135 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 135. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Т.Баданина, худ. П.Понамарёва)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

135. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. Т.Баданина, худ. П.Понамарёва)

Статья написана 25 июля 2019 г. 21:01

Продолжаю показ иллюстрированных отдельных изданий бажовского сказа «Серебряное копытце».

Сегодня у меня примеры массовых недорогих изданий с нераскрученными художниками (художницами). Но картинки и там, и там оригинальные (авторские, как сейчас говорят). Одно издание — региональное советских времён, другое — центрального издательства наших дней. Вот они рядышком на фото.

Слева: Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 (худ. Т.Баданина); цена, между прочим, 5 копеек. Справа: Москва: Клевер, 2016 (худ. П.Понамарёва).

Слева: 1985, справа: 2016
Слева: 1985, справа: 2016

Средне-уральское издание 1985 есть на Фантлабе со сканами: https://fantlab.ru/edition217635. Отсканированы почти все иллюстрации в прекрасном качестве. Поскольку в книжке бумага газетная и печать не чёткая, я воспользуюсь фантлабовскими сканами (информация об издании предоставлена: Dm-c — спасибо ему за это)

Издание от «Клевера» 2016 года тоже представлено на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition198776, но без иллюстраций. Значит, будут мои мутные фотки.

Обе художницы на Фантлабе упомянуты каждая в связи со своей бажовской книжкой — и всё.




Совсем разные манеры у художниц. Чувствуется, что между ними 30 лет пролегло. Но стиль-то у них один (по дихотомической классификации «не-реализм» называется). Будем картинки из двух изданий последовательно или даже параллельно смотреть: на контрасте.

1) Вводные иллюстрации

1.1. Советское издание 1985 года.

Сюита иллюстраций содержит собственную концепцию. Уже на обложке эта концепция заявлена: изображён козлик Серебряное Копытце (это естественно), но рядом с ним — кошка Мурёнка. Никаких людей.

Развёрнутая обложка. Худ. Т.Баданина, 1985
Развёрнутая обложка. Худ. Т.Баданина, 1985

К 1985 году, когда все прочтения этого сказа Бажова были сделаны, дошла очередь и до раскрытия темы Мурёнки. Эта кошка будет на всех картинках (как во всех эпизодах она и у Бажова присутствует). Манера художницы симпатичная: всё такое сказочное, новогоднее (жаль, что все внутренние иллюстрации не в цвете). Требований к этнографическому реализму уже нет: природа и горы условные, но уральский пейзаж интуитивно узнаётся.

Главным героем козлик назначен — имеется его одиночный портрет на титульном листе. Уже чёрно-белый. Рога роскошные, раскидистые, но, как ни странно, ровно «пять веточек» (строго по Бажову: рога на «пять веток» отличительная черта этого козлика от промысловых косулей).

Козлик. Худ. Т.Баданина, 1985
Козлик. Худ. Т.Баданина, 1985

Как мы уже поняли из иллюстраций М.Успенской (https://fantlab.ru/blogarticle61667#), козлик должен быть маленьким, трогательным и волшебно-сказочным. Вот в этой книжке он, вроде бы, такой и есть.

1.2. Современное издание 2016 года.

Концепции всей сюиты в этом издании я не заметил. Но концепция не всегда и бывает: можно же просто иллюстрировать (макет есть, картинки по теме — уже хорошо).

Главный герой, вынесенный на обложку — тоже Серебряное Копытце.

Лесной козёл. Худ. П.Понамарёва, 2016
Лесной козёл. Худ. П.Понамарёва, 2016

Но это уже не совсем козлик. Скорее, взрослый козёл (буквальное прочтение охотничьего термина у Бажова). Но, понятно, лесной козёл («не душной») — что-то вроде благородного оленя. На титульном листе помещены мощные рога — тоже от благородного оленя. Отростков я там больше пяти насчитал — ну правильно, тридцать лет прошло, веток добавилось.

Рога. Худ. П.Понамарёва, 2016
Рога. Худ. П.Понамарёва, 2016

Портрет козла на фоне пейзажа. Пейзаж горный, но эти горы больше воспоминание о Кавказе навевают.

Козёл и горы. Худ. П.Понамарёва, 2016
Козёл и горы. Худ. П.Понамарёва, 2016

2) Дарёнка в чужой семье

Это смотрины — первая встреча Коковани с девочкой-сироткой. В чужой семье Дарёнке плохо — такова общая установка для иллюстратора.

2.1. Советское издание 1985 года.

В советском издании прекрасно общее настроение отображено.

Дарёнка и Мурёнка. Худ. Т.Баданина, 1985
Дарёнка и Мурёнка. Худ. Т.Баданина, 1985

Отличная графика. У такой художницы должно было быть большое будущее. Но на носу Перестройка...

2.2. Современное издание 2016 года.

Здесь современной художницей применён особый приём. Кинематографический принцип: отдельные кадры крупным планом, связь между которыми устанавливает сам зритель.

Пустая тарелка — символ невзгод
Пустая тарелка — символ невзгод

Колени и кошка
Колени и кошка

Человек и кошка
Человек и кошка

Приём интересный, а реализация не очень удачная — формально как-то получилось.

3) Дарёнка с Кокованей

Примеры иллюстраций из двух изданий на сходный сюжет: Старик Кокованя с девочкой Дарёнкой.

Худ. Т.Баданина, 1985
Худ. Т.Баданина, 1985
Худ. П.Понамарёва, 2016
Худ. П.Понамарёва, 2016

Здесь квинтэссенция прочтения сказа разными художницами в разное время. У Баданиной (1985) всё лирично и камерно. У Понамарёвой (2016) всё очень прикольно. Чувство юмора спасает эти иллюстрации.

4) На зимовку в лес

В советском издании сборы и путь в лес опущены, а в современном издании — опять демонстрация формализма как приёма: показаны собранные пожитки.

Натюрморт. Худ. П.Понамарёва, 2016
Натюрморт. Худ. П.Понамарёва, 2016

5) Встреча с козликом

Дарёнка, находясь уже третий день одна в глухом лесу, сначала видит того самого козлика в окно, а потом и выходит к нему на улицу. Здесь картинки описательные: кульминация сюжета. Каждая художница в своей манере эти картинки и сделала. Интересно они в этом эпизоде кошку Мурёнку отображают.

5.1. Советское издание 1985 года.

В советском издании кошка просто присутствует (как она на каждой картинке в этом издании есть). Кошка поддерживает Дарёнку, которая уже начала грустить на третий-то день, брошенная одна в лесу. Даже когда кошка с козликом уже играет, ничто не предвещает, что верная Мурёнка может всех своих родных ради козлика бросить.

Худ. Т.Баданина, 1985
Худ. Т.Баданина, 1985
Худ. Т.Баданина, 1985
Худ. Т.Баданина, 1985

5.2. Современное издание 2016 года.

А вот в современном издании роль Мурёнки интересно обозначена: кошка начала превращаться в мистическое существо — каков размер и выгиб! И со стеной слияние — одни глаза горят.

Худ. П.Понамарёва, 2016
Худ. П.Понамарёва, 2016

Скоро кошка переметнётся к козлику и навсегда забудет Дарёнку. А самоцветы — так, отступное...

6) Зимнее чудо

Здесь художницы разные сцены выбрали для отображения.

6.1. Советское издание 1985 года.

В советском издании дано этакое философское противостояние друг напротив друга людей и зверей.

Прощание с козликом и Мурёнкой. Худ. Т.Баданина, 1985
Прощание с козликом и Мурёнкой. Худ. Т.Баданина, 1985

От внешне эффектного момента салюта из-под копыт пришлось отказаться вообще (как это адекватно в чёрно-белом изображении передать?).

6.2. Современное издание 2016 года.

В современном издании традиционно решён вопрос: козёл на крыше в отсветах самоцветов. И волшебная ночь!

Худ. П.Понамарёва, 2016
Худ. П.Понамарёва, 2016




Вот такая у меня встреча двух книжек для детей получилась с разницей в тридцать лет.





318
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх