ТОНКИЕ КОЛЫШКИ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ТОНКИЕ КОЛЫШКИ (Nowa Fantastyka 6/201 1999) (часть 3)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТОНКИЕ КОЛЫШКИ (Nowa Fantastyka 6/201 1999) (часть 3)

Статья написана 22 августа 2019 г. 06:50

КОЛИН ГРИНЛЭНД

Колин Гринлэнд/Colin Greenland (род. 17 мая 1954 в г. Довер) – ведущий британский писатель и критик научной фантастики. Окончил Пембрукский колледж Оксфордского университета, там же защитил докторскую диссертацию по теме «Британская “новая волна” научной фантастики», основной материал которой был опубликован в виде книги «The Entropy Exhibition: Michael Moorcock and the British “New Wave” in Science Fiction/Энтропийная выставка: Майкл Муркок и британская “новая волна”в научной фантастике» в 1983 году. И в диссертационной работе, и в книге всесторонне рассматривалось творчество не только Майкла Муркока, но также Брайана Олдисса и Джеймса Балларда, подробно осуждались проблемы британской научной фантастики; не случайно книга была отмечена премией “Eaton Award” в том же 1983 году.

Эта тема получила дальнейшее развитие в более поздней книге Гринлэнда «Michael Moorcock: Death is No Obstacle/Майкл Муркок: смерть не помеха» (1992), написанной в виде интервью с указанным писателем, где идет речь о его более поздних произведениях.

Переехав из Оксфорда в Лондон, Гринлэнд в течение двух лет был стипендиатом Фонда научной фантастики, а позже тесно сотрудничал с этой структурой. Вдобавок к этому Гринлэнд выступал в 1980-х годах в качестве соредактора ведущего британского журнала НФ “Interzone” (и в 1985 году составил вместе с Джоном Клютом и Дэвидом Пришлом сборник “Interzone: The 1-st Anthology/”Interzone: первая антология»),

вел регулярные обзорные колонки в журналах “New Statesman”, “The Face” и “Sunday Tames”, где «терпеливо объяснял скептическому миру сущность НФ и фэнтези», читал лекции о НФ и ее месте в современном литературном мире в лондонском Бирбек-колледже.

Согласно собственному признанию, первый фантастический рассказ Гринлэнд сочинил в пятилетнем возрасте, писал он время от времени художественные произведения и в студенческие времена, дебютировав в 1982 году рассказом “Miss Otis Regrets/Мисс Отис сожалеет”, напечатанным в журнальчике “Fiction Magazine” и занявшим второе место в конкурсе “Faber & Faber”. Первый роман – “Daybreak on a Different Mountain/Рассвет на другой горе” – опубликовал в 1984 году.

И этот роман, и следовавшие за ним два романа: “The Hour of the Thin Ox/Час тощего буйвола” (1987) и “Other Voices/Другие голоса” (1988), действие которых разворачивалось в других частях описанного в первом романе мира, демонстрировали спокойный, четкий и хорошо отработанный писательский стиль и почти реалистический сюжет с некоторым уклоном в фэнтези и размышлениями «о войне и мире, предрассудках и любви», но не пользовались особым успехом у британских читателей (а американские читатели и вовсе о них не знали).

Иное дело – четвертый роман: «Таке Back Plenty/Вернуть изобилие» (1990), завоевавший премии имени Артура Кларка и Британской ассоциации НФ и ставший в 1990-х годах «одним из первоисточников и локомотивов британской космической оперы».

Этим романом писатель открыл самую успешную свою серию «Plenty/Изобилие», в которую вошли также романы «Seasons of Plenty/Времена года изобилия» (1995),

«Mother of Plenty/Мать изобилия» (1997)

и сборник рассказов «The Plenty Principle/Принцип изобилия» (1997),

где описываются дальнейшие захватывающие приключения юной космонавтки Табиты Джут.

Эти книги послужили важным образцом для британских авторов НФ. В США, где и своей космической оперы более чем хватает, их влияние сказалось меньше, хотя первый роман серии номинировался на получение премии имени Филипа Дика (в качестве лучшей оригинальной книги в мягкой обложке, опубликованной в 1992 году в США). «Колин Гринлэнд освободил суставы и конечности космической оперы из насильственно скрюченного состояния, в котором оставил их Гаррисон,-- писал Кен Маклеод в журнале “Locus”.-- В романе “Вернуть изобилие” он откровенно заимствует у Гаррисона, выбирая, однако, более легкий тон повествования. Название романа намекает на ту веселую наглость, с какой он присвоил себе Солнечную систему золотого века фантастики: гринлэндовская Венера заросла джунглями, его Марс перепахан каналами, однако его персонажи – это космические извозчики и музыканты, которые могли бы вываливаться из любого гаррисоновского притона в холодное утро Кэмдена».

Другие романы писателя: “Harm’s Way/Путь зла” (1993)

и “Finding Helen” (2003).

Произведения писателя переводились не только на польский, но и на французский, немецкий, чешский, голландский языки.

На русском языке опубликован лишь первый роман трилогии «Plenty» -- «Вернуть изобилие» (1993)

и небольшая повесть.





302
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 августа 2019 г. 13:09
Помню тот первый у нас роман из цикла. Очень он тогда понравился. И жаль, что у нас так цикл и не издали полностью.


Ссылка на сообщение24 августа 2019 г. 17:02
Сохранил ссылку на этот прекрасный биографический очерк в карточке Гринлэнда: составителю библиографии пригодится.

Несколько удивило сравнение с Гаррисоном, всё-таки «отца» Язона дин Альта и Джеймса ди Гриза к авторам классической космооперы никогда не причислял. Может быть, речь идёт о М. Джоне Харрисоне? Считается, что его роман «Устройство с Центавра» сильно повлиял на развитие «новой космической оперы».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2019 г. 17:12
Э-э... Возможно. Там, откуда я вытащил эту цитату, инициалов не было...


⇑ Наверх