Александра Архипова Анна


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Александра Архипова, Анна Кирзюк "Опасные советские вещи"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»

Статья написана 13 декабря 2019 г. 23:25

Потрясающе интересная книга, спасибо моему мужу, что он ухватил ее на ярмарке Nonfiction, а то я бы так и не узнала о ней. На следующий день после ярмарки взяла полистать — и так и читала до тех пор, пока не нужно было уже ложиться спать; на второй день книга внезапно закончилась.

Откровенно говоря, я ждала либо гэгов (истории про «гроб на колесиках» и все такое), либо ностальгических шуточек из серии «а вы тоже жевали гудрон?» (я — да, если что). Но книга оказалась совсем другой, настоящим глубоким и серьезным исследованием профессиональных антропологов-фольклористов, при этом очень легко и весело написанным. Для меня самая потрясающая вещь в этом исследовании — в том, как авторы устанавливают связи между вещами, на первый взгляд совершенно несвязанными, и насколько логичными эти связи кажутся потом, после того, как о них прочитаешь.

Подзаголовок книги — «Городские легенды и страхи в СССР», и он в большей степени отражает ее суть. Авторы, действительно, разбирают городские легенды — тот вид фольклора, который долго не признавался исследователями (особенно — отечественными) — ну как же, ведь «народное творчество» бывает только у каких-нибудь отсталых народов севера или Африки, это бабушки по деревням сказки рассказывают. А те безумные байки, которые можно услышать от совершенно обычных людей в очереди в городской поликлинике в столице — это что? Вот они и есть, городские легенды. Передаваемые зачастую в формате «я не знаю точно, но люди говорили» — а дальше — все что угодно. Например, что американские джинсы (которые проникали в СССР, понятно, нелегально и были предметом априори вражеским) задажены сифилисом. Или что маньяки нападают на людей в красном. Или детские страшилки про «черную машину». Авторы разбирают довольно много примеров, основанных на свидетельствах (в том числе — частных письмах и дневниках) советских людей. Какие-то мне лично совсем неизвестны (понятно, все истории, связанные с советской классической атрибутикой — я это время уже не застала), а вот о том, что некие сюжеты существуют, могу засвидетельствовать на личном опыте. Мой отец, к примеру, чтобы отучить меня в детстве пить газировку «из горла», утверждал, что все горлышки пластиковых бутылок «облизывают грязные негры, больные сифилисом» (представьте, как производители заморочились!) И тут же авторы разбирают пачку легенд на тему «зараженности» бытовых иностранных предметов, от джинсов до кока-колы, причем не чем-нибудь, а преимущественно сифилисом — потому что это не просто неприятная болезнь, но еще и постыдная, что делает идею еще отвратительнее.

Но сбор пачки таких расхожих сюжетов — только начало исследования, самое интересное происходит дальше, когда авторы начинают анализировать, *почему* зародилась та или иная легенда, как она развивалась и трансформировалась. К примеру, про «зараженные иностранные вещи» — идея происходит из активной советской пропаганды накануне Олимпиады, что «ничего у иностранцев брать нельзя», которая «на местах» приобретала уж совсем дикие объяснения и дальше пошла в народ. Не то чтобы были случаи, но мало ли — а бедных деток надо защищать, вдруг им интурист и правда жвачку с иголками подсунет.

Этот анализ легенд позволяет связать две очень далекие вещи: масштабные события в истории страны, такие как большой сталинский террор или Олимпиаду-80, и диковатые сплетни и слухи, которые рассказывают на кухнях. Причем в какой-то части эти «народные идеи», действительно, пыталось навязать государство, но они быстро выходили из-под контроля, и иногда государство не знало, как их потом остановить. Например, после «Дела врачей» народ начал массово отказываться прибегать к врачебной помощи (в частности — врачей-евреев, но в основном — любых врачей вообще), потому что «злодеи залечат». (Уж не знаю, отголоски это той истории или обычное упрямство, но я со своими родителями регулярно сражаюсь на тему «болеешь — иди к врачу»).

Я могла бы еще долго разливаться на тему, насколько интересна эта книга, но вместо этого рекомендую ее просто всем прочитать. Еще, конечно, было бы очень интересно увидеть такой анализ применительно не к советским, а современным легендам, но, наверное, такой материал должен «отлежаться», да и вычленить настоящие расхожие сюжеты от однодневок в эпоху интернета, наверное, сложнее.





309
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 02:26
Спасибо за вдохновляющий отзыв! Как раз думала о покупке. Теперь сомнений не осталось!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 12:27
;-)


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 12:42
В этой серии много хороших книг. Эту еще не смотрел, не добралось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 13:04
А что еще вам понравилось из этой серии? Я читала первый том «Истории частной жизни», но он был очень унылый.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 13:16
«Советская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю» Лебина Наталия Борисовна

«Пассажиры колбасного поезда», снова — автор Лебина Наталия Борисовна — у неё любая книжка бодро читается, масса бытовых подробностей.

«Магазины «Березка». Парадоксы потребления в позднем СССР» Иванова Анна

«Кабаре» Аппиньянези Лиза

«Денди: мода, литература, стиль жизни» Вайнштейн Ольга
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 20:46
Спасибо большое, возьму себе на заметку!


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 12:48
Кинул ваш отзыв одной из авторш 8:-0
Она рада, что вам понравилось, но это не научпоп, а научное исследование.
И сюжета про специальных сифилитичных негров для облизывания в их кАталоге нету. Так что к следующей работе, если захотите, раз уж в Питере, можете дать интервью и ваши показания запротоколируют :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 13:03
Ого, спасибо))
У меня просто общий тэг «научпоп», мне самой так искать по прочитанному проще.

цитата Наследный принц

Так что к следующей работе, если захотите, раз уж в Питере, можете дать интервью и ваши показания запротоколируют

собственно, на этом сюжет заканчивается, продолжения истории там нет и никто из других моих родственников его не повторял)) так что можно брать как есть) Если авторам нужно именно интервью и это им поможет в работе — я готова, конечно)


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 15:12
Надо тоже взять.


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 18:49
Забавно про облизывание бутылок. Мне в раннем детстве так говорили про леденцовых петушков на палочке, только там фигурировали цыгане, которые лижут свой товар, чтобы блестел. Мама утверждает, что ей это говорили еще в довоенном Ленинграде, то есть корни у легенды какие-то совсем старые
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 20:48
Да, петушков мне тоже запрещали покупать, уж не помню, с каким обоснованием, но явно не с тем, что это чистый сахар и неполезно:-D
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2019 г. 20:54
:beer:


⇑ Наверх