Зеркальная волна Отзывы и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bbg» > Зеркальная волна. Отзывы и обзоры. № 10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зеркальная волна. Отзывы и обзоры. № 10

Статья написана 1 апреля 2019 г. 15:25

Отзывы от Бульдозера — 3

===================

Смотрят ли мёртвые кино

Отличная история, поворачивающаяся то тем, то этим боком, и каждая часть захватывает и увлекает по-своему. Вот фокус-группа из мозгов. Вот странная ситуация с подружкой актёра. Вот парень, считающий, что всё (кроме чизбургера) сделано в Голливуде. Вот жутик, потом детектив пополам с картиной тотального отслеживания всех и всего в Сети, потом две семейных истории.

Финал, зацикливающий всё в сценарий (или киноповесть, говоря профессиональными терминами), тоже классный, под стать всем рассуждениям о настоящем и выдуманном.

Что хорошего: наверное, то, что даже в том мире существуют тёплые чувства людей к их близким.


Следующая станция Арбатская

Демон из метро, одержимый обычной девушкой. Девушка живая и мёртвой быть не хочет, от этого любовь сильно невозможная, но всё равно она есть. Сюжет не то чтобы свеж, да ещё и подан с изрядной долей глюков, в основном во второй половине текста. Самоубийцы, щупальца, гном, монстры – вот на каком фоне разворачивается любофф. Может, стоило всё же попить таблетки?

Когда после третьей встречи парень обещает созвониться, но не оставляет свой номер, уже начинаются предположения, не покойник ли он, призрак или вроде того.

Неплохая история, заслуживающая лучшего изложения, потому что чем-то цепляет.

Что хорошего: в определённом возрасте и/или под определённое настроение этакая готишная романтика – самое то.

Малыш

Ужастик-отврастик про обезьяноподобное чудище, жрущее всех, до кого дотянется. И говорить умеет. Но ужасно и отвратно здесь не оно, а описания мошенничеств на жалости к животным. Верится? Ещё как. Хочется читать об этом в фантастическом рассказе? Почему-то совсем нет. Может быть, потому, что на такие случаи желательна пометочка «основано на реальных событиях» – оно же основано? Иначе смотрится как чернуха ради чернухи.

Что хорошего: да вот не знаю, за кого тут порадоваться, разве что за убежавших собак.


Первый тайм

Оптимистическая НФ ближнего прицела, прямо как в СССР написано. Середина 21-го века, молодые люди с исканиями, идеалами и достижениями. И всё такие же проблемы, как сейчас, даже, пожалуй, углубились: образование, менее доступное для «депрессивных районов»; переманивание людей и перенимание идей; «мир делается лучше, но не сразу» и прочее. Картины будущего приятны, но не претендуют на особые драмы или завихрения сюжета – по несколько лет из жизни нескольких человек, да и всё. Даже финал кажется не финалом, а так, свернули на первом удачно попавшемся месте, на торжественной линейке к началу учебного года.

Нестыковкой показалось: в мире, где летают на гидрофлайерах, пишут мелом на доске, и не в глухом селении Африки, а в Дубне, в серьёзном научном центре... ну, допустим, это дань традиции.

Воды много – диалоги вокруг да около, отвлечённые размышления, описания, никак не двигающие сюжет.

Что хорошего: дух оптимизма, идеализма и зримые результаты труда, которые показаны.


Синь-свет-белый-вата

Отличный рассказ, в каком-то смысле даже притча, о том, что если разобрать чудо на кусочки, чтобы посмотреть, как устроено – от чуда ничего не останется. Всё весьма правдоподобно, хотя к правдоподобию не стремится, скорее, наоборот. Фантазия что надо: речь иоли, медицинские умения, история Ирмы и описание её безумия. Излечение больных, даже олигофренов, которым надо наверстать всё упущенное. Устройство речевого аппарата иоли и тот факт, что это они привили человечеству разные инстинкты – а могут и отнять, если захотят. Даже странная логика «ты была наказана заранее» очень удачно ложится в описание существ.

Кое-где попадается «всего-лишь», «по-крайней мере», в одном месте «эоля».

Что хорошего: взаимное сопереживание ГГ и иоли. Это общая трагедия для них.


ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА

Неплохая остросюжетная фантастика о партнёрстве представителей разных народов, совершенно утопленная финалом. А что, так можно было? Летели вместе, работали вместе, сражались (почти) вместе, после чего из-за сказанных в запале слов наносятся увечья, и «пока!» – нам пора. И заплакал горестно... Надо же, какие удивительные бывают эти космические расы!

Похоже на кусок более крупного произведения.

Телепатка говорит Риэле, что если платье окажется халатиком из ситчика... – а по мыслям Риэлы было непонятно, о каком платье речь? То есть насколько глубокие способности к телепатии?

Способность летать без крыльев очень радует, но тогда что мешает и рулить без крыльев?

Что хорошего: экшен и противоречивость гетейне, которую можно было обыграть и более интересно.


Илья Ильич

Ещё один зомби-хоррор, только, наверное, наиболее фантастичный среди других зомби-хорроров в этом отборе, потому что действующие лица – трупы литераторов, и стремятся они, в принципе, к добру, кроме одного, но его всё равно убивают. Именно так – убивают труп(а).

Брюс Ли дерётся с Кассиусом Клеем, точнее, не успевает, тот его сражает одним ударом. А Багрицкий проламывает голову Катаеву разводным ключом. И главный движитель сюжета – последний лепесток цветика-семицветика. Думаю, что есть любители такого «парада знаменитостей», но это точно не я.

Что хорошего: в итоге ГГ написал гениальный роман и стал лучше относиться к близким.


Счастье, что ты есть

А тут вышла поучительная история для девушек о том, что не надо связываться с уродами вроде бывших космодесантников, которым повредило голову на войне. Ну или для бывших космодесантников – о том, что не надо связываться с наивными и сердобольными девушками.

Почему не определили возраст найдёныша, хотя бы с точностью до пяти лет, а не так – может двадцать лет, может сорок? Даже у современной медицины есть такие возможности.

То, что Рон не учитывает, что Счастье это талисман колонии, ещё можно понять: он на игле женского одобрения, и не хочет ни с кем делиться вниманием и временем любимой девушки. Но почему все остальные как будто не замечают способности Счастья? Идут к нему за помощью, но не берегут, не заботятся, а просто рады, что нашёлся человек, который взял все хлопоты на себя.

Впрочем, мир рассказа явно очень-очень суров. На Земле не обустроиться без кучи денег, в приюте под названием Рай (это такое название можно забыть???) живут не дольше пяти лет, опять же в колонии корпорация душит и давит. Наверное, такому миру действительно нужно добро.

Что хорошего: удачное начало, которое до последнего заставляет думать, кто же там именно лежит; и финал – мозг рисует картинку, как Счастье рассказывает о выходке Рона, и того скармливают пиявке.

Воспоминания старого Кольта

Коротко, но красиво, в самый раз для текста песни – про душу девушки, вселившуюся в оружие и удерживающее его от убийств, и про их нежную привязанность друг к другу... или это любовь?

Надо заметить, что, если бы не астрономические наименования, рассказ был бы ближе к реализму – вспомнился О.Генри, «Рассказ грязной десятки».

Что хорошего: сумасшедшинка во всём повествовании. Ну а кто их знает, куда они вселяются, эти души.


Раскрашивая ирисы

Сначала показалось, что писано про каких-нибудь сайентологов или подобную секту, уж больно заковыристая терминология: меморальный эдитинг, дипслип, психоустойчивость, контекстные слепки, неинвазивная перцептомия. Двенадцатый набор, четырнадцатый набор.

Потом рассказ стал остросюжетным и красиво катился от загадки к загадке, с подозреваемыми, уликами и так далее. В финале даже нашлись преступники и все получили по заслугам... ну хоть что-то да получили.

Правда, подбор пароля при помощи каких-то деталей из жизни персонажаэто комедия. Вы знаете много людей, у которых пароли к чему-нибудь совпадают с реальностью? Кличка собаки, день рождения любимого человека, название фильма... Или только у меня это случайные наборы цифр и букв? Ну, знаете, чтобы не подобрали... любители копаться в личной жизни есть, как нам демонстрирует этот рассказ...

Да, очень откровенно, без стеснения, в полный рост показано, как именно « мы заботимся о вашей безопасности». Тёмная сторона информационного мира, понимаешь: всю дорогу персонажи лазят по чужим данным в сети, запрашивают всё что попадётся: от налоговой карты до интернет-переписки, а если данные скрыты паролем, их взломают. Влезут даже в анонимные форумы и там тоже будут искать и классифицировать, подбирать, кто из десяти объектов мог быть тем самым. О да, конечно, тут же расследуется преступление! Кому нечего скрывать, тот ничего и не боится! Где-то мы это уже слышали.

А миф о доведении до самоубийства по интернету? Вон он, отеческий взгляд Роскомнадзора, просвечивает за «цепочкой преступления». Не зря гоняют «Синих китов» и запрещают пропаганду суицида!Надо ещё все удачные и неудавшиеся попытки самоубийства порасследовать, может это какие негодяи от правосудия спасаются.

Что хорошего: сама интрига закручена здорово.

Проповедник

Страшная и смешная сказочка об альтернативном мире. Страшная или смешная, зависит от читателя, мне показалось, что страшная, потому что заглавный персонаж умер ужасной смертью. Но больше из положительных героев никто не умирает – ни заложники, ни следователь, ни медики – поэтому смешное действительно смешит. Воющие и скулящие собаки, одна из которых даже наделала лужу (хотя в отношении служебной собаки есть сомнения, всё-таки их должны натаскивать на любую нечисть), тоже улыбнули.

А почему мир альтернативный? Потому что в тексте с ожившими покойниками читатель ждёт уж рифму «зомби», а её нет – наверное, фильмы об оживших покойниках там не снимали (хотя может и снимали – злодей откуда-то знает, что надо стрелять в голову). А они таки оживают! И оживляют других. И ещё в этом мире, пусть и в воображении ГГ, действуют ростовщики, центурионы, разбойники, купцы... Хорошая интерпретация реальности – вечные темы будут актуальны всегда.

Что хорошего: правдоподобно описаны реакции и действия персонажей.


Сыскари

Очень живая история, легко написанная, с загадками и ответами на них. Персонажи запоминающиеся.

Единственное, мало фантастичным показалось ключевое допущение. Разумеется, кодирование по интернету пока не существует (наверное), следовательно, это не реализм, но в принципе сюжет о завладении чужими ценностями при помощи гипноза уже был в одном советском фильме, а раскрыли дело при помощи другого гипнотизёра.

Рассказ с юмором, но иногда юмор не самого высокого сорта. Человек с нерусской фамилией называет человека с русской фамилией то чуркой, то чучмеком; «фригидная шлюха», «Баранесса» от фамилии Баранов, сиськари и разное такое.

Потом, орден вроде Андрея Первозванного, а не Первозданного. Или такой тоже был?

Есть и удачные фразы:

«Росту в девице было метр с кепкой, зато сноровки верста с гаком.»

Общий итог – нормально, но не цепляет.

Что хорошего: что все получили по справедливости.


Как воздушный шарик

Назидалочка о смертельно больных детях, которые никому особо не были нужны на Земле, поэтому с неким Игорем Валентиновичем (о ком мало что известно объективного, а известно в основном то, что он сам о себе говорит), летят «в созвездие Сириуса». И им доверена судьба всей планеты. Конечно, если верить во всё, что люди сами о себе говорят и что показывают на экране, картина весьма позитивная.

Но циничная часть моей натуры вспомнила: историю про пятилетнего мальчика, которого чуть не увёл с собой незнакомый дядя, пообещав ему показать настоящий космический корабль; и сцену с ракетой из «Дома в тысячу этажей», когда отлёт к другим планетам оборачивался пленом и рабством.

К чему это я? Да к тому, что в целом рассказ не пошёл ни как лучик надежды, ни как социальная реклама, ни даже как слезодавилка – пережато с горестями и страданиями.

Перегруженность поэтическими образами: «Я себя почувствовала, как будто меня выбросили в открытый космос» – и дальше ещё описание этого космоса, с планетой, которая, как воздушный шарик, болтается где-то в черной бездне... Айсберги опасных вопросов, лодка затянувшегося разговора, ветер одиночества в лицо... Молитва «тому, всё равно кому», «если ты есть»... Планета, которая из космоса «цветная», «маленькая», «хрупкая»...

И в то, что прямо всем детям врали, и они разлюбили родителей и спокойно согласились улететь в неведомую даль, слабо верится.

Гуманистическая идея слишком глубокая, чтобы можно было донести её так прямолинейно.

Что хорошего: самоотверженная и вообще во всех отношениях приятная Аллочка.


Случай с Р.Афанасьевым на целине

Текст, где всё происходит явно по своим внутренним законам, но выглядит при этом то ли пародией на разные виды фантастики, то ли замороченным экспериментом. Уж очень широко раскидывается фантазия, приплетая к НФ элементы и сказки, и мистики, и трэша. Получаются наукообразные термины, которые вообразить-то, конечно, можно, но соотнести подпространственный эфир с марийскими малосольными огурчиками – задача не для средних умов.

«Припринтер, он же нуль-принтер – принтер прионного синтеза. Простейшие сущности-четырёхмерники скрестили с нанороботами и засунули в печатающие 3D-головки. Если им подсунуть кусок прототипа, то начинают клепать чистые химические элементы и простейшие породы оксидов из подпространственного эфира по заданному шаблону.»

Империя с сословиями и каторжниками, Альянс, космическая экспансия, масштабы – ух! – ни руками обхватить, ни глазом оглядеть. Планет открывают кучи и тучи, судя по тому, что одним только предназначенным для терраформирования дают имена земных городов типа Черкасск. Полмиллиона работников шестой строительной группы! ТРЦ-корабли! Ускорители для дозревания коры! Конвейер для пользователей криокамер! Из-за каждого угла может выскочить новый футуристический сюрприз, а завершается всё четырёхмерным лишаём, позволяющим путешествовать куда угодно, но есть один маленький нюанс...

Укачивает так, что даже после прочтения голова кружится.

Что хорошего: случай этот, на целине, и впрямь примечательнейший.


КЛИНКИ МАГИХАРЫ

Приключение афериста – одно из многих – в смеси с социалкой. Прямая какая-то история, из точки А в точку Б. Аферист попал на пропащую планету, где решил обмануть ворюгу мэра с подручными, чтобы было на что улететь обратно. Обман получился, но случайно вышел даже лучше, чем планировалось, и аферист улетел. И доложил о бесчинствах мэра. Всё.

То и дело кажется, что вот-вот будет сюрприз: например, на планете предстоит некий катаклизм, или обман раскроют, но обнаружится гениальная идея для спасения, или засуха окажется как-нибудь полезна... Нет, только дождик ближе к финалу, взявшийся неизвестно откуда.

Написано бодро, но кое-где ошибочки: «толи» вместо «то ли», «вот жеж» вместо «вот же ж», «Но чтобы на Калькате не произошло, мэр Павел и его команда вышли сухими из воды, в очередной раз.»

Запятые пропущены: «Почему я мэр ничего не знаю о новом лице?», «Позвольте представиться Роман Куликов!».

Ничем история не порадовала и не удивила.

Что хорошего: сам образ человека с тысячей лиц, мошенника, не лишённого стремления к справедливости.

ИСКУШЕНИЕ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО

О том, что историю не изменить, а хронопутешествия ради этой цели – бессмысленное занятие. Запоминается яркими характерами и описаниями Токио и пригорода.

Что хорошего: общее настроение рассказа, философское такое.


Перламутры

Наверное, только ленивый не упомянул «Колыбель для кошки» или Лёд-9, комментируя рассказ? Вот и я туда же.

Здесь более оптимистичный вариант развития событий, хотя жертвы тоже есть, поскольку примешались бабочки. Картинки рисуются занимательные, все эти бабочки, люди, перламутровые переливы под солнцем – всё бодренько, но в то же время слегка отстранённо, по-буддистски. Мне лично было не очень важно, кто из персонажей выживет, кто нет, а кто пропадёт без вести. Впрочем, радует, что пропал злодей.

Что хорошего: придуманная схема образования и распада перламутровой воды.


Золотая голова

Очень уж депрессивная история о мире, где алчные банкиры и безответственные госчиновники проедают ценный ресурс вместо того чтобы пустить его в работу и рано или поздно прийти к благоденствию. Люди могли бы писать книги или изобретать полезные вещи, а золотом их мыслей отделывают конторы и кроют крыши, или оплачивают зерно, чтобы не допустить голод в стране. Даже у малоимущих, которые думкой богатеют, забирают скромные монетки под видом налогов...

В общем, главная претензия к рассказу: он до краёв переполнен безнадёгой. Мать-алкоголичка, детишки-обидчики, отец-убийца, официальные лица, чуть не оставившие недоумком (и даже защитить ребёнка от похищения нельзя), купленная жена, которая не любила... потом самая странная часть: вроде с Роршахом был договор, что ГГ и близкие ни в чём не будут нуждаться – почему жена с ребёнком остались в тюрьме? Не примирились? Это не повод оставлять их в тюрьме, могли выпустить и поселить отдельно. Или просто для пущего драматического эффекту? И для этого же эффекту обирают гениев, а крышу банка разобрать в голодный год, видимо, не судьба.

Жене чистят память по медицинским показаниям, а сама она почему-то была вынуждена делать это тайком, причём женщинам, находившимся в более тяжёлом состоянии, чем она.

Имя ГГ намекает на грядущие глобальные изменения, а не будь этого имени, предположить, что же там произойдёт, было бы затруднительно.

К сожалению, не идеально грамотный текст.

«Женится тебе надо…»

С запятыми беда. Не одна прямо.

«Но говорить со мной вновь, она начала все равно еще очень не скоро.»

«Сейчас, мне больше интересно как здесь оказались вы.»

И так далее.

Что хорошего: атмосферно, и здорово придумано с воспоминаниями-мыслями-идеями.


На льдине

Перевёртыш про оборотней, один из которых то ли человек и ждёт свою подмену, то ли обернулся раньше всех и не заметил, и успел хорошенько обучиться. Есть некоторая предсказуемость, в то же время она ломается в нужных местах: вроде и хоррор есть – оригиналы-то сгинули – а вроде оборотни довольно безопасные и даже полезные. И всё же неясно, что дальше будет с этой группой, потому что самолёт пока не летит...

Рассказ закручен вокруг интриги, и закручен хорошо, но поскольку всё посвящено только этой самой интриге, особо больше сказать нечего.

Что хорошего: несколько сцен, от которых становится жутко, например, с передающим точки радистом.


Третий код

Ужастик про код, который открывает дверь в подъезд для духов. Тянет на городскую легенду. В принципе, с тех пор как пошёл разговор про духов, нетрудно было обратить внимание, что мальчики гуляют одни, во дворе мало кто кого знает, общее настроение – скучное лето, и так далее. Ну явно же кто-то один из них, а то и оба, призраки. А может, Людочка, и девчонки, и вообще половина дома погибли. Словом, ясно, что что-то не так, и остаётся только думать, что же именно. Но в финале всё равно страшно.

Только вот количество трагедий в одном отдельном доме, учитывая, что это не массовая гибель из-за аварии: скинувшийся наркоман, зажатая лифтом девочка и внук с бабушкой. Многовато.

Что хорошего: та самая отсутствующая деталь потустороннего подъезда.





171
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх