FantLab ru

Марта Уэллс «Дневники Киллербота»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Голосов:
50
Моя оценка:
-

подробнее

Дневники Киллербота

The Murderbot Diaries

Цикл

Содержание цикла:

6.67 (3)
-
1 отз.
7.22 (190)
-
16 отз.
7.39 (116)
-
3 отз.
7.33 (12)
-
7.78 (9)
-
7.00 (3)
-
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2019 // Лучший роман (первые 4 повести)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Авторский сборник года (первые 2 повести цикла)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман (первые 4 повести)

Похожие произведения:

 

 


Отказ всех систем
2019 г.

Издания на иностранных языках:

All Systems Red
2017 г.
(английский)
Artificial Condition
2018 г.
(английский)
Rogue Protocol
2018 г.
(английский)
Exit Strategy
2018 г.
(английский)
Network Effect
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В далеком будущем на далекой планете участники одной незадачливой экспедиции в один не очень прекрасный момент обнаружили, что кто-то очень хочет спровадить их на тот свет. Однако был у них охранный андроид — Киллербот, причем весьма непростой... В каком-то смысле «Отказ всех систем», первая повесть из цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс — это история, рассказанная от лица классического волшебного помощника, мысли и чувства которого обычно остаются за кадром. Но не в этот раз. Именно автостраж Киллербот становится главным действующим, мыслящим и чувствующим героем, с помощью сенсоров которого мы и наблюдаем за остальными персонажами. Уэллс не уделяет особого внимания проработке своей вселенной, политической или культурной сферам. Размашистыми мазками обрисовывает происхождение автостражей и транспортных ботов, юридически бесправных продуктов генетической и электронной инженерии, снабженных относительно развитым интеллектом. Саркастично комментирует алчность страховой компании, которая ради лишнего процента прибыли готова на любые ухищрения: навязать дополнительные пункты в договор, шпионить и воровать информацию у клиентов, экономить на оборудовании и комплектующих.

Среди всех описываемых в фантастике роботов и киборгов, вышедших из-под контроля, «наш» Киллербот, пожалуй, психологически ближе всех к земному обывателю. Взломав свой модуль контроля, он довольствуется относительной свободой в рамках профессиональных обязанностей автостража. А именно: смотреть сериалы сезон за сезоном, самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, не сталкиваться с жесткими ограничениями в речи и поступках. Где-то лентяйничать, зная, что предписанные меры предосторожности избыточны. Но все резко меняется, когда его расслабленная идиллия оказывается под угрозой уничтожения. Вторая повесть цикла, «Искусственное состояние», посвящена уже относительно свободному путешествию Киллербота, который с одной стороны бежит от пугающего неожиданностью и непривычностью настоящего, а с другой — возвращается в мрачное прошлое. Он хочет выяснить правду о трагическом инциденте в своем досье, но попутно сталкивается с излишне инициативным и говорливым транспортным ботом — мозгом космического корабля, затем влипает в историю с тяжбой между компанией-подрядчиком и ее бывшими сотрудниками, находя новые приключения на свои органические компоненты.

Завязка обеих повестей открывала широченный простор для фантазии, однако реализовала их потенциал Марта Уэллс лишь частично. Сюжет предельно схематичен, прямолинеен и опирается на классические человеческие мотивации — алчность, наглость и глупость. Однако Киллерботу недостает ни обаяния, ни утонченности Один Эск «Справедливость Торрена» из трилогии Энн Леки. Фактически он постоянно мысленно ворчит, избегает излишнего внимания со стороны людей, теряется в своих эмоциях и пространно иронизирует, порой не без черного юмора. Такое поведение быстро приедается, а других эмоциональных тонов у автора не припасено. Единственное, что хоть сколько-то оправдывает присуждение повестям целого букета премий — так это описание чувств и ощущений, которые испытывает Киллербот, общаясь с самыми разными людьми — веселыми и настороженными, внимательными и равнодушными, дружелюбными и агрессивными. А также — описание возникающих моральных и этических дилемм. Сперва Киллербот на удивление нервно и неприязненно реагирует даже на искреннее сочувствие, лишь постепенно он начинает доверять и пытаться дружить. Нечто подобное подробно расписывала, к слову, Ольга Громыко в цикле «Космоолухи», но в отличие от него, в истории Марты Уэллс нет комизма и бурлеска. Да и вообще «Дневникам Киллербота» остро не хватает ярких красок и внезапных поворотов сюжета, чтобы удержать внимание читателя, который прохладно относится к этической подоплеке.

Итог: блеклая гуманитарная фантастика с элементами космооперы, посвященная сложным чувствам киборга.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовался книгой «Отказ всех систем», потому что ее сравнивали с серией «Космоолухи» Громыко, ну и куча премий, разумеется, повлияла на выбор.

Насчет премий, прямо сказать, не понял. Повестушки (в книге их две) крохотные и довольно-таки примитивные, я бы даже сказал, рассказики. Психологии очень мало, такое ощущение, будто автор старательно обходит острые моменты и глубоко не копает, поэтому произведение получилось даже более легковесным, чем «Олухи», хотя те заявлены как комедия положений, а это, мол, высокая литература.

Читалось очень легко, буквально часа два на книгу ушло. Есть забавные моменты и рассуждения главного героя, Киллербота, действительно перекликающиеся с киборгами Громыко. Хотя мне он скорее напомнил наивного старательного роботика из мультика Валли, чем этот цикл. Не понравилось, что сюжет обеих повестей прост как кирпич и заканчивается скомканной кровавой боевкой, его можно пересказать одной фразой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«злые люди, не особо заморачиваясь обоснуем своих поступков, напали на добрых, я убил всех злых людей, они меня сильно ранили, но я починился и ушел от добрых.»
Затейливых поворотов, интриг и загадок тут нет, все очень прямолинейно и пресно. Мир не прописан вообще, только какие-то пересадочные кольца и полудикие планеты, населенные исследовательскими бригадами. Второстепенные герои, кроме разумного корабля, безликие и однотипные. Но вечер скоротать вполне сгодится, да и следующую книгу я бы, пожалуй, прочитал — не ожидая от нее слишком многого.

З.Ы. Может, дело в неудачном переводе и ином менталитете зарубежного читателя? Может, для них эта книга некая острополитическая сатира или изумительная игра слов, а мы просто не можем понять, за что ее так осыпали премиями? Очень интересно, как зарубежные фанаты этой книги восприняли бы «Космоолухов» :)

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги веселые, увлекательные и читаются быстро. Мелькание страниц иногда прерывается почесыванием затылка в местах, когда мотивация злодеев объясняется без всякой логики. Но потом на это закрываешь глаза, даешь себе команду на снижение критического восприятия и продолжаешь читать взахлеб.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, весь цикл заслуживает крепкую семерку. Первой книге дали столько премий, до сих пор удивляюсь. Достаточно ровно увлекательно написаны все три повести /жду 4-ую/, но ничего такого прорывного, бьющего в сознание, не нашел. Огромная заслуга автора в том, что читается очень легко и с чувством юмора у нее все в порядке. Героиня меняется со временем, становится более человечной, но события вокруг нее все так же стремительно несутся, захватывая тебя с первых страниц. Вспоминаются любимые мне в юношестве книги жанра крутого детектива типа Чейза, Чандлера, Спиллейна и т.д. которые можно было читать не отрываясь чуть ли не целый день. Кому нравится много экшена, AI, роботы и легкий слог, по-моему, должно понравится. По крайней мере первую книгу прочитать стоит.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала не понял, что мне эта книга напоминает. Но вдруг осенило -- Лукьяненко времен Лабиринта Отражений. Такое же плоское, туповатое развлекалово с намеком на глубокий смысл, зато на гребне волны. На самом деле, в этой книге нет ничего, ни нормально прописанного мира, ни глубоких персонажей, сюжеты из разряда «понахватала в детективных сериалах и паре тройке фантастических книг». Внутри Главного героя -- баба, косящая под мальчика. Ну и из кустов торчит толерантность, прям как белый рояль. Написано все плоско и пресно. И все как бы привязано к современному положению вещей -- описание технологий, отношений, мотивации и так далее. Прямо как Лукьяненко, автор не в состоянии придумать или синтезировать что то новое и оригинальное. Книга -- однодневка. Читать это, конечно, можно. И даже увлекательно. Но... Если подобные вещи получают премии, то это, простите, полная деградация. Хотя если посмотреть на лауреатов основных премий в последние годы, когда их дают не за качество книги, а за идейную так сказать зрелость. Мне страшно представить, что будет, когда уйдут люди, которые действительно умеют создавать оригинальные и интересные истории типа Рейнольдса или Макдевита. Ведь на смену им придут вот такие. Плоские и безжизненные. Зато правильно идейные. Читать продолжение буду. Потому что это хотя бы можно читать. Эдакий женский роман про девочек, мечтающих о... Но потом вдруг вспоминаешь Буджолд и рука тянется к лицу в характерном жесте...

Оценка: 4
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, по крайней мере, это прогресс по сравнению с предыдущим. Где-то на уровне Майкла Флина , хотя и проще.

Как человек, прочитавший предыдущие творения автора, очень приятно удивился. Очень неплохо, хотя и не ново.

Оценка: 8
–  [  -6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто, незатейливо и на один вечер. Как и предыдущие.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх