114 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 114. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. А.Елисеев)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

114. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (худ. А.Елисеев)

Статья написана 31 марта 2019 г. 12:58

С художником А.Елисеевым мы встречались уже неоднократно: пушкинское "Лукоморье" (только один разворот) и сказка "Теремок" (аж два варианта полноценных для коротенькой побасенки циклов). Сегодня — сборник пушкинских сказок. В советское время Елисеев успел издать только одну "Сказку о царе Салтане", остальные сказки проиллюстрировал уже в наше время. Художник на Фантлабе есть (https://fantlab.ru/art613). Книга на Фантлабе не предтавлена.

"Сказки", худ. А.Елисеев, 2008
"Сказки", худ. А.Елисеев, 2008

Даю собственное библиографическое описание по образцу каталога-справочника.

Сказки. — М.: ОНИКС, 2008. — 126 с.; 29 см.

ЕЛИСЕЕВ А. — илл. переплёт, форзац, нахзац и титульный лист, буквицы, виньетки на полях, 97 цв. ил: У Лукоморья — цв. декоративные орнаменты на полях, концовка, 1 илл. на разворот; Сказка о царе Салтане... — шмуцтитул, заставка, концовка, 12 страничных, 3 на разворот, 3 в тексте, 13 на полях; Сказка о рыбаке и рыбке — шмуцтитул, заставка, концовка, 4 страничных, 3 на разворот, 3 на полях; Сказка о попе и о работнике его Балде — шмуцтитул, заставка, концовка, 4 страничных, 3 на разворот, 3 на полях; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — шмуцтитул, заставка, концовка, 4 страничных, 2 на разворот, 13 на полях; Сказка о золотом петушке — шмуцтитул, заставка, концовка, 4 страничных, 3 на разворот, 3 на полях.

Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — 10.000 экз.

В книге хорошее оформление. Елисеев с удовольствием рисует всякие виньетки, завитушки — то, что называют элементами оформления. Причём, это не фундаментальные тщательно продуманные рамочки, а свободные почеркушки.

Титульный лист
Титульный лист
Содержание
Содержание
Нахзац
Нахзац

И это помимо множества детально прорисованных картинок! Как называют иллюстратора, который неутомимо рисует всякие излишества, наслаждаясь этим процессом? Графитоман?

Посмотрим "Сказку о золотом петушке".

Шмуцтитул к "Золотому петушку", худ. А.Елисеев, 2008
Шмуцтитул к "Золотому петушку", худ. А.Елисеев, 2008
Элементы оформления
Элементы оформления

Пройдёмся по узловым точкам сюжета.

1) Вручение золотого петушка.

2) Додон возглавил войско.

3)Трупы, лошади и вороны.

4) Встреча у шатра.

5) Замах на скопца.

6) Бесславный конец династии.

Что ещё сказать? Цикл иллюстраций полноценный и отвечает современным условиям. Выполнено требование нашего времени к любым картинкам — отражена кошачья тема! Котов в сказке много — одновременно в одном месте и по двое, и по трое.

Коты во дни тревог
Коты во дни тревог
Коты в мирной неге
Коты в мирной неге

Хотя это не рекорд, другие художники в других пушкинских сказках количество кошек в одном месте инда до семи доводят.




Долго я воротил нос от этого художника: казался он мне чересчур плодовитым, слишком однообразным в изображении персонажей и их эмоций (всегда у всех блаженная улыбочка). Надо было насмотреться экспериментальных иллюстраций, чтобы полюбить Елисеева как надежный и неиссякаемый источник оптимизма и чтобы оценить уровень его мастерства. Однообразие и плодовитость при этом незаметно становятся стабильностью, за которую мы художников и любим (достаточно вспомнить незабвенного Виктора Чижикова).

А с возрастом ещё и само узнавание начинает радовать: "О! Всё тот же Елисеев — совсем как в детстве!". Хотя в моём детстве, был, конечно, художник Елисеев-Скобелев.





458
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 марта 2019 г. 13:50
Вот кстати меня миновала чаша сия — полюбить Елисеевские картинки в детстве, встречала мельком лишь в журналах. И на мой взгляд это тот прискорбный случай когда серьёзная былина превращена в анекдот. Даже павшие царевичи неуловимо напоминают шутов гороховых. Я обычно себе в библиотеку собираю книги детские иллюстрированные, по принципу идеального сочетания сути, настроения книги и иллюстраций. Конечно есть предпочтения, но и нелюбимые в целом художники бывают точно выстреливают. Так вот, Елисеевские я не знаю какие книги можно назвать точным попаданием ... Скорее наоборот, книги с его картинками добавляли неприятный привкус общему впечатлению от книги. Вот такой стаканчик дёгтя)))))))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2019 г. 14:00
Да, шутовство у него есть. Ну, имеет право разыграть фарс (постмодернизм же). Точное попадание у него, наверное, только в шергинской сказке про царя-артельщика (тоже фарс). Но вот Лидия Кудрявцева — строгий критик — хвалила его за ранние иллюстрации к народным сказкам, подчеркивала его юмор. Видимо, это такой юморист-петросян среди наших серьёзных иллюстраторов.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2019 г. 16:27
Ну не знаю, Елисеевские иллюстрации с детства запали в душу и запомнились. До сих пор очень нравятся и как раз именно за этот «анекдот», за это «Елисеевское» комичное выражение.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2019 г. 16:38
Конечно, они запоминающиеся — очень высокая степень оригинальности. Елисеев точно останется в истории детской иллюстрации. Но из общего ряда он выбивается — Анастасия правильно указала, чем именно.


Ссылка на сообщение1 апреля 2019 г. 16:10
Я не сильно ругаю его подход, думаю, хорошо отнесусь к его коньку горбунку.. Может к балде были б удачны картинки, и тп. Претензия именно к данному произведению. Смотрите, по сути трагедия — в итоге мы имеем 4 смерти героев, не говоря сколько обычных ратников положили жизни в обоих походах царевичей... И царство то в итоге осталось и без царя и без царевичей, в перспективе смута и передел власти. И тут такие хиханьки-хаханьки. Гамлета так попробовали бы изобразить. В общем считаю что издатели должны очень ответственно подходить к работе. Воспитывать не только худ. вкус, но и внутреннее чутье соответствия и осознанность! О как завернула)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2019 г. 16:30
Да, это трагедия. Многие художники чувствовали это, Конашевич был в растерянности, что ему рисовать, но у него мрачный колорит и получился. «Золотой петушок» выбивается из ряда сказок. Но в сборниках (непременно все сказки) полностью осознать смену жанра, видимо, тяжело. А хиханьки почему-то у многих художников получаются (может, своё смущение маскируют).


⇑ Наверх