АБС Град


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «jelounov» > АБС, "Град обреченный"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

АБС, «Град обреченный»

Статья написана 19 ноября 2019 г. 16:30

Почти все отзывы на «Град» звучат так: красиво, грандиозно, но ничего не понятно.

Расскажу я о том, что в нем увидел. Во-первых – это автобиографическое исследование (рабочее название романа «Мой брат и я»), то есть книга о самих Стругацких. Написанная в стол, почти без надежды на публикацию. Все персонажи – проекции характеров АБС, вернее, каких-то их частей. Две основные – Андрей (прямой и упрямый) и Изя (мятущийся интеллигент): это коллективный герой-проекция. Не АНС и БНС, но части коллективного автора. Остальные проекции – менее значительные, но тоже важные: миролюбивый и спокойный Ван, рвущийся к власти и порядку Фриц, загадочный социал-демократ Кэнси, и т.д. Чем меньшую роль в сюжете играют персонажи, тем они дальше от ядра авторского внутреннего мира.

Во-вторых, Эксперимент – это самопознание АБС через творчество. Все их книги так или иначе об экспериментах. Задачу формулирует в первой части Изя: «для нас проблема номер один – разобраться в нас самих». Не только в том, кто АБС есть, но и кем могли бы быть. Андрей – советский патриот и комсомолец, готовый биться за идеалы: так себя видели АБС в юности. Изя – набравшая с возрастом силу вторая часть их индивидуальности, еврей-правдоруб (совесть), любитель неудобных вопросов и нерешаемых задач. С течением Эксперимента происходит очистка этой пары от остальных, отслойка шелухи, в конце они остаются вдвоем в пустыне, в нулевой точке своей вселенной. Андрей проходит стадии наивного коммуниста, потом жестокого рычага системы, затем ее рупора, и наконец одного из вождей. Изя из юродствующего чудака эволюционирует в диссидента, затем вырастает в пророка, «жреца храма». Андрей приходит к разочарованию в идеологии и оказывается без почвы под ногами – но Изя предлагает ему новую элитарную концепцию бытия: есть серая масса населения, которую подтянуть до уровня элиты невозможно, но и так можно жить, радуясь, что ты не на самом дне, а являешься потребителем культуры (в широком смысле культуры – не только искусства). По ходу Эксперимента Андрей все легче лжет, а Изя становится все большим авторитетом. В конце Изя пишет книгу и распространяет ее на пути экспедиции, Андрей помогает ему.

Эксперимент не может завершиться успехом. Это игра, «футбол есть футбол». Среда, в которой он проходит, неразрешимые задачи, и внутренние конфликты создают тяжелую атмосферу. Через весь роман красной нитью идет тема самоубийства. Самая умная проекция (профессор Дональд) уже в первой части убивает себя и завещает пистолет Андрею. С этого момента он играет роль подвешенного на стене ружья (будучи советником, Андрей собирает целую коллекцию огнестрелов – метафорическое обозначение его нерешительности). В итоге в нулевой точке мира он выпаливает в самого себя. Но выхода все равно нет, пройден лишь первый круг. Интересно, что в своем мире АБС всевластны, они могли бы придумать светлый мир и хэппи-энд — но их выбор это перманентный кризис, несвобода, грубость, лишения, блуждания в лабиринте мертвых кварталов среди пугающих образов, и исход через смерть. Цитата: «Так вот, великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они — это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает».

Можно предположить, что Эксперимент – это творческий поиск всего человечества вообще; он начался задолго до АБС и закончится не скоро. И многое из построенного уже пришло в негодность, разрушилось, а люди умерли, но от них остались записи, в которых роется Изя.

Наставник – это проекция внутри проекции. Набор установок личности, полученных в ученические годы жизни. Для АБС учитель, и это хорошо заметно по первым книгам – замена отца, то же верно для их героев. Наставник — родительская фигура, направлявшая героев по творческому пути, по пути Эксперимента; повзрослев, Андрей с проклятьями избавляется от него («ты совесть моя желтая, резиновая, использованный презерватив») – и Наставник исчезает… но не насовсем, его бесплотный голос остается. Для Наставника важно одно: чтобы Андрей оставался в Эксперименте. По завершении первого круга Андрей обнаруживает себя в юности, и где-то рядом маленький Изя. Это и есть результат познания: прорыв к спрятанному в глубине души подростку. Позже Наставник загонит его в воображаемый Град Обреченный и ребенок будет спрятан. В то же время Изя сохранит детскую непосредственность и этим будет отличаться от Андрея. Можно сказать, что Изя – детская, ищущая, играющая, творческая часть АБС.

Зачем нужно жителям Града все время менять профессии? Это нужно авторам, для того, чтобы свободно двигать героев по социальной лестнице. Логической связи обязательной смены профессий с Экспериментом нет.

Почему герои прибывают в Град из разных времен и культур? Потому что это интересно АБС. В их книгах всегда интернационал и свободное перемещение в пространстве, а время вообще условно (вспомним «Попытку к бегству»). Образы советских героев очень достоверны, а иностранцы словно намеренно клишированы, особенно немцы. Все они в Град будто сбежали из своей реальности (эскапизм в воображаемый мир). Культуры взаимопроникают, искусство интернационально, поэтому все жители понимают друг друга.

Что такое Красное здание, Пантеон, Хрустальный дворец? Это метафорические испытания, узловые точки прогресса характеров. Итоги их неоднозначны. В Красном здании Андрей мог принять правила игры и остаться Следователем навсегда, жертвуя дорогими людьми. Он отказался — и сразу же спас Вана от ссылки на болота (но сдал в тюрьму Изю). В Пантеоне Андрей критикует идею величия человека, элитаризм, насмехается над памятниками – и его шанс стать героем для Града исчезает вместе с крахом разведывательной миссии. О Хрустальном дворце и Плантации нам и вовсе рассказывают вскользь – такая ерунда как жизнь в роскоши не могла остановить АБС. Каждый раз они продолжают движение дальше, к нулевой точке.

Ну и конечно, Град этот обречен, как и Эксперимент. Как обречены герои, во внутреннем мире которых Град создан. Все разрушит ветер времени и засыплет песком.

https://fantlab.ru/work564





1072
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 16:59

цитата

Логической связи обязательной смены профессий с Экспериментом нет.


А мне кажется, очень даже есть. Менять их нужно, чтобы не привязываться к социальным ролям, не подменять социальными личинами и масками свою личность, чтобы раскрылось подлинное нутро человека. Поэтому и разные времена и культуры — потому что и они не важны перед обнаженной человеческой самостью. Для этого — и второй этап Эксперимента: путешествие на север, из Города, от социума, навстречу самому себе. А как состоялась встреча с самостью, так наш герой попадает обратно в социум, только уже настоящий: Землю. Обогащенный опытом этого духовного путешествия. Поэтому Град обречен, а человек, вырвавшийся из него — нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 01:04
На здоровье. Я думаю, авторы намеренно заложили многозначность. Потому читатели и спорят до сих пор:-)


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 17:53
СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ
19 ноября 2012 года ушёл из жизни Борис Натанович Стругацкий.
Знаменитый писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.
Светлая Память!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 01:04
Светлая память!


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 18:11
Первая часть книжки увлекает всем: идеей, сюжетом, стилем. Вторая — сплошное занудство. Андрей превратился в партократа с остатками рефлексии, Изя — в прихлебателя (в прямом смысле) при партократах. Такие герои и их интеллектуальные трудовые будни совершенно не привлекают. АБС хотели показать скуку потребительства, но сделали это ужасно скучно. Третья часть — экспедиция. По определению «сюжет Путешествия» должен быть интересным. И действительно 3-я часть лучше 2-й. Раздражает обилие существительных с большой буквы. Уж если это плантация, то Плантация и т.п., ужасно наивно. Идея обратного перевоплощения Андрея и Изи из героев-ренегатов в настоящие герои через верность науке, познанию — так себе: не оригинальна. Пока у АБС были интересные идеи — «Град» был очень интересен. По мере того, как идеи истощаются — текст сдувается.


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 19:16
Спасибо, очень интересно было прочитать.
Мне вдруг стало интересно: чисто формально это рецензия? В общем текст предполагает, что считающие его так или иначе с романом уже знакомы, т.е. как материал для дальнейшей дискуссии — классная затравка, но, по-моему, это не рецензия;) По мне, по сути это отзыв, с большим количеством знаков — как бы сочинение на заданную тему. Но я не профи, было бы интересно, что другие думают?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 19:28
Это короткое эссе о романе. Классическое при том. Опыт личного прочтения.8-)
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 01:06
Я не пытался писать в стиле официальной рецензии.
Но по сути этот роман подталкивает именно к такому разбору, к толкованию. С использованием психологии.


Ссылка на сообщение19 ноября 2019 г. 19:38
Спасибо! Очень интересное эссе получилось. С ткой точки зрения его прочтения, кажется не встречал.
Как у всяких крупных писателей произведение получилось весьма многослойным. Еще это и омерзительная антисоветская агитка. В конце первой части нацист и коммунист обнявшись распевают общие песенки. Я так понимаю, смесь маршей вермахта и Соловьева-Седова. И дальше много всего такого в этом духе. Глубина и историчность мышления авторов с нынешней точки зрения потрясает, хотя на Дожде и Эхе Москвы это и сейчас сойдет за топчик.
К чести писателей, они этот пасквиль на первую попытку построения справедливого социального государства хотя бы не пытались активно распространять. Сделали это, когда и без них управились. Хотя, возможно, они это не по соображениям совести сделали, а просто побоялись последствий, не были такими отмороженными беспредельщиками, как святой Александр Исаич.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 01:09
На политике у них свет клином сошелся, действительно. Наставники постарались в их детстве. А когда они взбунтовались против вложенного Наставниками — отношение к вложенным идеям стало противоположным. То строим коммунизм, то воюем с ним — в этом есть что-то подростковое... ну точно по сюжету «Града обереченного». После бунта внутренний Наставник исчез, зато вернулось внутреннее состояние ленинградского детства)
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 12:32
У меня похожее было когда-то с самим Градом обреченным. Я в Универе в 1990-х за восторженное эссе о нем пятерку получил. Всего роман раз шесть или семь читал по молодости лет, черпая неисчерпаемые смыслы. А когда повзрослел и пожил, и посмотрел на другие этапы Эксперимента как-то грустно стало, что люди, которых ты в детстве и отрочестве считал богами, не были даже гениями места:-) Видимо, вы правы и нужно прекратить бессмысленную борьбу с покойниками. Пусть Эксперимет сам захоронит все ненужное.8-)
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 13:01
Богами людей считать неправильно :)
А талантами они были безусловными.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 14:03

цитата jelounov

Богами людей считать неправильно :)

Жаль мне, семилетнему читателю Страны багровых туч, об этом никто не сообщил. Но с вами я полностью согласен:-):beer:


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 00:56
Спасибо за интересную статью!
Некоторые тезисы вызвали несогласие, но это нормально учитывая, что сами авторы, похоже, оставили возможность для разных трактовок.
Всегда интересно узнать точку зрения внимательного читателя на (мое) любимое произведение!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2019 г. 01:10
Творчество это, помимо прочего, способ подсознания человека заявить о себе. Сами авторы далеко не всегда способны контролировать этот процесс и даже готовы спорить с ним. Это нормально.


Ссылка на сообщение24 ноября 2019 г. 19:53
На мой взгляд любопытным является то, что авторы не только дали многозначность в романе, но даже не закончили его! Потому что мы и сейчас живем в Эксперименте!
Вот были горделивые, полные надежд и будущих открытий Ученые. Раз! И вот нищие и никому особо ненужные. Вот мрази и сволочи, люди с мозгами и без совести. Раз! И олигархи, хозяева жизни! Прикажем — герой Сталин, читаем Брежнева. Раз — прикажем — герой Ельцин, читаем Солженицына. Эксперимент однако.
Поэтому экспедиция в конце выглядит фальшивой ахинеей. Ничего не могли авторы сказать — они и сами стремительно проваливались в Эксперимент. Ведь Аркадий Натанович скончался в 91, а в 93 соратнички по перевороту 91 воевали у Белого Дома. И один расстрелял других совершенно спокойно.
Раз! И смена «профессий».
И мы — на Фантлабе — мы как раз «Андреи» и «Изи»...
Поэтому произведение воистину гениальное!


⇑ Наверх