Вчера у супруги американского фантаста Джона Скальци Кристин Энн был день рождения. Обойдёмся без обязательного в таких случаях исполнения нестройным хором «Happy birthday to you», ведь помним, что в космосе никто не услышит твой крикпение. Используем повод, чтобы сделать анонс. Котик и робот – как триггер.
Кадр из «Three Robots» (антология «Love, Death & Robots»):
Скальци – автор с чувством юмора, что помогает ему, когда он пишет космооперы, Достаточно вспомнить изданный несколько лет назад роман «Люди в красном». У космооперы в настоящее время что-то вроде раздвоения: то ли на взлёте (Вернор Виндж, Питер Гамильтон, Джеймс Кори, Аластер Рейнольдс и не только), то ли движется в направлении кромки терминатора между мраком и светом – к тьме. В жанре нарочитым цинизмом изрядно понатыкали, как в кукле вуду, дыр. Перефразируя классика, если звёзды гасят, значит, это кому-то нужно.
Джон Скальци не такой. В анимационной антологии «Love, Death & Robots» самыми смешными, лёгкими и добрыми, не считая короткометражки по рассказу Майкла Суэнвика «Ice Age» из сборника «Tales of Old Earth» (рассказ не вошёл в изданный в 2015-м «Азбукой» сборник «Однажды на краю времени»), были три эпизода по рассказам Скальци.
На фоне весёлого сюра сюжетной линии о бунте машин («When the Yogurt Took Over») с покорившим мир йогуртом и альтернативной истории («Alternate Histories») о том, что стало бы с человечеством, если Гитлера в детстве, например, раздавить огромным куском желе, юмористическая зарисовка о роботах и котиках в декорациях уютного постапокалипсиса («The Three Robots» по рассказу «Three Robots Experience Objects Left Behind from the Era of Humans for the First Time» из антологии «Robots vs. Fairies») окончательно убеждает, что Скальци не позволит жанру впасть в уныние diversity и total annihilation.
Кадр из «Alternate Histories» (антология «Love, Death & Robots»):
Обложка электронного издания «Miniatures», выпущенного к премьере антологии «Love, Death & Robots», в которое вошли забавные фантастические миниатюры автора, включая рассказики о разумном йогурте и невезучем Адольфе:
После вступления о дне рождения жены автора, котиках, йогурте и анимации, самое время открыть, что же задумал писатель. Замах у него большой, на «Крушение империи». Политика не при делах, писатель сам в послесловии открещивается от политических ассоциаций, хотя и писал книгу в горячее время для политических преобразований в стране – выборы 2016 года, результатом которых стало избрание на пост президента США Дональда Трампа.
цитата
«(В качестве заметки на полях, но отнюдь не оправдания — во имя всего святого, разве президентские выборы 2016 года не мешали сосредоточиться на написании романа, ведь каждые несколько минут у меня возникало желание убедиться, что мы ещё не нашли способ взорвать себя ко всем чертям? Я пишу эти благодарности в октябре 2016-го, исход выборов пока под сомнением, и меня до сих пор тревожит, что всё может закончиться всемирным пожаром. Но, по крайней мере, сейчас, на фоне всех этих тревог, мне не нужно пытаться писать роман.)
(Сделаю вторую заметку на полях: название книги — «Крушение империи» — это не аллюзия на нынешнее состояние Соединённых Штатов, Великобритании или западной цивилизации как таковой. Я придумал его много лет назад, и аллюзией оно выглядит лишь потому, что, если так посмотреть, 2016-й — исторически проклятый год, и я могу лишь надеяться, что 2017-й будет лучше. А если нет — в самом деле пора отправляться в бункер с запасами бобов и риса.)»
Суперобложка издания «Крушение империи» в серии «Звёзды новой фантастики»:
Первая книга цикла The Interdependency, что можно перевести как «взаимозависимость», с места в карьер погружает в сумасшедший поток событий одной из возможных версий дальнейшего развития человеческой цивилизации. В варианте будущего, представленного в романе «Крушение империи», человечество оседлало Поток и отправилось покорять звёздные просторы, оставив мать-Землю в прошлом. Поток – это весьма любопытная штука, физический феномен, благодаря которому человечество получило возможность не терять сотни лет в анабиозе, пытаясь долететь с одной планеты на другую. Поле Потока позволяет, минуя ограничения пространства и времени, мгновенно попадать в самые удалённые уголки космоса.
цитата
«Для дилетантов Поток обычно описывают как некое подобие реки в альтернативном пространстве-времени, которая позволяет путешествовать быстрее света по всей Священной империи Взаимозависимых государств и Торговых гильдий, коротко именуемой Взаимозависимостью. Поток, в который попадают через «отмели», возникающие при взаимодействии с ним гравитационных полей звёзд и планет, подхватывает корабли, и те могут плыть по течению к другим звёздам. Именно Поток обеспечил выживание человечества после того, как оно лишилось Земли, позволив процветать торговле внутри Взаимозависимости и гарантируя любому человеческому поселению необходимые ресурсы, которые почти никто не смог бы получить самостоятельно.
Естественно, подобный взгляд на Поток слегка абсурден. Поток ничем не напоминает реку, — это многомерная метакосмологическая структура, топографически сложным образом пересекающаяся с локальным пространством-временем, на которую оказывает влияние — частичное и хаотичное и при этом отнюдь не первостепенное — гравитация. Попадающие в её поле корабли не движутся в традиционном смысле слова, но лишь пользуются преимуществом её векторной природы, которая, не будучи связанной законами нашей вселенной относительно скорости и энергии, создает для локального наблюдателя видимость путешествия быстрее света».
Всё это сложное и всё равно поверхностное объяснение не говорит о главном: Поток – это иная сила, чуждая людям. Поток разрешил его оседлать в некотором смысле, и люди, как это обычно с нами бывает, расслабились, ощутив себя равными богам. Эра прозябания в неволе земной тверди позади, крылья за спиной позволяют пронзать ткань мироздания. Не сразу выясняется, что Поток не только названием роднится с земными реками, он и ведёт себя подобно водным артериям. Например, он может пересохнуть или сменить русло движения.
Изменения в Потоке отрезают от ойкумены (освоенного людьми космического пространства) целые миры, и если не разобраться, как меняется Поток и почему это происходит, империя Взаимозависмости может пасть. Почему империя так называется? Одна из доктрин мира гласит, что по отдельности миры, заселённые людьми, не могут выжить, они должны держаться вместе, чего бы это ни стоило.
Обложка издания «Крушение империи» в серии «Звёзды новой фантастики»:
Удобная доктрина: она и удерживает от желания развязать войну, и даёт возможность имперской власти диктовать свои условия. В империи Взаимозависимости, например, монополии на торговлю чем-либо или на производство каких-то товаров принадлежат торговым гильдиям. При таких условиях, право производить что-либо или торговать чем-либо, вне зависимости от того, о каком из населённых миров Империи идёт речь, имеет одна семья. Сложно придерживаться таких правил, если Поток сменил направление, и один из миров оказался выброшенным из общей пищевой цепочки. Население отрезанного мира может решить, что вправе самостоятельно решать проблемы с наличием товаров.
На фоне событий, вызванных коварством Потока, на престол Империи восходит новая императрица Кардения Ву-Патрик, дочь скончавшегося Батрина Ву, имперо Священной империи Взаимозависимых государств и Торговых гильдий, короля Ядра и Ассоциированных наций и так далее. Приняв руководство, императрица понимает, что ей выпало править во время перемен: из-за Потока человечество попало в серьёзный переплёт, который грозит стать концом всего. Кардения берёт дело в свои руки, пока не стало слишком поздно, и начинает бег наперегонки со временем, пытаясь с командой помощников спасти Империю.
У Скальци вышла весьма бодрая космоопера, в которой при отсутствии явных аллюзий на современное политическое и социальное мироустройство, при желании, можно найти кое-какую пищу для ума. Дело в том, что Скальци не прямолинейный фантаст, ему нравится добавлять в научную фантастику щепотками там и тут иронию, сарказм и куда же без лёгкого завирального сюра, ведь жанром выбрана космоопера. Писать в современных реалиях масштабное полотно о странствиях от планеты к планете среди холодных звёзд, ещё и на фоне глобального катаклизма, прямо в лоб и совершенно серьёзно как-то неправильно и скучно. Так что готовьтесь к тому, что будет и смешно, и эпично.
Оригинальный арт с обложки:
Аннотация:
Человечество, лишившееся Земли, создало объединение планет и космических поселений, и это обеспечило ему выживание. Но законы Вселенной непредсказуемы, и над человечеством нависает новая угроза: Поток, особый физический феномен, благодаря которому можно путешествовать в глубины пространства, начинает разрушаться. Это значит, что все установленные связи между населёнными мирами будут оборваны и цивилизацию ожидает коллапс. Но с другой стороны, это единственный шанс для потомков землян избавиться от зависимости алчных торговых гильдий, которые заботятся только о своих коммерческих интересах...
«Крушение империи» — начало новой масштабной космооперы от одного из ярчайших на сегодняшний день мастеров мировой фантастики.
Выходные данные издания:
— перевод с английского Кирилла Плешкова;
— оформление обложки Виктории Манацковой;
— автор оригинального арта обложки Sparth, он же французский иллюстратор Николя Бувье
Книга 19 апреля отправилась в типографию.
ISBN 978-5-389-15731-6
384 страницы