Грег Иган и Питер Уоттс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > Грег Иган и Питер Уоттс: Полковник на прощальной прогулке
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Грег Иган и Питер Уоттс: Полковник на прощальной прогулке

Статья написана 18 апреля 2019 г. 02:38

Биполярная рецензия-2:

Полковнику никто не пишет,

или прогулки по постсингулярной долине смертной тени

*предупреждение — вышло в два раза объемистей прошлой рецензии*

Предыдущая экспериментальная рецензия (электронное бессмертие и экономика будущего) на удивление приглянулась многим. Оттого вопрошаю, почему бы не повторить столь удачный опыт? Пусть и остается вероятность, что он обратится в фарс. Для того, чтобы ее избежать, продолжу разговор об Игане и подключу в него Питера Уоттса (тем более что он в колонке тоже почти ни слова). Ведь как я и говорил, для меня самые актуальные, выражающие предчувствие ветров переменчивых времен, писатели из наиболее «твердых» дворцов "фантастического гетто» это Грег Иган и Уоттс. Притом австралийский мастер слова, к слову же более литературный, выражает явную оптимистическую позицию по грядущему. Канадец же, как настоящий обитатель холодных широт с русским подтекстом, видит все реалистичнее — в пессимистичных и мрачных тонах. Правда, в творчестве у обоих писателей можно видеть масштабные, глубокие и вездесущие волны изменчивости. Впереди человечество ждет противостояние похлеще интрижек Игры Престолов (не обессудьте, поклонники сериала — это только ради ловкого словца) и разрушения посерьезнее Долгой Ночи и т.д. И, как сказал один французский мыслитель прошлого века о временах нынешних: «Имеем ли мы право осознавать наши желания, даже более того, обладать сознанием!?» (*). Именно таков главный вопрос неумолимо надвигающейся современности. Так что в этой рецензии с биполярочкой предлагаю обсудить как раз вопрос сознания, который в разных обличьях появляется в рассказе Питера Уоттса «Полковник» (2014) и Грега Игана «Прогулка» (1992) (**). А также в заключении постараюсь обобщенно и по существу представить свой взгляд на вопрос сознания и связанной с ним человечности после гипотетической в теории и страшной на практике Технологической Сингулярности (***)

О чем произведение?

1. «Полковник»: ...Не устаю повторять, какое значение для меня имеет творчество Питера Уоттса. На секунду, именно к «Ложной слепоте» имеются целых две моих полновесных рецензии. Притом вторая, слишком многословная и графоманская вариация, скорее всего, не станет последней. Слишком неудовлетворительно я выразил в ней свою связку взглядов и мыслей по вселенной «Огнепада», которые сформировались лишь спустя пару лет после прочтения сначала «Ложной слепоты», а потом «Эхопраксии», примыкающих рассказов к этой знаменательной постчеловеческой саге. И не только. Пусть сейчас эти самые думы по эпосу о приходе Технологической Сингулярности и смерти Человека пришли в некоторое постоянство, мысль на месте не стоит. Оттого противно безвольно томиться в ожиданиях от выхода «Всеведения», которое завершит, наверное, самое грандиозное противостояние на книжных страницах и в электрических читалках. Может, не во всей мировой литературе, но в области фантастического на грани с реальностью произведения канадского писателя точно близки к главному призу. Потому предлагаю покамест обсудить те или иные грани величайшей борьбы человечества за право остаться человеческим (человечным?) из сюжета «Полковника»...

...Двадцать первое столетие движется к завершению. Неуклонно приближаются окончание человеческого вида и гибель людской цивилизации. На Земле нарастает техногенный и биотехнологический хаос. Никакой стабильностью кроме, возможно, уютных и элитарных островков финансистов и наиболее сильных и крепких государств даже не пахнет. Армии зомбифицированных солдат, восставшие живые квантовые вычислители в виде вампиров, индивидуально модифицированные постчеловеки, искусственные горние оазисы в подземельях, эпидемии саморазвивающихся генетических орудий — хроники на будние дни. Не спрашивайте, что творится на выходных, а уж тем более вне досягаемости земного тяготения. Но кроме скорого Вторжения с приходом иной неразумной жизни, вампиров, виртуальных человеков и отдельных проектов постлюдей, существует совершенно другая и уникальная альтернатива морально устаревшему хомо сапиенсу. Коллективные разумы в виде Мокши и Двухпалатников. Против последних самый живой и проработанный во всех отношениях герой Уоттса, полковник Джим Мур, ведет разведку боем и обычные переговоры. Как один из наиболее консервативно настроенных к подобным интеллектуальным новшествам, поборник человеческого человечества и наименее модифицированный (лишь в силу профессии) индивид, герой рассказа имеет вполне понятный настрой к многоголовым синтетическим гидрам. Ведь последние, в отличие от античного чудовища, требуют все больше голов на место срубленных и нет. Но его твердые, годами отточенные убеждения и взгляды постепенно тают и уходят в пустоту. Ведь есть нечто посильнее высоких сущностей. Из-за столкновения с чем порой возникают до боли и отчаяния сложные моральные противоречия. А именно родительские чувства...

2. «Прогулка»: ...Что такое «я»? Каково это «быть мною» или «быть другим»? Какая природа у нашего сознания, материально ли оно в классическом смысле слова? Возможно ли копировать его? Существует ли бессмертие психического в природе? Хоть в каком-либо смысле. Все эти вопросы будоражат умы человечеству. Бурлят в религиозных богословских тусовках, научных кружках и на философских вершинах. Не отстают и писатели. Особенно писатели-фантасты, «твердого» направления, где, казалось бы, нежелательно заводить разговоры о столь тонких и не шибко эмпирических, позитивистских и доподлинно научных «материях». Ведь заочно для лабораторных интеллектуалов в академических неприступных крепостях вопрос решенный: какие бы структуры мозга не порождали ощущения от первого лица, нашу самость, они уходят после затухания внутричерепной активности в вечное Ничто. В этом же сциентистском русле пребывал и Грег Иган. Ведь большая часть его творчества направлена на морально-этические задачки и, как модно говорить, «кейсы», связанные с дублированием личности при помощи загрузки в компьютерные системы или другим образом (и трудностью в определении идентичности копий с вопросом о неизменности «я»). Достаточно вспомнить рассказы «Учись быть мною», «Статист», «Похищение», «Зловещая долина», «Сближение», «Верность», плюс романы с похожими вопрошаниями и фантастическими допущениями. Но в «Прогулке» научный автор пошел по слишком умозрительной и крайне философской дорожке. И выбирал такой путь не зря...

...Главные герои, правда, свои маршруты не избирали. Напрямую. Рассказчик, молодой хакер, оторвал слишком большой кусок пирога из темного рынка махинаций. А мафиозный киллер Картер просто работает тем, кем у него лучше всего получается быть. Как в «Стене» Сартра или менее удачном «Последнем дне приговоренного к смерти» Гюго (менее в сравнении с Жан-Полем), Иган ведет повествование от лица, на которого легла печать скорой смерти. Поэтому через рассказчика передается самое таинственное и страшное, невозможное и чуждое жизни, как писал Толстой — смерть. Ее ожидание. Главный герой говорит нелепицы, обещает невозможное, ощущает наиболее печальное. Но Картер оказывается не простым палачом. Ведь он предлагает не просто абсурдное в такие мгновения философствование на дорожку в последний путь, а познать Истину с большой буквы. Через нейроимплант собственной работы...

В чем глубина и посыл?

1. «Полковник»: ...Но такова наша природа. Она противоречива, а этим и прекрасна. В нас есть безграничная свобода, которой мы можем пользоваться, как пожелаем. Или насколько нам позволяет конкретная общественно-историческая формация — благо, всегда есть исключения. Так или иначе полковник, старый и вместе с тем не совсем классический вояка (не верность абстрактному Отечеству, а более подлинному человечеству), сделал свой выбор. Но почему многие уверены, что коллективный разум Двухкамерных или как их называть сделал подарок Джиму из сострадания? Думаю, большинству известна простая и вполне человеческая истина — не все, что говорится, правда. Даже когда речь идет о сверхчеловеческом. И боги лгут, и уж тем более их гермесы-посредники. Например, доктор Латтеродт. Хотя почему бы ей не верить, что она говорит правду? Во всяком, с чего мы, читатели, решили, что в мире истовой антиутопии, мрачного посткиберпанка хоть где-то осталось место безвозмездной помощи? Никакого авторского четкого указания в сторону правдивости сострадания коллективного разума Двухпалатников нет. Да и не может быть, кстати — мы ведь говорим о постсингулярной драме, где все не то, чем кажется, порой даже самому себе. Вот я и спрашиваю, отчего взяться состраданию в связанном высокотехнологичным интерфейсом и переработанной корой головного мозга нечто? Коллективная ответственность в большинстве случаев, если не всегда, приравнивается к коллективной же и индивидуальной безответственности. В Странниках Стругацких также нельзя, невозможно найти какого-либо подобия моральной и сострадательной шкалы. Она, возможно, не просто параллельна нашей. Ее в принципе может не быть, потому что они другие. Вот и коллективный разум в «Полковнике», чтобы он не говорил, какую радостную новость вроде как не подарил без всяких обязательств Джиму Муру, совсем не обязательно должен быть сострадателен. Если, как говорит Латтеродт, и боги не сострадательны, а Двухпалатники, как она сама заявляет, не божественное образование, то они уж тем более вряд ли обладают состраданием. Ибо даже не все люди на него способны. По логике вещей, феноменам вроде Мокши и подобным рациональнее воспринимать людей как клетки, детальки пазла, которые ценность имеют, но умеренную. В конце концов фраза «незаменимых людей нет» работает здесь лучше всего. Или, если мыслить в масштабах «фантастического гетто», вспомните «Пламя над бездной» Вернора Винджа. Сюжеты с «трансплантацией» отдельных «конечностей»-собак в стайные тела Когтей. Только в отличие от них мы обладаем самосознанием, но что оно по сравнению с Двухпалатным не-совсем-Богом? Аналогии проглядываются ясно...

...Так на кой черт сдался бедный полковник с непростой и горькой судьбой коллективному интеллекту в пустынных далях? Зачем давать ему, возможно, ложную надежду? Ведь Китон Сири может оказаться совсем не тем, кем был перед стартом «Тесея». В любом понимании этой комбинации слов. На этот вопрос можно дать множество ответов. Тут могут иметь место и многоходовая игра Двухкамерников, которые решили исключить из игры опытного оперативника своих врагов. Возможно, цель этой операции по внедрению нужной информации Муру заключается в переманивании его на сторону коллективно мыслящих. Вполне, ведь отец единственного выжившего посланника к совершенно иначе думающих интеллектам может оказаться крайне ценен. Особенно в преддверии возвращения Сири (или не-совсем-Сири) и скорого вооруженного Контакта. А может, этот поступок — удовлетворение эго суперчеловеческого мозга. А что, сострадание, значит, ему присуще, а вот высокомерие и тщеславие — нет? Почему этот, казалось бы, жест доброй воли не может быть мелкой подачкой глупому таракану? Очень хорошее самоподтверждение собственного величия.

Исходов для такого непростого вопроса много. И «Всеведение», почему б нет, может умолчать насчет причины начала отношений между Джимом Муром и Двухпалатным сознательным гигантом. В конце концов, сам черт ногу сломит в неизведанном далеко сверхмыслей сверхумов. А вот мотив полковника вполне ясен. Более того — абсолютно человечен. Ведь что может быть более человеческое, потерять человеческие черты и суть, отказаться от карьеры и идеалов ради возможности исправить свою вину перед собственным чадом. Пусть его может уже не быть. Полковник, во всяком, отошел в мир иной в «Эхопраксии». Но Технологическая Сингулярность такая прелестная штука, что новая встреча с Джимом Муром может поджидать совсем близко. На последнем фронтире человеческого и разумного во всей огромной, холодной и медленно гибнущей Вселенной. И при любом исходе из предстоящей битвы история Человека как и он сам в ней останется самым чудным и великим, что когда-либо сотворили случайность и вечность...

2. «Прогулка»: ...С технологией «перепайки» и перепрограммирования мозгов у Игана связан давний интерес. Почти во всех упомянутых рассказах все эти микроскопические нейро-волшебные-палочки, способные на раз-два на недельку-другую или навсегда сделать из тебя исламистского фанатика или верного любовника, упоминаются. Но здесь смысловая суть даже не в этом фантдопе и события, который он создает. Все гораздо сложнее, интереснее и по-философски. Грег Иган через Картера ведет с приговоренным к исчезновению сократический диалог, задавая заглавный вопрос — а что или кто должен исчезнуть? Думаю, я вас не удивлю, если скажу, что все атомы нашего тела в течение энного количества лет полностью заменяются на другие, нервные клетки непостоянны, ведь не только отмирают, но и возникают наново, не говоря уж о регулярной перетасовке связей между нейронами мозга. А также умолчу о такой скуке и явных вещах, что бессмертие через детей довольно эфемерно, а память непостоянна и подвержена дефектам и изменениям, именуемыми конфабуляцией. Принимая эти замечания за логические предпосылки, неотложные истинные факты, скажите — а остается ли «я»? Или просто Я? Что же делает нас нами, если все заменимо и непостоянно? Если в одну реку вступить дважды нельзя. Кто-то считает в связи с этим, что никакого я и нет вовсе. Как и самости и чего бы ни было связанного с самоощущениями от первого лица. Но, опуская все эти множественные концепции о ложности наличия субъективности в нашей голове, которые, быть может, с моим пока не самым полным знанием, кажутся слишком софистическими...

...Так вот, опуская это, готовы ли мы признать себя иллюзией, способной и должной воспринимать другие иллюзии? Не отдает ли подобное замечание бредом? Ведь истинность я единственное, в чем каждый из нас может быть уверен, не вдаваясь в тонкости лингвистических и психологических парадоксов. Поэтому и Картер, менее многословно, чем я, признает наличие некоего ядра, которое делает нас именно нами. Несмотря на переменчивость атомной структуры и эмпирических данных в нас самих. Но это не душа в представлениях авраамических религий. Скорее идеи киллера из «Прогулки» ближе к Шопенгауэру с его бессмертной Волей. Если очень просто, то должно быть что-то такое, что связано с материальным миром, но не умирает с остальными частями личности человека после смерти индивида, а по законам статистики реализуется в ком-то другом. Не знаю, по Игану, быть может, это какие-то особые структурные связи мозга или некие квантовые соединения. Так или иначе киллер дает возможность бедолаге внедрить в себе уверенность в такой диковинной идее. Через внутренние сопротивления и чудовищное по силе желание жить, герой все-таки соглашается, а дальше... (спойлер!) А дальше до определенной степени открытая концовка. Киллер обещал убить героя при любом исходе. Тем не менее рассказчик остался жив. Или же все сложнее? Картер утверждал, что есть нечто, заставляющее нас быть нами. То, что может реализоваться и в ком-то другом, спустя века и световые годы. Не стал ли таким человеком главный герой, на нейрохимической глубине уверовав в концепции заказного убийцы? Или он перенес в голову смертника часть себя в виде воспоминаний, которые он не считал подлинной самостью? А может, верны оба варианта? Бог весть, возможно, что приобретя через нейрогаджет убеждения Картера, основной персонаж «Прогулки» получил и посредством какой-то метафизики воспоминания несчастного убийцы? Но это уже слишком значительный отход от рассказа и его настроения, который кроме этих философий доносит более простые и не менее важные мысли. Как страшна и ужасна смерть, как она отвратительна. И что умирать надо не в кромешном одиночестве. В этом плане мы скорее слоны, чем кошки. Прощальная прогулка предназначена не для одного, а для всех нас. Поэтому на последнем одре всякому требуется диалог...

Итоги?

Возможно, выбор для совмещенной рецензии сделан не самый удачный. Возможно, заявленная тема сознания менее всего раскрывается как раз в «Полковнике». А все, что сказанного насчет рассказа Уоттса, не более, чем мои некудышные спекуляции с плохим анализом мотиваций Двухпалатников. Вполне, но выбор рассказов в контексте чуть дополненной темы, которая звучит как «вопрос сознания после Технологической Сингулярности», более чем оправдан. Ведь именно Уоттс и Иган пишут о Технологической Сингулярности. Конечно, не только они, но на мой вкус именно они делают это максимально интересно и, немаловажно, с помощью разных подходов. Повторюсь в десятый раз, что реалистичнее для меня видение канадца, нежели австралийца. К сожалению, мне только не верится, но и не знается концепция Игана, что сложная и полная противоречий суть человека сохранится в постсингулярную эпоху. Не в сканированных и оцифрованных искусственных людях, а именно в созданиях на подобие вампиров и коллективных разумах. И в разнообразных постлюдях. И дело не в биологичности, физиологии или религиозной интерпретации души. Либо в божественном живом духе. Не в этом дело! Суть в обесценивании человеческой жизни и вообще Человека, в неверии в него, в приписывании ему несовершенства и моральной устарелости. Помнится, последние попытки создать сверх-, читай, постчеловека не увенчались успехом, но принесли многие и многие миллионы жертв. А ведь дегуманизированные поклонники, разумеется, не все, а самые отпетые, могли бы воспринять такой эксперимент как... неплохой и рациональный. А что плохого в насильственной евгенике, в истреблении дефектных людей, если провозглашена разработка сверхчеловека, преодолении эволюционных ошибок и пережитков? Такая цель, может, оправдает любые средства? Мне так не кажется. Человек не должен себя обесценивать и самостоятельно выбрасывать на свалку истории. Он не должен бояться жить и улучшать жизнь. Бороться за идеалы, в конце концов. В этом контексте хороши слова жены главного героя «Эхопраксии»:

– Ты называешь мое состояние переменой, но это не так, – произнес голос. – Небеса – это не будущее, а убежище для трусов. Естественный заповедник для тех, кто не может адаптироваться. Воображаемое исполнение желаний для странствующих голубей. Думаешь, я лучше тебя? Нет, Небеса – свалка для бесполезных аутсайдеров. Тебе здесь не место.

– Бесполезных? – Брюкс заморгал, потрясенный. – Рона, даже не вздумай…

– Я сбежала. Признала свое поражение много лет назад. Но ты… ты, может, и делаешь все по неправильной причине, и в процессе постоянно получаешь по зубам, но ты, по крайней мере, не сдался. Ты мог спрятаться вместе с нами, но вместо этого сидишь там, в реальном мире, без кнопки перезагрузки; в месте, которое не контролируешь, где какие-то люди могут забрать работу всей твоей жизни, вывернуть ее наизнанку, и нет никакой возможности исправить то, что они сделали.

Думаю, комментарии излишни. А то, что кто-то может назвать постлюдей и коллективно мыслящих как раз не трусами, а самыми самоотверженными людьми, которые также, как и Мур, готовы отдать себя и человековость ради великих свершений, мне лично не кажется верной трактовкой их действий. Эти личности такие же трусы, как и жена Брюкса. Они боятся, боятся настолько, что пасуют перед жизнью, сдаются и отказываются от самих себя, желая отдать в будущее хоть что-то от себя. Кору головного мозга, которая составит молекулу от могучего Двухпалатного господа. Храбрецы же не отказываются от себя и своих близких. Не бегут в виртуальности и коллективное забытье. Не боятся экзистенциальной пустоты, но преодолевают ее. Показывают безрассудную, гениальную, глупую, храбрую, ужасную, полную противоречий человечность. Они настоящие человеческие люди, не из-за плоти, а из-за духа (да, я не отрицаю, что тот же скопированный Адам из «Зловещей долины» — вполне человек). Мы можем быть и скорее всего есть эволюционная ошибка. Вполне может статься, что все наши идеалы надуманны и безосновательны. Но они истинны, пока мы их исповедуем и воплощаем в жизнь. В этом плане апологии человеческого в будущем меня радуют такие рассказы, как «Девочка-птица» Роберта Рида и Гарднер Дозуа «Рыцарь теней и призраков», и не переведенный пока роман Роберта Уильямса «The Harvest». А насчет варианта трансгуманизма по самому подлинному гуманисту, Николаю Федорову, у меня самые теплые симпатии.

А завершая это затянувшееся подведение итогов скажу... Предложу два эпилога под тегом скрытого текста забавы ради:

(политота!):

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

наиболее адекватным левым пора навсегда отстраниться от защиты шкурных интересов выдуманных гендеров и сообществ, а также закончить с копаниями в прошлом о «плохом»/«хорошем» Союзе (правда, выводы об ошибках, успехах и причинах того, и того в советской реальности пора сделать поскорее) и сказать пока самым нездоровым из сталинистов. Перед нами эпоха настолько глобальных изменений, настолько страшной и кошмарной реакции, что все фашизмы прошлого рядом с ними — мелочь. Левые нового дня с новой, адекватной сегодняшнему и завтрашнему дню революционной теорией должны не только вернуться к классовой борьбе и защите угнетаемых классов, но и быть наготове стать защитниками всего человечества и человеческого в нем.

(наукоемкость и философятина!):

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

интересующихся проблематикой как философии сознания, так и когнитивных наук, старающихся разобраться в вечных вопросах человечества, советую ознакомиться со следующей литературой. Для начала, как наиболее ясные, написанные доступным языком и с незначительным количеством наукоемкой лексики, всегда имеющей понятные пояснения, предлагаю следующие работы: Алан Тьюринг «Вычислительные машины и разум», Томас Нагель «Каково быть летучей мышью?», Джон Сирл «Разум, мозг и программы». Здесь же можно упомянуть Дэвида Чалмерса и различные книги, обобщающие взгляд на проблему сознания. Далее можно перейти к менее философской, но оттого не менее сложной и более научной литературе. К Томасу Метцингеру, от которого Уоттс «понабрался» идей о ложности разума и т.д. Все дальше и дальше к чистой науке. Но забывать о философии нельзя!

Примечание

(*) — цитата из знаменитой работы революционера, писателя, историка и художника Ги Дебора «Общество Спектакля», которая упоминалась в разборе мною «Поколения П» Пелевина. Полновесный фрагмент из этого памфлета выглядит так: «Имеем ли мы право осознавать наши желания, даже более того, обладать сознанием!?- вот что стоит на кону современной классовой борьбы. У неё может быть только два исхода: в одном случае, нас ожидает уничтожение классов, мир, где трудящиеся смогут контролировать все сферы своей собственной деятельности. В другом... общество спектакля, в котором товар созерцает сам себя в им же созданном мире.»

(**) — На последний, как и многие недавно переведенные рассказы Игана, имеются мои миниатюрные комментарии-описания на соответствующих страницах сайта.

(***) — показанный поток мыслей лишь взгляд, мнение, постольку-поскольку подкрепленное чем-то по-настоящему основательному. Так что на истину не претендую.





1785
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 07:49

цитата osipdark

Небеса – это не будущее

Вот и всё. Какие они там постлюди? Правильно, никакие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 09:22
Мыслительных возможностей у них поболее, чем у нас, все же.
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 09:47
Что-то не помню, чтобы мозги возносящихся на Небеса чем-то апгрейдили. Наоборот, занимали часть свободных ресурсов расчётами виртуальной реальности.


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 08:08

цитата osipdark

интересующихся проблематикой как философии сознания, так и когнитивных наук, старающихся разобраться в вечных вопросах человечества, советую ознакомиться со следующей литературой.
могу добавить Дэвид Дойч «Структура реальности», где эпистемиология выделяется как одна из важнейших частей объяснения природы Всего. Несмотря на то, что по поводу отдельных высказываний автора можно поспорить, в целом книга произвела огромное впечатление (и, вместе с «Субъективной космологией» Игана расширила мировосприятие)...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 09:26
Дойча не читал еще, но да, знаем такого и добавить вполне себе возможно) Спасибо


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 08:39
В тексте обнаружены:
1. апелляция к авторитетам.
2. эмоциональное раскрашивание доводов.
3. искажение «мне нравится/приятно — следовательно это верно».
4. применение закона Годвина в неявном виде.

Позже присоединюсь в полном объёме.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 09:21
С законом Годвина преувеличиваете, как и с отсылкой к авторитетам ;-) А в остальном — это ж только мнение, не точное знание, на что я и ссылаюсь в примечании. Но, как и всегда, спасибо!
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:10

цитата

Перед нами эпоха настолько глобальных изменений, настолько страшной и кошмарной реакции, что все фашизмы прошлого рядом с ними — мелочь.

раз.

ну и собственно отношение к авторам как к «человекам» способным действительно что-то предвидеть или предугадывать, а не имитировать это с помощью эксплуатации присущего человеческому организму свойства «ждать худшего». Из-за чего футурология воспринимается более ярко при внесении в неё эсхатологии мрачных тонов.

потому и «авторитеты». потому и давление.

«пойдёте НАПРАВО — там злобные олигаирхоИИ со своими мрачными Башнями Высасывания Человечности Подсвеченными Снизу Красным»
«пойдёте налево — там яркая и интересная борьба за сохранения уютной и привычной человечности в том виде в каком она нам нравится так как уютно, будто котик накрытый одеялком»
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:23
Ну, тут больше, скорее, даже не о Технологической Сингулярности, а о социальных метаморфозах. Повторюсь, это всего лишь мнения, так что какое-либо цитирование иных авторов — не отсылка к авторитетам. Просто делюсь мыслями и одновременно обозреваю два хороших рассказа )
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:39
Если что я без агрессии это всё написал. (она потом будет :) когда работа не будет мешать моему лихорадочному набиванию простыней с бессвязным текстом)

но вот насчёт отсылок к авторитетам — тут не так и важно, было ли это осознанным давлением. действует и простое упоминание. так как позволяет не тратить драгоценную глюкозу и АТФ на собственный анализ и оставить это упомянутым авторам )
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 12:05
Ни в коем случае не воспринимаю такое общение как агрессию и т.д. :-):beer:
Возможно, и так


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 09:51
Ранние работы Игана, на мой вкус, очень круты!
К политоте:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нет никаких левых, эхопраксия это все. И сталинисты и, особенно, гендерные

К философятине:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Еще Ревонсуо Антти «Психология сознания», на него ссылался Метцингер. Пока не читал
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 10:06

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

был бы рад, если б не было сталинистов.) А левые есть, не волнуйтесь — они даже не ложная слепота:cool!:

И спасибо! Кстати, Антти действительно забыл упомянуть
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:17
Конечно не ложная;)

А Метцингер — паникер. причем паника его противоречит его же компиляции и анализу.
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:20
Ну, я и не отношусь к Метцингеру как к обладателю истины) Отсылаю к своему пространному обзору к нему.
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 11:43
Метцингер очень хорош тем что не постеснялся многое систематизировать и свести воедино. это как минимум удобно )


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 19:01
Спасибо! Очень по душе сама манера изложения. Стиль — это характер:-)
Сохранил у себя для последующего более вдумчивого прочтения.
Пока, навскидку, как для сциентиста у вас много идеалистического. Но мне (упоротому гуманитарию, давно отвергнувшему идею самоценности прогресса) это даже импонирует.
Пафос финала однозначно разделяю. Хорошо об этом сказал еще в 18 веке Кант: «Просвещение — это мужество». Можно сегодня добавить и прогресс, и эволюция тоже требуют невероятного мужества.
А на тему будущего человечества еще очень мне понравилось, что сказал Санислав Дробышевский в одном из недавних интервью: «Либо мы научимся питаться пластмассой, либо человечество вымрет».
Кстати, мне нравится трогательный гуманитарный рассказ о постлюдях Бачигалупи «Народ песка и шлака».
Что касается рассказа Игана, у нас в литературе о Гражданской войне и дальнейшем много материала на подобную тему. В подвалах ВЧК любили порассуждать на тему бессмертия души и ее формах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2019 г. 23:20
Спасибо!
Стараюсь из себя изживать идеалистическое, но пока трудновато идет :-)
Все-таки надеюсь, что придется не учиться питаться пластмассой, а находить способы ее перерабатывать и постепенно отказываться в пользу более экологичных вещей.
Надо будет и подвалы ВЧК, и Бачигалупи глянуть 8-)
П.С. Публикации по поводу подвальных историй есть?)
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 00:20
Дробышевский имел ввиду, что несмотря на свою отличную адаптивность, человек все равно очень специализированное животное, и его может уконтрапупить любая мощная катастрофа, к которой он вообще отношения иметь не будет, а просто вымрет, и се дела.
По поводу Гражданской могу посоветовать несколько отличных повестей — Владимир Зазубрин Щепка, Тарасов-Родионов Шоколад, Иван Вольнов Встреча, Леонид Леонов Конец мелкого человека. Только что прочитал Конь вороной Савинкова, это вообще клиника, отзыв напишу, если на сайте страница есть. Кстати, чуть не забыл из недавно читанного Эренбург Жизнь и гибель Николая Курбова. Вот это особенно рекомендую. Там не только про ЧК и контру, но и много философии революции, прямо на горящем еще костре продуманной.
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 00:29
Спасибо за столь подробный список!
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 09:07
:beer:
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2019 г. 20:03
Эсер Савинков есть, как Ропшин:

https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2019 г. 22:18
Да, спасибо! Я нашел и отзыв написал.:-)
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 00:36

цитата osipdark

Все-таки надеюсь, что придется не учиться питаться пластмассой, а находить способы ее перерабатывать и постепенно отказываться в пользу более экологичных вещей.

Но зачем, если можно похрустеть одноразовой тарелкой?!)))

Я, кстати, к случаю цитату припомнил:

«Линдсей кивнул. Всё возвращается на круги своя...
— Ты возмущён контролем над твоей жизнью, — предположил он — Ты и твои друзья — радикалы. Ты хочешь изменить положение вещей.
— А зачем? Я же тут у них всего на шестьдесят лет. А проживу — сотни. И такого ещё наделаю! Только на это нужна уйма времени. Большие дела! Великие! А не как у этих худосочных людишек из прошлого.
— Какие же эти будут дела?
— Распространение жизни. Разрушение планет. Строительство миров. Терраформинг.
— Понятно...
Самоуверенность мальчишки была просто поразительной для его молодых лет. Должно быть, сказывалось влияние катаклистов. Они всегда были охочи до немыслимых, на грани сумасшествия планов, так и кончающихся ничем...
— Но сделает ли это тебя счастливым?
— Ты не из дзенских серотонистов? — Взгляд мальчика сделался подозрительным. — «Счастье»... Что за фигня такая? К чёрту счастье! Мы говорим о Вселенной. Ты за жизнь или как?»

(Брюс Стерлинг, «Схизматрица»)
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 00:41
У Стерлинга-таки отличное чувство юмора :-)))


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 10:46

цитата

Суть в обесценивании человеческой жизни и вообще Человека, в неверии в него, в приписывании ему несовершенства и моральной устарелости.

А вы «Идеальное несовершенство» Дукая ещё не читали? Там довольно любопытное общество постчеловеков описано, в чем то схожее с Уоттсом, в чем то — с Иганом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 апреля 2019 г. 14:36
pavel-lob, а вот еще нет! Но обязательно, и в более-менее ближайшем времени )


⇑ Наверх