Робот Валл-И модели «Шварц» на пути полному удовлетворению...
Есть один из почти безотказных приемов в драматургии/фантастике — демонстрировать протагониста, который превосходит других людей в силе, ловкости. скорости вычислений, но при этом отстаёт в эмоциональной сфере, на любовном фронте или еще где.
Если прогресса нет — то это в лучшем случае монотонная зарисовка, а в худшем — трагедия.
Если идет быстрый, психологически не тяжелый и увлекательный прогресс — то это светлая приключенческая или даже комедийная история.
Фильм «Короткое замыкание» — хрестоматийный пример. Робот получил свободу воли, сбежал, и научился быть человечным.
Здесь же на исходных позициях — бесполый киборг, который совершенно не любит общаться с людьми и все свободное время посвящает просмотру сериалов. Это неплохо охранник, который и пострелять может налево-направо, но в жилых модулях не показывается, и да его там и не ждут.
Кладовка, виртуальность, пистолет, обход, кладовка, виртуальность, пистолет, обход.
Но повествование буквально начинается с того, что киборг-то свободу обрел, его теперь программа не контролирует — однако людей убивать не захотел.
Дальше — вот он спасает людей, вот он находит друга-машину (звездолет), вот он пластически становится больше походим на человека, вот у него уже фактически друзья люди.
Проблема книги — и так не очень большой — в том, что либо половина там просто лишняя, либо эту половину надо переписывать с громадными дополнениями.
Большой рассказ (или маленькая повесть), которая так и называется «Отказ всех систем» — хороша тем, что действие происходит на необитаемой планете, а потому что там в большом и сложном мире делается между роботами и людьми, по сути можно оставить за кадром.
Получается эмоционально очень выигрышная история, в некоем условном антураже «космической фантастики 90-00-х».
И герой там — хороший, душевный:)
Но во второй части — места уже населенные. И противоречия между возможностями (силой, аналитикой, скоростью обучения) роботов и общим раскладе в мире — сверкают как полицейская мигалка. Если говорить проще — очень, очень, очень много роботов, которые могут всех согнуть в бараний рог, но эмоционально неразвиты и вынуждены подчиняться своим хозяевам. Чтобы один отщепенец встретил еще двоих — и все это было у черта на куличках, при том, что на земле такие процессы должны были идти в ускоренном порядке, и об этом не знали на периферии — ну не верю.
Как говорил в мультике сквайр Трелони: «Все, буквально все, только услышав, что мы отправляемся искать сокровища, бросаются нам на помощь».
Достоверность героя тоже падает.
Догадываюсь, что если будут переводить продолжение — весь цикл про киллербота — то киборг там окончательно станет человеком.
Но нужно продумывать вселенную.
Я не знаю, как писался «Отказ всех систем», но мне прям так и видится, что попалась на глаза подходящему человеку небольшая повесть, тот пожевал губу, затылок почесал, и категорично так посоветовал — добить до формата, тогда денежно всё получится. И премия за повесть — получилась. А цикл «Дневники киллербота» даже целиком переводить не стали.
Если проводить аналогии, то есть цикл романов Алана Фостера о Флинксе. Первая книга «Тар-Айимский кранг» — просто очаровательна. Путешествие группы авантюристов к планете, где хранится неизвестное оружие исчезнувшей цивилизации. А в этой группе герой — сирота, немного телепат и т.п. Но последующие — с третьего уж точно — буквально вымучены. Автор придумал отличный набросок мира. А продумывать вселенную не стал, и просто напихивал и напихивал новые приключения.
Итого: неровная книга, где первую часть могу рекомендовать для развлечения и отдыха (увлекательно и легко!), а вторую — рекомендую просто не читать :(((