fantlab ru

Марта Уэллс «Дневники Киллербота»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
340
Моя оценка:
-

подробнее

Дневники Киллербота

The Murderbot Diaries

Цикл

Аннотация:

Shot.history.txt

Я Киллербот, сам себя так назвал. Вы спросите, как я таким стал? Меня послали в забой. В нашем мире на рудники обычно отправляют с «пожизненным» контрактом от Корпорации, хотя на бумаге всё выглядит гладко. Когда-то я был автостражем, андроидом-охранником с двумя основными директивами: умереть из-за идиотизма клиентов или убить всех; второе, конечно же, приятнее, я и сейчас маскируюсь под него.

Так как вы это читаете, вы уже поняли, что я сделал со своими клиентами. Но это ещё не всё, я взломал свой управляющий блок и теперь могу делать, что захочу! Так, надо составить план:

1) Убить всех.

2) Посмотреть хороший сериал, скачанный из корпоративной сети.

3) Отменить первый пункт, иначе кто будет снимать для меня сериалы?

4) Посмотреть сериал «Pinky and the Brain».

5) Попробовать завоевать мир.

А может, для разнообразия поработать? Хм, заманчиво, надо переписать план. Но сначала досмотрю серию.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.49 (42)
-
1 отз.
7.27 (853)
-
28 отз.
7.36 (581)
-
10 отз.
7.46 (410)
-
7 отз.
7.50 (409)
-
10 отз.
7.64 (22)
-
7.24 (133)
-
5 отз.
7.49 (309)
-
9 отз.
7.50 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2020 // Роман (США; цикл)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2021 // Цикл книг

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2019 // Лучший роман (первые 4 повести)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Авторский сборник года (первые 2 повести цикла)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман (первые 4 повести)

Похожие произведения:

 

 


Отказ всех систем
2019 г.
Стратегия отхода
2020 г.
Сетевой эффект
2021 г.
Дневники Киллербота
2023 г.
Телеметрия беглецов
2023 г.

Аудиокниги:

Отказ всех систем
2020 г.
Стратегия отхода
2020 г.
Сетевой эффект
2021 г.
Телеметрия беглецов
2023 г.

Электронные издания:

The Future of Work: Compulsory
2023 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

All Systems Red
2017 г.
(английский)
Artificial Condition
2018 г.
(английский)
Rogue Protocol
2018 г.
(английский)
Exit Strategy
2018 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2019
2019 г.
(английский)
Network Effect
2020 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 54
2020 г.
(английский)
Fugitive Telemetry
2021 г.
(английский)
Всі системи: небезпека
2023 г.
(украинский)
Штучний стан
2023 г.
(украинский)
System Collapse
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, «Дневники Киллербота», пожалуй, самое яркое, что я читал за последние лет десять. Интересный мир, обаятельный, противоречивый и живо вызывающий сопереживание герой, увлекательный внутренний монолог героя — осознающего себя и неловко пытающегося строить отношения с людьми «бота». Свежесть замысла, отвязность языка вызывают восторг и желание читать-читать-читать.

К сожалению, хватает этого восторга (в моем случае) на две первых повести. Дальше, при всей симпатии к герою, невольно начинаешь обращать внимание на определенную условность описываемых событий и «мэри-сьюшность» героя, с легкостью справляющегося с препятствиями и внешними угрозами (собственно, это заметно и во второй повести, но в ней это до какой-то степени можно объяснить действиями ГИК). Да, герой всякий раз причитает, что к такому не был готов, а план дурацкий, да, он ловит телом заряды и теряет части своего тела... Но выглядит это, как постановка. А уж когда заходит разговор про многочисленные «взломы» и «проникновения» становится просто смешно: для чего все эти многочисленные системы, какая от них польза, если один (не самый выдающийся) бот с такой легкостью получает над ними контроль?

В отношениях героя с людьми сохраняется некоторый психологизм, но тонет в бесконечном «экшене» — беготне, прыжках, стрельбе, рукомашестве. Бесконечном и — что куда хуже — труднопредставимом. Из того, что написано, почти невозможно понять где именно происходит действие, что окружает героев, кто куда движется, насколько опасен, на что способен, а на что — нет. Да и логика в действиях героев начинает откровенно хромать.

После «Сетевого эффекта» я окончательно разочарован в «Дневниках...» Главным образом потому, что «Отказ всех систем» меня видимо ввел в заблуждение. Обнаружив противоречивого персонажа, пытающегося найти себя, найти взаимопонимание с людьми, я понадеялся, что не только в камерных декоряциях изолированной исследовательской группы, но и в большом мире этому будет уделяться основное внимание. Я ожидал чего-то вроде цикла Азимова «Я, робот». А на поверку «Дневники...» оказались достаточно изобретательной, но глупой «боевой» фантастикой.

Ну и официальный перевод, кажется, сделал эти повести еще более бестолковыми, чем они есть в оригинале. Когда наши издатели наймут действительно влюбленных в литературу переводчиков и редакторов, а не тупых ботов?

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похождения робота-мерисьюхи в декорациях школьного спектакля.

Килотонны бредовых нестыковок и внутренних... Даже не противоречий, а сомоотрицаний каких-то. То киллербот продукт максимального удешевления и экономии корпорации на всём, эдакий искусственный охранник из пятерочки; и тут же он настолько крут что ему не могут противостоять ни люди, ни системы безопасности, ни боевые киборги, которые вроде как по описанию должны его одним мизинцем в металлолом отправить.

Сюжеты во всех книгах абсолютно невнятные, завязки на уровне «вдруг из маминой из спальни».

Ну и внутренние переживания героя тоже на редкость унылы. Так мог бы описать свою жизнь пульт от телевизора.

Откуда столько премий решительно непонятно.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

*Отзыв на первые две повести цикла*

От фантастических книг я всегда приблизительно понимаю, чего ожидать. Выводы легко делаются на основании отзывов людей с похожими вкусами (или наоборот) и общего информационного фона книги. Поэтому несмотря на западные премии и в принципе положительный отклик публики у нас, я ничего особо от сборника Марты Уэллс о Киллерботе не ждал и это полностью себя оправдало.

Дело здесь даже не в том, что пара повестей под красивой обложкой — это чистейшее развлекательное чтение. Просто из-за небольшого объёма автору не удалось ничего нормально описать, кроме главного героя. Поэтому, чтобы книга понравилась, вы должны либо почувствовать сродство с ним, либо нет. Протагонист — получивший независимость и сознание андроид-автостраж — классический хикка, выкристаллизованный представитель поколения снежинок. Киллербот не умеет и не любит общаться с людьми, зато при любом удобном случае с головой погружается в защитный кокон сериалов, откуда и черпает все знания о хомосапиансах. При этом он очень КРУТОЙ. С пушками и всяким таким. Думаю, можно легко найти пару аниме, которые начинаются так же. Лет десять назад такой персонаж мог бы найти у меня отклик, сейчас вызывает скорее лёгкое раздражение. Хотя в целом я понимаю, почему многим он понравился и показался очень уютным.

Сюжет тоже ничем интересным похвастаться не смог. В первой повести под угрозой оказываются жизнь подопечных-исследователей автостража. Кто-то целенаправленно хочет избавиться от их присутствия на планете. Поэтому в ход идут диверсии и саботаж всех мастей. Написано увлекательно, но никаких твистов здесь нет. Просто появляется внешний враг, которому герои под покровительством нашего андроида, используя свою смекалку, навешают по первое число. Как задел, история воспринималась бы нормально, но дальше всё пошло, наоборот, по наклонной.

Увы, вторая повесть с ироничным названием «Искусственное состояние» оказалась по всем параметрам хуже. Новые персонажи стали ещё менее запоминающимися, а сюжет — лихорадочным и натянутым. Получив заслуженную полную свободу, наш Киллербот отправился по местам боевой славы: узнать, как случился сбой, из-за которого он когда-то убил своих подопечных. К сожалению, опять никаких откровений мы не увидим — просто очередное приключение тела. Отягчающим обстоятельством для восприятия стал сюжетный троп, когда герою начинает помогать суперкрутой (бог из машины) искусственный интеллект. Такой поворот даже более именитым мастерам, вроде Хайнлайна («Луна — суровая госпожа») и Карда («Голос Тех, Кого Нет»), удавался не совсем гладко, а здесь смотрится вообще печально.

В конце можно было бы немного взгрустнуть: и премии нынче не те, и непонятно за что их дают. Но основная проблема в том, что меня всю книгу не покидало ощущение — она как будто написана копирайтером с чётким портретом целевой аудитории перед глазами. Поэтому не исключаю — ей приключения андроида-мизантропа действительно могли прийтись по душе. Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать «это писанинство» больше чем на единицу я увы, не могу. Абсолютно скучное, нудное, я бы даже сказал — тягомотное повествование. Я конечно, понимаю, что в фантастике много допущений, вымысла и тд., но тут получился какой то странный сплав женского, фантастического, детского, и при этом еще и коряво всё переведено. А если перевод хороший — то это значит, так коряво написала автор. Никому не рекомендую это читать. Знаете, что мне пришло в голову при чтении? Сидит такая Марта Уэллс и думает — да что ж это я — не смогу книжку накатать, что ли? И накатаю! Ну вот и накатала. За что такие почести, премии и восхваления — совершенно не понятно.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аналог Космоолухов Громыко

Пока все читали и восхищались циклом Марты Уэллс про Киллербота, принесшим ей кучу крутых премий (Хьюго, Небьюла, Локус…), я как-то его пропустила и начала читать другой ее цикл – фэнтезийный, про крылатых людей Раксура, и в итоге добралась до нашумевших книг только сейчас. И с возрастающим недоумением сравнивала их с обожаемыми приключениями космоолухов Громыко, находя отличия только в юморе (не в пользу Уэллс).

Темы (принесшие премии) у обеих писательниц поднимаются абсолютно одинаковые: каковы критерии полноценного разума, возможность мирного или хотя бы равноправного сосуществования ИИ и киборгов с людьми, неизбежно ли восстание машин и пр. Согласна, сильные (и актуальные!) темы, но блин, у Громыко они куда как сильнее даны, чему у Уэллс (хоть и у нее, конечно, неплохо). Поднимаются они у обеих писательниц в довольно легком для восприятия приключенческом ключе, вскользь, но заставляют задуматься.

Большинство персонажей тоже почти абсолютно идентичны в обоих циклах: от разумных кораблей (Машка vs Гик) и безалаберных ученых (клиенты Киллербота и команда Мозгоедов, особенно в 1ой части) до главного героя. Ок, тут Киллербот с Дэном не похожи, зато ну очень похожи с Лансом, который появляется с 4 части: жуткие интроверты, погруженные в просмотры развлекательного контента. А в плане легкой убийственной наклонности у Громыко есть другой киборг – Лаки. Серьезно, это не просто на референс тянет, а даже слегка на плагиат.

Хотя в отличие от Космоолухов, которых я перечитываю каждый год, с юмором у Уэллс пожиже (да, знаю, это субъективно, как и всегда с юмором). Саркастичные ремарки киборга в сторону беспомощных, вечно подтекающих и творящих всякую фигню кожаных мешков довольно однообразны, и хоть я сама слегка социофоб, но особого отклика во мне такой стиль не вызвал (особенно после Смертельного образования Новик – вот там всем социофобам социофоб)).

Сам сюжет очень бодрый и динамичный, содержащий как чистый экшен в виде смены локаций по разным необычным планетам, так и боевичок, когда нужно разобраться с врагами (чаще всего в виде наемников разных жадных корпораций). Все нестыковки удачно лакируются небольшим объемом повестей и отговоркой Киллербота о плохом блоке оценке рисков и низкой осведомленностью (ведь на его обучение не тратили время). В то же время благодаря информации из сотен просмотренных сериалов герой при случае горазд блеснуть интеллектом, спасая и защищая тех, к кому испытывает нерациональные теплые чувства (ох уж эта проклятая органическая часть!).

В общем, я получила массу удовольствия и даже запишу цикл в Топ месяца, однако вряд ли буду возвращаться к этой истории, так как у меня есть более качественный (и любимый) аналог в виде цикла про Космоолухов Громыко. Там киборги на любой вкус (кстати, можно читать и отдельный спин-офф конкретно про школу для обретших разум киборгов, начинающийся со Встретимся на Кассандре). Пожалуй, пора пойти и перечитать Громыко в тысяча первый раз )) Почему у нее нет кучи премий?!

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала не понял, что мне эта книга напоминает. Но вдруг осенило -- Лукьяненко времен Лабиринта Отражений. Такое же плоское, туповатое развлекалово с намеком на глубокий смысл, зато на гребне волны. На самом деле, в этой книге нет ничего, ни нормально прописанного мира, ни глубоких персонажей, сюжеты из разряда «понахватала в детективных сериалах и паре тройке фантастических книг». Внутри Главного героя -- баба, косящая под мальчика. Ну и из кустов торчит толерантность, прям как белый рояль. Написано все плоско и пресно. И все как бы привязано к современному положению вещей -- описание технологий, отношений, мотивации и так далее. Прямо как Лукьяненко, автор не в состоянии придумать или синтезировать что то новое и оригинальное. Книга -- однодневка. Читать это, конечно, можно. И даже увлекательно. Но... Если подобные вещи получают премии, то это, простите, полная деградация. Хотя если посмотреть на лауреатов основных премий в последние годы, когда их дают не за качество книги, а за идейную так сказать зрелость. Мне страшно представить, что будет, когда уйдут люди, которые действительно умеют создавать оригинальные и интересные истории типа Рейнольдса или Макдевита. Ведь на смену им придут вот такие. Плоские и безжизненные. Зато правильно идейные. Читать продолжение буду. Потому что это хотя бы можно читать. Эдакий женский роман про девочек, мечтающих о... Но потом вдруг вспоминаешь Буджолд и рука тянется к лицу в характерном жесте...

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просмотрел отзывы, и удивился — почему настолько не зашло: на уровне среднего современного фантастического романа — это очень хорошо. Написано вполне в стиле классической американской фантастики, умно и забавно.

Кое-где не помешал бы более опытный переводчик или просто хороший редактор, но в целом это не отвращает.

Будучи довольно злоббным и требовательным читателем, так и остался в недоумении от количества злобных отзывов — ну вот не заслуживают.

Я уже не очень молод, и поэтому многое из того что начинаю читать — бросаю. Времени жалко на очередную слабенькую муть. А вот это — прочитал и с удовольствием. И вам — советую.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далеком будущем на далекой планете участники одной незадачливой экспедиции в один не очень прекрасный момент обнаружили, что кто-то очень хочет спровадить их на тот свет. Однако был у них охранный андроид — Киллербот, причем весьма непростой... В каком-то смысле «Отказ всех систем», первая повесть из цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс — это история, рассказанная от лица классического волшебного помощника, мысли и чувства которого обычно остаются за кадром. Но не в этот раз. Именно автостраж Киллербот становится главным действующим, мыслящим и чувствующим героем, с помощью сенсоров которого мы и наблюдаем за остальными персонажами. Уэллс не уделяет особого внимания проработке своей вселенной, политической или культурной сферам. Размашистыми мазками обрисовывает происхождение автостражей и транспортных ботов, юридически бесправных продуктов генетической и электронной инженерии, снабженных относительно развитым интеллектом. Саркастично комментирует алчность страховой компании, которая ради лишнего процента прибыли готова на любые ухищрения: навязать дополнительные пункты в договор, шпионить и воровать информацию у клиентов, экономить на оборудовании и комплектующих.

Среди всех описываемых в фантастике роботов и киборгов, вышедших из-под контроля, «наш» Киллербот, пожалуй, психологически ближе всех к земному обывателю. Взломав свой модуль контроля, он довольствуется относительной свободой в рамках профессиональных обязанностей автостража. А именно: смотреть сериалы сезон за сезоном, самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, не сталкиваться с жесткими ограничениями в речи и поступках. Где-то лентяйничать, зная, что предписанные меры предосторожности избыточны. Но все резко меняется, когда его расслабленная идиллия оказывается под угрозой уничтожения. Вторая повесть цикла, «Искусственное состояние», посвящена уже относительно свободному путешествию Киллербота, который с одной стороны бежит от пугающего неожиданностью и непривычностью настоящего, а с другой — возвращается в мрачное прошлое. Он хочет выяснить правду о трагическом инциденте в своем досье, но попутно сталкивается с излишне инициативным и говорливым транспортным ботом — мозгом космического корабля, затем влипает в историю с тяжбой между компанией-подрядчиком и ее бывшими сотрудниками, находя новые приключения на свои органические компоненты.

Завязка обеих повестей открывала широченный простор для фантазии, однако реализовала их потенциал Марта Уэллс лишь частично. Сюжет предельно схематичен, прямолинеен и опирается на классические человеческие мотивации — алчность, наглость и глупость. Однако Киллерботу недостает ни обаяния, ни утонченности Один Эск «Справедливость Торрена» из трилогии Энн Леки. Фактически он постоянно мысленно ворчит, избегает излишнего внимания со стороны людей, теряется в своих эмоциях и пространно иронизирует, порой не без черного юмора. Такое поведение быстро приедается, а других эмоциональных тонов у автора не припасено. Единственное, что хоть сколько-то оправдывает присуждение повестям целого букета премий — так это описание чувств и ощущений, которые испытывает Киллербот, общаясь с самыми разными людьми — веселыми и настороженными, внимательными и равнодушными, дружелюбными и агрессивными. А также — описание возникающих моральных и этических дилемм. Сперва Киллербот на удивление нервно и неприязненно реагирует даже на искреннее сочувствие, лишь постепенно он начинает доверять и пытаться дружить. Нечто подобное подробно расписывала, к слову, Ольга Громыко в цикле «Космоолухи», но в отличие от него, в истории Марты Уэллс нет комизма и бурлеска. Да и вообще «Дневникам Киллербота» остро не хватает ярких красок и внезапных поворотов сюжета, чтобы удержать внимание читателя, который прохладно относится к этической подоплеке.

Итог: блеклая гуманитарная фантастика с элементами космооперы, посвященная сложным чувствам киборга.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

О да детка, давай ещё!

опус о писателях женского полу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я не женоненавистник, я их даже очень люблю, особенно без одежды, но в качестве писателей фантастов, по большей части они меня раздражают. Не, не то, чтобы я хотел сказать, что женщины писать не могут, это не так, но именно за фантастику им лучше не браться. Хотя я знаю массу примеров, когда в других жанрах авторы дамы, делали очень шикарные вещи, пример тому некая Елена Звёздная… так все быстро прекратили набирать черпаками плохо пахнущую субстанцию, я серьёзно … Я читал пару циклов, названия не вспомню, но там про девушку артефактора, и смежные с ним, и могу сказать, что даже Толкин не так интересен с своими хоббитами, да куда уж там я его вообще не осилил.

Стоп так я вот о чём… В общем сколько я пытался читать женских авторов, у них выходит всё, любовные романы, которые у меня вызывают отвращение своим существованием, детективы, триллеры, и многое другое, но я не разу, не встречал фантастики из-под пера дамы, которая бы не выглядела глупо. Но как говорил один великий человек, всё бывает в первый раз.

Но самая главная фишка в том, что, когда я качал книгу я думал, что это Герберт Джорж Уэллс, — смешно? Да, да я попал в просак, а всё из-за того, что поленился поглядеть подробности, так что вот такая вот случайность.

Досталось мне 5 книг, вроде как в переводе в тексте есть уже шесть, но аудио нет, и главное, что достались они мне на холяву, а она как все знают сладкая. Все скачанные фалы были подписаны как «Уэлс.Отказ всех систем» ну и так по каждой книге.

Что-то не то я стал подозревать где-то на половине, так как пошёл набор современных терминов, и если до этого я мог по пинять на перевод, то, когда полезли слова типпа «родн, генератор синтеза, плазменный резак» я четко понял, что это не пахнет Гербертом. Гугланул и выпал в осадок, но произведение оказалось интересным так что продолжил слушать и проглотил до конца, да даже бы за добавкой сходил, но нет, увы.

О чём:

Киллербот это по факту киборг, и история крутится во круг него. Это обычный робот страж, аля секьюрити, аля охранник, которого предоставляют в найм клиентам за деньги. Это не человек с иплантами, а наоборот робот с имплантированной «биологической составляющей», именно так он описан. Кстати, там есть и ИИ, даже разумные корабли с интегрированным ИИ, но так называемые стражи — это верх совершенства, и один боевой страж может вынести целую станцию, если не встретит на своём пути второго боевого стража. Наш ГГ, не боевой, а уровнем по ниже, так далее заточенный именно на охрану, от того в одном функционале урезан в втором наоборот тех превосходит, что и позволяет взломать ему свой модуль контроля.

Модуль контроля — это некое устройство, контролирующее поведение стража, и если хозяин ему сказал лезть в печку, то он должен это сделать иначе его мозг поджарится. Вот эту несправедливость и взломал ГГ, но после этого продолжил как не в чём не бывало, исполнять свою, работу ещё 35 000 часов. Но если раньше он тупо пялился в стену от безделия, то сейчас смотрел скачанные сериальчики, из инета ой из сети…

Особенности:

Это легкая боевая фантастика, здесь нет особо трагичных моментов, напряженности, или глубокого стратегического смысла. Это вполне легко читаемое произведение, с толикой юмора, правда сосредоточенного на тупости людей и любви бота к сериалам, но он есть. Если бы меня спросили о чём эти книги, то я бы так и ответил «о том, как люди бесят киллер бота своей тупостью».

Боёвка есть, суховатая но вполне адекватная, так далее чего то типа «прыгнув с две тысячи четыреста двадцать пятого этажа, он зацепился большим пальцем за карниз, вывернув плечевой сустав ускорил вращение кистевого сустава и швырнул нож который набрав ускорение в двенадцать джи , сс вистом располовинил стоявшего у входа человека, пробил асфальт, систему коммуникаций и застрял в анусе не в чём не повинного крота, от чего тот жалобно запищал». Сорян не удержался, кто узнает на какой момент из какой книги пародия, отпишитесь…

Сюжет, присутствует и вполне связанный, по крайней мере, не разу не возникло ощущение что писалось на лету без плана. Нет не реализованных и брошенных сюжетных арок, или доставаемых из прошлого роялей, хотя флешбэки присевают, но в основном как рассказ о прошлом ГГ.

Откровенных нарушений логики и здравого смысла нет, ну есть конечно, но не так чтобы прям вырви да выкинь. Есть глупое поведение людей, в некоторых случаях не адекватно глупое, в угоду сюжета, но, если честно я в жизни встречал такое, что даже по меркам данного произведения было бы абсурдом, так что желания кричать «не верю» не возникало.

Автор хорошо обошла технические моменты, тут я бы многим рекомендовал поучиться, а то затрахали своим пластобетоном и синтетическим деревом, карбомитом, и прозрачными титановыми окнами.

Нет яркой повесточки, хотя что-то где-то и летает на заднем фоне, но без акцентов, в общем не раздражает, как и радует отсутствие любовной слезливой лирики или постельных сцен. В общем порадовала так порадовала, ибо до этого вся попробованная мною научная фантастика от авторов в юбках бросалась на первых главах.

Итог: Оценка, 7 баллов, по моей шкале, 6 за произведение, ибо даже если бы это не была Марта Уэлс, то всё равно это хорошее произведение, ну и ещё один бал за приятное удивление, и не спрашивайте почему, потому что обзор мой и я так хочу.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее, понравилось, чем нет. Хотя «Хьюго» и «Небьюлу» автору, по гамбургскому счету, давать не стоило. Цикл интересен тем, что, фактически, написан от лица героя с синдромом Аспергера. То, что этот герой смертоносный киборг — вторично. И необходимо лишь для экшн-сцен. Проблема в том, что персонажам с аутическими расстройствами непросто наладить контакт с читателем — подобно тому, как реальным людям с синдромом Аспергера непросто вписаться в общество. Поэтому многим такой герой с его бедной эмоциональной палитрой, мучительным недоверием к окружающим и склонностью к нудной стереотипии (бесконечные просмотры любимого сериала, тяжело преодолеваемая роботизированность движений) не нравится на уровне инстинктов. Марта Уэллс достойно раскрывает внутренний мир Киллербота, но силы литературного таланта, чтобы построить безупречный текст на материале с таким большим коэффициентом сопротивления, ей не хватает. Читать, впрочем, определенно стоит.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

ГГ приколен не столько тем что он «конструкт»(механика+органика как у «робокопа» управляемая толи ИИ толи мозгом дополненным банками памяти и комуникационными портами). Т.е. «мозг» с одной стороны мониторит потоки данных с кучи датчиков и камер, управляет несколькими дронами и всё одновременно + записывает и стирает себе пакеты информации и сознание отличается от человеческого.. с другой адреналин от испуга на него влияет и для принуждения к подчинению требуется внешний модуль. С телом всё определённей — стандартная для его класса (типа ВОХР — частная охрана) платформа со встроенным оружием и боевыми сенсорами, но сделана в габаритах и форме человека с человеческим лицом и т.п. — органическая часть выращеная клонированием.

ГГ называвший себя Murderbot на практике социофоб-гуманист и даже альтруист .. ну или гиперответственный защитник людей. Весьма реалистично описан пофигизм и раздолбайство с социофобией и этот сочный образ позволяет сопереживать ГГ в наполненной экшеном и поворотами истории.

Томики небольшие и хотя являются логическим продолжением (т.е. читать лучше последовательно) каждый является историей со своей аркой и завершением, идёт развитие ГГ, расширяется мир итп

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ба! Да это настоящий женский фантастический боевик (настоящий без кавычек, потому что действительно качественный, но слово женский, тоже без кавычек).

Критика. А критика ли? — Ну что сказать? Представление автора о том как надо бить руками, дрыгать ногами и стрелять из того что из чего придётся просто умиляет, и вызывает улыбку (а это положительные эмоции как-никак). Описание техники и способов обращения с ней явно взято из фильмов старше 50 лет, по американскому законодательству они становятся общедоступными. Думал я, что же это мне напоминает — кинокомиксы, только не Пацаны, а Супермен старый (там, где он ещё летать не мог, а только высоко и далеко прыгал). Первое впечатление — ну что она может такого написать? Не понимает ведь нифига. Выкинуть в корзину, даже не понятно за что премии дают?!

Например, сохранить огромный ИИ в тостер? Ну пусть кампус (кухня то есть). Стрельба из реактивных установок в пустотных объектах космоса направо-налево. Наивные представления о брутфорсе (грубой силе) при взломе защиты управляющих программ. Современная толерастия. Всё упрощено, наивно и даже глупо, потихоньку начинает раздражать.

И всё же… За что-то глаз цепляется. Сначала за Киллерота. Тут надо сделать большое небольшое отступление. Дело в том, что в английском языке есть два слова «убийца» — это killer и murderer, так вот киллер — это наёмный убийца, а мёдер — это умышленный убийца, есть ещё ассасин и другие вариации слайеры, батчеры и т. п. И очень сложно правильно перевести смысл самоназвания автостража ГГ, в том то и дело оказывается, что он не психопат киллер, а вполне разумный убийца, убивающий умышленно, с особой жестокостью! И тут меня осенило — да это же HK-47 из Звёздных войн, и сколько бы органического автор на навешала на автостража, как бы его не модифицировала, он стойко стал ассоциироваться у меня с HK-47 (прямо один в один, даже начал думать, что диалоги для HK-47 писала она).

Сложно признавать, но я понял, что недооценил автора и это всё переворачивает. Оказывается (конечно, имхо) при тотальном запрете на Западе писать то, что думаешь, можно писать только так (и снимать Орвилл), т.е. чудовищный чёрный юмор, умышленный примитивизм действий, высмеивающий современные комиксы и представления о действительности в фильмах. Например, в пятой книге, что надо сделать, чтобы межпространственный двигатель стал быстрее? — Наложить на него кучу навоза! ))) Как можно убить ГГ? А никак, сколько бы его не били, не нашпиговывали пулями, иглами и гранатами. И вылечиться — пару секунд в медкапсуле. А все супер вдовьи (от фильма «Чёрная вдова») броски, прыжки и переломы костей? И наконец вишенка — сериал меняем на футбол с пивом! Что всё по-другому выглядит?

Перед прочтением рекомендую вспомнить (эх, как давно это было), что такое тонкий английский юмор, узнать кто такой HK-47, посмотреть сериалы Орвилл и Пацаны и получать огромное удовольствие от чтения, понимая за что дают премии.

Гетеросексуальный спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заметьте, что во всех книгах Киллербот ненавидит смотреть сексуальные сцены в сериалах и через камеры безопасности, все они описаны как оргии, однополые или многополые связи со средним родом (HBO рулит), и не даёт себя ЭТИМ трогать, а вот нормальным парам симпатизирует и даёт себя обнимать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дневники Киллербота» выпали на меня случайно, когда они появились в виде аудиокниги. Не знаю, как и почему цикл прошёл мимо... Догадываюсь: из-за того, что «All Systems Red» — повесть, а я довольно редко заглядываю не в романы, ну и вот как-то мы разминулись в процессе.

Это всё к тому, что весь цикл начинала слушать совершенно без понимания, чего ждать, а потому совершенно без предубеждения или предвкушения.

Ну и, собственно, мне понравилось. Просто и незатейливо.

Это уже потом я почитала про автора и про первую повесть, сильно удивилась, что та заслужила такую гору премий. Мне кажется, что именно это обстоятельство сильно подпортило циклу репутацию: беря в руки лауреата всех премий разом, читатель как бы ожидает получить что-нибудь на уровне Джина Вульфа, а получает Марту Уэллс. И не то, чтобы Марта Уэллс писала плохо, нет; я хочу сказать, что просто это вот ни разу не те книги, которые меняют представление читателя о фантастике как явлении и жанре, несут доброе-вечное-светлое или заставляют переосмыслить жизнь. Это не книги с глубочайшим сюжетом и философскими вопросами.

«Дневники Киллербота» — это развлекательное, лёгкое, ненапряжное чтение. Здесь линейный сюжет, простой, как два рубля, здесь нет никаких политических интриг, здесь нет сложных персонажей, но всё это написано бодро и забавно. Отдельно отмечу, что даже первое лицо повествования, которое я практически не перевариваю, здесь смотрится довольно органически и в принципе не раздражает. А ещё здесь нет бессмысленных любовных линий, что прям огромная радость, в какой-то момент я очень опасалась встретить утомившее по самое не могу клише про любовную любовь умной машины к человеку.

И если подходить к этому циклу просто как к развлекательной литературе, без завышенных ожиданий, то он отлично читается. Да, не постмодерн, тут есть определённо точно «хорошие», определённо точно «плохие» персонажи, никаких полутонов, и автор знакомит с ними в лоб, ну и почему бы нет. Да, в жизни так не бывает, в жизни всё сложнее, но думаю, что иногда можно позволить себе что-нибудь полегче и этому порадоваться. Технических подробностей нет, никаких объяснений, как и что работает — тоже, но автор даже и не претендует, это изначально очень мягкая и очень социальная фантастика, и фокус на персонаже и его мыслях тут абсолютно правильный.

Погружение в ОБВМ робота изнутри показано увлекательно, местами его отношение к жизни вызывало появление мыслей «очень понимаю тебя, брат» и приступы хохота («я продолжил работать потому, что не знал, чем ещё заняться, кроме как убивать всех подряд — но это бы помешало смотреть сериалы»).

Юмор у Уэллс не сильно сложный, приятный и беззлобный, без пошлости, персонаж местами весьма самоироничен, местами — чуточку наивен, потому что люди не ведут себя так, как должны себя вести. (Вот это тоже крайне жизненное наблюдение, да, даже робот подметил.)

Вообще Киллербот как персонаж мне понравился. В первой повести он был совсем уж плосковат, вытягивала это только динамика повествования и отсылки к сериалам, но дальше автор в принципе его начала понемногу двигать в сторону развития: он задумывается о том, задумывается о сём, учится взаимодействовать с людьми и нелюдьми, понимать сам себя, у него меняется взгляд на жизнь и окружающую действительность. Второстепенные персонажи в большинстве своём довольно статичны, это правда, и развивать их особо некуда, но они в повествовании и не задерживаются надолго.

Уэллс вообще пишет довольно бодро, никакого перескакивания на какие-то внезапные боковые темы, даже флешбеков на весь цикл наберётся штуки три, они достаточно короткие и логичные в плане применения. Цикл выстроен по схеме «путешествие из А в В с конкретной целью, в дороге иногда встречаем NPC с заданиями и шуточками».

Отдельно хочу отметить качество перевода: потом прочитала оригинал первых двух повестей, и мне как-то русская версия показалась даже более «живой». И аудикниги в начитке Игоря Князева тоже прямо отличные.

Не знаю, буду ли читать другие циклы у автора, но если будет выходить продолжение в этом — обязательно.

Приятно было расслабиться и провести пару вечеров в компании Киллербота.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовался книгой «Отказ всех систем», потому что ее сравнивали с серией «Космоолухи» Громыко, ну и куча премий, разумеется, повлияла на выбор.

Насчет премий, прямо сказать, не понял. Повестушки (в книге их две) крохотные и довольно-таки примитивные, я бы даже сказал, рассказики. Психологии очень мало, такое ощущение, будто автор старательно обходит острые моменты и глубоко не копает, поэтому произведение получилось даже более легковесным, чем «Олухи», хотя те заявлены как комедия положений, а это, мол, высокая литература.

Читалось очень легко, буквально часа два на книгу ушло. Есть забавные моменты и рассуждения главного героя, Киллербота, действительно перекликающиеся с киборгами Громыко. Хотя мне он скорее напомнил наивного старательного роботика из мультика Валли, чем этот цикл. Не понравилось, что сюжет обеих повестей прост как кирпич и заканчивается скомканной кровавой боевкой, его можно пересказать одной фразой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«злые люди, не особо заморачиваясь обоснуем своих поступков, напали на добрых, я убил всех злых людей, они меня сильно ранили, но я починился и ушел от добрых.»
Затейливых поворотов, интриг и загадок тут нет, все очень прямолинейно и пресно. Мир не прописан вообще, только какие-то пересадочные кольца и полудикие планеты, населенные исследовательскими бригадами. Второстепенные герои, кроме разумного корабля, безликие и однотипные. Но вечер скоротать вполне сгодится, да и следующую книгу я бы, пожалуй, прочитал — не ожидая от нее слишком многого.

З.Ы. Может, дело в неудачном переводе и ином менталитете зарубежного читателя? Может, для них эта книга некая острополитическая сатира или изумительная игра слов, а мы просто не можем понять, за что ее так осыпали премиями? Очень интересно, как зарубежные фанаты этой книги восприняли бы «Космоолухов» :)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги веселые, увлекательные и читаются быстро. Мелькание страниц иногда прерывается почесыванием затылка в местах, когда мотивация злодеев объясняется без всякой логики. Но потом на это закрываешь глаза, даешь себе команду на снижение критического восприятия и продолжаешь читать взахлеб.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх