяч игр в базе BGG и более трёх тысяч новых игр, выходящих в год. Про Россию — в разы увеличившееся число компаний-локализаторов; новинки, выходящие одновременно с мировым тиражом; локализация горячих хитов и топа BGG; игры наших дизайнеров, получающие признание за рубежом ("Находка для шпиона" — отличный пати-гейм, но достаточно долго это была практически единственная наша игра, известная там), увеличивающееся количество сообществ игроков и различных игротек. В общем, если вы давно любопытствовали, что это за зверь такой — настольные игры, но стеснялись начать, то сейчас самое время попробовать.





779
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 16:23
Вот так почитал, узрел масштабы — господи, да за всю жизнь-то даже гикам из гиков не переиграть ведь во всё!

Очередное доказательство что жить — страшно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:11

цитата geralt9999

даже гикам из гиков не переиграть ведь во всё!

Да ведь во всё и не нужно играть. Как правило очень много игр, которые банально схожи между собой, но различаются в сторону сложности или простоты (допустим, возьмём условные «Цитадели» — можно взять и надрачивать какой-нибудь Брюгге, а можно его ещё более упростить, сделав каких-нибудь «Зодчих»).
Другая фича — игра та же самая, просто фон меняется. Это прикольно, но если ты не фанат сеттинга и/или тебя не заинтересовали отдельные плюшки данной игрушки (а их таки стараются привнести), то в целом тоже проходняк.
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:11
Глядя на страничку WiNchiK в ВК, я бы не был столь уверен)))
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:24
Ты нашёл на кого равняться... Аня признанный маньяк )))
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:32
Мы все маньячим в своих темах потихоньку :-[
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:23
Мэлькор прав, в общем-то. Тут скорее надо точечно подходить.
Нормальный алгоритм новичка: придумать себе тему, спросить знающего человека (меня или Аню) — тот подберет гейтвей, попробовать, усложнить, усложнить... Найти свой уровень сложности. Расти вширь. Как-то так.

И не дай бог браться сразу за Твилайт империум какой-нить. Не, есть конечно люди (и у нас их немало), что с Аркхема начинали, но то были дикие годы...
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 09:14
Открытие настолок это как открытие черной дыры — жизнь никогда не будет прежней)))
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:48
В целом как записки-то мои?
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 14:01
Мне-то отлично, я «рублю», а народ может слегка испугаться обилию нового)


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:12
Весь текст не осилил, потому что интересует конкретика))) Во что играть))) Шучу :-D Но вообще интересно. Порой глаза разбегаются и сознательно себя торможу. Беру очень избирательно. И увы то, что зайдет всем. Поэтому все наследие ЛАвкрафта грустит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:36
Играй в Файрфлай )))
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 10:25
Сначала надо его хотя бы жене показать)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:10
А ты ещё не? Позооор

Там есть ветхая, но неплохая песочница и относительно свежий скирмиш.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:21
С ней практически невозможно смотреть сериалы :-(

Как и играть во что-то сложное))) Но я ради эксперимента купил кое-что, посмотрим как пойдет)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:47

цитата iRbos

С ней практически невозможно смотреть сериалы

кошмар

цитата iRbos

кое-что

что?
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:56
Робинзон Крузо. Замороченная, но кооперативная. Надеюсь, в какой-нибудь выходной у меня получится разобраться с правилами и попробовать сыграть :-)))
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 12:14
Мммм... Ты очень добрый муж...

А она как у тебя к психологическим травмам относится? Или к вещам, которые комплекс неполноценности вызывают?
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 12:34
:-))) Не очень :-))) ДО этого были сплошь Пэчворки и Эпидемии, как ты советовал. С парой экспериментов от меня))) Но я так подумал, что там же можно и одному играть :-)))
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 12:46
Не, я не против — игра отличная, но когда внезапно тебя угробят налетевший кабан, тухлые бананы или плохая погода... Просто Тшевичек мало того что мизантроп, он ещё и тролль. Так что готовься :-)))

Я просто к тому, что есть коопы более добрые к игрокам.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 13:04
Попробуем)))

цитата Croaker

Я просто к тому, что есть коопы более добрые к игрокам.

Список в студию)
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 13:06
Да практически все остальные коопы :-D

На уровне Крузо жестят только Ghost Stories или Иггдрасиль какой-нибудь (который ты не найдёшь). Даже Гриззлед добрее.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 13:18

цитата Croaker

Да практически все остальные коопы

Вот мне ни о чем не говорит) Я еще неофит :-)))
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 13:28
Хорошо, из доступного:
  1. все лавкрафтовские коопы менее карающи, да там тоже расплата больно бьет и можно настраивать повышенную сложность, но вот прям из коробки вполне гуманно;
  2. все данжн кроулеры — даже Глумхевен, который евро, а уж Зомбициды и Клинки & Колдовство тем паче;
  3. все Пандемии и её лайтовые варианты — Запретные остров, пустыня, небо;
  4. свежие детективы: «Детектив», «Шерлок», «Место преступления»

Короче практически всё добрее. Тут дело не в том, что у Крузо уровень сложности высок — коопы ан масс предполагают сложность, а в том, что цена ошибки в нём непропорционально высока. И в том, что ты можешь не ошибиться, но отгрести.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 13:48

цитата Croaker

все лавкрафтовские коопы менее карающи, да там тоже расплата больно бьет и можно настраивать повышенную сложность, но вот прям из коробки вполне гуманно;
все данжн кроулеры — даже Глумхевен, который евро, а уж Зомбициды и Клинки & Колдовство тем паче;

Не подходит.

цитата Croaker

все Пандемии и её лайтовые варианты — Запретные остров, пустыня, небо;

Тут все есть. ХОтя я так и не понял. Есть ли разница между пустыней и островом. А на счет неба не понял даже относится ли оно к той же линейке.

цитата Croaker

свежие детективы: «Детектив», «Шерлок», «Место преступления»

Вот это интересно. Взял на заметку.

Ты же понимаешь, я еще и по тематике что-то такое ищу. Иначе бы давно уже по лавкрафту прикалывался :-))) Но попробуем. Нет-так нет)))
 


Ссылка на сообщение6 мая 2019 г. 08:21

цитата iRbos

Есть ли разница между пустыней и островом.

Остров- лайтовее, Пустыня, особенно если сложность подкрутить, может вполне себе наказать.

цитата iRbos

А на счет неба не понял даже относится ли оно к той же линейке.

Относится, конечно. Оно просто не в жестянке :-)))

цитата iRbos

Ты же понимаешь, я еще и по тематике что-то такое ищу.

Вот уж с чем проблем нет, так это с тематиками :-D — можно найти игру на любую тему.
 


Ссылка на сообщение6 мая 2019 г. 09:37

цитата Croaker

Остров- лайтовее, Пустыня, особенно если сложность подкрутить, может вполне себе наказать.

Ладно. Хватит пока и острова)

цитата Croaker

Вот уж с чем проблем нет, так это с тематиками — можно найти игру на любую тему.

Я уже посмотрел и решил, что следующим буду брать Место преступления) Спасибо)
 


Ссылка на сообщение6 мая 2019 г. 11:40

цитата iRbos

Спасибо)

Ю а велком :beer:


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:24
Не совсем согласен и много имён не увидел (:-)))), но спасибо, так сказать, за повод для обсуждения!

цитата Croaker

Опять же следующий пропагандистский тезис мы тоже пропустим — это более «интеллигентно», чем совместное употребление горячительных напитков, и менее энергозатратно, чем спорт.

Очень удачно ты сформулировал, на мой вкус.
Сыгрануть в настолку — прекрасный повод собрать компанию. Даже и тратить ничего не надо (вынесем расходы на сами настолки и анти-кафе за скобки). Так что, думаю, этим и объясняется их популярность.

цитата Croaker

Естественно, с развитием границы немного стираются, сами по себе евро и амери стали интернациональными, появились гибридные игры, но многие игроки по-прежнему отмечают в себе предрасположенность к той или иной школе.
Мне, кстати, показалось, что ты больше за амери.:-)))
Лично мне больше катят еврогеймы и игры аля «Pathfinder» и DnD (вроде, они так и ролевыми и зовутся, но могу тут ошибаться).

цитата Croaker

(«Находка для шпиона» — отличный пати-гейм, но достаточно долго это была практически единственная наша игра, известная там),
А как же «Шакал»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2019 г. 18:35

цитата Мэлькор

много имён не увидел

Дык, все в такую заметку я не влепил бы. А по не согласию — жги, бум спорить )).

цитата Мэлькор

показалось

Тебе не показалось ))). Но тсссс...

цитата Мэлькор

А как же «Шакал»?

А никак. Не тот масштаб. Даже старт Смартфона, Игры миров или Покорителей космоса — сильнее.


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 00:26
Интересная статья, спасибо!:beer: из жанрового играл только в Плоский Мир: Анк-Морпорк, отличная игра, а для фанатов Пратчетта таки мастплэй!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 06:16
Спасибо за прочтение :beer:.

С Анк-Морпорком есть одна главная проблема — он в аутофпринте... Да, сейчас его переодевают в викторианский наряд Nanty Narking, но Диккенс это не Пратчетт.

А коробка локализованного ПМ:АМ сейчас стоит сумасшедших, имхо, денег.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 09:33
Да, сейчас не укупишь, согласен. Когда игра вышла, я сразу купил, через неделю она уже закончилась, потом был доптираж, но он тоже быстро разлетелся. К большому сожалению, вторая игра линейки «Ведьмы» была очень слаба, я ее продал...
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:46
«Ведьмы» попробовать-то в любом случае можно, а вот держать в коллекции — согласен, не стоит, наверное.
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 11:51
Кстати, в свое время обещали третью игру из серии, но Пратчетт умер и там вроде какие-то проблемы с правами образовались :-(((
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 12:03
Так это те же проблемы, по которым и АМ перелицовывают с новой темой — дочь не согласовала лицензию.

Примерно по таким же причинам и Дюна сорок лет без репринта была...
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2019 г. 14:01
Формально третья игра — Кланк вышла. Но она совершенно абстрактная.
 


Ссылка на сообщение6 мая 2019 г. 08:59
Речь же про третью Уолласовскую была, вроде бы. По Мелким богам.
А семафоры — это лютый абстракт, я такие не считаю :-)))


⇑ Наверх