Дж. К. Роулинг «Шелкопряд»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
После успешного расследования убийства Лулы Лэндри на частного сыщика Корморана Страйка свалилась настоящая известность. У него нет отбоя от клиентов, в основном подозревающих своих жен и мужей в измене. И вот к нему обращается жена писателя Оуэна Куайна и просит найти мужа, который известен экстравагантным поведение и исчезновением на несколько дней со своими любовницами. Однако в этот раз он не появлялся дома уже восемь дней. Сыщик соглашается найти непутевого мужа, но находит нечто большее, чем простые измены.
Входит в:
— цикл «Корморан Страйк»
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Детектив и Триллер (41 034 голоса) | |
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2015 // Золотой кинжал (Роберт Гелбрейт) | |
номинант |
Премия Шамус / Shamus Award, 2015 // Лучший роман в твёрдой обложке (Роберт Гэлбрейт) |
- /языки:
- русский (5), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Петрова (4), Н. Ференс (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 31 января 2023 г.
Восемь месяцев прошло после того как Корморан Страйк раскрыл дело Лулы Лэндри и нашел её убийцу. Вместе с известностью пришли новые клиенты, а с ними и заработок. Крутясь как белка в колесе, Страйк то и дело следит за неверными женами, мужьями, любовницами и т.д. Все меняется, когда к нему обращается Леонора Куайн, жена писателя Оуэна Куайна, и просит найти исчезнувшего мужа.
Оуэн Куайн, небезызвестный в книгопечатных кругах автор, весьма эксцентричен и любит внезапно исчезать. Но уже десять дней от него нет ни слуху, ни духу. Пока Страйк занимается поисками, то тут, то там, всплывает информация о рукописи последнего романа Куайна, «Бомбикс Мори», в котором литератор выписал, в очень неприятном свете, своих родных и коллег. Странностей в исчезновении Куайна становится все больше, и вскоре Страйк выясняет, что писатель стал жертвой чудовищного убийства, которое весьма точно описано в его книге.
В этот раз Роулинг-Гэлбрейт описывает максимально близкий ей мир – книгоиздание. Во-первых, «Бомбикс Мори». Честно говоря, я думал, что роман Куайна будет чем-то постоянно ускользающим от Страйка, чем-то сродни легендарному мальтийскому соколу или кейсу Марселласа Уоллеса. Но нет, Страйк очень скоро получает рукопись и, вместе с читателем, «наслаждается» гротескной и отвратительной историей, в которой пытается найти подсказки по делу Куайна. Во-вторых, Майкл Фэнкорт. Если это не стеб, то что? Незримо присутствующий в расследовании Великий Писатель, Успешный Писатель, да и просто ПИСАТЕЛЬ, на деле оказывается весьма неприятным типом, или попросту мудаком, которому лишь бы нести возвышенную белиберду без толики смысла. Роулинг оттягивает знакомство с Фэнкортом почти до самого финала и, услышав столько всего от остальных героев о Фэнкорте, читатель удивлен… этому. В-третьих, остальная писательская братия тоже получилась весьма правдоподобной. Здесь и акула литагент, и добряк редактор, и сплетник-издатель, есть даже авторка эротического фэнтези. И у каждого из них свои секреты, свои проблемы, свой взгляд на Оуэна Куайна как на автора и как на личность.
Больше времени уделено главным героям, Страйку и Робин, и их личной жизни. Робин кайфует от работы в детективном агентстве и стремится стать напарником для Страйка, а не только секретарем. Ее отношения с женихом, Мэтью, еще в первом романе понемногу портились. В «Шелкопряде» читатель все чаще задается вопросом: как такая девушка продержалась восемь (!) лет с таким мужчиной? Мэтью из-за ревности и попыток перещеголять Страйка вызывает только антипатию и раздражение. А вот Страйк успешно борется со своим прошлым в лице Шарлотты Кэмпбелл, его твердости характера стоит позавидовать. С другой стороны, из-за проблем с ногой Корморан в «Шелкопряде» ощущается очень уязвимым. Читатель получает еще больше информации о прошлом Страйка – на страницах романа появляются его друзья детства и юности, всплывают воспоминания о том самом взрыве в Афганистане и о столкновении с мальгашской ночной акулой, а также младший единокровный брат Корморана Ал.
В итоге читатель получает почти идеальный сиквел неплохого романа, скроенный по правилу «все то же, что было в оригинале, но больше, лучше». Сюжет о своенравном писателе интереснее, детективная интрига увлекательнее, информации о главных героях больше, второстепенные герои объемнее. Роулинг поднимает планку качества чуть выше, а мы только за.
П.С. А еще тут прекрасная атмосфера небывало снежной зимы. Когда за окном слякоть, учишься ценить каждую снежинку, даже вымышленную.
Beef, 27 сентября 2023 г.
Эту книгу надо читать внимательно, иначе рискуете потеряться в многообразии персонажей и упустить нить расследования. Впрочем, по-моему — с точки зрения читателя — раскрыть убийство, используя логику и подсказки автора, невозможно. Разве что только догадаться, но я не угадал.
Начинается всё неторопливо, даже преступления по сути нет. Мы знакомимся с действующими лицами — тут главное, не забыть кто есть кто :) Во второй части книги действие ускоряется, и становится по-настоящему интересно. Всё это разбавлено притягательной атмосферой осенне-зимнего Лондона и балансирующими на какой-то тонкой грани профессионального и личного отношений Страйка с Робин (люблю эту парочку!).
Хорошее продолжение серии.
tolstyi1010, 9 февраля 2024 г.
«Великими умами движет месть»
Вторая книга цикла «Корморан Страйк» написанная в 2014 году Дж. К. Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт.
После успешного расследования убийства Лулы Лэндри на частного сыщика Корморана Страйка свалилась настоящая известность. У него нет отбоя от клиентов в основном подозревающих своих жен и мужей в измене. И вот к нему обращается жена писателя Оуэна Куайна и просит найти мужа, который известен своим экстравагантным поведение и исчезновением на несколько дней со своими любовницами. Однако в этот раз он не появлялся дома уже восемь дней. Сыщик соглашается найти непутевого мужа, но находит нечто большее, чем простые измены.
Планка качества, поднятая в первой книге, все еще держится. Второй роман читается не хуже первого. Главные герои раскрываются все больше, наблюдать за их взаимодействием интересно (по крайней мере, пока нет любовной линии, а она, скорее всего, появится, что будет минусом). Действие, как и в первой книге, разворачивается неспешно, главный герой осматривает место преступления, опрашивает свидетелей и собирает улики. Злодей, лично мне до самого конца оставался неопознанным. И в отличие от первой книги, где мысли насчет убийцы возникали, здесь его личность была для меня полной неожиданностью.
Любителям детективов и просто хороших книг рекомендую.
Maximontano, 27 февраля 2024 г.
Интересно наблюдать за историей «парочки твикс» Корморана и Робин. Воистину интереснейший дуэт детектива и начинающего следователя. Две харизматичные личности, которые безусловно украшают каждую часть серии этого цикла. В Шелкопряде, Роулинг прекрасно развернула ОДНО убийство на весь роман. Ведь и не скажешь же, что сюжет где то провис, или скучно было. Как по мне данная серия нечто большее чем простой классический детектив, очень глубоко показаны характеры главных героев, с нетерпением жду продолжения.
felixkriventzov, 30 марта 2022 г.
Роулинг — все еще знак качества. «Шелкопряд» так же хорош и верен классике жанра, как и «Зов кукушки». Даже в отрыве от самого расследования просто интересно и лампово читать о Корморане и Робин, о яркой химии между ними (и, слава Ктулху, никакой романтики — по крайней мере, пока). Следствие ведется по-британски неспешно: Страйк не бегает за злодеями (куда уж с его протезом) и не палит из шестизарядного, а по очереди опрашивает подозреваемых и лишь на последних страницах связывает все зацепки в одну изящную теорию. Убийцу я, кстати, снова не угадал, зато отлично провел время с увлекательным сюжетом.
Wolf94, 30 июня 2019 г.
Лучший способ увеличить продажи — это грохнуть автора
А я ведь не так давно перечитала «Зов Кукушки» и сразу же взялась за «Шелкопряда». Конечно, главным образом из-за игр, но еще и поспособствовал сериал, который очень хочется посмотреть)
В Шелкопряде, как и в Зове Кукушки, детективная линия ушла на второй план. Можно конечно придраться, но на самом деле данная фишечка Гэлбрэйта-Роулинг мне нравится. Меня зацепило с самого начала — пропавший скандальный писатель, а затем обнаруженный изуродованный труп... Темная душенька ликует и устраивается комфортнее, ибо будет жесть)
Страйк мне сипатичен. Огромный мужик, смахивающий на медведя и с добрым сердцем. В детективное агенство обращается женщина, у которой попал муж-писатель. Исчезает не в первый раз, но что-то уж долго его нет. Корморан разглядел в женщине нечто такое, что внушает доверие и соглашается помочь, даже не смотря на плотный график работы.
Робин, как и в первой части, принимает активное участие, хотя, на мой взгляд, здесь ее было как-то мало. Жених не рад, что его невеста занимается не пойми чем, и что ради этой работы она отказалась от выгодного предложения с солидным окладом. Честно говоря, одно время думала, что Роулинг сведет Страйка и Робин, но, спасибо, этого не предвидится. Слишком банально, а Джоан не из таких авторов.
Время идет, расследование движется. На первый взгляд дело кажется легким, но главная изюминка заключается в книге — Бомбикс Мори, которая содержит в себе детали убийства. Но, чтобы было интереснее, расследование, как уже говорила, тесно переплетается с внутренними переживаниями героев и-за чего бывает порой сложно сосредоточится на том, кто же убийца.
Я не стала заморачиваться и пытаться выстроить логическую цепочку. Просто наслаждалась чтением. Даже во время прогулки не расставалась с книгой. Надо бы побыстрее взяться за третью часть, но сначала немного разгребу надвигающиеся долги по играм)
detective.book, 31 октября 2021 г.
На этот раз герою предстоит расследовать исчезновение знаменитого писателя Оуэна Куайна. Совпадение, но автор пропал сразу после отправки на публикацию книги, обличающей его ближайшее окружение. Шелкопряд страдает всеми недостатками первой части. Книга перегружена второстепенными персонажами, в которых путаешься. Линия расследования набирает обороты только к концу. Главной причиной продолжать читать серию становятся Страйк и Робин. Линия отношений наиболее интересная, но к сожалению хронометража и событий у них не так много.
Instagram: @detective.book
Lilian, 23 апреля 2016 г.
Серия затягивает, и уровень серии растет. Второй роман сохранил достоинства первой книги, а также порадовал более динамичным и напряженным сюжетом. Теперь расследование происходит в реальном времени, а не по следам уже прошедших событий. Необходимость торопиться, пока не посадили невиновного человека — подобный ход не может не подстегнуть динамику происходящего. Что книге только на пользу.
Мир издательской и писательской богемы получился более ярким и выпуклым, чем мир моделей. Ну это понятно, наверняка автор в чем-то вдохновлялась своим опытом и окружением. Что выглядит символичным, учитывая главную сюжетную завязку о Бомбиксе ))
Добавлено немного темных, шокирующих подробностей самого убийства и сопутствующих событий. Роулинг это умеет. И это тоже идет на пользу атмосфере книги.
По-прежнему радуют зарисовки из жизни главных героев. Написано мастерски и словно в противовес расследуемому убийству — по-доброму. Не знаю, мне трудно это описать, но за героями просто приятно следить, не важно, что они делают — разговаривают, преследуют кого-то или просто сидят в пабе. И это — главное обаяние серии.
KindLion, 13 сентября 2020 г.
Вот и свершилось. Познакомился я с мамой Гарри Поттера, примерившей штаны мужчины-детективщика по имени Роберт Гэлбрейт. Ну что сказать? Я разочарован.
Прослушанный в начитке замечательного Игоря Князева роман не произвел на меня впечатления ни новизной идей, ни литературным слогом, ни качеством исполнения.
Роман очень похож на произведения Стивена Кинга. Главный герой – отставной военный Корморон Страйк. Инвалид, лишившийся ноги во время службы в Афганистане, работает частным детективом. В подручных у него – секретарша по имени Робин.
Роман начинается с того, что к Страйку обращается за помощью неказистая нескладная женщина – жена известного писателя. Скандально известного. Муж – пропал. Страйк берется этого самого мужа разыскать. И находит. Мертвого. Не просто мертвого. А убитого страшным изуверским способом. Понятное дело, по законам жанра Страйк продолжает расследование, погружаясь глубже и глубже в пучины и переплетения взаимоотношений в прогнившей насквозь издательско-писательской среде.
Большое количество действующих лиц, у многих из которых наличествовал мотив, и никаких четких намеков, позволяющих догадаться о том, кто же в действительности убийца. Ну, во всяком случая я – не догадался.
majj-s, 15 февраля 2020 г.
Бомбикс Мори
- Ты вообще в курсе, как на самом деле получают шелк?
- Понятия не имею.
- Кипячением, червей кипятят живьем, пока они не успели выбраться и повредить кокон.
Восемнадцать часов чистого счастья. Он вернулся. Это о Холмсе, который стал первой литературной любовью, воображаемым другом, заменой отцу. О самом сильном, умном, добром и справедливом. Роулинг-Гэлбрэйт со своими детективами о Корморане Страйке попадает в читательские ожидания настолько точно, насколько вообще возможно, возвращая детский восторг от лучшего друга на свете, гениально распутанной истории, спасения невиновного.
Это главное. Холмсом можно было восхищаться за чудеса дедукции и торжество холодной логики, проявленные в разных ситуациях, но, не знаю, как было у вас, а я полюбила за «Пеструю ленту» — удавка чужой злой воли сжимается вокруг беззащитного маленького человека, у которого никаких возможностей спастись самостоятельно. А он помогает, деятельно и бескорыстно (потому что с этой несчастной и взять нечего). В «Шелкопряде», в общем то же.
Но по порядку. Разумеется, вторая книга о Корморане Страйке больше и глубже маленького гениального рассказа, с которым сравниваю. Роман всегда объемнее, во всех возможных отношениях. И мы с вами в двадцать первом веке, а не в девятнадцатом: феминизм, гендерная идентификация, герой с ограниченными физическими возможностями на повестке дня. А литературного модерна с постмодерном из океана коллекивного бессознательного выпито столько, что даже умы поклонников детектива-с-расчлененкой напитало.
Но все-таки главное, чего ждем от хорошей книги: интересной истории, живых героев, утверждения, что мир устроен правильно и справедливо. Я имею в виду, глобально, хотя бы тысяча локальных случаев опровергала. Все это есть в «Шелкопряде». На самом деле. не стоит сбрасывать со счетов кумулятивного эффекта серии, когда у читателя/зрителя накапливается потенциал отношения к сквозным героям. которых воспринимаешь уже как старых знакомцев и прощаешь многое, чего не спустишь новичку. Здесь прячется большинство подводных камней с соблазном халтуры и «вторая часть хуже». Не в этом случае.
Вторая книга о Корморане и его помощнице Робин объективно круче первой. Даже несмотря на то, что действие перемещается из привлекательной для абсолютного большинства сферы гламура, фэшн-индустрии, миллионных гонораров в сравнительно узкоспециальную литературную. К Страйку обращается совершенно замызганная тетка, жена широко известного в узких кругах литератора с просьбой вернуть супруга в лоно семьи. У них дочь с задержкой в развитии, Леонора прикована к своей Орландо чугунными цепями любви и долга, а финансово семья всецело зависит от супруга. Который в очередной раз загулял.
Да, он и прежде так срывался. Что поделать, любит красивую жизнь, а дома скудость на грани нищеты, надоевшая за четверть века жена, дурочка дочь. Вот, периодически бросает все и кутит в шикарных отелях — чувствует себя калифом на час. Но теперь уж очень затянулось, вы б его по-мужски вернули в лоно. Непонятно почему, Страйк не отказывает просительнице, берется отыскать блудного мужа, а дальше все закрутится так, что мама-не-горюй.
Это мастерский детектив, где до последних страниц/минут (потому что слушала аудиокнигу) не угадаешь преступника. При том, что вводные перед тобой и нити автор вложил/а в твои руки. Эта первая на моем читательском веку книга о книге, которую действительно интересно (а местами, да простят меня принципы гуманизма — дико смешно) читать. Это гимн елизаветинской драме, широкий читатель вовсе ничего не знает о предшественниках и современниках Шекспира, продвинутый назовет Кристофера Марло, Бена Джонсона, Джона Лилли. А здесь эпиграф каждой главы из пьес драматургов елизаветинской эпохи.
Больше того, Роулинг изящно и ненавязчиво внедряет в читательское сознание мысль о Великом возвращении: все уже было под луной, приемы сплатттерпанка, которые представляются вам чудом новизны, активно применялись в драме XVI века. Разумеется, большинство этого не считает, но довольно уже и того, что оно есть. А для всех тут необычайная яркость физического плана — боль ампутанта Страйка и дискомфорт в обыденнных ситуациях ощущаешь как свои. Здесь осязаемый до тактильности Лондон. Удивительное и очень современное состояние даже не предчувствия любви, но сублимации, когда сексуальная энергия перенаправляется на деятельное служение добру. И да, аудиокнига великолепна, потому что Игорь Князев всегда лучший.
Hades, 5 декабря 2015 г.
Прочитав первые 250 страниц романа, я был восхищен чуть не до свинячьего визга.«Зов кукушки» прямо скажем, читался через пень колоду. Роулинг не стоит писать чисто классические детективы. Думаю, она сама это поняла и исправилась. Насколько второй роман серии по уровню выше первого! По мастерству она снова вышла на уровень «Гарри Поттера». Честно говоря, не ожидал. Думал, как писатель она кончилась. Так что после первой книги я сомневался, буду ли покупать вторую. Но теперь думаю, третью точно куплю. Пора бы уже Роулинг кончать с одиночными убийствами и придумать хорошего серийного маньяка.
Штука в том, что Роулинг хорошо удаются детективы с налетом мистики, некоей мрачной тайны. То есть, чисто английская традиция. В «Шелкопряде» это было сделано. Я не знаю, кто еще из современных авторов умеет нагнать такого мрака без мрака и ужаса без ужаса. Это какая-то готика, а не детектив. Опять же, в напряжение вплетается юмор, и сентиментальщина, и черт в ступе. Я, кажется, где-то говорил что «Гарри Поттер» — однозначный литературный шедевр, потому что там есть вообще ВСЕ, что только может быть в книге. Напряженный сюжет, сложные взаимоотношения, неоднозначные характеры, мораль, любовь, фантастические образы — ну вот чисто все. И «Шелкопряд» к этому близок. Там уже нет потуг автора, пробующего себя в новой роли. Роулинг явно освоилась в жанре. Смешно сказать, но Роберт Гэлбрейт чуть ли не лучший автор детективов современности!
Насчет «Бомбикса мори». Можете считать меня извращенцем, но никакого отвращения от описания этой «книги в книге» я не испытал. Наоборот, аплодировал. Есть что-то завораживающее и пугающее в этом образчике гениального безумия, а уж то, что автор один в один предсказал собственую смерть — это «точь-в-точь».
Вторая половина романа, читается, конечно, с трудом. Роулинг явно решила стать «певцом Лондона» почище Диккенса. Учитывая, что в первом романе она была певцом лестниц, ковров и цветочных горшков, стоящих у этих лестниц — своего рода прогресс.
Второе. Юмор откровенно злой. Роулинг давно называет себя «врединой». Ну, это было видно еще в ГП, где она в лице Симуса Финнеганна высмеяла всю ирландскую нацию.
Теперь она решила высмеять писателей.
Второе. Робин не развивается. Она по-прежнему, выражаясь интеллигентно, «наивное отверстие». Какой ты была, такой ты и осталась, орлица степная, казачка лихая. Я никак не могу справиться с раздражением, которое у меня вызвает этот персонаж. Она по-прежнему любит картонного придурка Мэтью. Правда, любовь эта какая-то странная больше похожа на красивую позу: смотрите, как я страдаю! Вообще, это не девушка, а какое-то божье наказание. Заметьте — она постоянно обижается! Страйк что-то сказал или сделал — Робин обиделась. Это схема любого эпизода с Робин. Все ее обижают,не ценят, а она такая умная, смелая, всем жертвует ради других... правда, с задней мыслью этим как-то вытребовать себе какие-то права и особое отношение. Все ее поведение укладывается в один абзац книги Эверетта Шострома «Анти-Карнеги». Абзац этот называется: «Пассивный эмоциональный манипулятор». Ну прямо про Робин. Все перед ней виноваты!
В общем, книга хорошая, но вредная и злая, прямо скажем. Сам прочел с удовольствием, но рекомендовать другим не буду.
Р. С. В третьей книге пора бы уже Страйку и Робин перестать ходить вокруг да около, послать Мэтью и устроить крепкий английский трах! Шутю.
А тут появляется Шарлотта! И они с Робин дерутся, визжа и вырывая друг другу волосы, за внимание одноногого детектива! Или пусть Шарлотта с Мэтью объединятся против наших героев. Во будет вещь!
И маньяк чтоб был!
Опять шутю.
Fermalion, 4 мая 2015 г.
«Писать под именем Роберта Гэлбрейта — одно удовольствие» — сообщает нам в послесловии Джоан Роулинг. Что ж, хотя бы кому-то из нас это доставило удовольствие.
Нет, не то что бы книга плоха и скучна, ни в коем случае — она написана достаточно понятным и живым языком, она легко читается и ни в какой момент не вызывает скуки (а уж на контрасте с предыдущей прочитанной мной книгой («Иными песнями» Яцека Дукая) и тамошними смысло-лингвистическими заскоками, и вовсе образчик стилистической простоты и лапидарности — я отчетливо понимаю, что сравнение неуместно, но в рамках одной головы неизбежно). Просто если бы меня спросили, что именно в ней происходит на протяжении тысячи с лишним электронных страниц, я бы не нашел ничего содержательней, как сообщить: «продвигается расследование». Расследование, оно, понимаете ли, продвигается. Да.
Во всей книге нет абсолютно никакой приключенческой остроты, никакой интригующей загадки, которая бы держала в напряжении и подстегивала интерес. Главному герою все происходящее попросту неинтересно. Куда больше его занимает порушенная личная жизнь и больная нога, а что до преступления и расследования — так это просто денежный поток и просто набор формальностей, которые профессиональная этика велит исполнить хорошо. (Кстати, любовная линия в романе прописана глубже и интереснее основной, а Шарлотта — совершенно эпизодический персонаж, воочию даже ни разу не появившийся — кажется гораздо более живым, интересным и сильным характером, чем большинство действующих героев.)
В романе не происходит никакого по-настоящему увлекательного действия. Все, что здесь есть, сделано как-то формально, без интереса и вовлечения — кто-то куда-то съездил, что-то сделал. В перерывах между пивом, футбольными трансляциями и сторонними шабашками герой без особой охоты обмозговал пару вещичек. Покурил. Позвонил. Вздремнул. Съездил поглазеть на место преступления. И все это как-то рутинно и буднично. Без напряга. Без малейшего задора и огонька — ибо что такого особенного может быть в каждодневности серых будней?
Здесь впору даже восхититься талантом автора: как она сумела налить столько воды, не вызвав у читателя тошноты? Как она умудрилась написать такой толстенный талмуд ни о чем, чтобы он от начала и до конца читался легко и без труда? Вот уж точно талант. Концовка, конечно, неожиданна и интересна, но до нее нам приходится ползти и ползти многие сотни страниц, без мучений, но и без особого интереса.
«Бомбикс Мори» — скандальный роман, вокруг которого и завертелось здесь все повествование (впрочем, «завертелось» — громкое слово) — это какая-то запредельная чернуха. Бесконечные гермафродиты и гендер-перверты, сочащиеся гноем фаллосы и груди, постоянные совокупления с карликами и лошадьми — все это уходит далеко за пределы омерзения, и вызывает разве что раздражение и усталость. Ну нельзя, нельзя использовать похабщину как универсальный изобразительный прием столько раз подряд — если поначалу читатель еще слегка смущен, возмущен и шокирован, то к десятой сцене ему все это уже надоедает.
Роулинг стремилась создать образ Куайна, автора сей нетленки, как человека глубоко развращенного и падшего, и у нее это получилось: «Бомбикс Мори» и все остальные произведения этого автора — сущее дерьмо. Только вот незадача: все это дерьмо плавает в ее, Джоан Роулинг, романе.
* * *
И я даже не могу сказать, что «Шелкопряд» получился хуже своего предшественника, «Зова Кукушки». Это все такой же большой, массивный, неспешный и глубоко проработанный роман, написанный тем же приятным языком. Это все такое же большое, но несложное чтение. Но то, что в дебюте сошло за интересный подход, второй раз уже не сработало. Это не детективный роман в чистом виде — это неторопливое жизнеописание отставного военного, инвалида, любителя выпивки и футбола, который зарабатывает на жизнь мелким частным сыском: шпионажем за неверными мужьями и всем в таком духе. В этой книге ощутимо больше Страйка и его быта, чем собственно детективного расследования. И то, что здесь вообще оказалось дело «Бомбикса Мори», кажется случайностью, чем-то неприятным, но неотвратимым. Но ни автору, ни его герою, ни, в конечном итоге, его читателю, особой радости это, кажется, не доставляет.
Читать ли третью книгу, буде таковая состоится? Думаю, что попробовать стоит: все-таки харизма Страйка, Робин, и, в особенности, Шарлотты, перевешивает картонность и надуманность всех этих эпизодических статистов с их чернушными пасквилями и нереалистичными мотивами. Но если Роулинг надеется остаться в веках как автор «чего-то еще, кроме Гарри Поттера» — то она выбрала какой-то не такой путь.
Средне.
P.S. Отдельный пинок в сторону корректоров/редакторов: пару раз в романе вместо фамилии потерпевшего проскакивает фамилия самого сыщика: «Страйк подумал о том дне, когда исчез Страйк». Взявшее разгон внимание читателя здесь спотыкается и зависает. Сбиваясь с ритма, вы вынуждены трижды перечитывать и осмыслять фразу. Не надо так с читателем. К счастью, таких моментов на всю книгу всего два, и в остальном перевод нареканий не вызывает.
P.P.S. Игорь Князев, хороший и профессиональный чтец аудиокниг, в этот раз откровенно «не попал». Возможно, дело в том, что его голос слишком добр, романтичен и фантастичен для бытового и чуть циничного стиля «Шелкопряда», а возможно, в том, что детективы вообще трудно воспринимать на слух, но факт остается фактом: аудиоверсия книги вызывает буквально физическое отторжение. Несмотря на профессиональную работу Игоря, эту книгу более приятно читать все же в текстовом виде.
Racco0n, 15 марта 2017 г.
Когда читаешь детектив, стараешься удержать в голове массу мелочей – вскользь упомянутых персонажей, малозначительные на первый взгляд события – а вдруг именно в них ключ к разгадке? Но как же непросто это дается, когда читаешь детектив большой по объему, где количество этих мелочей прямо пропорционально количеству страниц. Читая «Шлекопряд», была вынуждена даже пару раз отлистывать обратно, ну, чтоб освежить в памяти, так сказать… И, тем более обидно, когда добрая половина всех фактов и событий оказалась в итоге шелухой, абсолютно никак не влияющей на сюжет.
Так, стоп, собиралась же похвалить роман, ведь он мне в общем-то понравился, причем даже больше, чем первый из этой серии. Может, просто к героям прикипела – и Робин уже не так сильно раздражает своей правильностью, и Страйк не кажется таким уж надуманно книжным. Читать интересно, не скучно, невзирая на большое количество описаний. В этом, кстати, можно усмотреть плюс – именно описания дают возможность в полной мере прочувствовать атмосферу современного Лондона.
К слову сказать, все читанные мной ранее детективы относились к так называемой детективной классике, где ГГ – крутой дядька в шляпе, вливающий в себя неимоверное количество алкоголя, и попутно наказывающий бандитов и гангстеров всех мастей, пользуясь исключительно своей крутостью и пушкой огромного калибра, за неимением Интернета и телефона. В сравнении с таким классическим, современный детектив кажется мне предпочтительнее, поскольку дает автору несравнимо больше возможностей, чтобы разгуляться.
Из минусов – небольшая претензия к концовке. Она, впрочем, как и произведение в целом, слегка затянута. Подсократить бы «Шелкопряда» чуток не помешало, а так все здорово. Здорово даже настолько, что закончив книгу, тут же, не откладывая в долгий ящик, взялась за последнюю (пока) из серии про Страйка.
Итог: полностью исчерпав тему Гарри Поттера, Роулинг попыталась реализовать себя в другом жанре, и эта попытка, на мой взгляд, оказалась довольно-таки успешной.
Youichi, 12 сентября 2014 г.
Как и от первой части, я остался в полном и чистом восторге! Эта даже лучше — концовка ещё неожиданней, отношения между персонажами ещё напряжённей, Робин и Страйк ещё круче. Даже на английском, на котором я читаю не очень свободно, диалоги и повествование в целом читать очень приятно. Хороший литературный язык, смешные ненавязчивые шутки. Персонажи, как и раньше, глубокие и живые, вызывают настоящие эмоции — симпатию или неприязнь. Одним словом, теперь я могу справедливо говорить, что я обожаю эту серию, и с нетерпением ожидаю следующих книг =)
aff, 4 апреля 2015 г.
Я не являюсь поклонником творчества Роулинг. Хотя, был грешен, читал многое.
И оба романа про Страйка я осознанно читал якобы за авторством некоего мне ранее неизвестного писателя, чего и вам желаю. Это реально нужно.
Кроме того оба романа серии я читал как поклонник Эрла Стэнли Гарднера, Рекса Стаута и Лилиан Браун. И в результате — я очень доволен.
Всё на месте. У героев есть характеры, есть история, есть антураж, есть детали.
Есть Главный Детектив. Герой с явными недостатками. У него есть помощник, компенсирующий его недостатки. Классический ход, изобретённый ещё более ста лет назад работает уже в который раз.
Кроме ГГ, есть и Преступление. С драмой, историей, динамикой, зацепками.... Повествование плотное, фактурное, рельефное. Кроме развития линии расследования развиваются и линии личных взаимоотношений, это радует. Описания настолько сочные, что я практически визуализировал себе главный офис детектива.
В целом это крепкая «четвёрка» в жанре, заслуженная. Как классический детектив — намного лучше худших романов про Перри Мейсона, всё-таки не дотягивает до лучших работ Рекса Стаута, при этом лишённая иронической легкомысленности и лоска. Но здесь больше ощущений, сырости, грязи, пота, боли и кишок.
Быть лучшим романом мешают повторы, неровность по деталям (где-то торчит, а где-то проваливается) и смазанная концовка (в том числе и перебор с нагнетанием интриги в развязке).