Потрясающе интересная книга, спасибо моему мужу, что он ухватил ее на ярмарке Nonfiction, а то я бы так и не узнала о ней. На следующий день после ярмарки взяла полистать — и так и читала до тех пор, пока не нужно было уже ложиться спать; на второй день книга внезапно закончилась.
Откровенно говоря, я ждала либо гэгов (истории про «гроб на колесиках» и все такое), либо ностальгических шуточек из серии «а вы тоже жевали гудрон?» (я — да, если что). Но книга оказалась совсем другой, настоящим глубоким и серьезным исследованием профессиональных антропологов-фольклористов, при этом очень легко и весело написанным. Для меня самая потрясающая вещь в этом исследовании — в том, как авторы устанавливают связи между вещами, на первый взгляд совершенно несвязанными, и насколько логичными эти связи кажутся потом, после того, как о них прочитаешь.
Подзаголовок книги — «Городские легенды и страхи в СССР», и он в большей степени отражает ее суть. Авторы, действительно, разбирают городские легенды — тот вид фольклора, который долго не признавался исследователями (особенно — отечественными) — ну как же, ведь «народное творчество» бывает только у каких-нибудь отсталых народов севера или Африки, это бабушки по деревням сказки рассказывают. А те безумные байки, которые можно услышать от совершенно обычных людей в очереди в городской поликлинике в столице — это что? Вот они и есть, городские легенды. Передаваемые зачастую в формате «я не знаю точно, но люди говорили» — а дальше — все что угодно. Например, что американские джинсы (которые проникали в СССР, понятно, нелегально и были предметом априори вражеским) задажены сифилисом. Или что маньяки нападают на людей в красном. Или детские страшилки про «черную машину». Авторы разбирают довольно много примеров, основанных на свидетельствах (в том числе — частных письмах и дневниках) советских людей. Какие-то мне лично совсем неизвестны (понятно, все истории, связанные с советской классической атрибутикой — я это время уже не застала), а вот о том, что некие сюжеты существуют, могу засвидетельствовать на личном опыте. Мой отец, к примеру, чтобы отучить меня в детстве пить газировку «из горла», утверждал, что все горлышки пластиковых бутылок «облизывают грязные негры, больные сифилисом» (представьте, как производители заморочились!) И тут же авторы разбирают пачку легенд на тему «зараженности» бытовых иностранных предметов, от джинсов до кока-колы, причем не чем-нибудь, а преимущественно сифилисом — потому что это не просто неприятная болезнь, но еще и постыдная, что делает идею еще отвратительнее.
Но сбор пачки таких расхожих сюжетов — только начало исследования, самое интересное происходит дальше, когда авторы начинают анализировать, *почему* зародилась та или иная легенда, как она развивалась и трансформировалась. К примеру, про «зараженные иностранные вещи» — идея происходит из активной советской пропаганды накануне Олимпиады, что «ничего у иностранцев брать нельзя», которая «на местах» приобретала уж совсем дикие объяснения и дальше пошла в народ. Не то чтобы были случаи, но мало ли — а бедных деток надо защищать, вдруг им интурист и правда жвачку с иголками подсунет.
Этот анализ легенд позволяет связать две очень далекие вещи: масштабные события в истории страны, такие как большой сталинский террор или Олимпиаду-80, и диковатые сплетни и слухи, которые рассказывают на кухнях. Причем в какой-то части эти «народные идеи», действительно, пыталось навязать государство, но они быстро выходили из-под контроля, и иногда государство не знало, как их потом остановить. Например, после «Дела врачей» народ начал массово отказываться прибегать к врачебной помощи (в частности — врачей-евреев, но в основном — любых врачей вообще), потому что «злодеи залечат». (Уж не знаю, отголоски это той истории или обычное упрямство, но я со своими родителями регулярно сражаюсь на тему «болеешь — иди к врачу»).
Я могла бы еще долго разливаться на тему, насколько интересна эта книга, но вместо этого рекомендую ее просто всем прочитать. Еще, конечно, было бы очень интересно увидеть такой анализ применительно не к советским, а современным легендам, но, наверное, такой материал должен «отлежаться», да и вычленить настоящие расхожие сюжеты от однодневок в эпоху интернета, наверное, сложнее.