185 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 185. Иллюстрированный Пушкин: Домик в Коломне (худ. О.Биантовская)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

185. Иллюстрированный Пушкин: Домик в Коломне (худ. О.Биантовская)

Статья написана 8 января 2020 г. 17:57

Возвращаюсь к обзорам иллюстрированной пушкинианы. У меня появилось несколько изданий с произведениями, которые были рассмотрены уже давно. Это поэмы «Домик в Коломне» и «Граф Нулин» (в одном издании), а также повесть «Пиковая дама» (целых два издания).

Начну с этой книги.

Стихи и поэмы А.С. Пушкина с иллюстрациями О.Биантовской (2016)
Стихи и поэмы А.С. Пушкина с иллюстрациями О.Биантовской (2016)

В этом сборнике «Домик в Коломне», «Граф Нулин» и стихотворения (по большей части поздняя философская лирика — «Каменоостровский цикл»). Художница — О.Биантовская, наша современница, которую можно отнести к советской школе. Художница представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/art4703. Книга представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition244765.

Книга уменьшенного формата. Дизайнеры пытались зрительно увеличить число картинок (после страничной иллюстрации часто давали ее увеличенный фрагмент на разворот). Жалкие потуги...

Даю библиографическое описание этой книги по образцу каталога-справочника для иллюстрированных изданий Пушкина.

Стихи и поэмы А.С. Пушкина с иллюстрациями О.Биантовской. — СПб, 2016. — 106 с.; 16,5 см.

БИАНТОВСКАЯ О. — 24 цв. илл.: Домик в Коломне: 7 цв. страничных иллюстраций; Граф Нулин: 10 цв. страничных иллюстраций; Стихотворения разных лет: 7 цв. страничных иллюстраций.




Полностью книга выложена на сайте: https://www.russianlaw.net/files/art/bia/.... Причём некоммерческое использование поощряется (т.е. скачивать для личных нужд можно). Требуется только указать название книги («Стихи и поэмы А.С. Пушкина с иллюстрациями О.Биантовской»), сделать указание на «Проект «Сохранённая культура»» и дать ссылку на Интернет-адрес www.russianlaw.net. Всё, требования соблюдены — сохраняю здесь в приложенном файле электронную версию книги (в формате PDF).

Бумажная книга тоже распространялась бесплатно. Мне при первичном распространении не досталась. Но какая-то добрая душа сдала книжку на «Озон», где её продавали уже в качестве букинистики. Там и купил за 400 руб. (настоящих денег 200 руб. потратил). А если бы не беспринципные владельцы бесплатного экземпляра, я вообще бы никогда книгу не получил.

Зачем покупать бумажную версию, когда есть электронный макет, с которого книга печаталась?

Во-первых, формат. Невозможно на экране гаджета понять, какая она, эта книжка — огромная или карманная (от размера экрана всё зависит).

Во-вторых, трёхмерность. По сравнению с электронными сканами бумажная книга всё же трёхмерна, восприятие двухмерных вроде бы картинок (которые, конечно, с цифрового носителя распечатаны) зависит, оказывается, от рассматривания их под небольшими углами (в случае с гаджетами рассматривается под разными углами экран, а не изображение в нем).

В-третьих, освещение. Всё-таки процесс рассматривания — из сферы оптического преломления света. Естественный (или электрический тёплый) свет, отражённый от бумаги, делает процесс рассматривания более приятным.

Но, конечно, при наличии электронной версии книги на приобретение версии бумажной тянет, только если появилось желание продолжить знакомство с книгой. У меня появилось. Цена книги на «Озоне» позволила желание реализовать.




«Домик в Коломне» — поэма, которая полностью иллюстрировалась только один раз — В.Фаворским в 1929 году (см.). Остальные художники довольствовались одной-двумя иллюстрациями (см.). Выбор Биантовской нетривиален. Появление новой сюиты (второй за столетие) к «Домику в Коломне» — уже событие.

Пушкин на диване
Пушкин на диване

У Биантовский рисунки в слегка наивной манере, как для детских книжек. Приглушённые цвета сдержанного спектра. Мне картинки напоминают советскую «умную» мультипликацию 1970-х — 1980-х гг. (образцом которой является, конечно, Норштейн).

Особенностью «Домика в Коломне» является роль Пушкина-рассказчика: он много говорит о творчестве, о себе, вспоминает одну из своих безответных любовей (графиню!) и т.д. Наверное, в этой поэме Пушкина больше, чем даже в «Евгении Онегине». Поэтому естественно, что художница в своей сюите уделяет Пушкину столько места: ему посвящена ровно половина сюжетных иллюстраций — три из шести (если учитывать фронтиспис к поэме, где Пушкин на диване развалился)

Фигура Пушкина-рассказчика:

Собственно сюжет поэмы прост: девушка Параша тоскует, а за окном — гвардейцы.

Матушка велит Параше найти новую кухарку. Является кандидатка: «высокая, собою недурная». А потом матушка застаёт кухарку за бритьём...

Прекрасно передан художницей настрой поэмы и решены характеры действующих лиц. Поэма-то водевильная, а слегка карикатурный стиль рисунков позволяет дать характеристику персонажей адекватно пушкинскому тексту. Достойный вклад в иллюстрированную пушкиниану.






173
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх