Александр Ивич А Беляев


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Александр Ивич " А. Беляев «Человек, нашедший свое лицо» 1941
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Ивич « А. Беляев «Человек, нашедший свое лицо» 1941

Статья написана 26 декабря 2019 г. 19:55

Литературное обозрение, 1941, №3 (март) – с.13-15

Александр БЕЛЯЕВ. Человек, нашедший свое лицо. «Советский писатель». Л. 1940. Стр. 300. Тираж 10 000.

Ц. 5 руб.

Фантастические и научно-фантастические романы А. Беляева широко известны.

Мастер острого сюжета, напряженной интриги,— Беляев умеет завладеть интересом читателя, заставить его не отрываясь прочесть книгу.

В своей работе Беляев следует литературной традиции романов Уэллса,— следует довольно точно. Это во многом определяет и достоинства и недостатки его произведений.

Многие романы и повести Уэллса посвящены событиям невероятным, мотивированным псевдо-научными, на самом деле невозможными, открытиями или изобретениями. Наиболее известная его вещь такого жанра — «Человек-невидимка». Уэллс, сознательно допуская первоначальную логическую или научную ошибку, хорошо замаскированную, в дальнейшем изложении интересно разрабатывает последствия своего фантастического допущения, мастерски совмещая реальный и фантастический планы. В этих вещах всегда присутствует психологическая или социальная идея, которая в сущности и является художественным оправданием произведения, подымает его над уровнем развлекательной литературы.

Беляев часто пользуется этим уэллсовским методом внешне правдоподобных, но на самом деле научно не оправданных допущений (романы «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»). Но психологическое и социальное содержание этих произведений значительно беднее, чем у Уэллса, если не вовсе отсутствует. Зани-

мательная фабула оказывается полой: в ней нет добротного заполнителя. Фантастические опыты героев Беляева — бесцельны, они не отражают действительных перспектив науки.

Творчество Беляева не исчерпывается такими вещами; у него есть научно-фантастические романы, основанные на реальных перспективах науки и техники, например «Прыжок в ничто»,. Умело включая познавательный материал в сюжетную ткань, Беляев в этом романе дает интересный вариант дальнейшего развития идей Циолковского о межпланетных путешествиях.

Все лее между творчеством талантливого писателя и его принципиальными установками, изложенными в статьях, есть несомненный разрыв.

«Советская наука и техника — писал он — неиссякаемый источник тем для научно-фантастических произведений. На этом пути писатель может явиться не только популяризатором новейших научных знаний, но и провозвестником дальнейшего прогресса, следопытом научного будущего» («Детская литература», 1938, № 15/16).

К фантазированию о науке коммунистического общества, о технических последствиях работы советских ученых и изобретателей Беляев все еще не подошел.

Действие нового его романа развивается в Америке. В нем есть черты, выгодно отличающие его от «Человека-амфибии» и «Головы профессора Доуэля». В тех романах речь шла о попытках механистического, насильственного изменения человеческой природы и оживлении умерших оперативным путем. Идея эта мало плодотворная, не научно-фантастическая, а чисто фантастическая, что и указано, например, в послесловии профессора Неми-лова к «Человеку-амфибии».

«Человек, нашедший свое лицо» посвящен проблеме «исправления» недостатков, уродств, происшедших из-за неправильного функционирования гипофиза (придатка мозга).

Герой романа — талантливый киноартист Престо — карлик и урод. Каждое его движение, звук голоса, мимика — все возбуждает неудержимый смех. Своей мировой славой он обязан, по мнению кинопредпринимателей, только этой необычайной внешности и широкой рекламе. Но сам он знает, что в нем таятся огромные возможности трагического актера. В противоречии между внешностью и характером таланта, в невозможности ответной любви

13

(он любит красавицу киноактрису) — драма Престо. До него доходит слух о докторе Цорне, преображающем людей, оо-здающем из уродов людей нормальных. Он отправляется к нему, узнает, что препараты гипофиза могут его преобразить, и начинает лечение. Он наблюдает в санатории Цорна, как патологические толстяки, уроды с непомерно развитыми конечностями в течение небольшого срока становятся неузнаваемыми. Метаморфоза происходит и с ним под влиянием лечения. Он достигает нормального роста, исчезают все уродства. Престо становится красавцем.

Но тут новая драма. В результате преображения погиб всемирно известный артист, создавший новый жанр, артист, чье искусство было неразрывно связано с его внешностью. Он доставлял радость и отдых миллионам тружеников. Его преображение вызывает протест, зрители считают, что он не имел морального права изменять свою внешность.

Суд под влиянием хозяев киностудий отказывает в признании тождества прежнего и нового Престо. Артист должен совершить кражу из собственного дома, чтобы не умереть с голоду. На его многомиллионное состояние наложен запрет, он привлечен к суду за кражу, прокурор вносит законопроект о запрещении изменения внешности и о конфискации имущества у проделавших такую операцию. Закон должен иметь обратную силу. Женщина, которую любит Престо, считает, что он потерял свою славу, и снова отказывает ему.

Престо, по совету юриста, пригласив на ужин всех, кто организовал травлю против него, подсыпает в вино лекарство, украденное у Цорна. Судья, прокурор, хозяин киностудии, кинозвезда, ее партнер, за которого она собирается выйти замуж, становятся уродами. Одни непомерно толстеют, другие вырастают, третьи сморщиваются. Им всем приходится ехать лечиться к Цорну и, конечно, снять свой законопроект.

Престо получает половину своего огромного состояния — другую половину поглотили юристы и неустойки. В уединении он готовится к дальнейшей деятельности артиста — ищет свое новое лицо.

Престо организует собственное кинопредприятие на кооперативных началах, приглашает безработных актеров. Он пишет сценарий, начинает снимать картину, где главные герои — безработный и прачка. Эта картина должна разоблачить 14

социальное зло. Предприниматели ведут бешеную кампанию против нового конкурента. У Престо нехватает денег закончить съемки. Продажная печать пускает в ход клевету. В доме Престо живет со своим дядей девушка, которую Престо пригласил играть главную роль в фильме. Это дает повод газетам пустить сплетню о близких отношениях Престо с Эллен, что в американских условиях, по мнению Беляева, равно не только гибели моральной репутации девушки, но и деловому краху Престо. А он действительно любит девушку и делает ей предложение.. Эллен, устрашенная клеветой, отказывается от брака, хотя тоже любит артиста. Картина в конце концов снята, она имеет мировой успех. Сердце Престо разбито, но его слава восстановлена, и он решает посвятить свою жизнь мести и борьбе средствами искусства с теми, кто разбил его жизнь, т. е. с буржуазным обществом

Фантастика романа построена на серьезном фундаменте современных физиологических исканий и потому она добротна.. Беляев отказался от эффектных, но несерьезных оперативных методов изменения человеческой природы и обратился к тому пути, по которому идет современная наука.

Вместе с тем в романе есть психологическая и социальная тема. Но трудно считать ее разработку большим успехом писателя.

Престо, оставшись на короткое время без своих миллионов, сделавшись предметом несправедливого преследования суда и клеветы печати, становится «разоблачителем социального зла», защитником артистов от эксплоатации, чуть ли не* законченным революционером. Вместе с физической в нем произошла и «чудесная интеллектуальная метаморфоза». Если метаморфоза физическая мотивирована в романе убедительно и интересно, то метаморфоза интеллектуальная, особенна быстрое изменение классовых симпатий, представляется действительно чудесной. Она не имеет достаточно реальных мотивировок.

В сатирическом изображении американского буржуазного общества много наивного, примитивного. В сущности Беляев не дает сколько-нибудь углубленной, социально или психологически интересной* разработки общих, хорошо известных, положений о несправедливости и корысти капиталистов, о купленных ими судьях, печати и т. д.

Не вполне убедительны и сюжетные мотивировки. Автору надо сделать Престо несчастным в личной жизни. Поэтому Эллен решает уехать от него и отказаться от артистической деятельности, несмотря на огромный успех. Такая сверхост-рая реакция на клевету в печати не вытекает из характера Эллен, волевой, самостоятельной девушки, и поддерживающего ее решение дяди.

Однако, в романе есть и психологические находки. Престо мечтает после физической метаморфозы стать трагиком, но, оказывается, раскрытие трагической темы современного буржуазного общества требует комического таланта, и он с новыми внешними данными остается комиком. Это и есть его «найденное лицо». Здесь повидимому содержится намек на последние работы Чарли Чаплина — и намек уместный, не грубый.

Есть в романе рассуждения об искусстве. К сожалению, они еще более поверхностны, чем социальная сатира. Героиня сценария Престо — прачка. Наблюдая, как Эллен стирала белье, Престо заметил, что

«трудовые движения могут быть так же красивы и изящны, как художественная пластика, что самые хитроумные изощрения не могут лучше показать красоту форм, линий, динамику живого человеческого тела, чем эти трудовые позы и жесты».

Это было откровением для опытных артистов.

Мысль правильная, хотя не очень новая. Вряд ли она могла быть для хорошего артиста откровением. Заметим, кстати, что выражение «трудовая поза» не очень точно и уместно. Серьезнее другое. Цре-сто поручает роль прачки Эллен, считая, что опытная киноартистка с ней справиться не может, не сумеет так верно воспроизвести трудовые движения. Убеждая Эллен не отказываться от роли, он говорит:

«Поймите же... что одно дело — стирать белье в хижине сторожа и другое — перед аппаратом. Самая лучшая прачка забывает свои привычные движения, как только ее начинают снимать. Она или смущается, и у нее все летит из рук, или начинает стирать так, как ей кажется нужно для экрана. И только по-настоящему талантливые люди могут устоять перед этим испытанием — съемкой».

Это, конечно, неверное определение таланта и неправильная эстетическая теория. По Беляеву выходит, что задача артиста чисто натуралистическая. Надо

только не растеряться перед аппаратом и? точно воспроизвести процесс настоящей стирки. Между тем реалистическое воспроизведение любого трудового процесса, в искусстве совершенно не равнозначно его точному повторению. Иначе съемка незамечающей киноаппарата прачки и была бы идеальным решением художественной задачи. *

Все дефекты романа сводятся в сущности к одному. Превосходно владеющий: развитием интриги и понимающий подлинные задачи советской научной фантастики, писатель к решению литературных задач подходит несколько поверхностно,, прикрывая занимательностью сюжета неточные ходы идейного и психологического развития романа. Образы его героев рас^ плывчаты, потому что в их поступках нехватает внутренней логичности, психологической последовательности. В сюжетных ходах есть насилие над намеченными характерами.

Но большая содержательность «Человека, нашедшего свое лицо», по сравнению с вещами Беляева, появлявшимися за последние годы, убеждает, что лучшие его произведения — впереди.

А. Ивич



Тэги: Беляев


92
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх