От официального Цезаря


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > От официального Цезаря Шекспира-Манкевича до бенефиса Чарлтона Хестона (Юлий Цезарь. 1953, Юлий Цезарь. 1970, Антоний и Клеопатра. 1972)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

От официального Цезаря Шекспира-Манкевича до бенефиса Чарлтона Хестона (Юлий Цезарь. 1953, Юлий Цезарь. 1970, Антоний и Клеопатра. 1972)

Статья написана 20 октября 2019 г. 17:09

Юлий Цезарь. 1953. США

Режиссёр: Джозеф Лео Манкевич

Перед нами фильм, благодаря съёмкам которого Джозеф Манкевич и получил в будущем возможность снять «Клеопатру». Но если к «Клеопатре» он относился весьма скептически, то «Юлий Цезарь» Шекспира был важной вехой в его творчестве. Большой поклонник творчества английского драматурга, Манкевич подошёл к съёмкам очень ответственно. Его задачей было передать именно шекспировский дух. Это и выделяет данную картину из множества других, повествующих о личности Цезаря.

Строки Шекспира переданы здесь практически дословно. К тому же звучат они в устах великолепных актёров. Луи Кэлхерн в роли Цезаря выглядит весьма убедительно, хотя и несколько неоднозначно — вот как раз неоднозначность и есть одна из чисто шекспировских фишек. Его герои — это не картонные шаблоны, это живые люди, раздираемые совершенно различными страстями. И поэтому здесь задаёшься вопросом, кто был на самом деле прав, кто тварь дрожащая, а кто право имеет...

Этот достоевский вопрос задаёт себе и Джеймс Мейсон, исполняя роль Брута. Этот образ — один из сильнейших в фильме. Как сказал про Брута Марк Антоний: «Он человеком был!» Действительно, трагедия Брута ничуть не меньше значима для драмы и фильма, чем трагедия самого Цезаря. Трагедия жертвы замещается трагедией её убийцы.

Бесподобен и сам Марк Антоний в исполнении легендарного Марлона Брандо — он то вроде бы всего лишь правая рука Цезаря, то вдруг уже самостоятельная личность, готовая к сложному противостоянию с заговорщиками, но при этом готовая прикрыться своим недавним наивным образом...



Юлий Цезарь. 1970. Великобритания

Режиссёр: Стюарт Бёрдж

Бытует мнение, что классику нужно переводить регулярно. Кто-то считает, что это надо делать каждые сто лет, кто-то считает, что каждые десять лет. То же касается и экранизаций.

Прошло всего 17 лет после картины Манкевича о Цезаре и всего 7 лет после его же «Клеопатры», и на экраны вышла новая версия истории про Юлия Цезаря — на этот раз работы английского режиссёра Стюарта Бёрджа.

Можно по разному относиться к режиссёрским дарованиям Бёрджа, тем более что сравнивать его с Манкевичем достаточно сложно. Но явным плюсом данной картины стала подборка актёров.

Цезаря здесь играет Джон Гилгуд, который в картине Манкевича играл Кассия — то есть одного из убийц Цезаря. Какова ирония и преемственность поколений!

А Антония исполнил Чарлтон Хестон, который хотя и далёк от Брандо, всё же очень вдохновился этой ролью, настолько, что даже решил сам сесть в режиссёрское кресло. Но об этом далее...



Антоний и Клеопатра. 1972. Великобритания, Испания, Швейцария

Режиссёр: Чарлтон Хестон

Вдохновлённый собственной ролью Марка Антония в фильме про Цезаря, снятом в 1970 году, известный актёр и звезда «Планеты обезьян» Чарлтон Хестон решился взяться за режиссуру. И замахнулся сразу на классику — Уильяма Шекспира. Сценарий написал опять же сам Хестон.

В итоге в 1972 году на экраны вышла экранизация классической трагедии «Антоний и Клеопатра».

На удивление фильм получился сильный, тем более для дебютанта, хотя и несколько неоднозначный. Текста Шекспира Хестон придерживается очень строго, и это во многом сглаживает достаточно странную подборку актёров. Клеопатра выглядит... хм... несколько необычно (даже её служанка намного красивее)... Но в целом играет хорошо. Сам Хестон конечно далёк от Марлона Брандо в фильме Манкевича, но тоже играет весьма убедительно. Декорации и костюмы тоже весьма добротно воспроизвоят эпоху. Но самое главное — сам фильм очень шекспировский по духу, что делает его более театральным, нежели кинематографическим. Тем не менее, для тех кто хочет посмотреть хорошую и сильную экранизацию английского классика фильм смотреть однозначно стоит.





1142
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:41
Никогда не думал, что на Фантлабе дойдут до вполне серьезных нефантастических вещей. Как режиссер, актер и преподаватель театра — очень рекомендую поддерживать эту традицию! Очень полезно для ума, да и к фантастике, как ни странно, имеет отношение. Ибо это исторические в данном случае фантазии. А иногда почти альтернативная история.
Потому как Шекспир вовсе не писал историю, а творил драматическую фантазию.
Более того — иногда наличие великого «шекспировского» актера — здесь это Джон Гилгуд — позволяет иначе взглянуть и заново проанализировать очень спорные фильмы. И фильм Тинто Брасса «Калигула» по уровню сценаристики (Гор Видал), режиссуры и актерского мастерства неожиданно оказывается в списке трагедий шекспировского типа (например — «Тит Андроник»).
Фильмы смотрите! Рекомендую!!! Манкевича лучше с субтитрами.
Автору колонки — надеюсь на новые странички такого плана!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 10:18
Спасибо!
Да, Шекспир это Шекспир. У него историчность всегда более менее условна. И тут не только искажение событийного ряда в пользу художественных целей, но и внесение современного для Шекспира образа мыслей — своеобразный мировоззренческий анахронизм. Но всё это не столь важно, когда обращаешь внимание на суть.
Про Манкевича я недавно писал другую статью — про его самый известный фильм.;-)


⇑ Наверх