Отраслевая победа — и тоже всё висело на волоске...
У победы не только тысяча отцов, и но сотни малых побед-фундаментов: вот тут выиграли, вот так поборолись, и еще здесь оказались сильнее.
Поначалу снимают фильмы о боях и разведке, но рано или поздно дело доходит до отраслевых эпосов.
Победа и наркомат минометного вооружения.
Победа и Магнитка.
Победа и шахтеры.
Глупо видеть в подобном что-то неправильное — если проза лейтенантов рождает шедевры, то и про железные дороги можно рассказать историю...
Война была большая, и подвигов хватило на всех желающих.
Итак: пробит сухопутный коридор в Ленинград. Построена дорога. Теперь надо водить поезда. А кому? Старики и девушки — основной контингент в депо. С флота выдергивают квалифицированного машиниста, который туда по мобилизации был направлен. Давай, на поезде ты старший будешь.
И начинается...
Трудовой подвиг — тут без всяких кавычек — показывают с нескольких сторон:
Новенькие. Девушки, мало что понимающие в железнодорожном деле, наспех обученные. От имени одной из них ведется повествование.
Старики, которые понимают, что вот сейчас умереть могут, и надо как-то успеть.
Немногие «работяги мирного времени». Главный герой сталкивается с проблемой: он не может успеть везде, однако новенькие — это умеренного качества глаза и руки. Как быть везде?
Сильная сторона фильма — уважение к деталям и декорациям. Вот мост из бревен, вот шпалы на льду, вот состав и единственное серьезное вооружение на нём — ДШК.
Образность из железной дороги вытащили по максимуму: депо, внутренности вагона, стрелки, ночные рейсы, бег регулировщицы навстречу поезду (повреждение путей). Словечки и привычки.
Разные типажи актеров. Тут не всегда удачно, но с главным героем угадали, отлично подобрали девушек, со старым машинистом тоже, и получились вывозимые из Ленинграда дети.
Авторский текст — на своём месте. И это отдельная большая удача фильма: интонации, слова, продолжительность.
Впечатлила отданная ребенку свирель: в хаосе войны любая вещь существует столько, сколько продолжается уход за ней. Значит, свирелью должны пользоваться. И чтобы продлить существование, надо немедленно передавать её после смерти владельца, пусть даже незнакомому человеку. Нетипичное для современности отношение к предметам.
Очень хорошо показаны пределы власти чекиста в критической ситуации. Есть техника, есть обслуживающие её люди, и пока путейцы действуют заодно — они главные.
Отлично подано нарастание кризиса. Вот вроде обычный рейс, есть проблемы. Но каждое отдельное, совсем не фатальное происшествие, наслаивается на другое, и вот уже ком проблем летит наперерез эшелону. И вот уже возникает дилемма между вагоном с детьми и вагоном с оборудованием, которая становится одной из составляющих этой ситуации.
Результаты подвига — что получилось, а что нет — тоже показаны впечатляюще. Вот проведен поезд, увеличены нормы выдачи хлеба в осажденном городе. Но вот разрушенные после недавних артналетов дома. А вот будущее — дети и техника — которое вывезено из-под обстрелов.
Батальные сцены с тем же ДШК — противоречивые впечатления. Попытка сбить самолет смотрится реалистично, а поединок с бронепоездом как-то не очень (что делали в это время артиллеристы тех частей, что обороняли коридор?).
Что кажется неудачным, так это немецкий диверсант в эшелоне. Смотрится откровенным перебором, сделанным для взвинчивания интриги. Легко заменяется каким-нибудь бродячим минометом, который немцам удалось протащить через линию фронта, или новой оптикой на немецкой же батарее или еще чем-то подобным. Я понимаю, что была попытка показать внутренний конфликт с обществе тех лет, но тут ни «а» не сказали, ни «б». Для формата полнометражки — это слишком сложная тема второго плана.
Часть реплик физиков, вывозимых из Ленинграда — ну кондовая.
Погибший герой. К сожалению, здесь это штамп чистой воды. Могли ведь дать другой образ: что остался без руки, после госпиталя продолжил водить паровозы, и встретил Победу уже пьющим человеком, однако с женой и ребенком. Не менее типичный исход для того времени, и весьма показательный образ индивидуальной, семейной победы. Но создатели фильма побоялись тронуть романтичность образа.
Итого: добротная попытка снять очередное кино про войну.
Вряд ли фильм станет классикой, но тут не видно явных глупостей или клюквы, а есть хороший сюжет и живые герои.