Ю Некрасов Ш Врочек


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Shean» > Ю. Некрасов, Ш. Врочек, "Золотая пуля"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ю. Некрасов, Ш. Врочек, «Золотая пуля»

Статья написана 21 марта 2019 г. 16:43

Этот материал размещается здесь по достаточно прискорбному поводу. Давайте все снимем шляпы по безвременно покинувшим нас журналу Питерbook и премии "Фанткритик". Выскажу робкую надежду на то, что когда-нибудь, как-нибудь, они могли бы и воскреснуть... Но то пока покрыто мраком.


А на сегодняшний момент вот. Да, это был я

Локализация Burning man для семейного круга.

Ш.Врочек, Ю.Некрасов "Золотая пуля"

ЭКСМО Серия: Сломанный миф 2019

“Золотая пуля” — важная и остро насущная книга, павшая смертью храбрых в ходе авторского эксперимента с формой подачи. Строго говоря, это обалденный, прорывной в истории жанра комикс, который авторы зачем-то написали словами. Хочется надеяться, что для такого необычного решения были не только финансовые соображения. (Просто вообразите себе, сколько стоит год-полтора работы художника, выполнившего обложку. Как говорится, эх!)

Принципиальное отличие комикса от литературного произведения — это передача настроения через оформление визуального ряда, а не через внутренние монологи или авторские языковые решения. Читатель смотрит на ряд изображений, делает по нему выводы и получает сырые впечатления, и из этих выводов и впечатлений уже компонует свое понимание сюжета. Нарратив текста, наоборот, предполагает, что визуальный ряд переработан рассказчиком. Сырой внутренний монолог Красавчика из “Хороший, плохой, злой” вряд ли можно было слушать весь фильм, полтора часа подряд: “задницу натерло. Жарко. Как мне надоел этот придурок. Может, все-таки повесить его? Лошадь хромает? Показалось. Курево кончается.”

Прямоточное, без преобразования героем и\или автором, описание картинки, “которая должна была тут быть” разрушает художественное воздействие. И добро бы речь шла о простой перегруженности текста образами, проблема глубже.

Пример. Один из важных обитателей бойни, (очаровательного зомби-парка, в котором маленький Джек начинает становиться Джеком Мормо), мерзкий писклявый людоед, обозначается героем как горлум. Горлум? Почему не мистер Коллинз? Что за неожиданное знакомство посткультурного подростка с британской литературой? То есть абсолютно понятно, имей мы дело с раскладкой для комикса, “вот тут из темноты появляется этакий горлум, дальше так его и рисуй, имя давать не будем, поймешь о ком речь — ну и хватает героя за ногу...”

В книге, да еще работая от первого лица, автор обязан соотносить прямой визуальный поток с тем, как оное первое лицо этот поток обрабатывает. Авторы же “Золотой пули” подают _вроде_бы_внутренним_монологом героя сырую визуалку, в результате чего герой отмечает, скажем, “черные арабские потеки крови”. Подождите-подождите, там замочили чернокровного араба? Но, позвольте, во всей книге нет ни одного араба, ни живого, ни мертвого, что происходит? И только с помощью мысли о том, что это — указания для художника — можно сообразить, что потеки крови напоминали арабскую вязь. Которой герой, конечно, тоже никогда не видел и опознать бы не смог.

С настроением героя та же петрушка. В кино или комиксе мы не то, что имеем право — обязаны следить за тем, чтобы заданное настроение героя акцентировалось при изображении. В тексте мы настроение задаем — а дальше либо ведем фоновый подбор лексики и действий героя, либо показываем, когда и как оно меняется.

Авторы “Золотой пули” добросовестно напоминают несуществующему художнику о том, что героя происходящее должно таращить. В результате где-то к середине текста, когда вдруг сообщается: ”Вот теперь отчаяние захватило меня целиком”, то это прям превосходит рекорд индейца по прозвищу Острый Глаз: “Я, конечно, зомби уже полсотни страниц, но до сих пор было терпимо”.

В последней трети текста нагромождение визуальной составляющей слегка ослабляется, и акцент смещается с картинки на действия. Смещается, вроде бы, не так уж сильно, но степень читабельности происходящего подскакивает почти по экспоненте. Все так же блещут синие очки, все так же завешено волосами лицо безногого индейца, все так же ярко текут струйки крови по ногам висящей в глухой ночи девочки — но хоть что-то начинает происходить по законам текста. В начале ни Роб, ни Медведь никак не обращают внимания на то, что Аэлита — метиска (голая нога из красного платья куда важнее), а в конце этот момент подан точно и без какой-либо избыточности.

В последней трети и начинает, наконец, что-то постижимое происходить, частично объясняя предыдущую фантасмагорию. С переменой декораций авторы слегка теряют к ним интерес — ну зима, ну лес, что вы, леса зимнего не видели? Зато становится яснее, что герои считают отсчетом желательного, что нормой, а что — хорошим концом. Превращаются в метафоры густые эдипальные лавкрафтианства, типа невидимой веревки, связывающей Джека и Гнилого (“да, я очень привязан к папе”) или матери, рожающей черную нефтяную лягушку (“боже, кого они могут зачать в свои сорок?”). Ну и наконец становится можно поговорить о том, ради чего городился весь утомительный огород.

К сожалению, нельзя сказать, чтобы авторы, таща такую громоздкую преамбулу, были совсем уж неправы. Как говорил фронтмен, кажется, “Металлики” — перед тем, как спеть искреннюю и беззащитную песню, ты должен страшным голосом прорычать альбомов девять, иначе ни черта тебе никто не поверит.

Доказав себе и всем окружающим, что заподозрить их в мягкотелости и ванильности нельзя, авторы наконец говорят о том, что сепарирующийся подросток и даже взрослый самостоятельный дядька могут любить родителей. Что тот момент, когда твой отец впервые оказывается не суперменом — это большое горе. Что любовь матери к отцу может перехлестывать ее любовь к детям и это открытие тоже является большим ударом для детей. Что каждое действие любви, которое совершил человек, которого ты называешь папой, дает тебе ресурс силы на всю оставшуюся жизнь.

Тема Отца в отечественной литературе вообще, как мне кажется, не поднималась чуть ли не с лет Анатолия Алексина. Сыновняя позиция — ну что это, разве это достойно внимания, ты чо, сынок ваще. Включи Цоя, садись в седло и вали, их не догнать, их уже не догнать, нас не догоняяяяят.

Соответственно, при сепарации, толкуемой как обнуление прошлых привязанностей и детского опыта, никакие родители как значимые персонажи не существуют. Однако, человек, прошедший через бойни взросления, поймавший в себе то, как мгновения голубой чашки становятся могучим оружием, когда ты должен был уже сдаться — этот человек должен вернуться изменившимся и сказать родителям, чем он в результате стал, и во что их дары преобразовались внутри него. Это задача, которая абсолютно не стоит перед подростком. Это работа для взрослого, одна из составных частей взрослости — встретить своих родителей заново. Отделить токсичные паттерны от здоровых. Вспомнить моменты, когда родителям удавалось проглотить отдельные куски смерти и не передать детям “по идее, я должен сейчас тебя выпороть. Но...Иди уж”; сообразить, насколько тяжелая это была работа и принять как факт, что справлялись они не всегда. Заново построить границы и правила между собой и ними — уже из понимания, насколько эти люди (или воспоминания о них) вообще вменяемые. Бывает, что и нет.

Только по окончании этой работы старая магия подросткового апокалипсиса окончательно отменяется, сгорает со всеми распятыми мальчиками, хрипящими черепами одноглазой коровки (влезь мне в правое ушко, Хаврошечка) и прочей нажористой нефтью. В отечественной фантастике проблема выхода из пубертата не то, чтобы имеет какую-то популярность (“так далеко мы еще не заходили”), но когда-то ж надо начинать! Наши мальчики и девочки уже то и дело выходят на пенсию, а взрослеть мы так и не умеем. Многие, многие так и шляются по лабиринтам горящего подсознания, меняя роли с маленького братика на однорукого бандита, но так и не выползая во взрослые люди. А идея того, что надо вернуться домой — осталась где-то в литературе прошлого и позапрошлого века, без экскаватора и не откопаешь.

Комикс останавливается на взрыве. Ровно за секунду до того, как на очищенную землю сможет вернуться тот, кто споет “Все в порядке, мама”. Индейцы назвали нам его имя.





1349
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 17:51

цитата Shean

Что за неожиданное знакомство посткультурного подростка с британской литературой?

А почему нет то? В чем неожиданность? %-\
Все зависит от степени посткультурья. Горлум — персонаж культовый, ядерная война ему нипочем, — вполне мог и выжить. И чем он, в конце концов, хуже мистера Коллинза?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 18:51
Степень посткультурья, собственно, полная — постапокалипсис на дворе. А горлумы с мистерами дарси и коллинзами берутся либо из книжек (чего нет), либо из кино (чего тоже нет).

и что вы, ничем не хуже. Более того, я вообще считаю, что они примерно одинаковые :-)))


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 18:21

цитата

человек, прошедший через бойни взросления, поймавший в себе то, как мгновения голубой чашки становятся могучим оружием


Долго думал... Понял, что тупой. Не взять в толк, кто и кого/что поймал...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 18:52
Рефлексия — дело непростое, а героям Золотой пули есть кого в себе ловить в особенности
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 20:26
Гайдар Аркадий Петрович. Как живой
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 20:37
там масса отсылок к нему, а одна из глав так и называется — Голубая чашка.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 22:13
Да и «Судьба барабанщика» там же. И «Школа».
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:47
да, согласна
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 23:18
Так я прочитал. Там масса отсылок не только к нему. Как по мне, даже слишком массивная масса
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:43
с постмодернизмом ребята оторвались вволю, это верно


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:42
обожаю этот фокус. берётся тонкий лист бумаги. а потом фокусник выкапывает в нём яму глубоких смыслов кубометров на двадцать плотного грунта.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:44
вы не правы. При экзамене на эту квалификацию вам никто не даст целого листа бумаги. Мы сдавали по трамвайным билетикам, и кстати грунт засчитывается только одним пунктом, а нужен список не менее 15 — археологические артефакты, подземные воды, кости динозавров, детали метро и вулканические залегания.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:46
такой фокус не разглядят с галёрки. да и с первых рядов не все :-)))
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:46
в цирке выступают троечники, типа меня))) отличники пишут судебные экспертизы
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 08:55
:beer:

а если серьёзно... точно так же в корне написания Пули может лежать простое желание расписать гуро по полной базе словаря прилагательных и накидать всех отсылок что удастся вспомнить. Но так как у человека обычно смысл совершённому действию назначается постфактум, то и тут уже потом можно поверить в наиболее подходящую формулировку.

PS: вот про хаврошечку подумал чуть не дословно ,когда читал, зато очевидную «голубую чашку» пропустил позорно :(
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 09:03

цитата Цефтриаксон

зато очевидную «голубую чашку» пропустил позорно

Гайдар там «сквозит изо всех щелей». До «Золотой пули» я и представить не мог, что Гайдар может вдохновить на написание сплаттерпанка. Однако ж вот... :-)))
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 09:09
Про Гайдара мы с Некрасовым обсуждали как-то еще до прочтения мной Пули, что автор реально невероятный и сам по себе, и как хронотоп. Но, конечно, отнюдь не только Гайдар
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 09:15

цитата Shean

что автор реально невероятный и сам по себе, и как хронотоп

Ну, я то вообще, как бывший пионер, вырос на Гайдаре. Многие его вещи чуть не наизусть знаю. А вот молодое поколение с ним мало знакомо, поэтому и отсылки не работают даже при том, что название отдельных глав «говорящее». Ну в самом деле, кто будет сейчас «Судьбу барабанщика» или «Голубую чашку» читать? Время не то.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 10:20

цитата avsergeev71

Ну в самом деле, кто будет сейчас «Судьбу барабанщика» или «Голубую чашку» читать?

Ну, положим, я. Правда, прочитал впервые еще в детстве, и больше мне понравилась «Судьба барабанщика», а не «Голубая чашка» или «Чук и Гек», и даже чем «Тимур».
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 10:29

цитата Green_Bear

Ну, положим, я. Правда, прочитал впервые еще в детстве

Ну вот потому и читаете, что в детстве читали.

цитата Green_Bear

и больше мне понравилась «Судьба барабанщика»

Очень сильная вещь. Я бы сказал — программная для творчества Гайдара. Хотя во времена моего советского детства к ней, по понятным причинам, относились с осторожностью, — в школе не проходили.
А «Голубая чашка» — на мой взгляд, слишком взрослая для ребенка или подростка.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 11:51
Голубую чашку совсем недавно в Фб очень пространно, на нескольких площадках обсуждали. И технику саспенса, и общие умолчания, и фигуру отца, в общем, там есть что обсудить
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 09:11
ну месседж-то они вложили, но ходили вокруг него такими кругами с независимым видом, что не всякий читатель долетел. Что, в общем, жаль.


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 11:25
Ася крутая.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 11:50
спасибо))


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 12:03
Эдипальные лавкрафтианства — это несомненный поклон. Мой — вам. Вы пишете так, будто скачете по нарисованным на асфальте классикам. Но прыгаете мастерски: хочется следить за каждым движением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:29
*делает глубокий книксен*


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:26
Отзыв прочитал с удовольствием, автор отзыва — мастер слова. А вот деревья жалко((( Те деревья, которые срубили, чтобы сделать бумагу, на которой напечатали Пулю. Полная чушь и бред. Но..Если есть постоянные отсылки к классикам, тада канешна...тада полушедевра.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:28
выход — читать электронку!
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:33
НИ.КОГ.ДА.))) Но деревья жалко( И моего времени, потраченного на Пулю.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:40
Напишите свой отзыв, с интересом прочтем
 


Ссылка на сообщение22 марта 2019 г. 17:49
Увы мне, ТАК — не дано)
 


Ссылка на сообщение23 марта 2019 г. 03:00
А так — не надо, по своему8-)
От души


Ссылка на сообщение1 апреля 2019 г. 21:55

цитата Shean

В начале ни Роб, ни Медведь никак не обращают внимания на то, что Аэлита — метиска (голая нога из красного платья куда важнее), а в конце этот момент подан точно и без какой-либо избыточности.
В начале на это не обращают внимания ни Роб, ни Медведь, ни Авторы. Об этом можно узнать только из статьи о Пуле. А в конце вообще от Аэлиты только имя и осталось — Бетти не нравится это имя, лучше звучит Алита. Это и есть точно поданный момент? Что метиска?

цитата Shean

Один из важных обитателей бойни, (очаровательного зомби-парка, в котором маленький Джек начинает становиться Джеком Мормо), мерзкий писклявый людоед, обозначается героем как горлум.
Бойня это не весь город, это только ангар, где обитают Змеесос и Птеродактиль. Перечитал эти главки. Горлума не нашёл. Я тоже знаю это слово и сразу обратил внимание на него, как только встретил. Это было в тюрьме, где сидел отец Джека. Горлум барабанит ногтями по зубам. Для чего барабанит, Авторы не сообщают, т. к. легко догадаться. Итак — где горлум на бойне? Страница №? Или там два горлума? Я мог и пропустить, но тогда это авторский промах, не только мой.
И вот так написана вся статья. Максимально недоходчиво.

цитата rjhvxbqhfpevf

Ася крутая.
Серьёзно?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2019 г. 08:34
«максимально недоходчиво»

объяснюсь. Пишу так, чтобы понял любой троечник, я по работе, за деньги. Для удовольствия я пишу так, как понятно мне. Ключевой пойнт — МОЁ удовольствие. Да, из определенных позиций может быть больно.


Ссылка на сообщение1 апреля 2019 г. 22:03

цитата tochinov

    цитата
   человек, прошедший через бойни взросления, поймавший в себе то, как мгновения голубой чашки становятся могучим оружием

Долго думал... Понял, что тупой. Не взять в толк, кто и кого/что поймал...

После такой фразы любой человек поймёт, что он тупой, после недолгого размышления.


Ссылка на сообщение2 апреля 2019 г. 13:44

цитата Shean

Ключевой пойнт — МОЁ удовольствие.
Теперь стало яснее. Главное — моё удовольствие. Книгу можно прочитать и по диагонали, сэкономив время для сочинения статьи о ней. Ввести читателя в заблуждение, заставить его усомниться в собственных умственных способностях — всё это тоже, видимо, источники удовольствия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2019 г. 13:57
8-) приятно видеть, как вы неравнодушны к моему частному мнению. Кстати, очень важно, действительно критически важно, в каком именно эпизоде хождений по мукам Джека ему встречается мистер Пиквик! Скорее всего, вы совершенно правы, а я ничего не поняла в сюжете.


(отдельное удовольствие получаешь, когда человек, претендующий на то, что прочитал Золотую пулю, требует от кого-то полной ясности и понятности)


Ссылка на сообщение2 апреля 2019 г. 13:53

цитата Shean

Пишу так, чтобы понял любой троечник, я по работе, за деньги. Для удовольствия я пишу так, как понятно мне.
Для этого нужен какой-то особый талант. Способность внутреннего преображения под воздействием денег. Как такое возможно, объяснить не могу. Я пишу одинаково всегда, независимо от размера оплаты, т. к. читателям всегда должно быть понятно, что я хочу сказать. Им-то какое дело, платят мне или нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2019 г. 13:58
Вы понимаете, какое дело, если человек задастся целью не понимать, то он преуспеет обязательно.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх