FantLab ru

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

Фрактальный принц

The Fractal Prince

Роман, год; цикл «Квантовый вор»

Перевод на русский: И. Савельева (Фрактальный принц), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.12
Голосов:264
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Жан ле Фламбёр бежал из тюрьмы, но всё ещё не на свободе. Чтобы отплатить долг, ему придётся взломать разум живого бога. Но когда ставки раскрыты, Жан должен решить, насколько далеко он готов зайти в этом деле.

Продолжение экстраординарного дебюта Ханну Райяниеми, несомненно, укрепит позиции одного из наиболее многообещающих новых голосов, зазвучавших в жанре в этом столетии.

© Перевод аннотации olvegg

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 9-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Фрактальный принц
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Fractal Prince
2012 г.
(английский)
The Fractal Prince
2012 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2014 г.

На удивление сильное продолжение очень сильного дебюта. Но «Принц» лучше «Вора» — целостнее, логичнее, неожиданнее. Там, где в «Воре» были классические детективные истории в антураже Марса, ныне «1000 и одна ночь» в антураже постчеловеческой Земли. Причём, второй роман даёт гораздо более ясную картину мира, чем те недомолвки, что были в «Воре». Уже не просто отрывочные, но очень яркие фрагменты, но целостное полотно. История в истории, связывающая ещё одну историю с третьей, четвёртой и пятой. Роман, от которого оторваться практически невозможно. И не 10 баллов, только потому, что будут продолжения...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2016 г.

Постсингулярное будущее создано из мрака и сияния, плена и свободы, страхов и мечтаний. Соборность неутомимо стремится к Великой Всеобщей Цели, чтобы усмирить реальность и создать новую вселенную, где воскреснут все умершие. Тем не менее, Основатели плетут интриги, а кланы зоку ведут запутанные игры. И теперь вор Жан ле Фламбер отправляется на Землю, претерпевшую немалые изменения после Коллапса, чтобы исполнить приказание богини и отыскать ключ к разуму Основателя Чена.

Однако Земля стала малоуютным уголком. В бескрайних пустынях властвует дикий код, среди руин кружат бесплотные джинны и горе тому, кто попадется похитителям тел, не имея защитных Печатей и не зная Тайных Имен. В отличие от Соборности, народ Сирра придерживается разделения между материй и разумом. Пока что их защищает власть и сила Ауна, но с появлением новых игроков перемены неизбежны.

И вновь у Райяниями наука неотличима от магии, впрочем, за восточными Историями и могуществом Соборности стоят вполне конкретные квантовые процессы и законы. Материя и разум сливаются в единую форму, информацию, которая и является первоосновой всего сущего. Основой для многослойных виров и алмазных губерний, армий гоголов и нанотехнологичных фабрикаторов, самомодифицирующихся кодов и обычных людей.

Сыграв вничью первый раунд в Ублиетте, на Марсе, Жан устремляется в новую авантюру и бросает вызов врагам, временным союзникам — и даже самому себе, прошлому, который запечатал свои воспоминания и попался в тюрьму. А тем временем в Сирре свивается история необычной женщины Таваддуд, которая носит в сознании часть разума Аксолотля, самого страшного джинна и Отца похитителей тел.

Итог: сплетение постсингулярной-НФ и увлекательной авантюры.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2014 г.

Есть два способа читать этот роман. Первый — вдумчиво, не торопясь. Второй — «проглотить». Советую второй, всё равно запутаетесь и будете «отматывать» по нескольку страниц назад.

Ну не реально, во всяком случае поначалу, не только разобраться со всей иерархией и структурой мира, но даже удержать её в голове. При этом мир безумно красив и ярок, как картинки в калейдоскопе. Оно и не мудрено, ведь автор не разменивается на абы что: вспышки — слепящие, панцири — сапфировые, алмазы — тоннами, и даже нищий район Бану Сасан не лишён очарования... где шаурма такая же, как прежде. Да! Восточный колорит пришёл на замену европейскому подобию Ублиетта первой книги. Ну а какой же восток без сказок, придворных интриг, джиннов и прочих ламп Аладдина? Здесь-то и начнётся феерия историй, плавно перетекающих одна в другую, порой ходящих по кругу, но неизменно переплетающихся с настоящим... как фрактальный узор, где можно блуждать бесконечно, невольно вспоминая, что нечто подобное уже видел... видел... было...

Я вполне осознанно не касаюсь дальнейшей судьбы ле Фламбера, Миели, Перхонен. Зачем?

Вор хитёр и благороден, что бы о себе не думал.

Перхонен влюблена и преданна до самого конца, каким бы он ни был.

Миели крута (вариант с крыльями), но под маской киборга ранима, вспыльчива и готова размазать ле Фламбера за всё, что бы он ни сделал.

P.S. Что бы вы ни подумали, прочитав отзыв, это не сказка, это твёрдая НФ.

P.P.S. На всякий случай. Я не из тех, кому важно уравнение описывающее фрактальный узор.

Я из тех, кого фрактальные узоры завораживают...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2012 г.

Очень закрученный сюжет получился у Райяниеми в продолжении «The Quantum Thief». Пожалуй даже чересчур закрученный. На последних нескольких десятках страниц события разворачиваются с такой скоростью, что иногда приходилось останавливаться и перечитывать заново отдельные эпизоды, чтобы понять, что же всё-таки только что случилось. В первой книге информационный перегруз от погружения (больше похожего на кидание в прорубь) в мир будущего для меня лично был в самый раз (временами хотелось добавки ))), но с «Фрактальным принцем» случился уже перебор. Книгу, конечно, надо будет перечитать, но в плохой усвояемости текста в данном случае, на мой взгляд, вина всё же писателя, переигравшего с лаконизмом. Хотя, может быть, после перечитывания моё мнение и изменится.

И тем не менее, пусть и не без недостатков, но продолжение у «Квантового вора» получилось достойное, по уровню — вполне сравнимое с дебютом. Третью часть, интригующий задел на которую в финале, естественно, оставлен, хочется прочесть уже прямо сейчас.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2014 г.

Долгожданное продолжение сюрреалистического постсингулярного нео-киберпанковского романа .

«Квантовый вор» иногда буквально взрывает мозг . «Фрактальный принц» делает это ничуть не хуже. Невероятный , фантасмагорический и при этом построенный на твердом научном фундаменте мир будущего . При этом «Фрактальный принц» сильнее «Квантового вора» — логичней , целостные , лучше проработан сюжетно . Возможно это несколько субъективное впечатление , ибо к миру читатель уже до определенной степени привык . С другой стороны и автор уделяет его описанию несколько меньшее внимание , а большее — сюжету и героям .

Глобальные сражения между Зоку и Соборностью происходящие одновременно и в реале и виртуале потрясают . Впрочем для квантовых сущностей разницы между реальностью и виртуальностью уже и нет .

И да, как и «Вор» «Принц» до определенной степени стилизация , но уже не под французский криминальный роман позапрошлого века , а скорее под «Сказки 1001 ночи» , причем стилизация блестящая . Как автору удается увязывать столь несовместимые вещи — загадка .

В общем — блеск . Цикл идет по нарастающей. С большим нетерпением буду ожидать перевода и издания третьего романа .

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2015 г.

Второй том трилогии неординарного финского автора впечатляет размахом, даёт ответы на некоторые вопросы и радует новыми сюжетными линиями и поворотами.

Очень порадовала линия Таваддуд, девушки, которая любила только монстров. Никогда бы не подумал, что в твёрдой научной фантастике может так «комфортно» уместится такая колоритная сюжетная линия, в восточном антураже арабской мифологии. Это ещё один плюс автору.

Есть на земле некий город, в котором живут люди, преданные своим традициям, вопреки и благодаря техническому прогрессу. Точнее, прогресс не вытеснил изначальные традиции и верования, они умело соединены друг с другом и выглядят убедительно.

Это настоящий взрыв фантазии и воображения. Джины выполняющие желания своих господ, дабы заслужить свободу; модернизированные ковры-самолёты; мегаполисы, возносящиеся до небес; погони, перестрелки и нападения; атар на Земле; Боги-основатели и Праймы; губернии — здесь очень много всего, воображение так и рисует великолепные панорамы и сюжеты. Иногда правда не справляется, ибо некоторые моменты немного труднопредставимы. Чувствуешь ли ты при этом себя ущербным? Нет, поначалу мозг немного скрипел, но потом втянулся и понеслось.

После первого тома я уже понял, что автор буквально фонтанирует интересными идеями и шокирующими визуальными образами, которые умело облечены в словесную форму.

Шикарно воплощена задумка, когда с помощью имён Аллаха можно вселятся в другого человека(принудительная загрузка сознания), защититься от Дикого Кода, и многое другое. Эти моменты поданы живо, оригинально.

Имена такие необычные — Таваддуд, Дуньязада, Аксолотль, Сумангуру, Перхонен, Пелегриини, Матчек Чен, Куутар и Ильматар.

Честно говоря, про приключения Туваддуд мне было читать интереснее, чем о Миели и Жане.

Немного о них — наши друзья направляются на Землю, дабы свершить ещё одно дерзкое преступление. Это же Жан Ле Фламбер, посредственность не в его стиле.

Во второй половине книги сюжетные линии пересекаются и сюжет набирает ещё большие обороты.

Мы узнали новую информацию о мире, в котором происходят события. Почему Матчек Чен стал таким, какой он есть. Это было во флешбеке. Так же мы узнали из-за чего Миели находится на службе Прайма Жозефины Пелегрини. Был очень красочный флэшбек из прошлого Миели и

Момент, когда планета была поглощена чёрной дырой — просто дух захватывало. Сюдян. Что такое Драконы, и для чего на самом деле созданы губернии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Это то, что происходит со всеми Городами Ветров. Вот почему все сюда слетаются. Пилигримы и постлюди, монстры и божки, с Пояса и из Ублиетта, и даже зоку с Юпитера и Сатурна. Они собираются здесь, чтобы отдать себя Соборности ради Великой Всеобщей Цели. Город падает. Машины Соборности его подхватывают. И сжимают до масштаба Планка. Возникает сингулярность. Плотность информации превосходит границу Бекенштейна. И получается черная дыра — настолько маленькая, что она нестабильна. Поэтому она взрывается под корой. Это фантастическое световое шоу. И оно уже скоро состоится.»

Концовка тоже очень масштабная, и грустная.

Мне очень понравилась аннотация, что бывает редко. Здесь издатели не подкачали, как и с самим изданием — шикарный арт на обложке от замечательного Кекаи Котаки, хорошая бумага и качество полиграфии, и перевод лучше, чем в первом романе. Книгу приятно держать в руках. Сама книга на 350 страниц, что для НФ, на первый взгляд, немного маловато, но за счёт динамики сюжет не провисает, и нет ничего лишнего так сказать. На этих 350-ти страницах уместилась целая вселенная.

Как итог: во втором томе история играет красками, впечатляет масштабом и динамикой. Очень добротная и нетривиальная НФ, с философским подтекстом.

Это своего рода подпись — «Мне чужды правила, я сам их создаю». Звучит пафосно, но это не лишено смысла. Возможно автору стало тесно в рамках одного жанра, и он решил представить нам своего рода гибрид, и очень удачный. Интересно было бы прочитать его книгу в жанре фэнтези, думаю у него получилось бы.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2015 г.

«Квантовый вор» обратился во «Фрактального принца» и оставил во мне довольно смешанные ощущения от продолжения знакомства. Книга стала тоньше, сама история – более цельной и, увы, менее интересной. Поясню: в первой книге было две основных сюжетных линии, и обе были одинаково интересными для меня. Во второй книге сюжетных линий также две, но одна далеко не так привлекательна. Концепция мира стала вырисовываться более четко, а вот концепция самого романа не претерпела серьезных изменений.

Поговорим подробнее.

Мы встречаем Вора и Миели (а вместе с ними и Перхонен, куда мы без нее?) сразу после успешного (или почти успешного) завершения аферы на Марсе. Немного разборок с тем, что получилось, и вот у Ле Фламбера уже появляется новая цель, а значит и новый авантюрный и хитроумный план, воплотить который предстоит на Земле. На третьей планете от Солнца между тем вовсю процветают восточные настроения (в отличие от Марса, который тяготеет к французской тематике), и в центре истории оказывается сказительница Таваддуд, которая в основном отличилась тем, что была замечена в порочащих связях с джиннами. Но тут еще надо разобраться.

И дальше все пойдет по тем же лекалам, что и в «Квантовом воре». История будет играть с жанрами, балансируя от сказки до НФ, от фэнтези до киберпанка. Сюжетные линии в один момент пересекутся и дальше повествование станет уже почти общим. Вся беда в том, что я в целом равнодушен к восточным мотивам и вся линия Таваддуд не вызвала особых восторгов. Вот линия Сыщика цепляла, атмосфера Франции очаровывала, и мне очень жаль, что в данном случае не был достигнут схожий эффект. Между тем, читать все же интересно, линия Вора многое окупает, и местные интриги поддерживают интерес (чтобы понять происходящее, по-прежнему надо очень сильно напрячь мозг). Язык все также хорош, некоторые сцены очень ярко встают в воображении – мое почтение автору (хотя, опять же, мне кажется, что в первой книге таких сцен было больше). Образы персонажей стали гораздо глубже и проработанней, нам наконец-то показали прошлое Миели, и сущность Вора удалось разглядеть получше.

В целом, если вам понравилась первая книга, читать вторую определенно стоит. А затем необходимо прочитать еще и третью, которая еще не вышла, но которую я с нетерпением жду.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2014 г.

Пожалуй, понравилось больше первой книги. Во-первых, мир уже отчасти знаком и потому более понятен. То же самое и с основными героями. Во-вторых, чисто по масштабу действия книга смотрится выигрышней — в КВ большая часть событий происходила на Марсе, прочие уголки были либо вообще не показаны, либо им отводилось куда меньше времени. А здесь уже рассказали и о Земле, и о Венере и даже об Оорте. Да и об основных силах системы было рассказано намного больше.

В-третьих, медленно, постепенно, не всему — но все же дается объяснение. Или предыстория. Это хорошо. (То чувство, когда благодаря прологу второй книги наконец получаешь подтверждение, что правильно поняла природу главного антагониста первой книги :D ).

Впрочем, это не значит, что автор отказался от своей манеры разбросать множество понятий и терминов и не дать им объяснения. Или дать, но уже в последних главах )) Как ни странно, это уже воспринимается полноправной особенностью цикла, частью её шарма. Хотя забавно, конечно. К примеру, читаешь небольшую главу от лица какого-нибудь воина-разума и понимаешь, что со стороны (то есть для случайного читателя, вдруг наткнувшегося бы на этот отрывок) все должно смотреться просто дико ) Хотя таких моментов все же не очень много.

Пост-человечество по-прежнему удивляет и поражает своим разнообразием, технологиями и особенностями мироощущения. С фантазией у автора все так же отлично.

И, конечно же, не могу не отметить чудную восточную атмосферу второй книги. Все эти джины, летающие ковры, истории и прочий колорит Земли окажутся далеко не тем, чем могли бы показаться на первый взгляд, но свою атмосферу они создают.

Финал уже традиционно не во всех деталях понятный, но очень динамичный.

Все так же необычно и интересно. Некоторая толерантность никуда не делась, но по сути это единственный недостаток. А к загруженности терминами постепенно привыкаешь и даже воспринимаешь это своеобразным вызовом своей собственной фантазии.

Хотя, конечно, такая особенность понравится далеко не всем.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2014 г.

Автор продолжает знакомить читателя со своим миром. Я уже говорил, что многое для читателя (лично для меня, во всяком случае) непонятно в этом мире далекого будущего. Во второй части цикла этого непонятного еще больше чем в первой, и порой бывает так, что только после восьмого упоминания какого-либо предмета понимаешь, что он уже упоминался здесь. Но все неровности и перегруженность текста компенсирует сюжет. Оооо, сюжет — это нечто. Больше половины книги автор говорит порой непонятным языком, рассказывает загадки и сочиняет тайны. Зато под конец, когда начинают появляться ответы на вопросы.... просто захлестывает сюжетом! Ответы даются, конечно, не на все вопросы, кое-что нужно оставить и на третью часть))

Итог: не вылезаем из мира далекого будущего, ждем продолжения

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2015 г.

Закрученный сюжет, читать легко, даже очень. Это хорошо. Плохо то, что начинаешь уставать от фантазии автора, от непонятных терминов и реалий. Верю, что есть люди, которые нормально ориентируются в этом безумном мире будущего, но у меня не получилось. Соответственно, теряется интерес к повествованию. Скользишь глазами по строчкам, и безразлично, что будет дальше.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2014 г.

Я не мог не прочитать этот роман по многим причинам, главная из которых множество вопросов оставшихся после «Квантового вора». Постсингулярный мир все так же сюрреалистичен, хотя декорации, место действие и сюжетопостроение поменялись.

На смену Ублиетту, шагающему городу на Марсе, с циклической сменой жизнь-смерть пришла Земля пораженная эдаким информационным вирусом, называемым «Дикий код». На смену детективной составляющей линии Илсидора пришла арабская мифология в линии Таваддуд.

На этот раз смешивание информационного поля и реальности становится будничным, одинаково влияющим на жизнь землян. Теперь добавим к этому оцифровку личности в прошлом и, вуаля! — возможность общения в настоящем с личностью из прошлого в спамскейпе! Круто?! и это еще не все на что способна фантазия автора.

Новояз также присутствует в романе, но в меньшей степени, тем более аналогия с «1001 и одна ночь» позволяет без мозгового штурма подобрать понятия для многих терминов. Возникающие по ходу вопросы проясняются: как возникла Вспышка, что такое Ковш, прошлое Жана де Фламбера и как он был пойман и попал в тюрьму — очень важный момент, т.к. он напрямую связан с возвращением на Землю. Наконец то в полной мере проявился основной противник, обстоятельно рассказано о союзниках (Миели, Пелегринни).

Я бы сказал, что в этом романе все основные фигуры выведены на шахматную доску, расстановка завершилась, впереди финальный бой. Где он будет происходить? Скорее всего на астероидном поясе...

В ожидании третьего романа и развязки.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2014 г.

На мой взгляд автор переборщил со сказками, которыми описываются технологические процессы, однажды даже промелькнуло слово «заклинание». В середине книги начинаешь ловить себя на мысли, что читаешь уже чистый фентези, и потом происходит какое-нибудь событие, которое все становит вроде ставит на свои места, но осадок остается. Однако плюсов тут огромное количество. Это самая актуальная, неустаревшая фантастика на сегодняшний день из того что я читал. Очень смелые и свежие идеи, которые почти насмехаются над типичной фантастикой, бывшей актуальной последние пару десятков лет. Если технологии — то такие, что лазеры, нанороботы да восстановление воскресителями считается уже давно устаревшей древностью. Все противостояния больше происходят в спаймскейпе чем в реальности , а само информационное пространство так переплетено с физической материей, что влияет на нее самым прямым способом. Каждая клетка тела есть компьютер и потому страшная угроза грозит с пустыни (которая не пустыня в реальности) — дикий код. Сюжет закручен крепко, что без второго прочтения обойтись сложно. Группировки так же прекрасны — Соборность и Зоку — и нет абсолютного зла. Книга для любителей фантастики — моя настойчивая рекомендация.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2017 г.

Совершая побег с холодного тюремного Марса, хочется перенестись в другой, теплый мир, в котором есть пустыня, джинны и жаркие темнокожие девушки. Этот мир называется Сирр и находится он на Земле, куда и направляется Перхонен вместо со своими пассажирами.

Я не очень люблю Восток. Не цепляют шумные арабские рынки, восточные сладости, красоты архитектуры и восточная женская загадочность. Но постсингулярный Восток далекого будущего совсем иной. Он цепляет многократными зеркальными отражениями героев и миров, в которых они застряли. Сирр сказочно богат историями, вымышленными и вполне реальными, которыми так любят делиться жители города. Райаниеми удачно сплел воедино мир джиннов и научную фантастику, от которой порой закипают мозги. Это только поначалу кажется, что ты наконец-то разобрался с терминологией мира и теперь можно свободно плавать по мире и не боятся страшных незнакомых слов. но к середине «восточной сказки» все становится на свои места и мир снова начинает пугать сложносочиненностью. Даже сам Жан ле Фламбер так до сих и не смог добраться до своего настоящего Я, что уж говорить о читателе, который никогда и не был знаком с этапами изменения мира.

О книге писать сложно, как и читать ее, но делать это было очень приятно. Потрясающая по структуре мира книга. Фантазия Райаниеми стала еще более навороченной и изящной, ведь теперь мы имеем дело с Востоком. В этой книге нам открываются некоторые тайны главных героев, становится более понятным план Пеллегрини и как же я переживал за Перхоннен, которую Жан использовал в своих целях. И уж если я начинаю испытывать от книги такие эмоции, то она явно шикарна и заслуживает многократного перечитывания.

Мне правда сложно передать все свои восхищения от второй книги цикла. «Фрактальный принц» шикарен, и он еще лучше«Квантового вора». И если «Каузальный ангел» заткнет за пояс принцы, то я готов поставить циклу 10 баллов, а Райаниеми станет моим любимым писателей.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2014 г.

Второй удар по сетчатке и нейронам!

Это уже не скальпель, это суп, магматическое сказание, в котором временами теряешь не просто нить повествования, но себя.

К финалу текст послушно исправляется, берет себя за волосы и мощным рывком выкидывает в сингулярность, сюжет, наконец, собирается в углублениях и застывает, прекращает кипеть и обжигаться.

Роскошная Земля и ее арабско-сказочный обвес.

Недурная спираль истории Миели и ее контракта с Жозефиной.

Закономерный финал, и возвращение Принца-Цветка.

Дикий код.

Зоку.

Одержимость и предначертанность.

Дальше только густота

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2017 г.

Это действительно что-то новое в жанре. Продираешься сквозь текст, понимая на сколько твоя фантазия убога и мозг не в состоянии даже представить некоторые моменты данного произведения. Ближе к середине романа осознаешь в какой то момент, что погружения уже произошло и тебя затянул этот мир головой. Наука и сказки Востока, разум и страсти, автору удалось гармонично сплести казалось бы несовместимые вещи, игра на контрастах, образах, чувствах. Это просто потрясающий мир от которого невозможно не прийти в восторг. И к концу романа все это становится родным и близким. Это несомненно талант.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх