Сериалы фэнтези Барбара


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «georgkorg» > Сериалы фэнтези (Барбара Хэмбли "Драконья Погибель", Роберт Джордан "Колесо Времени", Джордж Мартин "Песнь льда и огня", Глен Кук "Черный отряд"...)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сериалы фэнтези (Барбара Хэмбли «Драконья Погибель», Роберт Джордан «Колесо Времени», Джордж Мартин «Песнь льда и огня», Глен Кук «Черный отряд»...)

Статья написана 31 декабря 2019 г. 13:09

Данная статья была написана в 2002 году и опубликована в журнале Паттерн. С тех пор минуло практически двадцать лет. Но последние события заставляют взглянуть на эту статью новым взглядом. Да, конечно, некоторая информация устарела. Цикл Джордана с тех пор был завершён Брендоном Сандерсоном, а сам Роберт Джордан оставил этот мир... Джордж Мартин, хотя и написал еще пару романов, но от завершения цикла всё так же далёк... И, что самое интересное и пророческое — именно эти сериалы стали основой для культовых сериалов, за исключением Хэмбли. "ПЛиО" уже прогремел. "Колесо Времени" и "Чёрный Отряд" ждут своего часа. И даже "Ведьмак" уже не даёт покоя как зрителям, так и критикам... А издатели успешно возвращают эти сериалы читателям в полном и улучшенном варианте... Так что лишь еще раз подтверждается истина, что что-то новое — это просто хорошо забытое старое... Еще примечательный факт — если на рубеже нового тысячелетия все эти сериалы выпускало издательство АСТ, то сейчас это делает Азбука.


Барбара Хэмбли Драконья Погибель. Драконья Тень: Романы / Пер. с англ. Евгения Лукина, В. Волковского. (Barbara Hambley — Dragonsbane — 1985 — Dragon`s Shadow — 1999) М., СПб.: АСТ, Terra Fantastica (серия "Золотая серия фэнтези"), 2002. — 604 с. Тираж 10000 экз. ISBN 5-17-011886-4 ISBN 5-7921-0495-6

Роберт Джордан Сердце зимы: Роман в 2 книгах / Пер. с англ. Т. Велимеева. (Robert Jordan — Winter`s Heart — 2001) М., СПб.: АСТ, Terra Fantastica (серия "Век Дракона"), 2001. — 398 + 398 с. Тираж 15000 экз. ISBN 5-17-010393 (Кн. I) ISBN 5-17-010394-8 (Кн. II) ISBN 5-17-008943-0 ISBN 5-7921-0459-Х

Джордж Мартин Буря мечей: Роман в 2 книгах / Пер. с англ. Ю.Р. Соколова. (George Martin — A Storm of Swords — 2000) М.: АСТ (серия "Век Дракона"), 2002. — 557 + 558 с. Тираж 15000 экз. ISBN 5-17-014014-2 (Кн. I) ISBN 5-17-014015-0 (Кн. II) ISBN 5-17-013268-9

Глен Кук Солдаты живут: Роман / Пер. с англ. А. Новикова. (Glen Cook — Soldiers live — 2000) М., СПб.: АСТ, Terra Fantastica (серия "Хроники Века Дракона"), 2001. — 635 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-17-007834-Х ISBN 5-7921-0412-3


Условно обозначаемая жанром разновидность фантастической литературы под названием "фэнтези" уже давно завоевала свою рыночную нишу, но, прежде всего — выработала определенный набор специфических штампов или приемов, сводящихся не только к банальному антуражу, но также к структуре текста, композиции, системе образов и стилистике. Сейчас уже можно говорить также и о том, что в рамках этого "жанра" существуют не только различные виды "поджанров", классифицируемые исходя из антуража, степени "реалистичности" происходящего действия с учетом некоторых условностей, но и исходя из наличия или же отсутствия серийности. По своей структуре все сериалы (в первую очередь речь идет именно о фэнтези, хотя это в такой же степени может быть отнесено и к "научной" фантастике, космической опере, как, впрочем, и практически любому виду литературы) можно примерно разделить на три категории. Две из них будут полярными, третья – смешанной.

Первую, наиболее примитивную категорию, назовем "прерывным" сериалом. Суть такого сериала сводится к следующему: в первой серии определяется фон, "завязывается" энное число сюжетных линий, но обычно их число не превышает одной-двух, и в этой же серии они полностью "развязываются". Во второй серии на том же самом фоне "завязываются" и "развязываются" другие сюжетные линии. В этом случае следующую по хронологии серию обычно называют "сиквелом", а предстоящую — "приквелом". Стоит отметить, что чаще всего сюжетные линии подобных сериалов имеют достаточно простую структуру: в случае с фэнтези это "квест", то есть путешествие, целью которого является уничтожение антигероя, достижение определенного уровня развития или получение определенного артефакта. В такого рода сериалах все герои чаще всего со стопроцентной четкостью распадаются на архитипические типы: герой, помощник, даритель, вредитель, антигерой и так далее. Наиболее типичным примером такого сериала является многотомная эпопея о Конане-варваре, развязанная уже после смерти автора-создателя этого героя – Роберта Говарда...

А в данном случае – это книга Барбары Хэмбли "Драконья Погибель. Драконья Тень". Если первая часть была известна в блестящем переводе Евгения Лукина, то вторая даже не заслуживает такого перевода – это типичный представитель весьма незамысловатого продолжения. Вся оригинальность сериала исчерпана уже в первой части, кстати, даже не предполагающей продолжения, поэтому все элементы второй части сведены к набору банальностей.

Второй категорией является "непрерывный" сериал. Такой вид встречается намного реже, а суть его состоит в том, что отдельные части не "развязывают" "завязанных" сюжетных линий, а только еще плотнее их "затягивают", еще больше дразня читательское любопытство. В этом случае весь текст становится мегатекстом, где отдельные части и даже тома – лишь главы единого повествования. Причем, эти главы могут быть громоздкими даже по отдельности. И если сериал Филиппа Фармера "Мир Реки" состоит всего из пяти романов, каждый из которых умещается в одном томе, то сериал Роберта Джордана "Колесо времени" на данный момент состоит уже из девяти романов, каждый из которых выпущен в двух или даже трёх томах, при этом это еще не конец...

Отличительными чертами такого сериала являются: с одной стороны – отсутствие чересчур искусственного "завязывания" новых сюжетных линий, с другой — искусственное же растяжение или оттягивание "развязывания" сюжетных линий. Кроме того, авторы очень часто "растягивают" текст путем помещения в него справок-памяток, содержащих сведения о том, что было раньше, а также об основной фабуле.

Перейдем же к одному из таких сериалов: девятый роман "Колеса времени" Джордана под названием "Сердце зимы" выдерживает взятый темп, хотя и немного продолжает тенденцию к разбуханию и затормаживанию. В целом же чрезвычайно большой объем используется автором для еще более детального описания характеров персонажей, которые к девятому роману либо становятся родными для читателя, либо просто ненавистными, а также для более детального описания созданного мира, что уже само по себе заслуживает внимания, так как обычно все описания исчерпываются уже в первой части, а дальше следуют вынужденные нагромождения. Здесь все выглядит достаточно гармонично и правдоподобно, как с точки зрения описания различных культур, так и с точки зрения их столкновения и взаимопроникновения. Но вот само действие и диалоги все больше затухают и затягиваются...

В современном литературном мире сериал Джордана является самым масштабным и пока существует лишь один конкурент, у которого есть шансы превзойти его не только объемом, но и качеством (речь не пойдет о халтурных "Правилах волшебника" Терри Гудкайнда, которые, во-первых, во многом содраны с "Колеса времени", а во-вторых, имеют несколько иную структуру – скорее "прерывную", но, несмотря на это главным недостатком этого сериала является практическая невозможность его спозиционировать, так как по степени реалистичности изложения и уровню наивности он в отличие от сериала Джордана явно предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, но в отличие, скажем, от сериала Пирса Энтони "Ксанф", предназначенного для этой же аудитории, имеет несколько ненормативное содержание, например, извращенные формы секса, в результате чего он может быть прочитан либо чрезвычайно "продвинутыми" в этом вопросе детьми, либо чрезвычайно отсталыми в своем интеллектуальном развитии взрослыми).

Речь же идёт об относительно свежем сериале Джорджа Мартина "Песнь льда и огня", в который уже сейчас входит три полноценных двухтомника, а, судя по количеству "запутанных" сюжетных узлов, можно ожидать еще как минимум столько же. По качеству Мартин несколько обгоняет Джордана: это проявляется, во-первых, в большей концентрации действия, большем количестве персонажей и их разнообразии, а также в жесткости описываемого действия. Повествование Джордана гораздо более чисто и романтизировано, у Мартина же текст отдаёт суровой и даже циничной реалистичностью. И то, от чего герои Джордана заливаются краской, герои Мартина делают с усмешкой на лице. Впрочем, такое различие можно отнести на счет различной степени поэтизации созданного мира: Мартин хочет несколько принизить "средневековую" фэнтези путем описания подлинной жестокости средневекового мира и "магическую" фэнтези путем сведения к минимуму самого магического элемента происходящего. Джордан же, наоборот идёт путём романтического подхода в духе Вальтера Скотта.

Еще одной любопытной особенностью сериала Мартина является структура текста – он состоит из глав, озаглавленных по именам героев, которые действуют в данной главе. В результате большого количества героев роман даже можно "расчленить" по сюжетным линиям, которые далеко не всегда пересекаются, и читать их по отдельности. Причем, в зависимости от героя, действующего в главе, несколько различается и содержание и даже манера письма: главы о детях вполне выдерживают цензурные рамки и действительно могут быть прочитаны детьми (вплоть до раннего школьного возраста), "взрослые" же главы, напротив, жестче, в них даже изобилуют сексуальные сцены. Интересно, что автор даже использует разные слова в разных главах — если в детских он пишет "пиписка", то во взрослых — "член" или хотя бы "мужское естество"...

Третью категорию назовем "смешанной". Такого рода сериал имеет как сквозные сюжетные линии, так и сиюминутные, то есть возникающие и пропадающие в одной части сериала. Такие сериалы могут обладать одновременно всеми достоинствами и недостатками обеих предыдущих категорий – это зависит, скорее, от автора сериала и его талантов.

Типичным и одновременно с этим наиболее ярким (хотя и самым мрачным по содержанию) представителем такого вида сериалов является "Черный отряд" Глена Кука. Сейчас он состоит из десяти томов, и будем надеяться, что он завершен автором навсегда, так как в последнем, недавно вышедшем томе "Солдаты живут" Кук "закрыл" не только сиюминутные, но и сквозные сюжетные линии. И если он напишет еще один том, он автоматически перейдет в "прерывные".

Говоря о "Черном отряде" стоит отметить, что практически все его части имеют различия в стилистике – это объясняется различием персонажа, от лица которого ведется повествование, а также старением основного рассказчика – порывистость и нетерпеливость молодого рассказчика в начальных романах сменяется неторопливостью, дотошностью, говорливостью и тягой к рассуждениям старика в последнем романе.

Смешанность этого сериала проявляется еще и в том, что он состоит из двух подциклов и отдельного, почти косвенного романа ("Серебряный клин" – кстати, одного из самых сильных, отличающегося не только особым психологическим надрывом, но и принадлежностью другому "поджанру" — если все остальные романы можно назвать "походными" или "военными", то этот, скорее подходит под определение "городского" романа).

Еще одной особенностью сериала Кука является то, что у автора существовала возможность очень гладко закрыть сериал, не развязывая основной сюжетной линии, а просто обрывая ее – после романа "Тьма", это выглядело бы вполне убедительно, а также отличалось бы определенной оригинальностью – частичной незавершенностью. Но автор пошел дальше: он "отодвинул" эту незаконченность на два романа, усилив ее частичность. Самая главная сюжетная линия – поиск утерянной мечты – закрыта, но осталась другая – вечный поиск вообще – поиск чего-то абстрактного. Если же говорить о возможности продолжения автором этого сериала, нельзя игнорировать и тот факт, что созданная им почва позволит вполне достоверно создать и "приквелы", которые изначально будут отличаться куда большей оригинальностью, чем в большинстве других сериалов...


Некоторые другие сериалы, независимо от их качества:

Гарри Тертлдав "Пропавший легион" – смешанный;

Джон Р.Р. Толкин "Властелин колец" – непрерывный, но если иметь в виду "Хоббита" и "Сильмариллион", то тоже смешанный;

Гарри Гаррисон "Стальная Крыса" и "Билл, герой галактики" – оба прерывные;

Роджер Желязны "Амбер" – смешанный, но если его разделить на два пятикнижия, то каждое окажется непрерывным;

Филипп Фармер "Многоярусный мир" – смешанный, имеющий к тому же схожую структуру, что и пятикнижия Желязны;

Роберт Асприн "МИФ" – прерывный;

Пирс Энтони "Ксанф" – прерывный;

Анджей Сапковский "Ведьмак" – смешанный…





1630
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 декабря 2019 г. 18:30 цитировать
Зачем?


Ссылка на сообщение1 января 20:09 цитировать
Говорить о Мартин как о более «качественном» писателе, чем Джордан?
Нуну
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 января 09:40 цитировать
Согласен. Как сравнить Мартинский божий дар с джордановской яичницей.
 


Ссылка на сообщение3 января 13:39 цитировать
+1
 


Ссылка на сообщение3 января 14:45 цитировать
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение4 января 13:53 цитировать

сообщение модератора

zdesmoidom.ru получает предупреждение от модератора
Обойдитесь пожалуйста без ругани в эти светлые зимние каникулы.


Ссылка на сообщение4 января 15:13 цитировать
Сериал Джордана — мой любимый) И «Черный Отряд» я раз пять перечитывал. И еще буду перечитывать) Мартин мне нравится гораздо меньше, а сериал я не смотрел — невозможно его смотреть после того, как книги прочитал.


Ссылка на сообщение4 января 15:42 цитировать

цитата

Первую, наиболее примитивную категорию, назовем «прерывным» сериалом

Это называется -- цикл.

цитата

Второй категорией является «непрерывный» сериал.

А это собс-но и есть сериал, без каких-либо эпитетов.

цитата

Третью категорию назовем «смешанной»

Роман-эпопея. Все это давным-давно исчислено, взвешено и описано в умных статьях (напр., в статье Аренева).
И кстати, на Фантлабе очень долго была принята такая классификация. Потом упразднили, оставив только Ц и РЭ, но -- не сразу. 8-)
Так что, уважаемый автор, простите конечно, но вы изобретаете велосипед.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 17:19 цитировать

цитата the Химик

Роман-эпопея. Все это давным-давно исчислено, взвешено и описано в умных статьях (напр., в статье Аренева).
И кстати, на Фантлабе очень долго была принята такая классификация. Потом упразднили, оставив только Ц и РЭ, но -- не сразу. 8-)
Так что, уважаемый автор, простите конечно, но вы изобретаете велосипед.


Обратите пожалуйста внимание на дату публикации этой статьи. И потом ради интереса сравните с датой статьи Аренева, которую вы приводите. ;-)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх