Потерянные мемуары Джейн


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > Потерянные мемуары Джейн Остин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Потерянные мемуары Джейн Остин

Статья написана 21 декабря 2009 г. 10:14

Для начала хочу поблагодарить товарищей, которые открыли ветку о серии «Мона Лиза» и тем снабдили меня хоть каким-то ориентиром: когда я отправилась в «Дом книги» с целью найти что-нибудь, чего я еще не знаю наизусть, но что можно читать, я уже примерно знала, что искать. Я обзавелась четырьмя книгами указанной серии, но наиболее обрадовалась книге Сири Джеймс «Потерянные мемуары Джейн Остин». Произведения Джейн Остин я начала читать где-то в подростковом возрасте, и с тех пор они остаются для меня вершинами романного творчества. Я не буду сейчас объяснять разницу тем, кто не отличает «женские романы» от романов, написанных женщиной, а также тем, чей литературный вкус, изнасилованный и убитый бесчисленными описаниями насилий и убийств, без них уже не мыслит интереса и книги, лишенные этих сильнодействующих средств, считает скучными.  Книга Сири Джеймс вполне достойна своей героини — это не «женский роман», это роман о любви, и каждый человек, будь то мужчина или женщина, не получающий удовольствия от хорошего романа, должен быть безнадежно глуп ;-) Во-первых, очень удачно избран стиль — настоящий изысканный, неторопливый стиль позапрошлого века. Ни разу при чтении у меня не возникло ощущения, что «Джейн Остин не могла такого написать». Автор не пытается, как это теперь модно и принято, чем-нибудь шокировать читателя на первых же страницах, чтобы, дескать, «обеспечить неослабевающий интерес». Это не из тех книг-таблеток, которые надо «глотать на одном дыхании», она не заставляет вас спешить, позволяет наслаждаться каждой страницей.

Полагаю, общепризнанно, что за редкими исключениями явление героя в любовной истории не должно происходить в первой главе — в идеале стоит отложить его до третьей. Сначала необходимо сделать краткое вступление, познакомить читателя с основными персонажами, местами, обстоятельствами и эмоциональным содержанием истории, дабы обеспечить более глубокое понимание событий, которые развернутся впоследствии».

Собственно, все произведения о самой Джейн Остин преследуют одну и ту же цель: объяснить, как благонравная дочь священника, не бывавшая замужем, смогла написать такие превосходные романы о любви, поведать правду о чувстве, которая не устарела за двести лет — притом что безнадежно устарели многие любовные романы, написанные много позже нее. Секрет прост: Джейн Остин описывала жизнь так, как ее видела собственными глазами и оценивала собственным умом,  не поддаваясь на общепринятые представления о том, что и как должно быть. Правда не стареет, а вот представления о том, что есть любовь и каковы люди, очень сильно меняются со временем.

Что меня не слишком радует во всех этих произведениях: они сильно преувеличивают зависимость содержания книг от личной жизни автора, связь между событиями его собственной жизни и событиями романов. Это не верно само по себе, а в книгах и фильмах о Джейн Остин приводит к тому, что она сама и ее окружение постоянно «цитируют» ее же романы, подавая как бы действительность, которая потом стала материалом для книг. А выходит из этого следующее: в любом произведении о Джейн Остин легко узнаешь персонажей и ситуации, а следовательно, знаешь наперед, как эти ситуации будут развиваться. Сири Джеймс этого недостатка тоже не избежала, но, правда, сумела обойтись с материалом довольно живо и оригинально и несколько раз даже обманула ожидания подкованного читателя :-) Она «дополнила» биографию Джейн событиями, которых не было ни в одном ее романе, и это получилось интересно.

О чем я все время думала при чтении: мы привыкли к тому, что живые люди и реальные события дают основу для персонажей и событий в книгах. С Джейн Остин получилось наоборот: персонажи и события ее книг «выводятся» из ее текстов в как бы реальную жизнь (неважно, что эта реальность сама есть плод творчества писателей и сценаристов). Происходит обратный процесс. Или какое-то творчество в квадрате. Персонажи Джейн Остин стали реальными людьми, которые стали персонажами ее книг... А причиной тому огромный жизненный заряд, вложенные в ее книги и не ослабевающий уже двести лет. Это все равно что музыка Моцарта. Реальный путь к бессмертию, потому что о них не повернется язык сказать, что они мертвы...

Понятно стремление авторов «обогатить» личную жизнь Джейн Остин, даже дать ей немножко счастья, которым она наделяла всех своих героинь, но так и не смогла приманить к себе. Читаешь, веришь, надеешься вместе с ней и в то же время знаешь заранее — ничего не выйдет. Ведь она умерла незамужней, ей не досталось счастливого конца, и не было у нее никакого мистера Эшфорда. И в то же время — это не выдумка. У нее был свой мистер Эшфорд, которого она любила на протяжении всей жизни и наделяла его чертами всех своих положительных героев. Совершенно не важно, существовал ли такой человек в реальности и как его звали — он всегда жил в ее воображении, иначе она не смогла бы это все написать. Жил как живой, и живет до сих пор. Сири Джеймс просто вывела его со страниц в жизнь, дала Джейн Остин возможность встретить его в реальной жизни — на страницах романа Сири Джеймс.  

Надо же, как все запутано... Но взаимоотношения жизни и творчества действительно очень сложны и трудноописуемы. Роман Сири Джеймс — очень интересная и удачная попытка еще раз попробовать их описать — внутренним слоем, для тех, кто понимает. И в то же время «Потерянные мемуары» представляют интерес не только как еще одна художественная биография классика. Их можно читать просто как прекрасный, трогательный, красивый, полный чувства роман о любви. Это просто счастье — убедиться, что и в наше время еще кто-то пишет книги, способные пробуждать мысли и чувства, а не шокировать описаниями убийств и насилий. Книга не нарушает атмосферы начала 19 века,  но ведь она написана современным автором  для современных читателей. А значит, оно живо и сейчас — то, что делает искусство вечным...





159
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх