НЕФОРМАТ Джордж Мартин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > НЕФОРМАТ. Джордж Мартин «Пламя и Кровь. Пляска Смерти»: Страхи читателя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НЕФОРМАТ. Джордж Мартин «Пламя и Кровь. Пляска Смерти»: Страхи читателя

Статья написана 28 марта 2019 г. 09:17

С моей точки зрения, современное фэнтези страдает от однообразия и безликости. Армии Героев мочат с разным успехом армии Темных властелинов, короли сражаются за Троны разной формы и окраса, древние монстры с непроизносимыми именами плетут козни и так далее, так далее, так далее. По настоящему оригинальных или хотя бы запоминающихся Миров и Героев- по пальцам перечесть. И в этой ситуации творение Мартина представляется мне чрезвычайно опасным как для авторов – нынешних и будущих, так и для нас- несчастных читателей. А в чем эта опасность, попробую объяснить далее.

Джордж Мартин «Пламя и Кровь. Пляска Смерти».


Наверное, у всех великих и знаменитых есть проблемы с наследниками и их наследством. Смерть- штука такая, всегда не ко времени. Что- то всегда остается недосказанным, какие- то планы нереализованными. Ненаписанные книги, незаконченные истории...Всем жаль, особенно читателям, которые чувствуют себя обделенными, так и не узнав финал истории или не прочитав обещанного шедевра.

Иногда на помощь приходят наследники. Можно, как Кристофер Толкиен очень бережно -по страничке, по предложению, по малой записи- собрать для нас Историю Средиземья, в общем, не претендуя на подлинность и предоставляя нам разные версии замыслов великого отца, мысли, заготовки. Можно, как наследники Джордана найти кого-то талантливого и дерзкого, кто проникнется замыслом мастера и завершит эпохальный труд. Иногда читателю не везет, и наследники пускаются во все тяжкие, превращая весь замысел Мастера не пойми в какое безобразие, выкинув из него все наполнение, как это сделали Брайан Герьберт и Кевин Андерсон со Вселенной Дюны, превратив ее в нескончаемый балаган.

Я очень и очень надеюсь, что Мартин побеспокоиться о своем наследстве. Иначе нам живущим и тем, кто только собирается родиться, грозит лет 90 сражаться на полях Игры Престолов на разнообразных землях Вестероса. А беспокоиться есть о чем, столько "мин" заложил, столько «ружий» развесил на будущее Марин своей «исторической хроникой» "Пламя и Кровь".

Издатели были милостивы и разделили сиё произведение на два тома. И я им исключительно благодарна. Нужен, нужен был перерыв, чтобы не утонуть окончательно в именах, прозвищах, сложных переплетениях родственных связей, семейных хрониках, датах, географических описаниях и прочей информации, в сущности, не имеющей никакого принципиального значения для основного сюжета. И еще приятная неожиданность: если в первом томе мы сухо и быстро получили описание без малого первого века Таргариенов в Вестеросе, то второй целиком посвящен одному, но важнейшему эпизоду, который именуется то Войной зеленых и черных, то "Пляской драконов". И эта сосредоточенность на одной теме сделала повествование более логичным и живым.

Хотя, в сущности, то, что мы читаем- просто облегченный вариант Игры Престолов, когда претендентов на Железный Трон пруд пруди, поскольку Таргариены и прочие выходцы из Валирии щедро разбросали свое семя среди прочего населения, изрядно разбавив свою кровушку менее ценной и привлекательной для драконов. Среди "героев" — представители все тех же знакомых нам семей, которые сражаются и интригуют, предают союзников, мстят обидчикам и убивают, убивают, убивают самыми разными способами, которые так любит описывать мастер Мартин.

Но пожалуй главное отличие этого варианта Игры- драконы с обеих сторон. Это в основной сюжетной линии они еще только-только осваивают тонкости воздушного боя и искусства убийства. Здесь же бои в воздухе кипят отнюдь не менее яростно, чем на земле. Драконы разнообразны, как и их всадники, а значит и манеры ведения боя и различные хитрые приемы весьма многочисленны, что освежает уже привычные описания интриг и козней.

Но боюсь что это далеко не финал задуманной истории. Похоже, нас еще много чего ждет, даже в том кратком и сухом описании, которое использует Мартин. Правда, чего мелочиться? Зачем, спрашивается, спешить с финалом основного сюжета? Чем дело закончится, узнаем из фильма, а детали, кто там кого предал в очередной раз, с кем переспал, кому кто братом-сестрой приходится, кто что пил-ел — эти детали можно отложить на неопределенный срок.

Но есть во мне еще больший страх, чем не дожить до окончания Саги Льда и Огня. Помните сколько "последователи" и "подражатели" выжали из тоненького "Сильмариллиона"? А там, между прочим, все было описано весьма поверхностно и схематично. И это блекнет перед тем, что может предложить почитателям Мартин. Хоть и весьма однообразно- драконы, рыцари и, конечно, Игра Престолов, зато он умудрился продумать практически все: и набор героев, и географию, и легендариум, и интриги. Добавляйте диалоги и описания, и готовы новые романы.

И даже если не прозвучат привычные имена и названия, боюсь, описанные сюжетные ходы найдут себе применение. И получим мы на долгие годы стандартные войны — благо цветов и оттенков в палитре природы великое множество, и танцы всегда и везде отличаются разнообразием, и в списке чудовищ драконы не единственная позиция, и в Игры можно добавлять правила. И еще много чего можно изъять из этого пособия для авторов фэнтези. Кроме, наверное, вдохновения и оригинальности.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


В следующий раз я представлю вам уже прочитанную и весьма достойную вещь из новинок: Светерлич Том "Исчезнувший мир"



Тэги: личное


244
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 2019 г. 09:35
Хоть я и не читал все книги ПЛИО — хватило первых двух — до конца не понимаю смысл многостраничных многотомных фентези-эпопей, в которых накручено и наверчено так много всего, что я просто восхищаюсь стойкости читателей и, к сожалению, авторам проще будет идти по стопам Мартина, а эта тенденция, увы, обедняет жанр. Спасибо за статью — как всегда очень подробно и основательно.


⇑ Наверх