Цезарий Збешховский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Цезарий Збешховский «Всесожжение». - М.: АСТ, 2019 г. (Серия: Звёзды научной фантастики)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Цезарий Збешховский «Всесожжение». — М.: АСТ, 2019 г. (Серия: Звёзды научной фантастики)

Статья написана 15 ноября 2019 г. 11:28

«Армагеддон был вчера», или Теологический киберпанк

vsessozhzhenie

Конец света наступил.

И даже Господь покинул сию скорбную юдоль.

Но мир до сих пор сопротивляется.

Францишек Элиас III, один из управленцев семейной гигакорпорации «Элиас Электроникс», перед новой атакой Саранчи возвращается в родовой Замок. В поместье, укрепленное не хуже самых защищенных мест на Земле.

Но даже оно может не устоять. Все плохо, надежда остается лишь на вернувшийся корабль Heart of Darkness, отправленный в космос в поиск новых мест для колонизации. И не только.

Мир рушится. Люди гибнут миллионами. Что может быть хуже? Однако вскоре Францишек получает информацию, согласно которой конец света может оказаться не самой большой его проблемой.


В последние годы на нас обрушился натуральный девятый вал качественной польской фантастики. Вегнер с Меекаханом. Гжендович с «Владыкой ледяного сада». Пискорский с «Тенеграфом».

Однако роман Збешховского в первую очередь заставляет вспомнить работы Яцека Дукая, которого Цезарий называет в качестве одного из писателей, повлиявших на его творчество (в том же списке Уоттс , Лем, Гибсон, Дик).

Список внушающий уважение, меж тем Holocaust F. (оригинальное название «Всесожжения») оставил двойственное впечатление.

Сперва о приятном. Фантазия у Збешховского богатая и нездоровая. Здешний мир является эдакой вершиной антиутопического киберпанка с одним изрядным нюансом, о котором позднее. Совершенные андроиды, синтетические мозги, невиданные системы вооружения, замена частей тел, нанотехнологии, глобальная Сеть, к которой напрямую через вживленные слоты подключены миллиарды людей. Передача мыслей, которые записывают в специальные файлы. Ментальное общение. Виртуальные Вересковые пустоши, где можно пропадать сутками. Продвинутые Искусственные интеллекты. Некоторые индивидуумы даже смерть умудряются попрать с помощью специальной колыбели для мозгов. Правда удовольствие это жутко дорогое и обладает рядом недостатков. Концепция «колыбельщиков», будем честными, перекликается с идеями из Моргана, но развита у Цезария по-другому.

В общем, жить можно, если б не безделица. Повсеместное увлечение Сетью, избрание легких путей, уход от реальности добром не кончились (кто бы сомневался!). Не зря еще в эпоху допотопных троек и прочих «пентиумов» человечество начало бояться компьютерных вирусов. Они его и погубили. Сотворив из подключенных к Сети людей безжалостную Саранчу. Вампиров-телепатов, с неослабевающей яростью сражающихся с цивилизацией гомо сапиенсов. Сражающихся и побеждающих.

Казалось бы, что-то подобное уже неоднократно встречалось. То зомби-вирус выползет по душу беззащитного человечества. То еще какая напасть.

Но вот мы, наконец, добрались до обещанного нюанса «Всесожжения». Жители этого мира знают, что Господь – не абстрактная философская категория. Что Бог есть. Точнее был. А потом ушел. Збешховский вводит в повествование такую штуку как плазмат. Эдакое концентрированное средоточие Божественного Духа, в котором пытаются разобраться отдельные ученые. То, что и делает человека человеком. Дарит ему творческую энергию. Дарит ему душу. Вдобавок в наличии прямо тут, рядом с нами «Указательные пальцы плазмата» — горо. Ангелы и демоны, преследующие свои цели. Своеобразная теологическая физика выходит.


А потом этот самый плазмат покидает Землю. Вместе с душами человеков. Душами, кстати обладают далеко не все люди. Что абсолютно не мешает остальным согражданам существовать в вечном колесе: дом-работа-дом. Ну к чему тут душа?

И оказывается, что настоящий конец света происходит не тогда, когда на ваших улицах начинается стрельба, а жуткий вирус творит беспредел. А тогда, когда люди теряют Бога. Конец света, которые многие не заметят. «Армагеддон был вчера» (© Олди, Валентинов).

Повествование идет от первого лица одного из «колыбельщиков» и фактически составляет его дневник. Францишека Элиаса III особо приятным человеком не назовешь. Сноб, мизантроп, высокомерный тип со слабыми нервами и неприятной болячкой психики, считающий себя и прочих богатеев лучше других. Видящий себя настоящим человеком, сохраняющим свою идентичность, в отличие от прочего людского быдла со слотами в башках. С одной стороны в условиях конца света, когда кругом вампиров больше чем людей, в чем-то он, пожалуй, прав. С другой – ты жив, в числе праведников не оказался, а значит ничем не лучше тех, кто попал под влияние Синергии.

Францишек не прочь порефлексировать, посему начало книги особо активным не назовешь. Информация о мире перемежается философскими отступлениями. Матерок главного героя сопровождает его презрительные рассуждения. Лишь полыхнет яркой вспышкой сцена в ущелье, и вновь нас накроет размышлениями и воспоминаниями протагониста. Хотя, будем, честными, нужную атмосферу неизбежного конца света автор отлично создает с самого начала. А затем структура текста несколько меняется, и вечер окончательно перестает быть томным. Мы не расстаемся с Францишеком, зато обстановка вокруг резко усложняется.

Читателей ждет участие в паре стычек и настоящем большом сражении, эмоциональное наблюдение за отдельно взятым участком армагеддона, пребывание вне тела и даже возможность ощутить себя одной из самых совершенных машин для убийства. Вторая часть романа с лихвой искупает вяловатый дебют. И все это на фоне предельного повышения ставок.

К сожалению, кроме Францишека проработанных героев нам не достанется. Либо функции, либо персонажи так и остающиеся для нас загадками.

Ну и конечно автор не преминет проехаться по деструктивным свойствам человечества.

Вот мы и дошли время до спорных моментов романа.

Текст местами изрядно недружелюбен (в этом пеняли и раннему Дукаю), рван, хаотичен и требует внимательно следить за собой любимым. В переполненном транспорте или наискось для расслабухи почитать «Всесожжение» вряд ли выйдет.

Вдобавок рассказчик оставляет многое за кадром, не стремясь до конца объяснить механизмы мира.

Да, пускай перед нами мемуары, дневник героя, личностный, фантасмагорический, местами безумный и неполный, но способов донести информацию до читателя в литературе хватает. Та же Сюзанна Кларк вышла из ситуации с помощью обширных комментариев, читаемых с не меньшим интересом чем основной текст.

Те из читателей, кому не обязательно получить максимум информации о мире, те, кому по душе недоговоренности, недосказанность, скорее всего, смогут не обращать внимания на этот момент. Остальные имеют все шансы пару-тройку раз помянуть автором «незлим тихим словом», когда он (а точнее ГГ) в очередной раз вместо объяснений выдаст пару-тройку философских отступлений или воспоминаний (к примеру нормального описания технологии колыбели мы так и не получим, как и рассказа о том, на кой они ее с собой постоянно таскают?).

В книге хватает неаппетитных, натуралистичных и попросту жестоких сцен. Людям с тонкой душевной организацией роман имеет все шансы не зайти, даже не глядя на относительный хеппи-энд.

Да, как видите сильных мест у Всесожжения побольше, чем слабых, но учитывать нюансы все равно стоит.

А вот рассказы, расположенные после романа — хороши. Причем в них мы узнаем, как произошел исход плазмата. Встретимся с уже знакомыми личностями, такими как Харви Ронштайн, Карл Масный, Вивьен Элдрич. Удачное дополнение к миру, причем написанное раньше романа.

Эрго. Интересная, хотя и далеко небезгрешная теолого-киберпанковская антиутопия о конце света, в духе Уоттса и Дукая. Если быть готовым к определенному недружелюбию текста и неполному раскрытию мира, можно прочесть с интересом.





1281
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 ноября 2019 г. 12:12
Всесожжение это роман на твердую 8-ку. Немало интересных идей плюс атмосфера конца мира.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2019 г. 14:50
Мне понравилась композиция: переход от чуть менее безнадёжного состояния во всё более безнадёжное. И так до самого конца.


Ссылка на сообщение15 ноября 2019 г. 12:33
Хз, с объяснениями, на мой взгляд, всё в полном порядке.
Чего именно из объяснений вам не хватило в романе?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2019 г. 14:41
теологический аспект раскрыт слабо, а он здесь очень важен, о горо информации минимум, о корабле тоже, пустоши показаны вскользь, о политике, географии, истории мира сказано еще меньше, а из мелочей в первую очередь глаз цепляется за колыбели — с какой целью их таскают с собой, а не хранят в укромном местечке?
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2019 г. 14:48

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Колыбель — не более чем интерфейс прямой, физической связи мозга с телом. Я не понимаю формулировки «таскают с собой»: как можно «таскать с собой» собственный мозг? Это и есть ты. Идея хранения мозгов где-то отдельно от тела не работает: связь через какую угодно систему могут перехватить и взломать кулхацкеры. Все это рассказано в романе.
Теологический аспект раскрыт достаточно, чтобы понимать, что происходит: алхимики спровоцировали исход бога, который не имеет личности, является силой природы, а Харт оф Даркнесс вернул его назад.
Какая информация о горо и корабле необходима для понимания событий романа? Зачем для этого подробности о политике, географии и истории мира, которого больше нет?
Пустоши показаны так же, как и Синергия, как один из интернетов будущего, что еще, на ваш взгляд, стоило о них рассказать? Роман же не про пустоши, а про апокалипсис, загруженный на 99%.
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2019 г. 13:10

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

в том то вся и проблема, что концепция колыбели не читается. У тебя там запасной мозг? Или основной? Тогда что в голове? У всех поголовно синтетика? Непонятно. Точнее автору наверное понятно, а лично мне нет. Недостаточно тонко намекнуть на то что бог был и куда то делся, тем более если судить по одному из рассказов уход был чуть ли не предопределен, и алхимики лишь исполняли предназначение. В таком мире этому вопросу будут посвящены множество дискуссий — я хочу хотя бы узнать о них. С событиями романа все ясно, мне не хватает бэкграунда мира, пускай (или тем более) что он умирает у нас на глазах . Впрочем читают люди по разному, как я уже написал в обзоре, и далеко не всем будет нужен этот самый шлейф роли мира.
 


Ссылка на сообщение13 января 2022 г. 03:38
Кстати, про корабль можно подробнее прочитать в «Искажение». «Искажение», на мой взгляд, является в некоторым смысле ключом к тому что за хрень творится в мире Раммы. :-)


Ссылка на сообщение16 ноября 2019 г. 13:43
То есть автор рецензии не смог понять простейшую концепцию колыбели, вот так так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2019 г. 13:41
точняк))


Ссылка на сообщение17 ноября 2019 г. 19:50
Спасибо!
Несмотря на критику критики, вы сделали в рецензии главное — указали на плюсы и минусы текста, как они вам видятся. Меня убеждать было не нужно, но читать было интересно, потом сверю сое мнение с вашим.
Рассказы еще весной прочитал с удовольствием. Больше похоже на наш «турбореализм» !990-х, как-будто автор не у Гибсона с Уоттсом писать учился, а у Столярова с Лазарчуком:-) Поэтому мне лично рваный монтаж, недосказанности и сквозняки в мироздании с юности как дом родной. Возвращенная молодость:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2019 г. 10:43
прочтете — отпишитесь, мнения всегда сверить интересно) а как же критически не покритиковать критику — это ж святое дело))


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 10:21
ОК:beer:
И вы главное — пишите еще, читать ваши разборы большое удовольствие:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 10:37
спасибо на добром слове))


⇑ Наверх