Коридор бессмертия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Коридор бессмертия
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Коридор бессмертия

Статья написана 21 июня 2019 г. 23:55

Отраслевая победа — и тоже всё висело на волоске...

У победы не только тысяча отцов, и но сотни малых побед-фундаментов: вот тут выиграли, вот так поборолись, и еще здесь оказались сильнее.

Поначалу снимают фильмы о боях и разведке, но рано или поздно дело доходит до отраслевых эпосов.

Победа и наркомат минометного вооружения.

Победа и Магнитка.

Победа и шахтеры.

Глупо видеть в подобном что-то неправильное — если проза лейтенантов рождает шедевры, то и про железные дороги можно рассказать историю...

Война была большая, и подвигов хватило на всех желающих.

Итак: пробит сухопутный коридор в Ленинград. Построена дорога. Теперь надо водить поезда. А кому? Старики и девушки — основной контингент в депо. С флота выдергивают квалифицированного машиниста, который туда по мобилизации был направлен. Давай, на поезде ты старший будешь.

И начинается...

Трудовой подвиг — тут без всяких кавычек — показывают с нескольких сторон:

Новенькие. Девушки, мало что понимающие в железнодорожном деле, наспех обученные. От имени одной из них ведется повествование.

Старики, которые понимают, что вот сейчас умереть могут, и надо как-то успеть.

Немногие «работяги мирного времени». Главный герой сталкивается с проблемой: он не может успеть везде, однако новенькие — это умеренного качества глаза и руки. Как быть везде?

Сильная сторона фильма — уважение к деталям и декорациям. Вот мост из бревен, вот шпалы на льду, вот состав и единственное серьезное вооружение на нём — ДШК.

Образность из железной дороги вытащили по максимуму: депо, внутренности вагона, стрелки, ночные рейсы, бег регулировщицы навстречу поезду (повреждение путей). Словечки и привычки.

Разные типажи актеров. Тут не всегда удачно, но с главным героем угадали, отлично подобрали девушек, со старым машинистом тоже, и получились вывозимые из Ленинграда дети.

Авторский текст — на своём месте. И это отдельная большая удача фильма: интонации, слова, продолжительность.

Впечатлила отданная ребенку свирель: в хаосе войны любая вещь существует столько, сколько продолжается уход за ней. Значит, свирелью должны пользоваться. И чтобы продлить существование, надо немедленно передавать её после смерти владельца, пусть даже незнакомому человеку. Нетипичное для современности отношение к предметам.

Очень хорошо показаны пределы власти чекиста в критической ситуации. Есть техника, есть обслуживающие её люди, и пока путейцы действуют заодно — они главные.

Отлично подано нарастание кризиса. Вот вроде обычный рейс, есть проблемы. Но каждое отдельное, совсем не фатальное происшествие, наслаивается на другое, и вот уже ком проблем летит наперерез эшелону. И вот уже возникает дилемма между вагоном с детьми и вагоном с оборудованием, которая становится одной из составляющих этой ситуации.

Результаты подвига — что получилось, а что нет — тоже показаны впечатляюще. Вот проведен поезд, увеличены нормы выдачи хлеба в осажденном городе. Но вот разрушенные после недавних артналетов дома. А вот будущее — дети и техника — которое вывезено из-под обстрелов.

Батальные сцены с тем же ДШК — противоречивые впечатления. Попытка сбить самолет смотрится реалистично, а поединок с бронепоездом как-то не очень (что делали в это время артиллеристы тех частей, что обороняли коридор?).

Что кажется неудачным, так это немецкий диверсант в эшелоне. Смотрится откровенным перебором, сделанным для взвинчивания интриги. Легко заменяется каким-нибудь бродячим минометом, который немцам удалось протащить через линию фронта, или новой оптикой на немецкой же батарее или еще чем-то подобным. Я понимаю, что была попытка показать внутренний конфликт с обществе тех лет, но тут ни «а» не сказали, ни «б». Для формата полнометражки — это слишком сложная тема второго плана.

Часть реплик физиков, вывозимых из Ленинграда — ну кондовая.

Погибший герой. К сожалению, здесь это штамп чистой воды. Могли ведь дать другой образ: что остался без руки, после госпиталя продолжил водить паровозы, и встретил Победу уже пьющим человеком, однако с женой и ребенком. Не менее типичный исход для того времени, и весьма показательный образ индивидуальной, семейной победы. Но создатели фильма побоялись тронуть романтичность образа.

Итого: добротная попытка снять очередное кино про войну.

Вряд ли фильм станет классикой, но тут не видно явных глупостей или клюквы, а есть хороший сюжет и живые герои.





126
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх