Александр Пелевин Калинова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Александр Пелевин - "Калинова Яма"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Пелевин — «Калинова Яма»

Статья написана 27 октября 2019 г. 13:11


Сон наоборот

Я спотыкаюсь на ровном месте

Сон наоборот

Волос в чашке моей воды.

Грязный бинт и окно за окном


Велика Россия настолько, что одного Пелевина ей уже не хватает. И пока Виктор Олегович препарирует актуальные, по мнению фэйсбука, тенденции в нашем отечестве, Александр (Сергеевич, не родственник) работает с советской мистикой, психоделикой и отчасти — с советским же шпионским романом. Работает трудолюбиво, за три года выпустил уже три романа, последний из которых номинировался на “Интерпресскон”, Нацбест, а сейчас — и на “Новые горизонты”. Я, однако, буду проверять, так ли хорош новый Пелевин по второму роману, который носит красивой и звучное название "Калинова Яма". И из-за названия, и потому что люблю, знаете ли, оккультные тайны СССР ещё больше чем тайны Рейха (а их обожаю).

Гельмут Лаубе — немецкий шпион, живущий в Москве под легендой советского журналиста Сафонова. В июне 1945 Сафонов-Лаубе едет в Брянск, чтобы сделать интервью с молодым писателем Юрием Холодовым, а на деле — узнать состояние брянского укрепрайона. На станции Калинова Яма, Лаубе встречается со связным, пересаживается на другой поезд и засыпает. А потом просыпается на подъезде к станции... Калинова Яма. Дальше у Гельмута начнется сплошной День сурка, он будет убегать от своих преследователей, искать болотное сердце и Спящий дом, умирать и раз за разом возвращаться в то утро, когда поезд приближается к станции... Калинова Яма... Калинова Яма... Калинова Яма.

Параллельно с этим, Пелевин раскрывает подробности биографии Лаубе сразу в двух направлениях. В прошлом юный Гельмут с семьей покидает Россию накануне революции, перебираясь в Берлин, получает образование, проникается идеями национал-социализма (этот момент дан совсем по касательной) и в конце концов поступает на службу в СД. В будущем — сидит в крохотной берлинской квартирке и пишет мемуары про Колыму, изредка прерываясь на визит в пивную в компании таких же коллег из “бывших”. По объему биографическая линия может соперничать с мистической, а ведь есть ещё многочисленные стенограммы допросов Лаубе в НКВД, цитаты из книг Холодова, статьи психиатра Остенмайера и польского журналиста-провокатора Качмарека.

Привычного к умственной гимнастике читателя такое изобилие вряд ли смутит, он засучив рукава ринется раскапывать причинно-следственные связи, чтобы доискаться до истинной подоплеки событий на станции Калинова Яма. И быстро поймет, что собирает половинки двух разных пазлов. В том-то и заключается главная претензия к роману — связей здесь нет. Совсем. Никаких. За исключением пары мимолетных персонажей, про одного из которых я даже не могу сказать, что это не мои домыслы, ничто и никак не связывает злоключения Гельмута Лаубе на станции Калинова Яма и в её окрестностях с остальной жизнью — включая самого Гельмута Лаубе.

И тут прийти бы на выручку дремучей русской хтони, но вот маловато её у Пелевина, а какая есть — не сильно “забирает”. Сновидческие скитания Лаубе, как было упомянуто выше, походят больше на День сурка, только в антураже богом забытой русской деревни, оттого воспринимаются не пугающе, скорей гротескно, а куда чаще попросту уныло. На одно появление царя Михаила Бесконечные Руки приходится появлений пять заурядного дедка-попутчика, который мелет столько несвязной чепухи, что приводит читателя в негодование быстрее чем героя. И даже пара преследователей Лаубе — инфернальный майор Орловский из контрразведки и испанский командир Рауль Сальгадо, которому Гельмут задолжал по принципу “око за око”, причём буквально — идущие за ним и в реальности, и во снах не спасают ситуацию, ибо влияют на неё ещё меньше, чем сам Лаубе. А Лаубе на неё не влияет практически. Диверсант и разведчик (хорошо-хорошо: шпион) с обширным опытом, получивший боевое крещение ещё в Испании, при столкновении с неведомым моментально превращается в растерянного гражданского, забывает инструкции и не обращает внимания на важные детали.

По итогу выходит, что Пелевин не дожимает везде, ни как мистика, ни как шпионский роман "Калинова Яма" не интересна, как биография из серии "Жизнь незамеченных людей" просто скучна. Кое-какой сырой потенциал у писателя есть, но реализовать его пока не удается, слишком много нитей остается ни с чем не увязанным. Хотите головоломок и символизма в предчувствии великой войны — читайте "Аргентину" Валентинова, провинциальной русской психоделики — слушайте группу Dvanov. Шпионских романов не знаю.


[6 сурков-шпионов из 10]




Гельмут нащупал в кармане пачку папирос, открыл — их было семь.

Вытащил одну, чиркнул спичками, закурил.

Майор подошел к нему ближе, заложил руки за спину и продолжил говорить.

— Пора бы уже привыкнуть, дорогой мой, что вас здесь не спасет никто. Что у вас здесь нет и никогда не будет друзей. И вы сами так захотели, сами выбрали себе все это. Никто вас силой сюда не тащил.

— Никто, — кивнул Гельмут, выпуская дым. — Что вы хотите сейчас со мной сделать?

Майор тихо рассмеялся.

Он подошел к Гельмуту еще ближе, почти лицом к лицу — было видно, как блестят его глаза за стеклами очков, его морщины на лбу, слегка отросшую щетину. Он стоял и молчал, улыбаясь и переводя взгляд с правого глаза на левый, с левого на правый, зрачки его бегали туда-сюда, а губы все больше расплывались в улыбке, и Гельмуту на какой-то момент показалось, что это вдруг и есть та самая настоящая русская улыбка с еле уловимой искрой безумия.

Майор вдруг резко перестал улыбаться и совсем тихо, чуть слышно ответил:

— Разбудить.





1221
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 17:50
Занятно. У меня до А. Пелевина лапы не доходили, да и как-то раздражала вся эта пиар-шумиха вокруг сходства фамилий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 18:23
Шумихи не слыхал, но зацепил второго Пелевина, потому что прочитал вначале первого и хотел про него написать.


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 17:21
Спасибо за крайне интересную и полезную рецензию!
Сэкономили мне время и деньги.
А то глядя на книги автора в магазине думал: а вдруг?
Нет, «вдруга» не случилось:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2019 г. 09:03
Спасибо, что читаете.
Если книги автор интересны и есть возможность — лучше, конечно, самому полистать и убедиться.


Ссылка на сообщение30 октября 2019 г. 18:56
Хороший, увлекательный текст. Сюжет вроде бы идет по кругу (с перебивками), но язык настолько хорош, что усталости от такого повествования не возникает. Можно сказать, психоделический роман. Не сказать, чтобы он лежал на всех прилавках, но купить, чтобы прочитать, безусловно, стоит. Кстати, спасибо рецензенту за то, что привлек внимание к этому небанальному и немассиздатному роману.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 октября 2019 г. 20:10
Язык у Второго Пелевина и правда хорош, ибо — поэт. Стихи у него хороши. А вот в прозе помимо стиля нужен еще и сюжет, а с этим швах.
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 15:56
Сами знаете, что сюжет давно уже не обязателен))
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 17:13
Почему же я это знаю? Мне наоборот неинтересно читать бестолковые книги написанные ради красивостей.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 19:13
Хе), ну так «красивости» в словесности — главное. Сколько сюжетов в мировой литературе? Четыре, пять, шесть семь... Максимум 36, как считают оптимисты. Для того чтобы на 37-й книжке не набить от чтения оскомину и нужны красивости))
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 19:15
Причем тут сюжет, обстоятельства ведь меняются и декорации приспосабливаются к новым реалиям.
 


Ссылка на сообщение1 ноября 2019 г. 09:41
Спасибо, что прочли.
У меня к Вам вопрос, как к прочитавшему книгу. Как думаете,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

почему Гельмуту удалось выбраться?
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 15:54
Думаю, здесь нет второго дна, преодоления ГГ некоего духовного кризиса, идеи необходимости принесения в жертву чужой жизни ради спасения собственной. Всё дело в авторе. Нагнетаемое повторами психологическое напряжение достигло пика. Пружина лопается, трах-бах поножовщина, убийство, в общем, катарсис. Эффектнее, чем насильственная и живописная смерть в конце повествования, для нашего биологического вида трудно что-то придумать. После сцены убийства дальнейшие «мотания» Гельмута в Яме были бы художественно слабы. Даже описание дальнейшей истории жизни ГГ выглядит почти необязательным. Гельмут выбрался из этого кошмара, выжил в ГУЛАГе, но как от личности от него остался только шлак. М.б. автор хотел сказать, что даже сильный кошмар лучше и ярче серой жизни? Я лично считаю, что нет!))
 


Ссылка на сообщение2 ноября 2019 г. 20:15
Спасибо за ответ. Мысль про жертву интересная, но

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

он сердце раньше нашёл
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 19:17
Почему же «но»? Мы с Вами мнениями обменялись, а не угадывали правильный ответ)


⇑ Наверх