Весь мир угнетения ты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «пан Туман» > Весь мир угнетения ты расколешь, или Самый скучный конец света
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Весь мир угнетения ты расколешь, или Самый скучный конец света

Статья написана 12 мая 22:38
Размещена:

 И эпоха "Хьюго" тоже
И эпоха "Хьюго" тоже


A sacrifice it had to be done

Upon the ashes of the kingdom come

There is no reward for making things right

There is no glory in sparing one' life


Хорошо, думаешь ты, что Нора Кейт Джемисин не растягивает циклы на десять-двадцать книг, подобно иным, обходясь трилогиями, иначе премия "Хьюго" превратилась в чистейшую функцию. Ведь Джемисин отлично владеет словом, создает грандиозный, запоминающийся мир, населяет его проработанными героинями (и героями, по своим собственным причинам), связывает их нитью динамично развивающегося сюжета. Ты понимаешь, за эту историю мало одной только "Хьюго".

О. На самом деле, нет.

Но начнем по порядку, а там перейдем к более интересному.

"Пятое время года" — первая часть трилогии "Расколотая земля", где фэнтези, развитое до электростанций и асфальта (но с каменными ножами) сочетается с постапокалипсисом. Единственный здешний суперконтинент с ироничным названием Спокойствие постоянно сотрясают стихийные бедствия геологического происхождения — извержения вулканов или землетрясения, достигающие столь циклопических масштабов, что могут уничтожить цивилизацию (с прошлыми так и вышло). К счастью, среди людей Спокойствия есть орогены — женщины и мужчины, которые с помощью своих магических способностей могут контролировать разбушевавшуюся стихию и при необходимости усмирять. К несчастью, спровоцировать её орогены тоже могут, поэтому отношение к ним далеко от дружелюбного. Орогенов презирают, бояться и ненавидят — даже тех, кто прошёл обучение в Эпицентре и носит черный мундир имперского служащего. Орогенов-"дичков" обычно убивают или в лучшем случае стараются сдать Стражам, чей орден контролирует Эпицентр и всех имперских орогенов. Происходит это благодаря тому, что Стражи каким-то образом могут подавлять в орогенах их способности.

В таком мире разворачивается история трех героинь: Иссун, Сиенит и Дамайи. Иссун гонится за собственным мужем, который убил их младшего сына, за то, что тот унаследовал орогению от матери, и похитил дочь. Сиенит — имперский ороген, она путешествует вместе с орогеном небывалой силы, чтобы зачать от него детей по приказу Стражей, а заодно решить проблему одного прибрежного города. Наконец, Дамайя — самая юная из героинь, обучается в Эпицентре, куда её продали родители. А Спокойствие тем временем ожидает катаклизм и Пятое время года, которое он принесет за собой, затянется не на годы, и даже не на десятилетия, а на века.

Если кто-то как я настроился почитать про то, как мир будет расплавлен и отлит заново, расстраивайтесь обратно, Джемисин пишет вовсе не роман-катастрофу. Перед нами очередное социальное высказывание, поэтому никаких потрясающих землетрясений и фееричных извержений, никаких полетов вулканических бомб в ночном небе над кварталами пока ещё мирно спящих обывателей и прочих спецэффектов. Джемисин делает отдельные шаги в сторону геологии, но, простите за каламбур, выглядит это крайне поверхностно, разницу между пелейским и плинианским вулканическим извержением, например, вы тут не узнаете. В центре авторского внимания конфликт между орогенами, низведенными до статуса инструмента, пусть обладающего невероятными возможностями, и их хозяевами. Классическое "угнетённые против угнетателей", к которому мимопроходящим бонусом идут прочие детали актуальной сегодня повестки, вроде гомосексуалов и трансов (нет, боевых вертолётов не завезли, убирайте SJW-бинго).

Но и тут Джемисон копает неглубоко, очень быстро скатывая Стражей до садистов и мучителей, которые не чураются лоботомии и отрывают младенцев от материнской груди, а орогенов — в хиппи с плакатиками Make love, not earthquake. Вопрос, конечно, дискуссионный, должен ли быть контроль за человеком, способным выдернуть скалу со дна морского, чтобы пропороть днище корабля, но может, кто во втором томе дойдет до таких дискуссии? Но тут я пас, мне и первого много было.

На самом деле, я закрыл бы глаза и на драму на пустом месте, и на уклон в однобокую социалочку вместо милых моему сердцу бабахов (пиарили-то там именно их!), и на "Хьюго", которую многие также спешат отнести к недостаткам, позабыв, видимо, что премия выдается по голосованию, а vox populi есть vox populi, если бы книга была написана мало-мальски читаемым слогом. Но у Джемисин шершавый, совершенно неудобоваримый стиль письма, который хуже даже чем стиль этой рецензии, к тому же она пишет в настоящем времени, а линия Иссун ещё и от второго лица! Нет, спасибо, ты не голодный.




Из воды медленно поднимается, сбрасывая ошметки своей земной раковины и начиная с гудением вращаться, обелиск.

Он отличается от того, который Сиен видела прошлой ночью. Тот, пурпурный, наверное, по-прежнему висит в небе в нескольких милях от берега, хотя она не смотрит туда, чтобы убедиться в его наличии. Тот, что перед ней, привлекает все ее внимание, все ее мысли, поскольку он ржавенно огромен и еще не до конца поднялся из воды. Он темно-красного гранатового цвета, он представляет собой гексагональную колонну с острой неровной вершиной. Он полностью непрозрачен – ни полуреального мерцания, ни вспышек, как у прочих обелисков, и он шире, чем несколько кораблей, поставленных цепочкой. И, конечно, он очень длинный. Он продолжает подниматься и вращаться, перегораживая всю гавань, поскольку он где-то с милю длиной.

Но с ним что-то не так, и это становится понятно по мере того, как он поднимается. Посередине его чистая кристаллическая красота идет трещинами. Они массивны, уродливы и окрашены черным, словно океанические загрязнения проникали туда со дна в течение долгих веков, которые он там пролежал. Эти резкие, паутинные линии расходятся светящимися лучами по кристаллу. Сиенит чувствует, как гудение обелиска в этом месте дрожит и сбивается, когда неописуемые энергии протискиваются сквозь точку повреждения.

И в центре этих расходящихся трещин она видит какую-то окклюзию. Что-то маленькое. Сиенит прищуривается, налегает на перила, вытягивает шею, следя за поднимающейся точкой. Затем обелиск чуть поворачивается, словно глядя на нее, и у нее кровь в жилах застывает, когда она понимает, что видит.





929
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 мая 11:30 цитировать
Подписываюсь под каждым словом. В недостаток бы еще отнёс кажущуюся «незаконченность» романа —

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

вроде бы кульминация романа происходит в линии Сиенит, но как только, задолго до этого момента, понимаешь, что всё три линии это один и тот же персонаж, начинаешь воспринимать их как флешбеки, и в итоге весь роман скукоживается до «шла Иссун, шла, куда-то пришла, «давай ронять луну»"


Еще один забавный момент — с

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Биноф/Тонки, которая, как видно в линии Иссун, не просто женщина, а с подвохом, и когда этот персонаж сетует на свою тяжелую судьбу, упоминается, что из-за того, что она родилась девочкой, сорвалось несколько династических браков.
Мне казалось, что династические браки обычно совершаются из необходимости и зачастую по принуждению, да и в книге говорится, что они были запланированы. Тем страннее видеть такое уважение к половому определению :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 00:46 цитировать
При этом, будь персонаж цисгендером — совершенно ничего бы не изменилось. Ну разве что мы лишились бы подвода поразмыслить, как скоро общество с таким отношением к половому определению дойдет до однополых браков, и как потом будет выкручиваться, ведь функционал-касту дети наследуют от матери.

Мне кажется, «Расколотую землю» стоит читать как трехтомник со сквозным сюжетом, к которому «Пятое время года» выполняет роль пролога.
 


Ссылка на сообщение14 мая 00:54 цитировать

цитата

Мне кажется, «Расколотую землю» стоит читать как трехтомник со сквозным сюжетом, к которому «Пятое время года» выполняет роль пролога.


Да, и тем страннее выглядит премия для первой части. Ладно бы второй или третьей — но первой?
 


Ссылка на сообщение14 мая 10:00 цитировать
Могу предположить, что тут немалую роль сыграла буча, которую годом раньше, в 2015, устроили на «Хьюго» «щеночки». А потом маятник качнулся в другую сторону (да так там и прилип).
Но может быть, людям и правда понравилась книга, я шорт-лист не читал.


Ссылка на сообщение13 мая 12:22 цитировать
А, так Биноф ещё в детстве

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

был мальчиком, переодевавшимся в девочку!
А я-то голову ломал, где там Иссун пенис у Тонки привиделся, если в детстве девочка девочкой была. А Биноф/Тонки-то просто транс!
Теперь понятно.

Меня социальная часть не особо парила. Она там строится из немного странных исходных данных, поскольку угнетаемой расой объявлены супермены/суперзлодеи, каждый из которых сейсмически активному континенту может устроить тотальный расфигачинг. В таких условиях нет ничего удивительного, что люди держат орогенов в ежовых рукавицах — а что ещё с ними делать, если по пьяни / не в настроении рогга может просто всех вокруг переубивать? Неугнетенные орогены рано или поздно истребят всю остальную живность, да и друг друга, если не будут состоять из одних лишь высокодуховных, даже святых людей. Страх перед ними совершенно естественен.
То есть автор вроде и указывает — посмотрите, человека угнетают только потому, что он не такой как все! — но тут же объясняет, что угнетение это во многом оправдано, даже такое, как в случае с детьми-дичками на узловых станциях. Дичка невозможно обучить/обуздать, отпустить его нельзя — он опасен, следовательно, или убить, или приспособить к делу. Ну вот, Санзе приспособили.
Поэтому ощущения от социальной части истории такие, амбивалентные.

Половая часть довольно смешная. Выглядит как анти-ромфант :-D

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

всё ждал, когда уже лесбийские сцены будут, но не срослось. ГГ так и осталась гетеросексуальной (Алебастр, Иннон, Джиджа), а лгбтят только второплановики.
То есть тоже амбивалентно.

Геология вполне нормально рассказана/показана. Камнееды и обелиски заинтересовали, жду вторую часть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 00:51 цитировать
Вот не припомню, чтобы Джемимин угнетение оправдывала, у неё же героиня как раз триггерит от воспоминаний про этого дичка на станции.
Обелиски — да, интригуют. При этом автор совершенно ничего о них не говорит, хотя разжевывает даже про ясли и путевые рюкзаки. Плавает такая каменюка по небу и плавает себе.
 


Ссылка на сообщение14 мая 12:22 цитировать
Не, словами-то Джемисин педалирует борьбу угнетённых против угнетателей, тут бесспорно, но она выбирает очень странный подход к моделированию ситуации этой борьбы, так как орогены реально смертельно опасны для всего человечества.


Ссылка на сообщение13 мая 13:27 цитировать
Спасибо!
Зря вы так на себя наговариваете;-) Рецензия получилась очень атмосферной и с крутыми спецэффектами:-)
Судя по приведенному отрывку, авторша не зря сосредоточилась на лямуре и корпоративных терках. Понимала, что если копнет глубже в геологию, пиши пропало. Из отрывка понять кто на ком стоял, довольно трудно. И не оттого, что автор под Джеймса Джойса косит.:-)
Спасибо еще раз за замечательную рецензию. Небось в самой свободной стране мира такую прямую и честную критику днем с огнем не сыщешь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 01:12 цитировать
Вам спасибо.
Нет, в книге нет особого упора на романтику, а геологические экзерсисы изначально шли как антураж, ну и как удобное средство расколотить «этот жестокий мир» в финале (я почти уверен, что так будет, и это придает трилогии хоть какой-то смысл).


Ссылка на сообщение13 мая 13:36 цитировать
Стиль-то как раз интересный, в том числе вторыми лицами и вот этими удачно спародированными оборотами. Для меня проблема в другом: по-настоящему образный и интересный текст я пока только в прологе видел, а дальше всё вроде как-то суше и скучнее. Ну и да, проблематика произведения, идейное содержание. Надо будет ещё полистать, прежде чем решиться или не решиться читать.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 01:18 цитировать
О, пролог настраивает на бодрое чтение, это да, но на прологе всё и заканчивается. Особенно тяжело продираться через целые главы во втором лице, всё же таким способом, на мой взгляд, стоит выписывать небольшие эпизоды. Вот олдевская «Гроза в Безначалье» — там этот прием срабатывает, а у Джемисин — нет. Но почитайте, вдруг вам зайдет.


Ссылка на сообщение13 мая 15:58 цитировать

цитата

Но у Джемисин шершавый, совершенно неудобоваримый стиль письма, который хуже даже чем стиль этой рецензии


Надо бы запомнить этот оборот (с сохранением всех коопирайтов, конечно). И да, ваш текст хорошо читается, не надо вот так вот про себя говорить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 мая 01:27 цитировать
Хорошо, если так. А мне всё время кажется, что я скачу с пятого на десятое, без всякой плавности, и с вводными конструкциями перебарщиваю.
 


Ссылка на сообщение14 мая 11:34 цитировать
Самокритика никогда не помешает. Но всё-таки с ней нельзя перебарщивать. Иначе ничего не напишешь)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх